Программа поликультурного образования «Северное сияние» на 2013-2017 год
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 22"
г. Северодвинска Архангельской области
Программа поликультурного образования
«Северное сияние»
на 2013-2017 год
Учитель начальных классов: Клементьева Анастасия Михайловна.
Введение.
Программа поликультурного образования в начальных классах МБОУ «СОШ№22» рассчитана на временной промежуток 2013-2017 учебные года и предполагаетучастие обучающихся 1- 4 классов школы.
Данная программа призвана решать такие актуальные проблемы нашего времени, как сохранение и развитие культурного наследия различных народов России, а также открытость многонациональной российской культуры по отношению к другим странам,
народам и культурам.
Программа поликультурного образования является дополнением и продолжением реализуемой в школе программы духовно-нравственного воспитания обучающихся «Я – гражданин своего города, своей страны», так как в связи со становлением и развитием в России гражданского общества требуется повышение уровня реализации задач приобщения школьников к национально-культурным традициям русского народа, других народов России, а также к этнокультурному наследию зарубежных стран.
Школа для детей является местом, где в новых условиях жизнедеятельности происходит освоение новой социальной позиции - роли ученика, расширяется сфера взаимодействия с окружающим миром, начинается формирование отношения к образованию, школе, педагогам и сверстникам, вырабатываются основы социального, гражданского поведения, характер трудовой, общественной, творческой деятельности. Уклад жизни в школе интегрирует основные виды и формы деятельности ребенка: урочную, внеурочную, внешкольную, семейную, общественно полезную, трудовую, эстетическую, социально коммуникативную и др. В школе созданы необходимые условия для качественного обучения и воспитания детей, которые улучшаются в соответствии с новыми требованиями к учебно-воспитательному процессу.
Анализ образовательного и воспитательного пространства школы-интерната позволил выделить проблему воспитания подрастающего поколения: изменение поликультурного и полиэтнического пространства Северодвинска и Архангельской области в целом и недостаток необходимых знаний и убеждений в связи с ростом экстремистских проявлений на национальной основе в обществе может спровоцировать негативное отношение обучающихся к представителям других национальностей.
Все это определяет необходимость и особенность поликультурного образования учащихся. Программа будет реализовываться как в процессе обучения школьников, так и во внеурочной деятельности (дополнительном образовании) и воспитательной работе.
Концептуальная основа программы
Актуальность поликультурного образования как одного из главных факторов освоения, сохранения и развития культурного наследия человечества и укрепления межнационального сотрудничества обусловлена реальными потребностями современного российского общества и, в целом, мирового сообщества. Для России актуальность обусловлена:
обострением проблем межнационального общения в поликультурном и полиэтническом пространстве современной России;
необходимостью признания ценности каждой из самобытных культур народов России и создания достойных условий для их изучения и развития;
потребностью в восстановлении традиционной отечественной ценностно-нормативной системы общественной жизни;
ростом национального самосознания народов России и связанного с этим интереса к своим культурно-историческим и национально-культурным традициям;
недостаточным уровнем реализации в школах задач приобщения школьников к национально-культурным традициям русского народа, других народов России, а также к этнокультурному наследию зарубежных стран.
Концептуальными идеями поликультурного образования являются:
- формирование всесторонне и гармонически развитой личности, способной к творческому саморазвитию и осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на основе национальной традиции, ценностей российской и мировой культуры;
- формирование российской гражданской идентичности развивающейся личности в условиях социально-политического многообразия Российской Федерации, поликультурности и полилингвальности многонационального народа России;
- эффективная подготовка выпускников школы и вуза к жизни в условиях федеративного государства и современной цивилизации, расширение возможностей самореализации, социального роста, повышения качества жизни.
Нормативно-правовые документы
- Конституция Российской Федерации;
- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 15.01.1996 г.;
- Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- Концепция государственной национальной политики Российской Федерации;
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации (на период до 2025 года);
- Концепция развития поликультурного образования в Российской Федерации;
- Комплексная программа развития поликультурного образования;
- Федеральный государственный стандарт общего образования (ФГОС);
- Федеральная программа развития воспитания в системе образования России;
- Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации
(принята на заседании Правительственной комиссии – протокол №2(12) П-4 от 21.05.2003 г.;
- Устав школы-интерната, локальные акты.
Цель программы
Создание условий для формирования и развития комплекса личностных качеств обучающихся (патриотизма, гражданственности, толерантности, культуры межнационального общения и др.) на основе знакомства с национально-культурным многообразием России и зарубежных стран.
Задачи
- знакомство воспитанников с самобытными традициями русской культуры, особенностями культуры поморов, а также культур других народов России как воплощением общих духовно-нравственных ценностей и идеалов;
- формирование у школьников представлений о культурном многообразии современного мира и формах культурного взаимодействия разных народов;
- знакомство обучающихся с российскими и международными проектами и программами сохранения культурного наследия народов мира;
- организация разнообразных видов самостоятельной познавательной и творческой деятельности школьников по изучению культурного наследия народов мира;
- создание педагогических условий для участия обучающихся в процессах сохранения и развития традиций народной художественной культуры;
- освоение воспитанниками основных принципов межкультурного взаимодействия и межнационального общения в поликультурной среде современной России.
Предполагаемый результат
- на познавательном уровне – освоение образцов и ценностей родной, российской, мировой культуры, культурно-исторического и социального опыта человечества;
- на ценностном уровне – предрасположенность к межкультурной коммуникации и обмену, толерантность по отношению к другим народам, культурам, социальным группам;
- на оценочном уровне – умение четко формулировать собственное отношение к событиям и явлениям, ясно выражать свою точку зрения и аргументировать высказываемые суждения;
- на деятельностном уровне – активное взаимодействие с представителями различных культур при сохранении собственной языковой и культурной компетенции;
- на социально-психологическом уровне – осознание себя как гражданина российского общества, уважающего историю своей Родины и несущего ответственность за ее судьбу в современном мире.
Реализация Программы предполагает следующие направления:
1. Организация учебного процесса:
2. Организация внеурочной деятельности; системы дополнительного образования.
3. Реализация воспитательных мероприятий.
4. Психолого-педагогическое сопровождение.
В рамках данных направлений происходит формирование всех видов социокультурного опыта обучающихся:
- изучение родного края во взаимосвязи с культурой и историей России;
- формирование понимания и уважения к русской культуре и цивилизации;
- воспитание любви к родному слову, обогащение и развитие речевой культуры посредством изучения истории русского языка, его глубокого смыслового контекста;
- воспитание уважения к прошлому своего народа, восстановление исторической памяти;
- формирование понимания и уважения к иным народам, культурам, цивилизациям, включая культуру быта; создание условий для освоения человеком культуры и быта разных народов, перевода их в личностный опыт;
- изучение основ религиозной культуры разных народов;
- формирование нравственных идеалов на основе духовных и культурно-исторических ценностей;
- формирование гражданской позиции, основанной на уважении прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции Российской Федерации;
- формирование общественно одобряемых жизненных ценностей, развитие понимания, признания, соблюдения и умения защиты прав и свобод человека;
- воспитание чувства сострадания и готовности помочь другим людям;
- целенаправленное развитие умений вести открытый межконфессиональный и межкультурный диалог и осуществлять партнерство ради уважения и взаимного понимания и укрепления свободы верования и религий;
- осознание необходимости межнациональной солидарности и сотрудничества, готовность участвовать в решении проблем другого сообщества и этноса;
- пресечение подстрекательств к преступлениям, ненависти на почве расы, цвета кожи, пола, языка, религии, национального или социального происхождения и др.
Основные методы и методические приемы: в основу групповой и индивидуальной работы должны быть положены методы и приемы активного обучения и воспитания: лекции-беседы, дискуссии, методы разбора конкретных ситуаций, деловые и ролевые игры, психологические упражнения, тестирование, анкетирование, анализ ситуаций и собственных ощущений, тренинговые занятия и видеотренинги.
Механизм реализации программы
3.1 Урочная деятельность
Реализация Программы поликультурного образования осуществляется через:
- обогащение базовых образовательных дисциплин поликультурной проблематикой, путем включения в учебный процесс дополнительных материалов, способствующих поликультурному просвещению всех обучающихся вне зависимости от их национальной принадлежности (Таблица1);
- введение в 4 классе комплексного учебного курса «Основы религиозныхкультур и светской этики»;
- проектную деятельность.
Таблица 1 – Поликультурный компонент в изучении предметов.
Предмет. Раздел. Поликультурный компанент.
Литературное
Чтение. Русские народные
сказки.
Литература
зарубежных стран.
Летописи.
Былины.
Поэтическая тетрадь. Ценность русской народной культуры.
Ценность культуры других народов.
История Родины.
Гордость за русского человека.
Любовь к семье, к родным людям, восхищение
красотой родной природы
Окружающий
мир. Родной край-часть
большой страны.
Родная страна.
Наш адрес в мире.
Родословная.
Города России.Народы России.
Страны мира.
Природа России.
Страницы истории
Отечества.
Современная Россия.
Страницы
всемирной истории.
Моя малая родина, еѐ жители.
Города России. Путешествие по России. Отношения к людям другой национальности.
Красота природы России.
Выдающиеся люди и история моей страны.
Выдающиеся люди разных эпох.
Русский язык. Работа с текстом. Красота родной природы, воспетая классиками
литературы. Дружба между людьми разныхнациональностей.
Математика. Задачи на движение. Разные города моей страны.
ОРКСЭ Весь курс. Знание и уважение культурных и религиозных
традиций многонационального народа России,
умение вести диалог с представителями других
культур и мировоззрений, осознанное нравственное
поведение.
ИЗО Ты изображаешь,
украшаешь и
строишь.
Искусство и ты.
Искусство вокруг нас.Каждый народ –
художник.
Рисунки к сказкам народов мира
Изображение родной природы, злого и доброго
сказочного героя.
Приобщение к миру искусства через познание
художественного смысла окружающего
предметного мира своего дома, города. Знакомство схудожественными музеями родного города, страны, мира
Знакомство со своей Родиной через постройки,
предметы быта, одежду, украшения, народные
праздники, образы древнего русского города,
памятники зодчества; изображение традиционнойсельской жизни. Получение представления о
богатстве и многообразии художественных культур
мира.
Музыка Весь курс. Приобщение к основным направлениям мирового
музыкального искусства: фольклору, духовной
музыке, произведениям композиторов-классиков,
сочинениям современных композиторов. Введение
ребенка в мир музыки через интонации, темы и
образы русской музыкальной культуры. Обогащение
знаний обучающихся о музыке разных народов.
Технология Весенние сувениры.
Мастер учится у
мастеров.
Вещи, создающие
настроение
праздника.
Мастера и
подмастерья. Знакомство и изготовление сувениров разных
народов.
Знакомство с изделиями народных мастеров;
обычаями и обрядами, символикой вещей.
Изготовление народной игрушки.
Знакомство с историей и празднованием Рождества,
Рождественской звездой. Изготовление подарков кновому году и Рождеству.
Изготовление закладок из ткани с вышивкой понародным мотивам.
3.2 Внеурочная деятельность
Внеурочная деятельность предполагает:
- свободный выбор обучающимися области знаний в соответствии с их склонностями и интересами;
- создание условий для расширения и углубления знаний и умений по избранным направлениям;
- необходимость гармоничного включения процесса передачи уникального этнокультурного наследия в систему освоения личностью общечеловеческих нравственных, эстетических и культурных ценностей, обусловленного открытостью культур и обеспечивающего выход за рамки национальной замкнутости в интересах гармонизации межнациональных отношений в городе;
- создание условий для развития творческих способностей обучающихся.
3.3 Воспитательная деятельность
Основным направлением воспитательной деятельности является нравственное воспитание, основанное на принципах гуманистической педагогики, культурных традициях своего региона, патриотизме и гражданственности. Выпускник школы формируется на идеях принадлежностик своей национальной культуре, но при этом способен ценить достоинства других культур.
Воспитательная деятельность предполагает целенаправленную, каждодневную работу с обучающимися
- по формированию общечеловеческих ценностей: «жизнь», «добро», «семья», «дом», «любовь», «дружба», «Родина» и др.; - реализацию лозунга «Все разные – все равны!»;
- деятельность по реализации прав человека и соблюдения правозащитных функций, позволяющих обеспечить жизнь, достойную человека;
- по формированию позитивной национальной идентичности;
- формирование мужественности, ответственности и патриотизма.
Воспитательная работа опирается на школьные традиции, именно они формируют дух школы, определяют ее лицо, являются объединяющим началом для детей, педагогов, родителей. Через систему традиционных мероприятий идет воспитание гражданина и патриота своей Родины, приобщѐнного к культурно-цивилизационной традиции России.
Формирование гражданской ответственности, правовой самостоятельности, духовности, толерантности происходит через систему воспитательных мероприятий, которые классифицируются по направлениям:
- «Мой дом, моя семья» - формирование отношения к семье как к основе российского общества; представления об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями; уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим; знакомство воспитанника с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
- «Моя малая родина» - Воспитание любви, уважения и чувства гордости за свою малую родину.- «Грамматика общения» - формирование знания правил вежливого поведения, культуры речи, умения пользоваться «волшебными» словами, потребности быть опрятным, чистым, аккуратным, отрицательного отношения к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям; развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сочувствия другим людям; развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, социумом в решении общих проблем; формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам; формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты.
- «Ты и Я – мы оба разные, Ты и Я – мы оба классные» - формирование основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным, традициям, образу жизни представителей разных народов, формирование осознанного и уважительного отношения к разным религиям и религиозным организациям, религиозным традициям, к вере и религиозным убеждениям.
- «Моя Зеленая планета» - формирование знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики; воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде; формирование опыта эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе, участия в природоохранной деятельности.
- «Я - гражданин» - формирование основ российской гражданской идентичности, патриотизма и гражданской солидарности; пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество.
- «Листая прошлого страницы» - ознакомление с важнейшими событиями в истории России, других государств, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, содержанием и значением государственных праздников; формирование чувства гордости за историческое прошлое своего народа.
- «Мир вокруг» - ознакомление с историей, культурой, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России и других стран; получение опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми – представителями разных народов.4 Диагностика и мониторинг
Уровневые характеристики сформированности поликультурныхкомпетентностей
Высокий уровень: проявляют полные, разносторонние поликультурные знания, умеют применять их на практике. Имеют устойчивый познавательный интерес к поликультурным знаниям, положительную мотивацию к их освоению. В достаточной степени обладают поликультурными качествами (толерантностью, эмпатией, общительностью, бесконфликтностью и др.), необходимыми для позитивного взаимодействия с представителями разных культур. Поликультурные умения и навыки сформированы в полной мере. Обладают опытом взаимодействия с представителями разных культур. Всегда соблюдают социальные нормы и правила, принятые в поликультурном обществе.
Средний уровень: проявляют неполные поликультурные знания, редко умеют применять их на практике. Имеют слабый познавательный интерес к поликультурным знаниям, положительная мотивация к их освоению проявляется под педагогическим воздействием. Поликультурные качества (толерантность, эмпатия, общительность, бесконфликтность и др.),необходимые для позитивного взаимодействия с представителями разных культур, сформированы недостаточно. Поликультурные умения и навыки сформированы частично. Обладают небольшим опытом взаимодействия с представителями разных культур. Не всегда соблюдают социальные нормы и правила, принятые в поликультурном обществе.
Низкий уровень: проявляют отрывочные, бессистемные поликультурные знания. Не проявляют интереса к поликультурным знаниям, положительная мотивация к их освоению не проявляется, не обладают поликультурными качествами (толерантностью, эмпатией, общительностью, бесконфликтностью и др.), необходимыми для позитивного взаимодействия с представителями разных культур. Поликультурные умения и навыки не сформированы, опыт позитивного взаимодействия с представителями разных культур отсутствует. Не соблюдают социальные нормы и правила, принятые в поликультурном обществе.
5.Кадровое обеспечение программы.
Должность Функции
Директор Обеспечение системного подхода к организации воспитательного
процесса, создание необходимых условий для проявления активнойжизненной позиции, гражданственности и патриотизма, духовно-
нравственного воспитания обучающихся, обеспечение эффективного
социального взаимодействия; анализ состояния и совершенствование
воспитательной работы.
Заместитель
директора по ВР Разработка оптимальной модели воспитательного процесса с учѐтомспецифики учебного заведения, контингента воспитанников;
организация мониторинга эффективности воспитательной работы;
взаимодействие с органами государственного управления по проблемам поликультурного воспитания обучающихся.
Заместитель
директора по УР Осуществление контроля качества и содержания образования и
воспитания обучающихся; создание условий для обеспечения
эффективной учебно-воспитательной работы, для проведения
профилактической работы по преодолению асоциального поведения
обучающихся, для организации изучения их личностного и социального развития, психологического климата в группах.
Педагог-психолог Исходя из целей и задач поликультурного воспитания обучающихся
школы, осуществление психодиагностики, коррекции, профилактик; просветительная работа
Классный руководитель Создание системы поликультурного воспитания с классом на весь
период обучения; постоянный мониторинг эффективности
воспитательной деятельности и динамики личностного развития
обучающихся; формирование у воспитанников гражданственности,патриотизма, коллективизма, толерантности, активной жизненной
позиции, создание условий для их социальной адаптации;
взаимодействие с родителями воспитанников, социальными
партнерами; овладение новыми формами и технологиями
воспитательной работы.
Учитель–
предметник Анализ содержания и изучение вопросов поликультурного воспитания;
формулировка и реализация воспитательной цели каждого занятия;
деятельность по формированию мировоззрения; обучение обучающихся навыкам ведения дискуссии, формирование убеждений, высказываний собственного мнения, формирование инициативы, ответственности, гражданственности, патриотизма, толерантности, трудолюбия воспитанников; пропаганда активной жизненной позиции,аргументированное разъяснение государственной политики и интересов страны; использование дополнительных источников информации.
Педагоги
дополнительного
образования Организация работы кружка, секции, направленной на формирование
социальной активности и духовно-нравственного воспитания
обучающихся; планирование мероприятий, направленных на поддержку
и пропаганду культуры, национальных традиций, государственности;
пропаганда здорового образа жизни; привлечение подростков-
воспитанников группы риска к занятиям в кружках; участие семей
воспитанников в мероприятиях; организация участия воспитанников вобщественно-полезной деятельности
Библиотекарь Анализ содержания библиотечного фонда школы-интерната повопросам поликультурного воспитания; изучение интересов
обучающихся; организация постоянно действующих выставок,
посвященных наиболее важным событиям жизни государства,
общества; разработка списков рекомендуемой литературы попроблемам духовно-нравственного и гражданско-патриотического
воспитания, подготовка аннотаций и выставок новых поступлений;
участие в организации воспитательных мероприятий.
На разных этапах реализации Программы предполагается определение мер школьного уровня по подготовке, просвещению и повышению квалификации кадров по вопросам поликультурного воспитания детей:
- создание и внедрение учебных, воспитательных программ, методических разработок по поликультурному воспитанию;
- проведение школьных научно-практических педагогических семинаров, «круглых столов»;
- проведение открытых мероприятий на базе школы.