Программа кружковой деятельности по Изобразительному искусству : Северное сияние, 5-9 классы


ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
«Северное сияние»
5-9 классы
Подготовила: Учитель Изобразительного искусства
Лещенко Татьяна Александровна
2015-2017
Разработка кружка с индивидуальной программой, ныне не существующей ни в одном учебном заведении, часы предусмотрены по усмотрению автора данной программы.
Пояснительная записка
Учебный предмет «Изобразительное искусство» имеет особую атмосферу восприятия, включая основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, народное и декоративно-прикладное искусство, изображение в экранных искусствах.
Изобразительное искусство – базовый предмет, его уникальность направлена и значимость нацелена на развитие художественных способностей и творческого потенциала каждого ученика в школе. Формирование ассоциаций образного и пространственного мышления, интуиции, восприятия явлений, сложных объектов, явлений, эмоций, оценка способностей, познание мира через чувства, направленное через развитие эмоционально-образного, художественного мышления, совмещая при этом с основными предметами учебной программы, нацеленными на логическое мышление будущего поколения.
Содержание данного курса должно учитываться с возрастанием роли визуального мира как познание, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современного мира.
План работы кружка «Северное Сияние» составляет 68 часов занятий, периодичность составляет 2 занятия в неделю с периодичностью в один час .
Цель курса - развитие визуально-пространственного мышления школьников как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, в данном случае родных простор, дающего возможность самовыражаться как будущему русскому художнику, нацеленному на нравственное, духовное пространство культуры.
Задачи курса:
Формирование опыта смыслового и эмоционального восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
Обеспечение условий условий аксиологического смысла визуально-пространственной формы
Освоение художественной культуры, культуры Русского Севера, как формы материального воплощения духовных ценностей, выраженных в пространственных формах
Развитие творческого потенциала и опыта, предопределяющего способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности
Формирование отношения к традициям культуры севера как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности
Воспитание уважения к истории культуры Отечества, отраженной в его изобразительном искусстве, архитектуре, национальных образах предметно-материальной и пространственной среды
Владеть средствами художественного изображения
Владеть практикой с различными художественными материалами и инструментами.
№ Тема содержание Все
гочасов
Тео
ре
тичес
кие Практичес
кие
1 Вводное занятие: Понятие о художественном восприятии мира Урок-беседа на тему изобразительного искусства в целом 1 1 1
2 Культура Русского Севера Урок-беседа на тему развития деревянного зодчества на Руси, об истоках развития, и местах где все это сохранилось в наши дни, включая Архангельскую, Вологодскую области.
Декоративно-прикладное искусство Русского Севера»
Расписные дома .Народный костюм 1 1 1
3 Выразительные возможности для художника Материал используемый, инструменты для художника 2 1 1
4 Каргопольская игрушка Лепка Каргопольской игрушки на выбор : Берегиня, Палкан и др.
Декоративная роспись игрушки
2 1 1
5 Мезенская роспись Подготовка материала. Покрытие деревянной доски декоративной росписью
2 1 1
6 Пермогорская роспись Подготовка материала. Покрытие деревянной шкатулки декоративной росписью

2 1 1
7 Борецкая роспись Подготовка материала. Покрыть деревянного яйцо декоративной росписью

2 1 1
8 Оттенки Карелии Показ документального фильма. Выполнить пейзаж акварелью в холодных оттенках .

(«Карелия»Юрий Обуховский) 3 1 2
9 Пермогорские просторы Показ документального фильма.
Выполнить пейзаж акварелью с элементами архитектуры ( деревянное зодчество)

(«Пермогорье» 2011 Лещенко Татьяна) 3 1 2
10 Причудливые узоры Посещение музея, посвященный народному костюму северных поморов. Проанализировать сложный декоративный рисунок, изобразить на бумаге.
3 2 1
11 Гончарное искусство поморов Поход в гончарную мастерскую, провести урок-беседу с детьми на данную тему, сделать анализ и выполнить по желанию одно изделие
3 2 1
12 Мое Белое море Показ документального фильма об острове Кий на Белом море. Выполнить пейзаж акварелью на данную тему.

( «Белое море» Кропачева С.)
3 1 2
13 Художник, который писал Арктику Урок-беседа, посвященный талантливому первооткрывателю (как художник) льдов Арктики Борисову Александру Алексеевичу. Поездка на родину художника, город Красноборск, посещение музея. Провести анализ с детьми, закрепить новые знания. Приобщение к культуре и искусству русского художника.

4 4 0
14 Узоры из бересты Показать учащимся всевозможные поделки из бересты. Провести урок-беседу.
Проанализировать и на бумаге изобразить примерный декоративный рисунок карандашом

2 1 1
15 Осенний натюрморт Выполнить натюрморт на осеннюю тему с натуры акварелью. Найти композицию и выполнить задание.
4 1 3
16 Масляная живописьОсновы и заготовки для масляной живописи. Что из себя представляют масляные краски. Как с ними работать. 4 2 2
17 Дискуссия картин На выбор распределяем по группе репродукции картин и ведем урок-беседу. 18 Знакомимся с этюдами и зарисовками Урок-беседа на тему этюдов и зарисовок с натуры. Выход на пленэр, поездка в г. Вологда и выполнение задания с натуры масляными красками, тема
«Старый город»

(Молев.Е.Б. «Золотая осень». Этюд с натуры,Вологда) 8 2 6
19 Тотемские мотивы Поездка в г. Тотьма. Выполнение этюдов с натуры. Понорама города , церкви,монастыри, старый город.

( «Тотьма» этюд с натуры Лещенко Т.А.) 8 2 6
20 Мой Каргополь Поездка в город Каргополь. Выполнение этюдов с натуры. Понорама города , церкви,монастыри, старый город.

( «Каргополь» этюд с натуры Лещенко Т.А.) 8 2 6
21 Знакомство с Кенозерьем Поездка в Национальный Парк «Кенозеро», основная остановка д.Вершинино. Выполнение зарисовок с натуры.

( «Вершинино» этюд с натуры Лещенко Т.А.) 8 2 6
22 Мой Север моими глазами Обсуждение с учащимися поездку, подведение итогов по разработке этюдов с натуры. 2 2 0
23 Просмотр Подготовка к выставке работ учащихся, оформление работ 2 2 0
24 Мой первая самостоятельная работа Выполнение творческой работы по выбору материалы и жанр 6 0 6
25 Просмотр. Подведение итогов. . Оформление работ для выставки, подведение итогов уходящего учебного процесса 2 2 0
Всего 85 часов Особенности кружковой деятельности
Кружковая деятельность – особая жизнь учащихся внеурочное время. Более разнообразное, неформальное, ориентировано на индивидуальные интересы и склонности детей – важные принципы её организации. Поэтому кружковая деятельность при правильной организации создает каждому учащемуся возможность реализовать и утвердить себя.
Рекомендации по составлению программы кружка.
1. Процесс разработки программы должен включать определённые этапы:
1. Поисковый этап, на котором должен быть решен вопрос актуальности разработки программы :В чём смысл программы?
В чём новизна и оригинальность?
Каким будет результат реализации программы?
Есть ли необходимость такой программы в школе?
2. Этап создания проекта программы:
Уделить внимание по определению целей и задач.
Содержание занятий.
Форма отчёта результатов деятельности.
Структура программы.
Введение (обоснование выбранного кружка).
Пояснительная записка.
Тематический (учебный) план.
Основное содержание программы.
Особенности методики занятий.
Условия реализации программы.
Прогнозируемые результаты.
Дополнительные элементы программы (дополнительная литература, приложения, рецензии).
В пояснительной записке необходимо дать вводную характеристику кружка и сформулировать следующее:
Краткие сведения о работе кружка;
Учебно-методические пособия (если используются);
Примерная структура занятий;
Режим занятий.
Цели программы:
Формирование профессиональной ориентации;
Развитие творческой активности;
Воспитание художественного вкуса.
Задачи программы :Мотивационная;
Обучающая;
Познавательная;
Развивающая;
Эстетическая.
В тематическом плане:
Программа кружка включает теоретическую часть и практическую работу:
Теоретическая часть (беседы, лекции, семинары)
Практикум (самостоятельное выполнение работы).
Формы обучения: коллективная и индивидуальная.

Особенности организации кружковых занятий со школьниками
Кружок - одна из наиболее действенных и эффективных форм внеклассных занятий. В основе кружковой работы лежит принцип добровольности. Обычно кружковые занятия организуются для хорошо успевающих учащихся. Однако следует иметь в виду, что иногда и слабо успевающие учащиеся имеют желание участвовать в работе кружка и нередко весьма успешно занимаются там; учителю не следует этому препятствовать. Необходимо лишь более внимательно отнестись к таким учащимся, постараться укрепить имеющиеся у них навыки интереса, проследить за тем, чтобы работа в кружке оказалась для них посильной. Конечно, наличие слабо успевающих учащихся среди членов кружка затрудняет работу учителя, однако путем индивидуальных заданий, предлагаемых учителем кружковцам, можно в некоторой степени ослабить эти трудности. Главное - сохранить массовый характер кружковых занятий, являющийся следствием доступности посещения кружковых занятий всеми желающими. Занятия в школьных кружках формируют такие черты, как трудолюбие, настойчивость, усидчивость, умение планировать работу и доводить до конца начатое дело, развивают эстетический вкус и глазомер. Занятия в кружке играют также существенную роль в патриотическом воспитании учащихся, т. к. позволяют приобщить их к художественным традициям своего края, народов нашей страны, воспитать у них чувство гордости за свой талантливый народ. На базе учебных учреждений должны быть созданы школьные учебные мастерские, выполняющие обучающие функции, обеспечивающие производство различных изделий с участием школьников.
Производство изделий на занятиях кружка во внеурочное время позволит обеспечить ознакомление обучающихся с общими принципами технологий, с экономикой и организацией производства, реализацией готовой продукции, формированием умений адаптироваться к различным социально-экономическим условиям и производственной среде. 
Кружки по изобразительному искусству могут быть различных видов:
- Рисунок и живопись
- Лепка
- Декоративно-прикладного искусства
- Оформительское дело
- Керамика
- Юных искусствоведов
- Мозаики и тд.
Мною разработанный материал нацелен в основном на изучение исторического наследия, исследование в виде поездок по определенным историческим местам, посещением музеев, галерей. Что бы учащиеся могли впитывать себя как можно больше нужной информации для изучения данной темы. Приобщение к культуре и истории отечества ведет ребенка, будущего взрослого человека к правильному восприятию мира. Любовь к Родине, к простым человеческим радостям, большее внимание уделяя крестьянской культуре, быту людей. Когда учащийся получает больше теории, ему легче в практике.
Изучение крестьянской культуры, это особая атмосфера восприятия. В каждом селении Русского Севера есть свои традиции. Поэтому и эту тему я тоже разработала в самом начале кружковой деятельности, т.е. начало внеурочной деятельности, на первую половину года. Когда дети видят к примеру, Каргопольскую игрушку, у них возникает интерес и первое впечатление о традициях данной местности. Лепка развивает моторику, расслабляет детей от каждодневных дел. Это не сложный процесс, но очень занимательный. Даже те дети, которые не сильно блистают талантами смогут выполнить данную работу. Что очень важно для культурного, интеллектуального развития детей разных умственных способностей.
Изделия из дерева приобщают учащихся к трудовой деятельности, этим больше обладают мальчики. Так же дети воспринимают материал «дерево» как органический материал, взятый у природы. Что не мало важно для современного ребенка, который все больше и больше тянется к ЭВМ и информационным технологиям.
Природные материалы заставляют детей расслабиться и насладиться настоящим, то что существует на самом деле в жизни. Я затронула так же бересту, очень редко кто вводит подобный материал в кружковую деятельность, но это и есть основная традиция Поморов на Севере. БЕРЕСТА́ (берёста)— берестой называют внешний слой коры берёзы, её применяют для создания различных поделок или игрушек. Заготовка бересты сложное и очень кропотливое дело. Это не купишь в магазине, это нужно искать в местности лесной, и сам этап заготовки тоже сложен, потому детям я больше показываю теоретическую часть, опять же приобщаю к разнообразию виду ремесел крестьянской жизни. Изделия очень красиво смотрятся и ценятся не только в России но и во всем мире знатоками. Постигать философию единства с природой главная задача для учителя здесь. И я надеюсь, что если учащиеся будут ценителями природы, то они поймут, что природа дает нам жизнь, а не мы природе и будем с уважением относиться к ней.
Роспись по дереву является одним из древнейших видов декоративно-прикладного искусства. Издревле украшения различных изделий цветной росписи высоко ценились, и в каждом доме всегда было несколько расписных досок или тарелок. Сегодня интерес росписи возрождается, и это важно тоже учесть при планировании кружковой деятельности. Больше всего заинтересованы росписью девочки.
Роспись игрушки, в данном случае Каргопольской имеет достаточно архаичный вид. Она очень узнаваема в стиле. Эту вещь можно называть народным искусством, т.к. ее исполнение максимально свободное. Все сюжеты поделок можно поделить на несколько категорий. Архаичные: Берегиня- женщина, которая в руках держит голубей, а также лошади. Полкан и др. животные. Ко второму типу относятся сюжетные изделия, которые демонстрируют сцены из деревенского быта. Так же эта категория сувениров иллюстрирует сюжеты из сказок. Учащимся, по моему мнению, больше пойдет изготовление именно архаичной игрушка, что бы дети могли понять, начало, начал. Каргопольская игрушка традиционной росписи- это выбеленная поделка, расписанная разными цветами, но без нанесения лишних деталей. Несмотря на то что на фигурке присутствуют яркие оттенки, выглядит она приглушенно. Лицо расписывается довольно условно.

Много работ делается на пленэре, т.е. живопись. Т.к. практика важный аспект деятельности будущего художника. Многие разработки внеурочной деятельности не подразумевают работу с детьми на пленэре. Для меня же это является главной задачей. Ребенок видит жизнь, воспринимает ее окружение, это намного лучше если он будет просто занимать сочинительством, что гораздо труднее если нет много практики на пленэре.
В тоже время я планирую походы с детьми по галереям, затронула художника Борисова А.А. Его творчество необычно, он был первым художником в мире, кто затронул проблему Арктики, писал этюды с натуры, жил жизнью моряка, видел многое в окружении. Его работы пытались купить многие страны, в том числе Франция, но предпочел все оставить на Родине, в России. Детям эта тема показалась очень интересной и трогательной.
Подробное изучение рисунка в классах дает закрепить основные знания как математическую основу будущей живописи. В тоже время самостоятельная работа учащихся дает возможность ученику в будущем реализоваться как самостоятельная творческая личность. Для этого и существует конечный результат всего пройдённого материала.