Мастер-класс «Технология организации групповой работы в начальной школе»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КАЗАЧЬЯ КАДЕТСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №19







Мастер-класс
«Технология организации групповой работы в начальной школе»






Бакаева А.Н.
учитель начальных классов






г. Пятигорск, 2014

Мастер – класс «Технология организации групповой работы в начальной школе» представлен в двух частях:
Теоретическая часть: десятиминутный доклад с презентацией;
Практическая часть: групповая работа с применением метода развития критического мышления «Кейс-стади» по теме «Добро и зло».
Теоретическая часть
Доклад
«Технология организации групповой работы в начальной школе»
Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО), который предполагает решение ключевой педагогической задачи «научить учиться», используя при этом инновационную деятельность, направленную на повышение качества образования.
В Концепции модернизации российского образования говорится о том, что общеобразовательная школа должна формировать целостную систему УУД, а также опыт самостоятельной деятельности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество образования.(Слайд №1)
С этой целью большое внимание уделяется технологии сотрудничества, а именно, одному из способов коллективного взаимодействия – работа в группах, которая позволяет улучшить успеваемость, раскрыть систему отношений школьника к миру, одноклассникам и самому себе.(Слайд № 2)
Основная цель групповой работы – развитие мышления учащихся. А развивать мышление – значит, развивать умение думать. (Слайд № 3)При этом решается ряд учебных и воспитательных задач:
-возрастают познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
-ученики получают удовольствие от занятий, комфортнее чувствуют себя в школе;
-меняется характер взаимоотношений между детьми (исчезают безразличие, агрессия, прибавляются теплота и человечность);возрастает сплочённость класса;
-учитель получает возможность реально осуществлять индивидуальный подход к учащимся (учитывать их взаимные склонности, способности, темп работы при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности).(Слайд № 4)
Технология сотрудничества – это технология обучения в совместной деятельности. Она является составной частью личностно-ориентированного подхода и концепции развивающего обучения в начальной школе.
По мнению Г.А.Цукерман – автора курса «Введение в школьную жизнь», групповая работа - это условие содержательной работы в предмете, а не просто форма «сидеть в группе». Под руководством учителя происходит обмен знаний детьми друг с другом. Это позволяет саморазвиваться, достраивать свои знания (что и считается умением учиться). В результате общения «ребенок – ребенок» происходит формирование определяющей рефлексии, т.е. без внешнего стимула, поощрения, наказания со стороны взрослого.
Работу в группах важно начинать сразу в рамках «Введения в школьную жизнь». На этом этапе идет не обучение ролям, а получение опыта совместной работы по решению каких-то задач, которые окрашиваются положительными эмоциями. (Слайд № 5)Перед началом работы с детьми оговариваются правила работы в группе.
Организовать взаимодействие учащихся в группах можно самыми разными способами. Опыт показывает, что отработанные формы существенно упрощают организацию работы в группах.
Успешность групповой работы зависит и от того, насколько правильно и удачно сформированы группы. Наиболее распространенными являются:

Группа по желанию: учащиеся объединяются по взаимному выбору.

«Случайная группа» формируется по принципу случайности – билетик с номером или названием группы, полоски бумаги разного цвета, различные геометрические фигуры.

Группа, сформированная лидером (капитаном, командиром): учитель назначает лидера для каждой группы из числа наиболее способных учащихся, а лидер набирает себе группу.

В группу, сформированную учителем, объединяются лидеры или особо успешные ученики с целью получения хорошего результата.(Слайд № 6)

Выбор того или иного способа формирования групп зависит от целей, которые ставит в данный момент учитель.
Современные педагоги и психологи разделяют групповую работу на два вида по признаку содержания предлагаемого задания. (Однородный и дифференцированный). (Слайд № 7)
При формировании групп необходимо учитывать и психологическую совместимость детей, их симпатии.
В содержании групповой работы выделяют два типа взаимодействия в группе:
Кооперативный применяется при решении задачи, требующей больших затрат времени. Члены группы договариваются между собой, кто и что будет делать. Лучше всего дети работают вместе, если каждый имеет «определенную роль» при выполнении задания. Роли могут быть, например, следующие:
Чтец читает вслух.
Секретарь - записывает что-то от лица группы.
Докладчик - у доски рассказывает, что решила группа.
Хронометрист следит за временем.

Конвейерный направлен для отработки навыков, где каждый участник группы отвечает за одну конкретную операцию. До тех пор, пока не будет выполнена одна операция, не может быть начата другая. (Слайд № 8)

Технология сотрудничества в начальной школе включает в себя разнообразные виды групповой работы, что способствует эффективному развитию качества знаний учащихся в процессе обучения и воспитания в соответствии с ФГОС. (Слайд № 9)

При работе с детьми я применяю следующие виды работы:

В 1 классе во время парной работы один учащийся говорит, другой слушает. По команде учителя, который следит и за временем работы в паре, каждый участник является попеременно: то учеником, то учителем; ближайшая цель каждого ученика – учить других всему, что знаешь сам. (Слайд № 10)

Во 2 классе при «Мозговом штурме» каждый участник высказывает как можно больше идей о том, как решить задачу, а затем они обсуждают пригодность этих способов действия и готовят ответ от «группы». (Слайд № 11)

В 3 классе в ходе игры «Продолжи» задания разного рода выполняются группой «по цепочке». Можно использовать на уроках по разным предметам (например, при описании иллюстрации или картины, на уроке окружающего мира при составлении рассказа о каком – либо животном: один учащийся рассказывает о месте обитания, другой – о питании, третий – о размножении и т.д) (Слайд № 12)

В 4 классе Снежный ком начинается с решения индивидуального аналогичного задания для каждого учащегося. После этого следует работа в парах, где четвероклассники предлагают свои способы решения данного задания.
Затем пары, объединившись в группы, продолжают обсуждение решений и выбирают лучшее из них. На этом последнем этапе группы делают доклады о своей работе. (Слайд № 13)

При построении учебного сотрудничества необходимо учесть, что такой формы общения в детском опыте еще не было. Поэтому детское сотрудничество следует отрабатывать с той же тщательностью, что и любой другой навык, не игнорируя мелочей, не пытаясь перейти к более «сложному», не проработав самого «простейшего».
Когда я ввожу новую форму сотрудничества, вместе с 1-2 детьми у доски показываю на одном примере весь ход работы, акцентируя форму взаимодействия с помощью речевых клише «Ты согласен?», «Не возражаешь?», «Почему ты так думаешь?» некоторые образцы разных стилей взаимодействия помогают детям подобрать свой собственный стиль.
В ходе совместной работы важно разбирать не содержательную ошибку, а ход взаимодействия. Здесь мы с учениками можем поспорить: «Нет, я прав!», «Нет, я!». Обсудив это, принимаем решение: «Так общаться смешно и глупо» - и легко выводим правило: « Свое мнение не навязывать, а доказывать!»
Двух озорников объединять опасно. Самых развитых детей не стоит надолго прикреплять к «слабеньким», им нужен партнер равной силы.
При оценивании работы группы следует подчеркивать не столько ученические, сколько человеческие способы взаимодействия: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость.

Учителю также важно помнить и о противопоказаниях организации групповой работы.

Недопустима пара из двух слабых учеников: им нечем обмениваться;
Если кто-то пожелал работать в одиночку, я разрешаю ему отсесть;
Нельзя занимать совместной работой детей более 10-15 минут урока в 1 классе и более половины урока во 2 классе – это может привести к повышению утомляемости;
Нельзя требовать абсолютной тишины. В классе полезен «шумомер» - звуковой сигнал, говорящий о превышении шума. (Слайд № 14)
Приступая к планированию работы в группах, необходимо решить для себя проблему оценивания деятельности учащихся. Важно определить, когда оценивание целесообразно, а когда – нет. Во время усвоения новых знаний оценивание целесообразно далеко не всегда; если же речь идёт о комплексном применении знаний и умений или систематизации и обобщения знаний и умений, то оценивание работы учащихся просто необходимо. Существуют критерии оценивания на каждый тип урока, но самые яркие на уроке комплексного применения знаний и умений.
Основная сложность будет заключаться в вопросе оценивания слабых учеников, когда известно, что ученик материал знает плохо, выполнить самостоятельно хорошо работу не может, но попадая в сильную группу «выезжает» за счёт других. При взаимооценке проявляется «ученическая солидарность» и взаимопомощь учащихся. Конечно, они не захотят поставить своим друзьям плохую оценку. Здесь нужно ставить не отметки, а плюсы и минусы по каждому из критериев, оценку будет давать определённое количество итоговых плюсов и минусов. Но прежде, чем начать планировать работу в парах или группах на конкретном уроке, необходимо решить для себя – что будет оцениваться: конечный результат или работа учащихся на уроке. (Слайд № 15)
Групповая работа, будучи давно известной, до сих пор несёт в себе черты инновационного обучения: самостоятельное «добывание» учащимися знаний в результате организации поисковой деятельности. Технология сотрудничества является непременной составляющей инновационных педагогических систем и технологий. (Слайд № 16)

Применение технологии сотрудничества – организации групповой работы в образовании и воспитании детей является обоснованным и своевременным, что значительно и эффективно повышает качество современного образования в рамках стандартов нового поколения. (Слайд №17)

Практическая часть

Групповая работа с применением метода развития критического мышления «Кейс-стади» по теме «Добро и зло».

Перед началом работы группы формируются по принципу «случайного выбора». Участникам мастер-класса предлагается выбрать жетон того или иного цвета. Количество групп зависит от общего количества слушателей аудитории по 5-6 человек в группе.

Ход мастер-класса

Звучит музыка. Я читаю стихотворение.
Слайд № 1

Добро и Зло с далёких пор
Ведут свой древний, давний спор
Кто наяву, а не во сне
Сильней и крепче на земле?

"Сильнее Я" сказало Зло.
"Кто служит мне, тем повезло
Я щедро отблагодарю,
Земные блага подарю:
Машины, деньги, мощь и власть
Пусть насладятся жизнью всласть!"
Добро сказало: "Может быть,
Но только я могу любить!
Хоть за душою ни гроша
Для всех людей важна душа!
Я виллы, яхты не дарю,
Зато я душу сохраню.
Друзей, родных, детей и дом,
И много счастья в доме том!

Не знаю, что ещё сказать
Остаться с кем, самим решать.
Добро и Зло с далёких пор
Не оставляют этот спор.

Как известно, на Руси всегда был культ Добра, культ доброго человека. Сегодня Добро постепенно уходит из людских сердец, и идеалом для современных детей и подростков с одной стороны становятся супермены, разрушители, криминальные элементы, секс символы и бомбы, а с другой стороны - природная тяга к естественному, природой, заложенному в человеке идеалу Добра остается, что сегодня очень актуально. И мы, взрослые, не должны забывать об этом.
Уважаемые коллеги, у Вас на столах лежат кейсы. В каждом кейсе собрана народная мудрость: притчи, пословицы и поговорки, цитаты великих людей, страницы мудрых книг.
Вспомните и осмыслите свою прошлую и настоящую жизнь. Извлеките позитивные и горькие уроки своей жизни о добре и зле.
После изучения материала изобразите на отдельных листах – это могут быть ассоциации, рисунки, слова – что такое в Вашем понимании Добро и Зло.

Пока звучит спокойная музыка, группы знакомятся с материалом кейсов.
В каждой группе свой индивидуальный кейс.


Первая группа, кейс № 1

Общее понятие
Добро – все положительное, хорошее; хорошее доброе дело, поступок, приносящий пользу.
Зло - все дурное, плохое, вредное; беда, несчастье, неприятность; злое чувство, досада, гнев.

Притча.
Однажды ученики пришли к наставнику и спросили его: «Почему дурные наклонности легко овладевают человеком, а добрые трудно и остаются непрочны в нем?»
Что будет, если здоровое семя оставить на солнце, а больное зарыть в землю? спросил старец.
Доброе семя, что оставлено без почвы, погибнет, а плохое семя прорастет, даст больной росток и худой плод, ответили ученики.
  Так поступают люди: вместо того, чтобы втайне творить добрые дела и глубоко в душе растить добрые всходы, они выставляют их напоказ и тем губят. 
А свои недостатки и грехи, чтобы их не увидели другие, люди прячут глубоко в душе. Там они растут и ранят человека в самое сердце. Вы же - будьте мудры и не делайте так!
Ученики поблагодарили наставника и удалились в размышлении...

Пословицы и поговорки.

Делаешь добро – делай до конца.
Злой плачет от зависти, а добрый - от радости.
Жизнь дана на добрые дела.

Цитаты великих людей.
Дурное и хорошее – их нет. Есть то, как мы решим назвать их сами. (У.Шекспир)
Чтобы поверить в добро, надо начать делать его. (Л.Н.Толстой)
Чтобы делать зло, необязательно быть злым. Чтобы делать добро – обязательно. (ХаньСян-Цзы)
Страницы мудрых книг.
Твори добро. Не отвечай на козни  Стоящих за твоей спиной врагов.  Пойми, мой друг, пока еще не поздно,  Не отвечай потоком бранных слов.  Не оскорби несчастного калеку,  Стоящего с протянутой рукой.  Он остается тем же Человеком,  Но лишь с иной, изломанной судьбой.  Не откажи бродяге во спасенье,  С ним поделись деньгами и едой.  Пусть грешный он. А кто без прегрешений?  Не прогоняй, хоть трижды он чужой.  И поделись, коль есть чем поделиться,  С тем, кто сегодня ничего не ел.  С любым такое может приключиться:  Вчера – богат, сегодня – не у дел.  Не обращай вниманья на злословья  Тех, кто погряз в мещанстве и во лжи.  Дари любовь. Тебе вернут любовью.  Ведь хлеб дает взращенный колос ржи.
Вторая группа, кейс № 2

Общее понятие
Добро – все положительное, хорошее; хорошее доброе дело, поступок, приносящий пользу.
Зло - все дурное, плохое, вредное; беда, несчастье, неприятность; злое чувство, досада, гнев.

Притча.
Однажды внук попросил деда объяснить, что такое добро и зло. 
Старик поведал ему вот какую историю:
- Представь - сказал он -  что в каждом из нас живет два волка... Один из них – добро, любовь, справедливость, искренность, верность и все те качества, которые делают нас и наш мир лучше, счастливее. Другой волк, напротив - воплощение зла, ненависти, лжи, зависти, предательства и всего того, что приносит боль и разрушения. Всю нашу жизнь эти два волка постоянно борются между собой.
Впечатлившись рассказом, мальчик воскликнул:
- И какой волк побеждает?
- Побеждает тот волк, которого ты кормишь, – задумчиво ответил старик.

Пословицы и поговорки.
Доброе дело два века живёт.
Следовать добру взбираться на гору, следовать злу скользить в пропасть.
Добро поощряй, а зло порицай.

Цитаты великих людей.
Когда я делаю добро, я чувствую себя хорошо. Когда я поступаю плохо, я чувствую себя плохо. (А. Линкольн)
Есть только один способ положить конец злу – делать добро злым людям. (Л.Н.Толстой)
Не рождается зло от добра и обратноРазличать их нам взгляд человеческий дан!
(Омар Хайям)
Страницы мудрых книг.

Не делите людей на плохих и хороших Если вздумали доброе дело творить.  Для добра не ищите денечков погожих,  Только так можно счастье дарить.  И не ждите взамен поклоненья и блага,  Ведь с открытой душой раздаем мы добро.  Тот, кто с меркой подходит и всё ждет награды,  Не подарит вам счастья, ему не дано.  Только тот осчастливит и радость подарит,  Тот, чьё сердце открыто всему и всегда.  Не предаст, не изменит, не солжёт, не ударит,  От беды и несчастья укроет всегда

Третья группа, кейс № 3

Общее понятие

Добро – все положительное, хорошее; хорошее доброе дело, поступок, приносящий пользу.
Зло - все дурное, плохое, вредное; беда, несчастье, неприятность; злое чувство, досада, гнев.


Притча.

Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.
В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днем число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.
Наконец пришел день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.
Шло время, и пришел день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору:
Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он у него никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остается такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься шрам останется.

Пословицы и поговорки.
За доброе жди добра, за худое худа.
Добро творить себя веселить.
Мир не без добрых людей.

Цитаты великих людей.
Высшая мудрость – различать добро и зло. (Сократ)
Добро, сделанное втайне, вознаграждается явно. (Японская пословица)
Если Вы злы, то почему умеете творить добро своим детям, а если Вы считаетесь добрыми и сердечными, то почему же Вы не творите так же добра нашим детям, как и своим? (Иван Грозный)

Страницы мудрых книг.
Нам часто не хватает Доброты...  Так много стало в нашей жизни Злобы...  Не ценим ни Ума, ни Красоты...  Бываю в состоянии озноба  От черствости, жестокости людей,  От их цинизма,хамства и коварства,  Хитросплетений мыслей и идей,  От непрекрытого ослиного упрямства  В том, чтобы ближнему покруче насолить,  Чтобы его ударить побольнее...  Зависть и Злоба нам мешают жить...  Я это ощущаю все острее...  И с каждым годом все сильнее боль,  На сердце с каждым годом глубже рана...  Я так хочу, чтобы жила Любовь,  Чтоб Милосердие карабкалось упрямо,  Чтобы вернулась к людям Доброта,  Чтобы Надежда загоралась в душах...  Пусть победят Добро и Красота.

Четвертая группа, кейс № 4
Общее понятие

Добро – все положительное, хорошее; хорошее доброе дело, поступок, приносящий пользу.
Зло - все дурное, плохое, вредное: беда, несчастье, неприятность, злое чувство, досада, гнев.

Притча

Однажды злая мачеха решила погубить свою падчерицу – красивую, умную и добрую. Когда падчерица пошла купаться на реку, мачеха поймала трех отвратительных жаб и сказала им:
- Плыви, серая жаба, и влезь падчерице на голову – пусть станет она глупой. А ты, зеленая жаба, вскарабкайся ей на лицо – чтобы завяла ее красота. Ты же, черная жаба, прикоснись к ее сердцу, чтобы твой яд убил доброту моей падчерицы. Пусть станет она злой и некрасивой, всем людям ненавистной.
Поплыли три ядовитые жабы кничего не подозревающей девушке и сделали все, что велела колдунья: серая жаба забралась ей на темя, зеленая поползла по лицу, а черная приложилась к груди.
Но была та девушка так чиста и невинна, что злые чары потеряли силу и жабы превратились в прекрасные розы. Черная жаба – в красную розу, серая – в розовую, как свет зари, а зеленая жаба – в белую розу.
Поплыли эти розы по речным волнам, а девушка, увидев их, воскликнула:
- Какие прекрасные цветы! Должно быть, красную розу подарила мне царица – ночь, в белую розу превратился луч лунного цвета, а розовая родилась от первых лучей солнца. Как прекрасна жизнь!
Она даже не подозревала, что ее чистота превратила злобу, зависть и коварство в чудесные цветы.

Пословицы и поговорки.

Не одежда красит человека, а добрые дела.
Доброе дело само себя хвалит.
Кто слишком много думает о том, чтобы делать добро, тому нет времени быть добрым.

Цитаты великих людей.

Ткань нашей жизни соткана из перепутанных нитей, добро и зло соседствует в ней. (Бальзак)
Отнимите у нашего сердца любовь к добру – вы отнимете всю прелесть жизни. (Ж.Руссо)
Как дерево обновляет листву, так люди процветают на пути добра. (Николай Рерих)

Страницы мудрых книг.

Добротой не гордятся,  Словно списком заслуг.  Доброта-не богатство,  А спасательный круг.  Доброта ходит тихо,  Ни о чем не крича,  Она с теми, где лихо,  Там, где гаснет свеча.  Она там, где устало  Чье-то сердце болит,  Чья-то вера пропала,  А надежда скорбит.  Доброта-не реклама,  Дивидендов не ждет.  Она просто, как мама,  И придет, и спасет.  Руку нежно положит  И заглянет в глаза.  И подняться поможет,  И минует гроза.

Пятая группа, кейс № 5

Общее понятие
Добро – все положительное, хорошее; хорошее доброе дело, поступок, приносящий пользу.
Зло - все дурное, плохое, вредное; беда, несчастье, неприятность; злое чувство, досада, гнев.

Притча

Однажды два друга о чем-то поспорили, и один из них дал другому пощечину.
Человек почувствовал боль, но ничего не ответил и лишь молча написал на песке: «Сегодня мой лучший друг дал мне пощечину».
Они продолжали идти по пустыне, и нашли оазис, в котором решили искупаться. Получивший пощечину едва не утонул, но друг его спас. Придя в себя, он высек на камне: «Сегодня мой лучший друг спас мне жизнь».
А потом пояснил:
- Когда кто-нибудь нас обижает, надо написать об этом на песке, чтобы поскорее стер ветер. Но если кто-нибудь делает нам добро, мы должны высечь это на камне, чтобы так поступали и другие люди.

Пословицы и поговорки.

Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.
Доброго чти, а злого не жалей.
Всё добро, да не всё на пользу.

Цитаты великих людей.

Когда Добро бессильно, оно Зло. (О. Уальд)
Между добрыми людьми все доброе. (Цицерон)
Только тот может горячо любить добро, кто способен от всей души, непримиримо ненавидеть зло. (Шиллер)
Страницы мудрых книг.
Добро творить спеши, мой друг,  И для друзей и для подруг,  Порою им бывает худо,  Добро твое им будет чудом.  Добро, как Божья благодать,  Спасеньем в жизни может стать,  Друг, не жалей огня души,  Дарить добро всегда спеши.  И слово доброе, и дело  Ты применить сумей умело,  Их не жалей любому дать,  Добром их души исцелять.  Такая истина бытует:  Добра не делай – зла не будет,  С обидой в сердце трудно жить,  Добром за зло умей платить. 

Уважаемые коллеги, прежде чем Вы начнете представлять свои работы, поделитесь пожалуйста своими впечатлениями о той народной мудрости, которая задела Вас больше всего?

В ходе защиты групповой работы, участники групп сначала представляют то, что вызвало негатив (Зло), затем позитив (Добро). Возникает риторический вопрос: Может ли существовать Добро и Зло друг без друга? В итоге на доске выстраивается картинка: в центре человек, а вокруг него – изображения на листах – ассоциации, рисунки, цитаты и т. д.

Мир сам по себе не несет ни добра, ни зла. Он нейтрален. Все происходящее вокруг нас есть всего лишь отражение наших собственных мыслей, чувств и желаний. Мир – это большое «зеркало». А благодаря всем нам это «зеркало» отражает добро и зло, любовь и ненависть, взаимопомощь и равнодушие, радость и страдание Мир именно таков, каким мы его делаем сами. Желаю Вам неисчерпаемой воли и стремления действовать исходя только из добрых побуждений! Ведь светом доброты должно быть проникнуто все воспитание наших детей, ее теплом должны наполниться и воля, и разум, и чувства!
Спасибо за внимание!





)ђ Заголовок 1)ђ Заголовок 215