Занятие для студентов 1 курса по биологии «Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой»
Занятие для студентов 1 курса по биологии
«Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой»
Составитель: преподаватель общеобразовательных дисциплин Усть-Илимского филиала ГБПОУ «Иркутский энергетический колледж» Е.И.Панов
Цель: Рассмотреть особенности науки экологии, ее цели и задачи, изучить понятия «среда обитания», «экологические факторы», их значение в жизни организмов
Задачи:
Продолжить формирование учебно-познавательной и коммуникативной компетенций у обучающихся через выполнение эвристических и творческих заданий
Развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формулировать определение ключевых понятий темы
Воспитание чувства ответственности за свое будущее и будущее своей страны через осознание значимости рационального использования природных ресурсов, бережное отношение к окружающей среде
Технология, используемая на занятии: диалогового взаимодействия
Учитель: Здравствуйте, ребята, в начале занятия я хочу предложить Вам непростое задание. На доске для каждого ряда представлены по одной пословице, но порядок слов в них нарушен. Вам необходимо постараться понять смысл пословиц и выстроить правильно слова. Затем представители каждого ряда озвучат результат своей работы. Время выполнения задания – 10 минут.
1 ряд – Кто землю лелеет – того земля жалеет
2 ряд – Без хозяина земля – круглая сирота
3 ряд – Накормишь землю – она накормит тебя
(варианты ответов учащихся)
Учитель: Молодцы, справились с заданием. Как вы думаете, о чем эти пословицы нам говорят? Вспомните, какая наука изучает Землю и всех ее обитателей? Попробуйте сформулировать тему нашего занятия.
Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой.
Сегодня мы поговорим об экологии.
Давайте поставим цель занятия – Рассмотреть особенности науки экологии, ее цели и задачи, изучить понятия «среда обитания», «экологические факторы», их значение в жизни организмов.
Следующее задание – запишите в тетрадь слово экология и на каждую букву предложите существительное или прилагательное, относящееся к теме занятия
Э – эстетика, экономика
К – красота, качество
О – общее
Л – лучшее
О – отношение
Г – гармония
И – изучение, изменение
Я – я – человек, я – личность, ясность, яркоеУчитель: Запишите, пожалуйста, в тетрадь определение. Экология – наука, изучающая взаимодействия организмов с окружающей средой и друг с другом (oicos – гр. дом, жилище, среда обитания; logos – гр. учение, слово).Впервые термин «экология» предложен в 1866 году немецким ученым Эрнстом Геккелем. Подумайте и скажите, что изучает наука «экология»?
Экология изучает:
- воздействие окружающей среды на растительные и животные организмы, популяции, виды и экосистемы;
- взаимодействия живых организмов друг с другом;
- структуру популяций и механизмы, определяющие численность особей в них;
- продуктивность экосистем и закономерности их функционирования;
- влияние экологических факторов на человека и воздействие человека на другие организмы, популяции, виды, и экосистемы.
Третье задание – попробуйте самостоятельно сформулировать определение понятий:
1) среда обитания
2) экологические факторы (компоненты среды)
Время на выполнение задания – 10 минут.
Среда обитания – это часть природы, которая окружает живые организмы и оказывает на них прямое или косвенное воздействие.
Экологические факторы – любые компоненты среды, способные оказывать влияние на организмы.
Учитель: Сейчас мы немного отвлечемся и проведем интеллектуальную эстафету. Прошу Вас построиться в проходах между рядами в 2 команды. Задание вы будете выполнять по очереди. Первый участник подходит к доске и на обратной стороне, чтобы не было видно соперникам, пишет название среды обитания, второй участник ниже пишет один пример живого существа – представителя данной среды обитания, третий участник – пример приспособления, которым он обладает и так далее. Через 10 минут после команды «на старт» мы завершим эстафету. Победит та команда, которая быстрее и правильнее выполнит задание. Готовы, начинаем.
Пятое задание – на доске расположены карточки. Вам необходимо классифицировать (распределить на группы) представленные понятия. Время на выполнение задания – 15 минут.
Абиотические факторы
Биотические факторы
Антропогенные факторы
Живая природа
Неживая природа
Деятельность человека
Вода
Свет
Температура
Давление
Пища
Цепочки питания
Хищничество
Конкуренция
Паразитизм
Симбиоз
Выбросы промышленных предприятий
Истребление животных и растений
Истощение природных ресурсов
Эрозия почв
Техногенные аварии и катастрофы
Абиотические факторы Биотические факторы Антропогенные факторы
Неживая природа Живая природа Деятельность человека
Вода
Свет
Температура
Давление
Пища Цепочки питания
Хищничество
Конкуренция
Паразитизм
Симбиоз Выбросы промышленных предприятий
Истребление животных и растений
Истощение природных ресурсов
Эрозия почв
Техногенные аварии и катастрофы
Учитель: Кто желает пойти к доске и предложить свой вариант распределения на группы? Ребята, вы все согласны с предложенным вариантом, может ли кто-то дополнить или поправить? А сейчас посмотрите в тетрадях, у всех получилось также, если нет, исправьте, пожалуйста.
Шестое задание – каждому ряду необходимо охарактеризовать влияние того, или иного фактора на живые организмы. Время на выполнение – 10 минут.
1 ряд – абиотические факторы
2 ряд – биотические факторы
3 ряд – антропогенные факторы
Учитель: Давайте вернемся к цели занятия. Как вы считаете, цель достигнута? Какие выводы можно сделать по итогам занятия?
В завершении я хочу прочитать вам стихотворение Николая Старшинова «Давайте сохраним».
«Давайте сохраним»
Нам жить в одной семье,Нам петь в одном кругу,Идти в одном строю,Лететь в одном полете.
Давайте сохранимРомашку на лугу.Кувшинку на рекеИ клюкву на болоте.
О, как природа-матьТерпима и добра!Но чтоб ее лихаяУчасть не постигла.
Давайте сохранимНа стрежнях – осетра.Касатку в небесах,В таежных дебрях – тигра.
Коль суждено дышатьНам воздухом одним.Давайте-ка мы всеНавек объединимся.
Давайте наши душиВместе сохраним,Тогда мы на ЗемлеИ сами сохранимся!
Домашним заданием для вас будет самостоятельная работа студента №6 «Анализ последствий деятельности человека в окружающей среде, воздействия производственной деятельности в области своей будущей профессии на окружающую среду», которую вы можете скачать на нашем сайте в разделе «студенту».
Благодарю за работу.