Урок окружающего мира в 4 классе Развитие науки и техники в 19 веке по программе Начальная школа XXI века
УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 4 КЛАССЕ
Тема урока: «Развитие науки и техники в 19 веке»
Цели урока:
Обучающие:
Познакомить обучающихся с развитием науки и техники в 19 в. и причинами развития мира.
Выявить значение развития науки и техники для современного человека.
Развивающие:
Развивать пространственное мышление
Воспитательные:
Обучать сотрудничеству в группе, паре, воспитывать уважительное отношение друг к другу.
Формировать уважение к исследователям, научной деятельности.
Оборудование: детские энциклопедии «Наука и техника», презентация «Наука и техника», компьютер, конструктор «Лего» , набор карточек «Проверим себя!».
Ход урока:
Организационный момент.
Проверка усвоения предыдущей темы.
Ответьте быстро:
Кенгуру – животное не Америки, а (Австралии).
Кактусы – не животные, а (растения).
Они растут не в Европе, а (Америка, Австралия).
Пингвины не рыбы, а (птицы).
Они живут не в Северном ледовитом океане, а (в Антарктиде).
Изучение нового материала.
Сообщение темы и задач урока.
Мы знаем, что мир не стоит на месте, постоянно происходят открытия и изобретения в разных областях науки и техники.
Тема сегодняшнего урока «Развитие науки и техники в 19 веке». Речь пойдет о преобразованиях в 19 веке. Мы узнаем, какие изобретения были сделаны, каково их значение для современного человека.
Практика под руководством учителя.
Слово учителя
В 19 веке в области производства началась целая революция. Как вы думаете, с каким изобретением это связано? (предположения ребят)
Оказывается, с изобретением паровой машины. Проект паровой машины впервые был разработан И.И.Ползуновым, но не был использован.
Какие транспортные пути связывают наш город и другие города? (воздушный, автомобильный, водный, железнодорожный).
Кто из вас пользовался этими видами транспорта? Почему это стало возможным в наше время? (благодаря изобретениям прошлых веков).
Выступление докладчиков (самостоятельная работа в парах).
19 в. – не только век развития промышленности, но и огромной работы ученых, которые подготовили почву для открытий сегодня. Наш урок пройдет в форме семинара. Докладчики расскажут об очень важных открытиях, без которых мы сегодня не можем обойтись. Наша задача: при прослушивании доклада выделить необходимую информацию для ответа на вопросы в карточке (каждой паре учеников раздается карточка «Проверим наши знания!»).
Проверим наши знания!
Изобретатель первого паровоза - ___________________
Какой вес мог тянуть первый паровоз?___________________
В какой стране была построена первая пассажирская дорога?___________
Самый большой, тяжелый и мощный паровоз в мире__________________
Длина________ вес____________
Рекорд скорости паровоза, достигнутый в 1938 г. ______________________
В каких странах паровозы используют и сейчас?_______________________
Создатель первого парохода________________________________________
В каком году был построен первый пароход?__________________________
Скорость первого парохода_________________________________________
Один из самых больших и роскошных лайнеров, когда либо спущенных на воду
«Квин ___________________»
В каком году был построен первый автомобиль?_______________________
Какова скорость первой паровой повозки?_____________________________
Сколько км/ч составил первый рекорд скорости? _______________________
Когда люди впервые поднялись в воздух?_____________________________
В каком городе? __________________________________________________
Паровоз
С каким докладом мы сейчас познакомимся, вы узнаете, отгадав загадку.
Братцы в гости снарядились,Друг за друга прицепилисьИ помчались в путь далек,Лишь оставили дымок. (Паровоз)
Кто изобретатель первого паровоза, какой груз мог тянуть первый паровоз, в какой стране была построена первая пассажирская железная дорога, мы узнаем, послушав доклад Игоря.
Выступление ученика. Показ иллюстраций детских энциклопедий. После рассказа ребенка, презентация слайдов. (слайды № 2-14).
Ответим на первые 6 вопросов нашего контрольного листка.
Физминутка
Пароход
Второй доклад подготовил ученик. О чем он нам расскажет, мы с вами сейчас и отгадаем.
Паровоз
Без колес!
Вот так чудо-паровоз!
Не с ума ли он сошел
Прямо по морю пошел! (Пароход)
Выступление ученика. Показ иллюстраций детских энциклопедий. После рассказа ребенка, презентация слайдов. (слайды № 15-26).
Заполнение карточки.
Автомобиль
Не летает, не жужжит, Жук по улице бежит. И горят в глазах жука Два слепящих огонька. (Автомобиль)
Никита Коровин подготовил доклад про автомобиль. Кто же был создателем автомобиля, в каком году это произошло, с какой скоростью двигались первые авто и каких рекордов они достигли, мы узнаем из его выступления.
Выступление ученика. Показ иллюстраций детских энциклопедий. После рассказа ребенка, презентация слайдов. (слайды № 27-33).
Самолет
Что за птица: Песен не поёт, гнезда не вьёт, Людей и груз несёт? (Самолет)
В каком году произошло открытие самолета. Где был первый полет, в каком городе, как же выглядел первый самолет, мы узнаем благодаря рассказу Саши и просмотру энциклопедий и слайдов.
Выступление ученицы. Показ иллюстраций детских энциклопедий. После рассказа ребенка, презентация слайдов. (слайды № 34-41).
Работа с конструктором «Лего»
А сейчас мы с вами побываем в роли ученых-исследователей и сделаем наши механизмы, используя конструктор «Лего».
Каждая группа (3 группы) получает задание. Необходимо построить механизмы, изображенные на карточке (подъемный кран, автомобиль, пароход, миксер). Если остается время, творческая работа: смастерить свое транспортное средство.
Презентация работ учащихся.
Итог урока
Рефлексия деятельности.
- Подведем итоги и проверим наши карточки (опрос).
Сегодня мы узнали много нового. О каких открытиях мы говорили? Какое значение для современного человека имеют изобретения 19 века?
Какие сведения об изобретениях вас особенно удивили?
Домашнее задание: с. 21-24 учебник, пересказ.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215