РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.05. ОСНОВЫ ЛЕСНОЙ ЭНТОМОЛОГИИ, ФИТОПАТОЛОГИИ И БИОЛОГИИ ЛЕСНЫХ ЗВЕРЕЙ И ПТИЦ
государственное образовательное бюджетное учреждение среднего профессионального образования воронежской области «хреновской лесной колледж им. г.ф. морозова»
рабочая ПРОГРАММа учебной дисциплины
оп.05. Основы лесной энтомологии, фитопатологии
и биологии лесных зверей и птиц
«Профессионального цикла»
основной профессиональной образовательной программы
по специальности 250110 Лесное и лесопарковое хозяйство
(углублённой подготовки)
с. Слобода
2015г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ учебной дисциплины
стр.
4
2. СТРУКТУРА и содержание учебной дисциплины
5
3. условия реализации учебной дисциплины
12
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
13
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы лесной энтомологии, фитопатологии и
биологии лесных зверей и птиц
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы ГОБУ СПО ВО «ХЛК им. Г.Ф. Морозова» по специальности СПО 250110 Лесное и лесопарковое хозяйство, разработанной в соответствии с ФГОС СПО третьего поколения, а так же примерной программой учебной дисциплины «Основы лесной энтомологии, фитопатологии и биологии лесных зверей и птиц».
Рабочая программа составлена для очной формы обучения.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
дисциплина «Основы лесной энтомологии, фитопатологии и биологии лесных зверей и птиц» входит в профессиональный цикл.
Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Базовая часть
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся
должен уметь:
- определять виды болезней и вредителей растущего леса и заготовленной древесины;
- определять виды повреждений древесных пород;
- определять отряды птиц;
- определять главнейшие отряды, семейства и виды лесных зверей;
должен знать:
- основы теории образования очагов насекомых и прогнозирования их численности;
- главнейшие виды вредителей и болезней леса;
- диагностические признаки важнейших видов болезней растений, биологию и экологию их возбудителей;
- основы лесной профилактики и методы борьбы с вредителями и болезнями;
- особенности дереворазрушающих грибов и поражение ими древесины;
- основные отряды птиц, их строение, годовой жизненный цикл;
- главнейшие отряды, семейства и виды лесных зверей.
Вариативная часть использована на углубленное изучение вредителей основных древесных пород региона, профилактике и методах борьбы с вредителями и болезнями.
Содержание дисциплины ориентировано на подготовку студентов к освоению профессиональных модулей ОПОП по специальности 250110 Лесное и лесопарковое хозяйство и овладению профессиональными компетенциями (ПК): ПК 1.5. Осуществлять мероприятия по защите семян и посадочного материала от вредителей и болезней.
ПК 2.3. Проводить лесопатологическое обследование и лесопатологический мониторинг.
ПК 2.4. Проводить работы по локализации и ликвидации очагов вредных организмов, санитарно – оздоровительные мероприятия в лесных насаждениях и руководить ими.
ПК 3.2. Планировать и контролировать работы по использованию лесов с целью заготовки древесины и других лесных ресурсов и руководить ими.
В процессе освоения дисциплины у студентов должны формировать общие компетенции (ОК):
- ОК1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
- ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
- ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
- ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
- ОК 5. Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
- ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
- ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
- ОК 8.Самостоятельно выполнять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
- ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
- ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 81 час, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 54 часа;
самостоятельной работы обучающегося – 27 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объём часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
81
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
54
в том числе:
лабораторные работы
6
практические занятия
22
контрольные работы
курсовая работа (проект) (если предусмотрена)
«не предусмотрено»
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
27
в том числе:
индивидуальное задание
тематика внеаудиторной самостоятельной работы
27
Самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено)
«не предусмотрено»
Итоговая аттестация в форме
Э
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы лесной энтомологии, фитопатологии и биологии лесных зверей и птиц»
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Введение
Содержание дисциплины, задачи и связь с другими дисциплинами.
Краткая история развития, современное состояние и перспективы дальнейшего развития лесозащиты.
2
1
Раздел 1. Основы лесной энтомологии
25
Содержание учебного материала
Тема 1.1. Внешние и внутреннее строение насекомых, их развитие и размножение
Место насекомых в системе животного мира. Основные части тела насекомых и их строение. Размножение насекомых, фазы развития и их характеристика. Полиморфизм, половой диморфизм. Понятие о генерации, диапаузе и фенологии насекомых.
4
2
Лабораторная работа
Ознакомление со строением основных частей тела насекомого, их придатками. Ознакомление с фазами развития насекомых, их основными типами.
4
Самостоятельная работа обучающих.
Нарисуйте:
- схему строения майского жука;
- строение и типы усиков насекомых;
- строение и типы крыльев насекомых.
6
Тема 1.2. Классификация и экология насекомых
Понятие о видах и других таксономических единицах насекомых. Характеристика главнейших отрядов насекомых: прямокрылые, равнокрылые, полужесткокрылые, чешуекрылые, перепончатокрылые, двукрылые, жесткокрылые.
2
2
Практическое занятие.
Определение с помощью определительной таблицы представителей класса насекомых. Ознакомление с типами повреждений, наносимых насекомыми древесным породам.
6
Самостоятельная работа обучающих.
Напишите:
Что положено в основу классификации отрядов насекомых, перечислите основные отряды из них и их значение для леса?
В чём заключается вредность насекомых, повреждающих хвою и листья деревьев?
3
Раздел 2. Основы лесной фитопатологии
27
Тема 2.1. Общие сведения о болезнях леса
Понятие о болезнях растений и их причины. Патогенез болезней растений и его основные этапы. Типы заболеваний древесных пород и кустарников. Понятие об иммунитете растений к инфекционным болезням. Влияние условий внешней среды, возраста и состояния растений на их устойчивость к болезням. Условия возникновения и затухания эпифитотий.
4
2
Практическое занятие.
Определение видов болезней леса.
4
Самостоятельная работа обучающих.
Напишите:
В°ажнейшие группы и типы болезней лесных пород.
Факторы обуславливающие устойчивость растений к инфекционным болезням.
Условия возникновения и затухания эпифитотий.
3
Тема 2.2. Грибы как возбудители древесных пород
Место грибов в системе растительного мира. Строение клетки и вегетативного тела грибов, видоизменённая грибница. Пути распространения, питание и требования грибов к условиям окружающей среды. Размножение грибов. Систематика грибов.
4
2
Практическое занятие.
Зарисовка грибницы и её видоизменений. Классификация предложенного набора грибов по отделам и классам.
2
Самостоятельная работа обучающих.
Написать доклад на тему: «Условия возникновения и затухания эпифитотий».
Проработать конспект лекции по систематике грибов.
4
Тема 2.3. Бактерии, вирусы, цветковые растения паразиты и другие возбудители болезней древесных пород
Место бактерий в системе растительного мира.
Общие сведения о вирусах.
Общая характеристика цветковых растений-паразитов.
2
2
Практическое занятие.
Определение типов заболеваний древесных пород.
2
Самостоятельная работа обучающихся.
Зарисуйте:
Формы бактерий и типы бактериальных болезней растений.
Типы вирусных болезней растений.
Опишите:
Особенности строения паразитических цветковых растений.
2
Раздел 3. Лесные птицы и звери
27
Тема 3.1. Лесные птицы
Место птиц в системе животного мира. Краткая характеристика их строения, функции отдельных органов. Основы классификации. Обзор главнейших отрядов, семейств и видов. Роль птиц в жизни леса. Охрана и привлечение птиц.
4
2
Практическое занятие.
Ознакомление с внешним строением и частями тела птиц. Определение отряда предложенного набора птиц.
4
Самостоятельная работа обучающихся.
Опишите:
Из каких этапов слагается жизненный и годовой цикл птиц?
Каких птиц можно отнести к группе растительноядных?
Какие насекомоядные птицы являются естественными врагами вредителей леса?
4
Тема 3.2. Лесные звери
Место зверей в системе животного мира. Краткая характеристика их строения и функции отдельных органов. Основы классификации. Годовой цикл жизни млекопитающих. Обзор главнейших отрядов, семейств и видов лесных зверей. Полезные и вредные звери. Роль зверей в жизни леса. Охрана фауны в нашей стране.
4
2
Практические занятия.
Ознакомление с морфологией млекопитающих и определение представителей отрядов в коллекции (наборе)
6
Самостоятельная работа обучающихся.
Опишите:
Этапы годового жизненного цикла зверей.
Разделение лесных зверей на экологические группы.
Проявление вредоносной деятельности зверей в отношении леса.
Отличие зайцеобразных от грызунов.
Экологические особенности парнокопытных зверей, населяющих лес.
Предотвращение вреда от копытных лесу.
5
Экзамен
Максимальная нагрузка,
в том числе:
81
обязательная нагрузка
54
самостоятельная работа
27
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации учебной дисциплины имеется в наличии лаборатория «Охраны и защиты лесов».
Оборудование лаборатории:
– посадочные места по количеству обучающихся;
– рабочее место преподавателя;
– учебные муляжи, коллекции по дисциплине;
– комплект таблиц, плакатов по разделам программы;
– материалы, оборудование для проведения практических занятий, микроскопы и инструменты.
Технические средства обучения:
– компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор, телевизор, DVD.
Стенды и витрины: Лесной кодекс РФ (извлечения); требования к уровню подготовки специалиста лесного и лесопаркового хозяйства по дисциплине; насекомые – вредители леса.
Плакаты, схемы, таблицы: внешнее строение тела насекомых; жизненный цикл и диапауза насекомых; анатомия насекомых; классификация насекомых; полезные насекомые; типы повреждений листьев насекомыми; вредители плодов и семян; корневые вредители; вредители культур хвойных пород; вредители листвы и побегов; хвое - и листогрызущие вредители; стволовые вредители; семейства и виды птиц; полезные насекомоядные птицы; главнейшие отряды семейства и виды лесных зверей; строение грибов; систематика грибов; грибные болезни семян и плодов; грибные болезни древесных пород; съедобные и ядовитые грибы.
Чучела, коллекции, образцы: чучела птиц; коллекции насекомых-вредителей; коллекции энтомофагов; повреждения хвойных и лиственных пород вредителями и болезнями.
Зоографические карты РФ и мира. Атласы насекомых, птиц и зверей.
Материалы и оборудование для проведения лабораторных и практических занятий:
Микроскоп, бинокулярные лупы; термометры, весы, пинцеты, ножницы хирургические; сачки для бабочек, стволовых вредителей; садки полевые; бинокль, сумки полевые; булавки энтомологические; бутылки, пузырьки, банки, пипетки, стеклянные стаканчики и палочки; пробирки; стёкла покровные.
Реактивы и материалы: хлороформ, формалин, спирт денатурат, борная кислота; глицерин, клей, парафин, нафталин; картон, бумага чертёжная, писчая, калька, тушь, краска, линейки, карандаши; полевые сумки; ножи складные; пилы-ножовки; метры складные, рулетки, коробки энтомологические, гербарные сетки.
Бланки документации. Нормативно-справочная литература.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
Лесной кодекс Российской Федерации (в последней редакции на момент использования программы)
Мозолевская Е.Г., Семенкова И.Г., Беднова О.В. Лесозащита.
М.: Лесная промышленность, 2006
Тузов В.К., Калиниченко Э.М., Рябинков В.А. Методы борьбы с болезнями и вредителями леса. М.: ВНИИЛМ, 2003.
Дополнительные источники:
Захваткин Ю.А. Курс общей энтомологии. М.: колос, 2007
Воронцов А.И., Семенкова И.Г. Лесозащита. Изд. 3-е перераб.,
дополн. М.: ВО Агропромиздат, 1988
3. Мозолевская Е.Г., Белова Н.К., Лебедева Г.С. Практикум по лесной энтомологии. М.: Издательский центр «Академия», 2004
4. Отраслевые периодические издания
Интернет-ресурсы:
Экологический центр www.ecosystema.ru
Московский государственный университет леса (МГУЛ) mqul.ac.ru
С-П Государственная лесотехническая академия ftacademy.ru
Музей лесной энтомологии и лесной зоологии С-П лесотехнической академии www.museum.ru
Экологический цент «Экосистема» www.ecosystema.ru
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения:
- определять виды болезней и вредителей растущего леса и заготовленной древесины;
защита практического занятия,
зачёт
- определять виды повреждений древесных пород;
защита практического занятия,
зачёт
- определять отряды птиц;
защита практического занятия
- определять главнейшие отряды, семейства и виды лесных зверей.
защита практического занятия
Знания:
- основы теории образования очагов насекомых и прогнозирования их численности;
контрольная работа,
зачёт
- главнейшие виды вредителей и болезней леса;
экзамен
- диагностические признаки важнейших видов болезней растений, биологию и экологию их возбудителей;
тестирование,
экзамен
- основы лесной профилактики и методы борьбы с вредителями и болезнями;
тестирование,
экзамен
- особенности дереворазрушающих грибов и поражение ими древесины;
тестирование,
экзамен
- основные отряды птиц, их строение, годовой жизненный цикл;
контрольная работа,
экзамен
- главнейшие отряды, семейства, и виды лесных зверей.
тестирование,
экзамен
13PAGE 141515
13PAGE 141515
Заголовок 115