Конспект урока самопознания. Тема : «В гармонии с природой» Урок 1.Класс: 3.
Самопознание Дата:8.04. 16г Школа Майкаинская СОШ №2
Тема: «В гармонии с природой» Урок № 1 Ценность: внутренний покой
Качества: бережное отношение к природе, любовь к природе
3 класс Педагог: Лоренц Вера Давыдовна Количество учащихся ______
Цель: Расширять представление о гармонии человека и природы через общечеловеческую ценность внутренний мир и покой Ресурсы: слайды, учебник 3 класса, интерактивная доска, Муз
плюс песни Р.Рымбаевой « Здравствуй, родная земля!»
Сл. А. Асылбека Муз. Р. Гайсина, портрет Курмангазы.
Просмотр видео «Красота подводного мира»
Задачи:
- показать взаимосвязь природы и человека, гармонию природы и человека
- развивать навыки бережного отношения человека к природе;
- воспитывать любовь к многообразию природного мира. Ход урока
I. Орг. момент. Психологический настрой Прогулка в лес.
Сядьте, держа спинку прямо. Закройте глаза и дышите глубоко. С каждым вздохом старайтесь все больше расслабится и стать спокойными. Сейчас мы идем гулять в лес. Представьте, как вы идете к двери класса, открываете дверь, проходите по коридору и выходите на улицу. Вдыхаете свежий воздух, ощущаете дуновение ветра на волосах и лучи солнца, мягко греют ваше лицо. Перед вами лес. Будьте осторожны , когда идете, не наступайте на насекомых. Остановитесь на минуту и оглянитесь вокруг. Ощутите красоту и свежесть природы. Вы наклонились к цветку и очень внимательно рассматриваете его. Понюхайте его и вдохните аромат. Идите дальше. Углубляясь всё дальше и дальше полюбуйтесь игрой света и тени, послушайте шелест листьев. Мы выходим на поляну перед вами дерево, вы подходите к нему и обхватываете его ствол. Вы чувствуете энергию жизни, текущую в нем. И вы ощущаете счастье и покой. Как удивительна природа. Помните о том, что это ваше собственное дерево, и вы можете вернуть к нему в любое время. А сейчас приготовьтесь идти обратно в школу. Поднимитесь и посмотрите вокруг еще раз. Медленно идите назад по той же тропинке, не наступая по пути на насекомых. И вот вы дошли до дверей школы глубоко вдохните свежий воздух, откройте дверь и вернитесь на свое место. Сохраните в себе это чувство тишины, покоя и удовлетворённости. Откройте глаза и улыбнитесь!
Выход на тему урока: Видеоролик: В гармонии с природой «Красота подводного мира» http://www.youtube.com/watch?v=_wlWxT_JJ64
Вопросы для обсуждения:
-Давайте поговорим о природе ( растения, животные, земля, воздух, моря, горы и сам человек ) - Что значит жить в гармонии с природой ? ( Значит понимать, любить природу, относиться к ней бережно ) -Давайте посмотрим на чудеса природы. Как она прекрасна. ( Слайды. Времена года ) Ребята, всегда ли мы добры к тем, кто находится рядом с нами ?
II. Проверка домашнего задания: стр 79-80 «Плач поля» Х.Джебран читать
Беседа:
- О чем этот рассказ?
-Какие чувства пробудило он в вашем сердечке?
¨ Поразмышляйте, могут ли цветы улыбаться и плакать?
¨ А что чувствует божья коровка, когда мы ловим её и сажаем в коробочку?
¨ Что чувствует кузнечик, когда мы ловим и рассматриваем его?
¨ Что чувствуют цветы, когда мы рвем их охапками и несем домой? (Ответы детей).
Беседа по «Прогулке в лес».
Кому из вас удалось побывать в лесу?
Что вы увидели? и т.д.
Можно спросить у ребят что почувствовали они
когда гуляли по лесу.
III.Позитивное высказывание (цитата)
- Чтение стихотворения С. Викулова
Три клада у Природы есть: вода,
Земля и воздух - три её основы.
Какая бы ни грянула беда:
Целы они — всё возродится снова.
Вопросы для обсуждения:
-Что мы называем природой?
-Можно ли с уверенностью сказать, что человек понимает природу? Почему?
-Что может произойти с природой, если человек не будет заботиться о ней? IV. Подарок от учителя.
Река - притча о природе
Однажды в глубине седой горной вершины что-то загрохотало, треснуло, и в этот момент из самого сердца горы родился звонкий родничок. Он побежал вниз, радостно журча и прыгая через камни.
На пути ему встречались братья-ручейки. Они обнимались и дальше бежали уже все вместе. Чем ближе к равнине, тем полноводнее становился ручей. И вот уже не ручей, а полноводная речка рвалась на просторы, переворачивая на своем пути камни и разбивая завалы деревьев. Когда впервые она встретила на своем пути человека, который, погрузив в ее воды свои руки, смотрел на нее с восхищением, то поняла, что он на земле хозяин. Добрый, нежный, сильный и властный хозяин. Но речка была еще молодая, непокорная, поэтому шаловливо брызнув на него своими холодными каплями, весело устремилась дальше.
Чем больше она удалялась от родных гор, тем становилась шире и мощнее. Она бывала рада всем, кто хотел искупаться или просто напиться освежающей воды. Она поила и омывала всех желающих и весело бежала дальше.
Чем дальше, тем больше она испытывала на себе власть человека, который заставлял ее крутить колеса мельниц, запирал плотиной и заставлял бежать по другому руслу.
Через некоторое время она узнала, что человек - плохой хозяин на земле, что человек губит природу. Люди забывали о жизни реки, думая только о своей выгоде. Они засоряли ее, загрязняли, сливали в воду яды и нечистоты.
Река старалась изо всех сил справиться. Она очищалась грунтовыми водами, восполняла свои силы осадками и снова дарила радость всем, живущим на земле. Она все еще верила людям и ждала, что о ней начнут заботиться, но время шло, а ее надежды не оправдывались. Река тяжело заболела.
Протекая мимо сверкающего огнями города, река несла свои мутные воды с нефтяными пятнами на поверхности и множеством бумажного и пластикового мусора.
И вдруг она заметила на берегу своего старого знакомого - того первого человека, который когда-то встретился на ее пути. Она вспомнила его добрые теплые руки, которые когда-то с любовью погрузились в ее тогда еще чистые воды. Сейчас он, желая помочь реке, привел на берег шумную ораву мальчишек и девчонок, которые дружно вылавливали из воды мусор и тряпками собирали с поверхности мазутную пленку.
И река вдруг поверила, что это еще не конец. Что этот человек и эти дети помогут ей, что она будет жить.
Она поверила, что будет жить и будет дарить добро и радость этому миру
О чем заставил задуматься ВАС этот рассказ?
Продолжи фразу: «Чтобы сберечь красоту природы, я могу…» Река - притча о природе | В ГАРМОНИИ С СОБОЙv-garmonii-s-soboi.ru/притчи/rekaV. Творческая деятельность, групповая работа. (Групповая работа)
Прочитайте словосочетания, выберите одно из них, выполните рисунок и объясните его значение:
Мудрый дуб
Разговорчивая береза
Золотая липа
Пугливая осина
Живучий тополь
Озорной клен
Волшебная рябина
Ивушкин подарок
Щедрый орешник
Рисунки вывешиваются в специально отведенном месте, учащиеся комментируют рисунки по желанию.
Оценивание «Лампочка» - оценивают свою работу на уроке .Набрано на слайде
VI. Груповое пение песни «Лесной олень»
Лесной олень 1.Осенью в дождливый серый день
Проскакал по городу олень.
Он летел над гулкой мостовой,
Рыжим лесом пущенной стрелой.
Припев:
Вернись, лесной олень,По моему хотению!Умчи меня, олень,В свою страну оленью,Где сосны рвутся в небо,Где быль живет и небыль.Умчи меня туда, лесной олень! 2. Он бежал, и сильные рога
Задевали тучи-облака.
И казалось, будто бы над ним
Становилось небо голубым!.Припев тот-же3. Говорят, чудес на свете нет,
И дождями смыт оленя след.
Только знаю, он ко мне придет!
Если веришь - сказка оживет.
Припев.
Плюс песни, слова песни
«Лесной олень»стр 92 учебник
VII. Домашнее задание: стр 84-86 «Легенда о мергенах»чит.
VIII. Заключительная минута: Ребята, вспомните всё, о чём говорили на уроке.
Матушки-Природы нет ничего одинакового или лишнего. Все друг с другом взаимосвязано, имеет свое предназначение и наконец просто красиво. Мы любим нашу прекрасную и благодатную Матушку-Природу за красоту, за загадки, которые она нам загадывает, за мудрость ее, за ее бесконечное разнообразие. Но мы, люди, не научились еще Матушку-Природу уважать и беречь. А если мы не будем делать этого, то можем остаться у разбитого корыта. Мы не можем жить без чистого воздуха, чистой воды, свежей зелени, солнечных лучей, даже без общения со зверьками и птицами… И потом, самое главное, ведь все эти растения, птицы, животные и насекомые – живые. Они чувствуют боль и ласку, они по-своему радуются и огорчаются… Они живут… Жить в гармонии с природой - значит понимать её, ценить и беречь. Природа – друг человека. А с другом, ребята, надо дружить.
Музыка «Звуки природы»