Сценарий внеклассного мероприятия патриотической направленности Культура народа саха
Сценарий внеклассного мероприятия патриотической направленности, основанное на краеведческом материале, 3 класс.
Иванова Галина Егоровна, учитель начальных классов, МОБУ СОШ № 10 имени Д.Г.Новопашина
Контрольная работа.
Тема: Культура народа саха
Цель:
1. Расширять и обогащать знания детей о культуре якутского народа.
2. Развивать интерес к национальной культуре народа саха.
3. Воспитывать любовь и уважение к родному краю.
4. Обогащать словарный запас.
Методическое обеспечение:
1. Видеоматериал "Якутский костюм"
2. Презентация в программе Power Point "Маршрутная карта путешествия"
3. Якутская музыка
Связь мероприятия с учебными предметами: национальная культура, физическая культура, русский язык.
Ход мероприятия
I. Организационная часть
Звучит хомус. Чтец читает стихотворение Татьяны Дёминой "Край любимый"
Чтец:
Над тайгою солнце светит,
В глубине шумит река,
А по небу гонит ветер
Золотые облака.
Сизый стелется туман,
Даль уносит за собою
Птиц крылатых караван.
Косолапый мишка ходит,
Мнёт зелёную траву.
Я люблю твои просторы,
Край якутский, край родной,
Где леса, поля и горы
Покоряют красотой.
Будь всегда таким красивым,
Яркой звёздочкой гори,
Край якутский, край любимый
Вечно в памяти живи!
Учитель:
Сегодня мы совершим небольшое путешествие в историю Якутии на машине времени.
Звучит музыка.
II. Основная часть
1 остановка "Якутский национальный костюм" (Слайд 1)
Учитель:
Как говорится в русской пословице "Встречают по одежке...", поэтому начнём мы наш путь с ознакомления с национальным якутским костюмом. Посмотрим фильм.
2 остановка "Национальное жилище якутов" (Слайд 2)
Учитель:
"Лучше дома своего нет на свете ничего" гласит пословица русского народа.
Национальное жилище якутов - балаган. Это невысокая, вытянутая в длину четырёхугольная постройка, из наклонных брёвен, с плоской кровлей. Жилище привлекает внимание именно тем, что брёвна расположены не горизонтально, а стоят почти вертикально, с небольшим наклоном. Стены обмазывали глиной, смешанной с коровьим навозом для тепла. Балаган имел нечётное количество маленьких окон, которые зимой прикрывались льдом, летом слюдой, рыбьим пузырём.
В балагане вдоль стен располагались дощатые нары - "орон". Справа от входа устанавливался очаг "оhох" - труба из жердей, обмазанных глиной, выходившая через крышу наружу. С северной стороны к балагану якуты обычно пристраивали хлев. Жилище обычно окружала невысокая насыпь, часто с заборчиком.
3 остановка " Древний эпос якутов" (Слайд 3)
Учитель:
В долгие зимние вечера якуты собирались в балагане и слушали олонхо. Олонхо - древнейшее эпическое искусство. В 2005 году ЮНЕСКО объявило его одним из шедевров устного нематериального наследия человечества. Олонхо исполняли народные сказители - олонхосуты, без музыкального сопровождения. Действие эпоса происходит в трёх мирах: верхнем, среднем и нижнем. Центральный объект - мировое дерево, которое своими корнями уходит в нижнее пространство, его ствол находится в среднем, а ветви тянутся в верхнее, где обитают божественные силы. Эпос Олонхо проповедует такие высокие ценности как семья, патриотизм, самоотверженность, вера в свой народ, уважение к истории.
4 остановка " Игры народа Саха" (Слайд 4)
Учитель:
В русской народной поговорке говорится "Без отдыха и конь не скачет", подошло время якутских народных игр. Происхождение игр тесно связано с укладом жизни народа Саха, видами традиционного хозяйствования: коневодством, разведением крупного рогатого скота, охотой и рыболовством. Сейчас мы проведём игру "Сокол и лиса" (Мохсо5ол уонна саhыл).
Выбираются сокол и лиса. Остальные дети - соколята. Сокол учит своих соколят летать. Он легко бегает в разных направлениях и одновременно производит руками разные летательные движения (вверх, в стороны, вперёд) и ещё придумывает какое-нибудь более сложное движение руками. Стайка соколят бежит за соколом и следит за его движениями. Они должны точно повторять движения сокола. В это время вдруг выскакивает из норы лиса. Соколята быстро приседают на корточки, чтобы лиса их не заметила.
Правила игры. Время появления лисы определяется сигналом ведущего. Лиса ловит только тех, кто не присел.
III. Рефлексия
Учитель:
Вот и пришло к концу наше путешествие.
Что нового вы узнали о культуре народа Саха?
Список литературы
Интернет ресурсы:
1. Википедия. Традиционный якутский костюм.
2. https://vk.com/club_theyakut
3. https://www.stihi.ru
4. http://www.culture.ru/
5. http://www.aldanweb.ru/