Конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе «Огонь друг- огонь враг».
Конспект непосредственно – образовательной деятельности. Образовательная область «Познание» ФКЦМ с интеграцией образовательных областей «Безопасность», «Социализация», «Здоровье». Возраст: старшая группа Тема: «Огонь друг- огонь враг». Программное содержание: Знакомить детей с огнем и его свойствами с помощью экспериментов, довести до сознания детей мысль, что огонь бывает добрым и злым, закрепить у детей знание правил пожарной безопасности, расширять словарный запас детей по теме пожарная безопасность, развивать любознательность, память, логическое мышление,
воспитывать у детей потребность заботиться о своей безопасности, желание прийти на помощь, проводить самоанализ.
Предварительная работа: Экскурсия в пожарное депо; беседа «Ни ночью, ни днем не балуйтесь, дети, с огнем»;чтение художественной литературы : С.Я. Маршак «Пожар», Л.Н. Толстой «Пожарные собаки», С.Михалков «Дядя Степа».
Оборудование: Картинки с иллюстрациями правил пожарной безопасности, парафиновые свечи, подносы, стеклянные банки, вода, песок, мяч, макет огня, халаты на каждого ребенка, медальки с изображением правил пожарной безопасности, одеяло, макеты деревьев. Ход деятельности: I.Оргмомент
-Здравствуйте дети!
Дети: Здравствуйте!
- А чем вы занимаетесь?
Дети: (ответы детей)
- Давайте поиграем вместе. Вы согласны?
Дети: Да.
- Но сначала нам нужно познакомиться. У меня есть чудесный клубочек, который нам в этом поможет. Мы будем передавать его друг другу, и называть каждый свое имя. А начнем с меня. Меня зовут Оксана Владимировна Васешенкова. А тебя как?
Дети называют свои имена.
-Очень приятно с вами познакомится! Скажите, а вы любите путешествовать?
Дети: Да.
-Тогда предлагаю, отправится в весенний лес. Ребята, а мы сможем пойти сейчас сразу в лес (Ответы детей) Правильно на улице ещё прохладно, мы можем замёрзнуть. Давайте мы с вами оденемся и тогда сможем отправиться в путь (Имитируют одевание).
- Ребята, а как же нам добраться до леса?
Дети: На машине, автобусе.
-А я предлагаю отправиться в путешествие пешком. Это полезно для здоровья.
-Становись за мною в строй. По сторонам не зевать, от меня не отставать. В путь. (ходьба с препятствием)
- Идем по кочкам, перепрыгиваем через ручеек, проходим по мостику и вот мы в лесу
II. Вводная часть
-Посмотрите сколько в лесу деревьев! Назовите, какие деревья вам знакомы?
Дети: Береза, дуб, елки
-Ой, смотрите, на полянке горит костер. Давайте к нему подойдем. Предлагаю посидеть и погреться у костра (садятся вокруг «костра» на пол).
-Скажите дети, а вы умеете отгадывать загадки?
Дети: Да.
- Сейчас проверим. Отгадайте загадку:
Рыжий зверь в печи сидит.
Рыжий зверь на всех сердит.
Он от злости ест дрова,
Может, час, а может, два
Ты его рукой не тронь,
Искусает всю ладонь!
(огонь)
-Верно, это огонь.
Сейчас я вам расскажу сказку про огонь, которая так и называется «Огонь Друг, огонь враг». Вы внимательно послушайте её, потому что во время рассказывания я буду останавливаться, чтобы задать вам вопросы.
Жил-был Огонь. Был он очень веселый и горячий. Гулял Огонь где хотел по лесам, домам деревьям. Никого Огонь не щадил на своем пути и был злейшим врагом всего живого. Как вы думаете, почему?
Дети: Он сжигал все подряд.
- Правильно.
И вот однажды повстречался на его пути Человек и сказал: «Давай, Огонь, померяемся силой».
Огонь отвечает: «Да куда тебе, Человек, со мной силой мериться». А Человек настаивал на своем. Огонь и согласился. Вот начался у них бой. Человек заманил Огонь к реке и прыгнул в воду. Схватил Человек мокрой рукой языки пламени и хотел затушить. Взмолится Огонь: «Не туши меня, Человек, верой и правдой тебе служить буду». Пожалел его Человек, заставил служить себе. Вот так и начал Огонь служить Человеку и стал его другом.
- Скажите, для чего человеку нужен огонь?
Дети: Для того чтобы приготовить еду, согреться, может осветить, зажечь свечу и т.д.
-Огонь - давний друг человека. Он обеспечивает человека теплом и светом. С его помощью совершается много полезных дел. Сила огня очень велика. Огонь согревает, заставляет работать машины, запускает ракеты, космические корабли. На огне готовят пишу. Он нужен в домах, детских садах, школах, фермах, заводах, больницах.
-Но когда огонь попадает в руки маленьких детей, он показывает свой характер, стремится убежать от них и гулять по дому, по лесу, по полю. Из доброго слуги он может превратиться в огнедышащего дракона. Тогда может возникнуть беда. Когда люди забывают об осторожном обращении с огнём, он становится смертельно опасным. Пожар - не случайность, а результат неправильного поведения. Поэтому необходимо, чтобы каждый человек был внимательным при обращении с огнём, соблюдал осторожность.
- На нашей лесной полянке есть информационный стенд. Подойдем к нему и рассмотрим его.
Дети подходят к картинке, рассматривают и объясняют.
-Посмотрите на стенд и скажите, что вы на нем видите?
Дети: Детей.
-Что они делают?
Дети: Они взяли спички и поджигают траву.
- В результате, что произошло?
Дети: Возник пожар.
- Да верно, нужно всегда помнить, что спички детям не игрушка. Поэтому правило первое, самое важное: Спички не тронь в спичках огонь!
-Дети, лес-это дом диких животных, а ведь у каждого из нас есть свой дом и там тоже надо соблюдать правила безопасности. У меня с собой есть картинки, на которых изображены эти правила.
- Давайте их рассмотрим. Что мы видим на первом плане?
Дети: Газовую плиту.
-Что на ней стоит?
Дети: Кастрюля.
-Как вы думаете, она давно стоит на газу?
Дети: Да давно.
- А как вы определили, что кастрюля давно стоит на газу?
Дети: Из кастрюли выкипела вода и из неё идёт дым.- Если её не отключить, что произойдёт?
Дети: Возникнет пожар.
Поэтому делаем вывод: Не оставляй горящий газ, за газом нужен глаз да глаз!
- А сейчас обратим внимание еще на одну картинку. Что здесь делает девочка?
Дети: Разговаривает по телефону.
-Где девочка беседует?
Дети: В коридоре.
- А что в это время происходит в комнате?
Дети: Начался пожар.
-Почему он возник?
Дети: Потому что девочка надолго оставила утюг без присмотра.
- Следовательно, правило третье: со всеми электроприборами, будьте осторожны: с утюгом и чайником, с плитой и паяльником.
-Если ребята вы будите соблюдать эти правила, то с вами никогда не случится беды.
Умники, ответили на все вопросы, а теперь поиграем.
Игра называется «Лови- бросай и сразу отвечай».
Можно спичками играть?
А петарды поджигать?
При пожаре прятаться под кровать?
Незатушенный костер в лесу бросать?
Траву сухую поджигать?
С зажигалками играть?
Газ без взрослых зажигать?
Электроприборы без присмотра оставлять?
При пожаре паниковать?
-А пожарных при пожаре надо вызывать?
- Молодцы! Так держать! Правила пожарные не надо забывать!
Динамическая пауза
-А вы знаете, что во времена наших прабабушек и прадедушек была такая забава: прыгать через костер. Давайте вспомним эту старую традицию и по очереди попробуем перепрыгнуть через наш
костер. (2-3 раза)
- Дети, а кто может вспомнить русскую народную сказку, где главный персонаж прыгает через костер?
Дети: Снегурочка.
III.Основная часть - Чтобы подчинить себе огонь, надо знать его секреты. А для этого предлагаю отправиться в мою лесную лабораторию и провести опыты, которые расскажут нам о свойствах огня. Но прежде чем мы туда отправимся, подумайте, что нельзя делать при проведении опытов?
Дети: Кричать, толкаться, брать без разрешения различные вещества и материалы, низко накланяться.
- Отлично, а теперь давайте оденем с вами белые халаты. Для чего это нужно сделать?
Дети: Чтобы не испачкать свою одежду.
-Верно. Теперь дети станьте все вокруг стола, так чтобы друг другу не мешать, и не забываем о правилах поведения при проведении опытов.
Эксперимент первый «Цвет огня»
-Сейчас я зажгу свечу, и мы с вами словно настоящие ученые будем исследовать свойства огня.
- Когда мы зажгли свечу, что увидели?
Дети: Огонек.
- Он какой?
Дети: Он яркий, красивый.
- Как вы думаете, можно к нему прикоснуться?
Дети: Нет
-Почему?
Дети: Можно обжечься.
-А теперь прищурьте глаза и еще раз посмотрите на огонь (несколько раз). Что вы увидели? (кто-то видит солнечные лучики, кто-то лучики огня, радугу и т.п.)
Вывод: да ребята, огонь – стихия яркая, привлекательная, но в то же время очень опасная. И это мы увидим при выполнение следующего опыта.
Эксперимент второй «Чем тушить огонь».
-Если огонь становится опасным, как человек с ним может справиться?
Дети: Потушить.
-Чего боится огонь?
Дети: Воды, песка.
-Давайте проверим ваши утверждения. Проведем опыт: на горящую свечу прольем немного воды (ребенок выполняет указание воспитателя). Что происходит и почему? Дети: Огонь погас, он боится воды.
- А теперь посыплем песком свечку (ребенок выполняет указание воспитателя). Что происходит?
Дети: Огонь погас.
-Значит, какой мы вывод с вами сделаем?
Дети: Огонь боится воды и песка.
-Верно, опыт показал, что при тушении огня можно использовать воду, песок. Эксперимент третий «Без чего не может существовать огонь»
-А теперь проведем последний опыт и узнаем, без чего не может существовать огонь? Горящую свечу накроем банкой. Что происходит с огнем?
Дети: Огонь погас.
- Как вы думаете почему?
Дети: Туда не поступает воздух.
(Я вам подскажу: если дети затруднятся с ответом объяснить, почему так происходит)
-Без воздуха огонь существовать не может. Поэтому, когда доступ воздуха прекратился, он погас.
- А теперь горящую свечу накроем плотной тканью. Что произошло?
Дети: огонь погас.
На этом наша работа в лаборатории закончена, снимаем халаты, надеваем нашу верхнюю одежду и возвращаемся на нашу полянку. Давайте встанем с вами в круг. Наша игра называется «Не ошибись».
Я буду называть слова, а вы, услышав слово, относящееся к пожару, должны прыгнуть и хлопнуть в ладоши, а не относящиеся – топнуть ногой: пожарный, торт, пила, огнетушитель, пакет, кисть, пожарная каска, ноты, огонь, спички, 01, стол, пожарная машина.
- Молодцы! Хорошо играли!
Заключительная часть
- Но пришла пора возвращаться назад в группу, а у нас на полянке горит костер, который нельзя оставлять без присмотра. Что надо сделать?
Дети: Погасить.
-А чем мы можем погасить костер?
Дети: Водой, песком.
Проблемная ситуация
-Но не только водой и песком можно потушить огонь. Подумайте, что можно использовать? У нас сейчас нет ни воды, ни земли. Осмотритесь, какой предмет помог бы это сделать?
Дети: Одеяло.
-Теперь можно спокойно идти домой. Становитесь в строй друг за другом и возвращаемся в детский сад. (ходьба с препятствием)
-Вот и детский сад. Давайте с вами теперь разденемся (имитация раздевания).
-Ребята, скажите, а сегодня все ваши друзья пришли в детский садик?
(Ответы детей)
-А когда они придут в группу, что нового вы расскажите им об огне? Какие правила пожарной безопасности напомните?
-И чтобы, вы и ваши друзья, никогда не забывали правила пожарной безопасности, я приготовила медальки. Вы будете теперь на них смотреть и помнить эти правила.
-До свидания!
15