Выступление на августовской конференции по теме


Бондарь Елена Владимировна, учитель начальных классов
школы–гимназии №31 г.Астана,
вторая категория
Тема опыта: «Развитие коммуникативной компетентности младших школьников через групповую работу»
Раздел I. Технология опыта
Цель: создание условий для развития коммуникативной компетенции младших школьников, основанных на успешном и эффективном сотрудничестве участников обучения.
Задачи:
определить критерии уровня сформированности коммуникативной компетенции;
разработать и апробировать приемы и методы формирования коммуникативной компетенции младших школьников через технологию обучения в группе;
организовать деятельность младших школьников, направленную на самореализацию их личности.
В технологии личностно-ориентированного развивающего обучения особое значение придаётся субъектному опыту жизнедеятельности, приобретённому ребёнком до школы в конкретных условиях семьи, социокультурного окружения в процессе восприятия и понимания мира людей и вещей.
В основе сознательного акта учения лежит способность человека к продуктивному (творческому) воображению и мышлению. Именно они определяют развитие творческого потенциала человека. Построение процесса обучения, социально-ориентированного на развитие воображения и мышления, принципиально изменяет позицию ученика. Необходимо строить обучение так, чтобы ученик прилагал усилия, преодолевал небольшие трудности, с некоторым напряжением добивался результата. Такая позиция рассчитана на силу ребёнка, а не на его слабость. Таким образом, процесс обучения направлен на решение поисковых и творческих задач и на создание условий для полноценного использования возможностей ученика.
Развитие коммуникативной компетентности младшего школьника является одной из ключевых составляющих, которыми должна обладать личность, способная успешно адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни. Коммуникативный подход предполагает создание такого пространства взаимодействия субъектов деятельности, в котором каждый активно включается в коллективный поиск истины, высказывает, аргументирует свои мысли, уважительно отстаивает свои позиции в диалоге, формирует взаимоприемлемую точку зрения. Коммуникативные технологии предполагают такую организацию учебно-воспитательного процесса, когда за счёт активного включения обучающихся в процессе поиска истины, повышаются интенсивность и эффективность учебного процесса. Развитие коммуникативных способностей максимально реализуется через технологию сотрудничества. Становление коммуникативной компетентности младших школьников – один из ключевых моментов развития личности.
Во-первых, коммуникативная компетентность влияет на учебную успешность.
Во-вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребёнка к школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе.
В-третьих, коммуникативная компетентность учащихся рассматривается в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.
Способствуя становлению коммуникативной компетентности учащихся, необходимо развивать их мыслительные процессы, творческие способности, организовывать учебный процесс, как учебное исследование.
Задача учителя – создать на уроке ситуацию, близкую к ситуации живого общения. Для формирования умения работать в группах лучше начинать с работы в малых группах сменного состава. Во время работы учащиеся самостоятельно обсуждают между собой порядок выполнения задания с последующим его выполнением.
Учащимся, которые не вникли в суть задания, даётся право ещё раз попытаться его объяснить, проанализировать, сделать выводы. Этот вид работы является творческо-поисковым процессом, где учитель является наблюдателем, соучастником.
Главная идея обучения в группе – учиться вместе, а не просто помогать друг другу, осознавать свои успехи и успехи товарищей. Начинать работу в группах следует с планировки классных комнат. Чтобы группы не мешали работать друг другу во время обсуждения необходимо рассаживать учеников «нос к носу». Расположение столов такое, чтобы дети могли общаться в процессе совместной деятельности (видеть лица друг друга). Класс можно разделить на группы разными способами:
«Соседи» (парные группы);
«Друзья» (четвёрки);
творческое объединение «Тёзки» (класс делится на группы по начальной букве алфавита или имени).
Для продуктивной работы в группе каждый ученик должен чётко знать и придерживаться правил работы в группе. Необходимо соблюдать следующие принципы построения групповой работы на уроке:
сообщение цели сотрудничества перед любой работой: каждый ученик внесёт собственный вклад в общее дело, выскажет свои идеи, будет внимательно выслушивать партнёров, чётко следя за тем, чтобы у всех были равные возможности на участие в работе;
каждый член группы должен понимать, что он делает и как следует выполнять задание.
Отслеживание активности группы на протяжении всей работы:
учитель должен, по необходимости, оказывать помощь;
выставление оценок – одна на всю группу: при обобщении учебного материала считаю существенной не балловую оценку, а достижение группы, хотя каждый балл должен быть обоснован: оценивается группа и каждый ученик ответственен за общую (групповую) оценку; именно это является стимулом сотрудничества: все должны помогать друг другу.
Сложность организации работы в группах связана с тем, что приходится строить учебную и внеурочную деятельность большого количества учащихся, обладающих незначительным опытом взаимодействия. Услышать и учесть мнения абсолютного большинства, согласовать позиции участников в условиях фронтальной работы практически не удаётся, поэтому организация групповой формы работы даёт возможность учитывать индивидуальные мнения школьников, способности каждого ребёнка, психологическую совместимость учащихся.
Опыт показывает, что успешность обучения зависит от способности педагога организовать сотрудничество учащихся с учителем и друг с другом. Обучение сотрудничеству происходит в несколько этапов:
I. Cоздание мотивации взаимодействия. Для создания мотивации надо показывать младшим школьникам, что делать что-то вместе – это весело и интересно, говорить о радости сотрудничества малоэффективно, ребята должны понять это на собственном опыте.
II. Обучение правилам эффективного взаимодействия. Для обучения учащихся правилам эффективного взаимодействия необходимо с 1 класса говорить о пользе обсуждения с партнёром своих замыслов и планов, соблюдения принципов невмешательства в работу другого без его согласия; применения справедливых процедур и объективных критериев при решении спорных вопросов.
III. Обеспечение опыта совместной деятельности. Для этого можно использовать метод коллективной познавательной деятельности. При работе по этому методу используют три вида пар: статическую, динамическую и вариационную.
В процессе такой работы учащиеся выполняют роли «учителя», «ученика», обсуждают задания, проводят взаимообучение, что и создаёт предпосылки для их успешного включения в совместную деятельность на основе отношений сотворчества, что в свою очередь позволяет повысить коммуникативные возможности каждого ученика в отдельно взятой группе, и в целом - классе.
Выбор научного материала, литературных произведений, творческих заданий, учебных задач для работы в группах предполагает соблюдение ряда условий. Они должны носить воспитывающий характер, способствовать взаимообогащению знаний школьников. Необходимо использовать задания, которые способствуют развитию умения общаться, высказывать своё мнение, услышать позицию напарника, найти правильное решение поставленной учебной задачи. Дети непосредственно взаимодействуют друг с другом, а учитель, оставаясь центральной фигурой обучения, специально организует их сотрудничество.
Приёмы, которые способствуют укреплению сотрудничества:
- Этика вербального обращения к учащимся. Этим приёмом возбуждается и укрепляется радостное ожидание, предвкушение удовольствия.
- Стимулирующее общение, выказывающее радость ученика. Данный приём воспитывает любовь и доверие человека к человеку; тональность произнесения фраз должна быть располагающей, доброжелательной, уважительной, выражающей восхищение.
- Дорисовывание. Независимо от того, как ученик ведёт себя на конкретном уроке, учитель «накладывает» на него «краски», веря в то, что ученик настроен на совершенствование.
- Приобщение детей к плану урока. Ученики сами должны составить план к уроку, быть единомышленниками учения, чувствовать себя хозяевами урока и осознавать свою исключительную роль в его творении.
- Доверие ученику. Обращаясь к ученику словами: «Только ты это сможешь сделать, это очень трудное дело, потому – добровольцы, вперёд!», учитель показывает, что он доверяет ученику.
Работая в группе, школьник научится вступать во взаимодействие с людьми, учитывая не только свои интересы, но и интересы других, понимать собеседника, активно высказываться, самостоятельно принимать решения. Данные изменения возможны, если применять следующие формы и методы организации учебно-воспитательной работы. Для становления коммуникативной активности учащихся, необходимо развивать их мыслительные процессы, творческие способности, организовывать учебный процесс как учебное исследование.
Коллективный диалог вовлекает ученика в активную познавательную деятельность, учит участвовать в дискуссии, учит чётко отвечать на вопросы, выслушивать другие точки зрения. В ходе коллективного диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы, анализируя информацию и делая выводы, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях. Когда ученики научатся работать в коллективе, можно использовать парные и групповые формы работы.
Таким образом, групповые приёмы и методы работы на уроке: вызывают у детей интерес, учат рассуждать на заданную тему, строить правильные предложения и вопросы, формируют умения слушать других, высказывать своё мнение, активизируют познавательную деятельность, дают возможность самореализации личности, что в итоге привело многих учащихся к формам положительного отношения к учению – действенному, осознанному, ответственному. А отсюда соответственно и повышается качество обучения в целом. Более того, различные методы и приёмы в работе позволяют решить главную задачу начальной школы – поддерживать, развивать интерес школьников к учению, сделать этот процесс необратимым на протяжении всей жизни человека.
Проделанная работа позволяет с уверенностью говорить о прочной взаимозависимости в развитии у детей младшего школьного возраста общения с взрослыми и сверстниками, с одной стороны, и познавательной активности – с другой. Анализ факторов свидетельствует в пользу вывода о влиянии общения на ребенка. Механизмом такого влияния и взаимосвязи можно считать решение ребенком коммуникативных задач.
Библиография:
Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в начальной школе. – М.: Просвещение, 2010.
Дьяченко В.К. Коллективная и групповая формы организации обучения в школе. // Начальная школа, 1998, №3, с.10-11
Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. – М.: Просвещение, 1997.
Журавлёва Н.Т. Коллективные формы работы на уроках математики // Начальная школа – 2000, №7, с. 43-45
Засорина Л.И., Засорин К.М. Педагогическая реабилитация – проблемы XXI века // Народное образование, 2003, №5, с. 54-57
Иванов И.П. Коммуникативная компетентность учащихся на уроке // Начальная школа, 2009, № 3, с. 48-51
Кудрявцева Л.В., Тархова С.В. Организация работы в парах постоянного состава // Начальная школа 1990, №2, с. 19-21
Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана – Граф, 2002.