Космическое путешествие по Галактике Имя Существительное


«Космическое путешествие по Галактике Имя Существительное»
(«Обобщение изученного по теме «Имя существительное»).
Цель урока:повторить и систематизировать изученный материал по теме «Имя существительное».
Задачи:
Развивающие:
создание положительной мотивации на уроке;
вовлечение класса в активный процесс познания;
обеспечение творческого развития и заинтересованности учащихся в приобретении знаний;
развитие воображения.
Обучающая: закрепление знаний об имени существительном (морфологических признаков и синтаксической роли) посредством игры.
Воспитательная: воспитание интереса к русскому языку, эстетического вкуса.
Тип урока: обобщение знаний
Форма урока: нетрадиционная (космическое путешествие)
Оборудование: компьютер, проектор, презентация PowerPoint, бортовые журналы путешествия, рыбки настроения, аквариум, звёздочки, карточки с заданием, тест.
Подготовка к уроку
Перед началом урока дети, заходя в класс, опускают в «аквариум настроения» рыбок определенного цвета в зависимости от своего настроения и состояния, что позволяет учителю построить шкалу настроения, подобрать методы и приемы для положительного настроя и создания комфортной атмосферы
Ход урока
I.Организационный момент.
Слово учителя:
Здравствуйте, ребята. Скажите, вы любите путешествовать? Сегодня у нас необычный урок – урок-путешествие по Галактике «Имя существительное» (слайд 3). Нам предстоит повторить морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую роль и научиться видеть орфограммы имени существительного
(слайд 4).
В путешествие отправятся 4 экипажа знатоков русского языка: «Умники», «Знатоки», «Эрудиты» и «Всезнайки». В каждом из них есть капитаны – Мэлина, Алик, Владислав, Анна. Их задача оценивать работу каждого члена экипажа и вносить результаты сначала в их бортовой журнал, а потом итоговую оценку работы всего экипажа. В бортовых ваших журналах рядом с каждым заданием нарисована звёздочка, капитан экипажа оценивает задание не оценкой, а закрашивает звёздочку карандашом. Если задание выполнено отлично, закрашивает красным цветом, хорошо – синим, плохо – жёлтым, неудовлетворительно – чёрным цветом. Но я надеюсь, что никто из вас, ребята, не получит чёрную звёздочку.
Прежде чем отправиться в путешествие, нужно подготовить свои космические корабли. Откройте свои бортовые журналы, запишите сегодняшнее число и тему урока «Путешествие в Галактику «Имя Существительное» (слайд 5).
Путешествие – дело довольно трудное, допускаются к нему только здоровые люди. Поэтому вам необходимо получить допуск к полету – пройти контроль состояния своего здоровья.
II. Проверка домашнего задания.
Домашним заданием к нашему уроку было подобрать пословицы и поговорки о здоровом образе жизни. Зачитайте, пожалуйста, выписанные вами пословицы и поговорки.
Ответы детей:
Баня - вторая мать.
Баня здоровит, разговор веселит.
Баня парит, баня правит.
Береги платье снову, а здоровье смолоду.
Болезнь и поросенка не красит.
Болезнь не красит человека, а старит.
Болен - лечись, а здоров - берегись.
Будь не красен, да здоров.
Горьким лечат, а сладким калечат.
Грамота не болезнь - годы не уносит.
Если хочешь быть здоров - закаляйся.
Здоров будешь - все добудешь.
Здоровье дороже богатства.
Здоровье дороже денег, здоров буду и денег добуду.
Здоровье дороже денег.
Здоровье не купишь - его разум дарит.
Здоровьем слаб, так и духом не герой.
Здоровью цены нет.
Здоровья за деньги не купишь.
Курить - здоровью вредить.
Лук да баня все правят.
Лук с чесноком - родные братья.
Лук семь недугов лечит, а чеснок семь недугов изводит.
На болячку не молись, а лечись.
Нескладно, неладно, зато здорово.
Ранить легче, чем лечить.
Руби дерево здоровое, а гнилое и само свалится.
Чистая вода - для хвори беда.
Чистота - залог здоровья.
Учитель: Вы молодцы, у вас отличное здоровье! Все допущены к полету! Вы готовы отправиться в путь? Зайдите на борт корабля. Надеть шлемы, пристегнуть ремни. Сейчас мы вместе с вами дадим старт кораблю. Хором: 5, 4, 3, 2, 1... пуск! (слайд 6)
А.Скрябин «Соната №3»([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
III. Актуализация знаний.
И вот мы уже направляемся к Галактике, перед нами звездное небо. Но чтобы не заблудиться во время космического путешествия, нам нужна карта.
Во время нашего путешествия мы побываем с вами на многих планетах Галактики Имя существительное»: «Грамматическая», «Экспериментальная», «Шифровочная»(слайд 7). Чтобы попасть в Галактику, нужно пролететь сквозь Звездные врата, которые охраняют инопланетяне. Не всех они пропускают через них, а только самых смелых, отважных, а главное – знающих. Вам необходимо ответить на вопросы инопланетян (слайд 8).
Фронтальный опрос:
1)Какая часть речи называется именем существительным?
2) Перечислите постоянные морфологические признаки существительного.
3) Какой род могут иметь существительные?
4) Какая морфема является показателем рода у имён существительных?
5) Какие окончания имеют существительные мужского, женского и среднего родов?
6)Сколько склонений у существительного? А что нового о склонение существительных мы узнали в 6 классе? (В русском языке существуют разносклоняемые существительные – 10 существительных среднего рода на – мя - бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя и темя – и существительное мужского родапуть, которыев родительном, дательном и предложном падежах единственного числа имеют окончания существительных 3-го склонения – и, а в творительном падеже принимают окончание существительных 2-го склонения – ем (-ём).)
7)Как изменяются существительные? (по падежам и числам).
8) Какова синтаксическая роль имени существительного в предложении?
IV. Работа по теме урока. Путешествие по Галактике Имя существительное.
1. Планета «Грамматическая»
Учитель: Итак, вы получили разрешение пройти через Звездные врата и очутились в открытом космосе. Перед нами первая планета «Грамматическая» (слайд 9).
Не зевай по сторонам,
Ты сегодня – космонавт!
Начинаем тренировку,
Чтобы сильным стать и ловким!
Задание:Прослушайте фрагмент песни «Земля в иллюминаторе». В ваших бортовых журналах записан фрагмент текста песни, выпишите из данного текста имена существительные и укажите их склонение (слайд 10).
Земля в иллюминаторе, земля в иллюминаторе,
Земля в иллюминаторе видна...
Как сын грустит о матери, как сын грустит о матери,
Грустим мы о земле - она одна.
Песня «Земля в иллюминаторе» ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
- Давайте, проверим, правильно ли справились наши экипажи с заданием (слайд11- 12).
2. Планете «Экспериментальная» (слайд 13).
- Молодцы, ребята, давайте продолжим наше путешествие и отправимся к планете «Экспериментальная».
- Жители этой планеты - «Разносклоняемые существительные» - просят нас о помощи: после урагана они потеряли свою семью - окончания и суффиксы – помоги им найти друг друга, для этого запишите слова, данные в скобках, в нужном падеже.
- Работают по 1 человеку от каждой команды у доски. За каждый правильный ответ команда получает звездочку (Слайд 14).
1. команда. Сколько (время), дорожить (время).
2 команда.Полковым (знамя), под (бремя) усталости.
3. Команда. В горячем (пламя), крупные (семя).
4. Команда, Назвать по (имя), идти по (путь).
-Ребята, скажите, какие окончания имеют эти существительные в форме родительного, дательного и предложного падежа? Какие окончания у этих существительных в творительном падеже?
- Спасибо, вы очень помогли жителям этой планеты. Вы,наверное, немного устали, путешествуя по Галактике. Я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть.
Физминутка (дидактическая игра)
- Встаньте, пожалуйста. Сейчас я буду диктовать слова 1, 2 и 3 склонения. Если вы услышите слово 1 склонения, то вы должны хлопнуть в ладоши, 2 склонение присесть, положив руки на пояс, и если вы услышите существительное 3 склонения, то топните ногой негромко.
- Вы готовы? Тогда начнём.
Ракета, самолёт, небо, звезда, планета, космонавт, невесомость, пыль, экипаж, Земля, метеорит.
- Молодцы, ребята, у вас очень дружный и умный экипаж.
- Ребята, инопланетяне оставили вам послание. Оглянитесь по сторонам и прочтите его.
Вот теперь можно лететь:
По ступенькам поднялись,
Дружно за руки взялись,
Аккуратно надо сесть,
Чтоб приборы не задеть.
3. Планета «Шифровочная». (Слайд 15). Продолжаем наше путешествие. Мы приземлились на планету «Шифровочная».
Жители этой планеты очень хитры и коварны. Они любят обманывать и запутывать путешественников.
Мы нашли письмо-шифровку. Его оставили нам инопланетяне, но они допустили много ошибок. Исправьте их. Давайте проверим наших капитаном экипажей, насколько хорошо они знают русский язык.
В долекой древносте люди замичяли на начьном неби протинувшуюся через весь небо свод бледную свитящуюся паласу. Она напоменала им пролитое малако. По лигенде, в этом заслуга Геры, спускавшейся на Землю. Свитящуюся паласу назвали Млечным Путем. Благодаря наблюдениям галилея, стало извесно, что Млечный Путь - это множество долеких и потому неярких звезд. Они и сливаются в одно тусклое свичение. Такую систему назвали галактикой.
Ну а пока наши капитаны заняты делом, мы с вами заправимся. Но чтоб открыть доступ к топливу, нам необходимо найти правильный код. Для этого мы с вами выполним задание на условие выбора написания суффикса –ЕК- ИК - в существительных. Чтобы вспомнить нам правило, обратимся к нашему космическому экрану. (Просмотр видеофрагмента «В стране невыученных уроков»). Когда в суффиксах существительных пишется Е, а когда И? (слайд 16).
Ну а сейчас работа. Цифровой диктант. У вас в маршрутных листах записаны слова с суффиксами ЕК и ИК.
Я диктую слова, ваша задача - определить, какой суффикс пишется в слове. Работаем в группах. Если в слове пишется суффикс – ЕК -, то вы записываете цифру 1, если суффикс - ИК – ставите цифру 2. Каждую цифру кода записываем через запятую.
Золотой ключик, маленький кусочек, душистый горошек, зеленый листочек, надувной мячик, сели за столик, игрушечный чайничек, вареный грибочек.
Молодцы! Вы правильно нашли код (2,1,1,1, 2, 1, 1) и заправили корабль. Летим дальше.
4. «Неизвестная звезда» (слайд 17).
- Ребята, взгляните на карту нашего путешествия, на ней появилась какая-то «Неизвестная звезда». Подлетим ближе? Это не звезда, а корабль космических пиратов, они напали на нас и хотят испытать нашу силу. Каждый экипаж получил задание.
Выполните морфологический разбор выделенного имени существительного(слайд 18)..
1 команда.Космический корабль оторвался от Земли.
2 команда. Космический корабль оторвался от Земли.
3. команда.Перед человеком открывается звездный мир
4 команда. Перед человеком открывается звездный мир
- Молодцы, ребята, вы мужественно сражались с пиратами.
5. Возвращение на землю. Самостоятельная работа.
(Слайд 19.)Ну что ж, пришло время покидать Галактику Имя существительное» и отправляться домой. Нам снова нужно пролететь "Звездные врата”, инопланетяне хотят узнать, кто из Вас, ребята, самый умный», для этого вы должны выполнить небольшой тест. Выполните тестовую работу. Обведите правильный вариант ответа.
1.Имена существительные обозначают:
а) признак предмета; б) предмет; г) действие предмета.
2. Имена существительные отвечают на вопросы:
а) кто? что?; б) какой? какая?; г) как?
3. Укажите ряд, в котором все имена существительные одушевлённые:
а) сапог, кошка, дверь; б) цветы, воробей, гусеница; г) собака, женщина, врач.
4. Укажите неверное утверждение: Имена существительные изменяются
а) по падежам; б) по числам; г) по родам.
4. Укажите ряд, в котором все имена существительные собственные:
а) мама, бабушка, отец;
б) Волга, Тузик, «Сальская степь»;
г) «Компас», улица, фонарь.
5. Укажите ряд, в котором все имена существительные 3 склонения.
а) сирень, ночь, женщина; б) дверь, зверь, дочь; г) бандероль, полынь, лазурь.
VI. Подведение итогов урока.
Вы все успешно провели полет в Галактику «Имя существительное». Не справившихся с такой трудной работой, думаю, нет. Капитаны кораблей, поставьте оценки каждому члену вашего экипажа и сдайте на проверку бортовые журналы для выставления оценок.
Объявление оценок. Всем большое спасибо за активную работу на уроке.
VII. Домашнее задание: придумать сказку об имени существительном.