Урок письма по теме: «Списывание с печатного текста»
Урок письма по теме: «Списывание с печатного текста»
Цель:
закрепить умение списывать печатный текст письменными буквами;
закрепить умение находить основу предложения;
повторить правила оформления предложений;
развивать логическое мышление, речь, наблюдательность;
формировать умение работать в паре и в группе.
Оборудование: предметные картинки “кот”, “сом”, “медведь”; аппликация на доске – замок с ключами, компьютеры, проектор. Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.
“Крылья” доски закрыты, висит замочек,вокруг – несколько ключей с бирками, на которых написаны разные слова.
– Здравствуйте, ребята! Пока вас не было, приходил кот-проказник и запер нашу доску. Но он оставил конверт с подсказкой, какой ключик к замочку подходит.
Мы должны показать всем, что мы умеют списывать печатный текст, находить слова, которые отвечают на вопросы Кто? И Что?, составлять слова из букв и предложения из слов…
II. Работа по теме урока.
1) Чистописание.
Достаю из конверта и читаю подсказку
– На ключе от замка слово из двух слогов, в котором звуков больше, чем букв, первый слог ударный. Давайте найдем это слово. Прочитаем слова хором. (Елка, еж, снежинка, юла, урок)
– В каких из этих слов два слога? (елка, юла, урок)
– В каком из них звуков больше, чем букв? (елка, юла)
– В каком из слов первый слог ударный? (елка)
– Какой же ключ нам нужен? (Со словом “елка”)
- Молодцы!
Открываю доску. На доске
– Посмотрите, и здесь задание! Кот – проказник слепил между собой буквы для чистописания. Кто догадался, что это за буквы? (Строчная в,д и у)
– Какая из этих букв обозначает гласный звук? (У)
– Из скольких элементов состоит эта буква? (из двух)
Открываю запись:
– Посмотрите на доску и объясните, в каком порядке напишем эти буквы. (Сначала две в – между ними у, потом две у – между ними в)
– Но прежде чем писать сделаем зарядку для пальчиков.
Гимнастика для рук, массаж пальцев
Ученики читают стихотворные строчки и выполняют ряд движений.
«В гости к пальчику большому - соединяют большие пальцы обеих рук.
Приходили прямо к дому:
Указательный, и средний, - соединяют указательные и средние пальцы.
Безымянный, а последний - соединяют безымянные пальцы обеих рук.
Сам мизинчик-малышок - соединяют мизинцы.
Постучался на порог.
Большой пальчик мы потрём - растирают.
Указательный – пожмём, - жмут от ладони к краю пальца.
Средний пальчик мы погладим,
Безымянный мы пощиплем, - защипывают подушечки пальцев.
А мизинец – разогнём»
– Возьмите правильно ручку, положите правильно тетради, не забывайте о правилах посадки. Пишем аккуратно и красиво!
2) Работа со словами, отвечающими на вопросы “кто?” и “что?”.
– Ребята, посмотрите ! Кот-проказник нам картинки–загадки принес! Давайте их разгадывать!
На проекторе одна за другой появляются картинки-загадки. По мере их разгадывания под каждой картинкой появляется слово-отгадка, которое дети списывают с комментированием с места.
Лиса котик петушок собака
– Прочитайте хором слова, которые мы записали. (Лиса, котик, петушок, собака)
– В каком из этих слов больше всего букв? (Петушок)
– В каком из них меньше всего букв, которые обозначают согласные звуки? (лиса)
– Как сказать одним словом, кто это? (Животные)
– Ребята, а почему я спросила “кто это?”, а не “что это?” (Потому что это одушевленные предметы)
– Героями какой сказки являются эти животные? (“Петушок – золотой гребешок”).
Физкультминутка.
– Ребята, кто помнит, чем закончилась сказка? (Друзья спасли петушка).
– О чем же эта сказка? (О взаимопомощи и дружбе).
– Правильно! Для того чтобы выполнить следующее задание, вам тоже надо быть дружными и помогать друг другу. Объединимся в группы. Каждая группа получает набор букв, из которых надо составить слово.
– Какое слово получилось у первой группы? (Метель)
– У второй? (Буран) У третьей? (Вьюга) У четвертой? (Пурга)
– Какой вопрос можно задать к этим словам? (“Что это?”)
– Почему? (Эти слова называют явления природы)
– Ребята, а что обозначают эти слова? (Снегопад с сильным ветром)
– Правильно! Отличаются эти явления силой ветра. У вас на столах лежат конверты. В них – слова, которые вы составили. Сейчас поработайте парами и разложите слова в таком порядке: первым должно стоять слово, обозначающее снегопад с несильным ветром, а последним – снегопад с очень сильным ветром.
Одна пара работает на магнитной доске.
– Проверьте, правильно ли выполнили задание ваши товарищи.
– Запишите слова в тетради именно в этой последовательности.
Для детей, которые быстро справятся с заданием,:найти слово, в котором все согласные звуки мягкие.
3) Работа со словами (2).
Слайд: кот, сом, медведь.
- Посмотрите на изображения, назовите предметы. Какое слово лишнее? Чтобы ответить на этот вопрос мы должны проанализировать слова: количество букв, слогов, ударный слог, одушевленность.
4) Работа с предложением.
– Сейчас открываем компьютеры и загружаем текстовый документ. У вас на столах лежат конверты, в которых листик с текстом. Те дети, у которых фон текста желтого цвета, должны поставить пропущенные точки и затем записать получившиеся предложения. Дети с красным фоном должны сначала составить предложения из данных слов, а потом записать их.
Красный фон:
зима город В пришлавыпал Уже снег
Желтый фон:
В город пришла зима уже выпал снег
Зеленый фон:
В город пришла зима. Уже выпал снег.
Физкультминутка.
- Прочитайте предложения, которые вы записали. Найдем основу первого предложения.
Один ученик работает у доски.
– Прочитайте первое предложение. О чем здесь говорится? Как подчеркнем слово зима? Что сделала зима? Как подчеркнем слово пришла? Прочитайте основу предложения.
– Посмотрите еще раз на это предложение. Какое из слов сильно отличается от других? (Слово “в” состоит только из одной буквы)
– Чем похожи остальные слова этого предложения? (В каждом из слов два слога)
– Назовите слово, в котором ударный слог – второй.
– Прочитайте второе предложение. Самостоятельно найдите в словах этого предложения буквы, обозначающие гласные звуки, поставьте под ними точки.
– Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу своего соседа.
– Если ваш сосед не допустил ошибок, “зажгите” зеленый огонек. Если у соседа есть ошибки – красный. Дети используют сигнальные карточки.
III. Итог урока.
– Ребята, я бы хотела, чтобы вы оценили свою работу на уроке. Нарисуйте на полях шкалу ПРАВИЛЬНОСТИ и отметьте на ней свою работу за урок.
– Ну что же, ребята, давайте подведем итог и скажем, что мы уже умеем делать. (Писать, читать, списывать, составлять слова из букв, делить слова на слоги)
- Молодцы. Сегодняшний урок окончен. Спасибо за работу!