Районный конкурс игровых программ «Мир детства» Номинация: «Мир открытий» «Эти неизвестные знакомцы»


Государственное бюджетное учреждение общего образования средняя
общеобразовательная школа №4 п.г.т.Безенчук, муниципального района
Безенчукский Самарской области.
Районный конкурс игровых программ «Мир детства»
Номинация: «Мир открытий»
«Эти неизвестные знакомцы»
Автор: Нестеренко Ольга Константиновна
учитель биологии химии ГБОУ СОШ №4
п.г.т.Безенчук
Чибрикова Людмила Юрьевна
учитель биологии ГБОУ СОШ №4
п.г.т.Безенчук
2014 год
Сценарий игры –путешествия
Пояснительная записка
Сценарий для учащихся летнего лагеря, для тематических вечеров в школе, для проведения внеурочной деятельности и классных часов и рассчитана на детей возраста 8-12 лет
Цель: продолжить развитие познавательного интереса к изучению природы родного края.
Задачи:
1.Развитие творческих способностей у детей.
2. Сплочение детского коллектива.
3. Создание хорошего настроения.
4. Формирование бережного отношения к природе.
Время проведения 30 минут
Возраст детей 11-13 лет
Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое состояние нашей планеты неудовлетворительно. Все больше исчезают разные виды растений, животных. Загрязняется атмосфера Земли, ухудшается здоровье населения планеты. Чтобы сохранить собственное здоровье, нужно сохранить природу, ее богатства- одним из которых являются лекарственные растения.
Оборудование: мультимедийный проектор, гербарии лекарственных растений, сушеные лекарственные растения, 5 табличек с названиями станций (станция Историческая, станция Познавательная, станция Музыкальная, станция Целительная поляна, станция Хранителя природы).
Необходимо оформление станций ( название, соответствуюшая атрибутика) Дети разбиваются на 2 группы, садятся в имитируемые из стульев автобусы.
1.Демонстрируются слайды красивых мест родного края ( Пулькина Грива) звучит музыка песни «С чего начинается Родина»
2.Появляется добрая фея.
-Здравствуйте ребята. Вам понравился лес, в котором вы побывали, когда смотрели слайды? Хотели бы туда отправиться прямо сейчас? Закройте глаза.
Взмахом волшебной палочки отправляет ребят в путешествие.
2.Демонстрируются слайды и звучит звук движущегося автобуса, фея рассказывает о местах по которым движется автобус.
3. Фея: « Стоп приехали!»
4.Встречает старичек – лесовичек. (Фея быстро одевает шляпу, бороду и превращается в старичка – лесовичка)
-С какой целью приехали гости нежданные?
-Хотите лучше лес узнать или помощь какая-то нужна?
Лес не только для нашей забавы.
Он - богатство нашей страны.
Все деревья в нем, ягоды, травы
Нам на пользу друзья взращены.
Луга июльские – чудо простое,
Синее, белое и золотое..Травы лечебные, травы целебные!
Нет на земле бесполезной травы!
Все растения надо знать,
Их беречь и охранять.
Ведь из трав лесного царства
Люди делают лекарства.
Фея:
-Сейчас я вам раздам маршрутные листы и посмотрю , что вы знаете о природе родного края. Как пройдете все станции, подойдете ко мне, я посчитаю баллы и сразу пойму, хорошо ли вы знаете природу родного края.
На каждом маршрутном листе есть путь по которому вы должны пройти. Это станции: Историческая, Познавательная, Музыкальная, Целительная. Хранителя природы.
1.Станция Целительная
Лесовичек. Ребята , вы пришли на поляну с необычным названием- «Целительная». А что означает слово «целить», «исцелять»?. Ответы детей
Лесовичек. Целить , исцелять - значит лечить. А лечит нас кто? (Целитель, врач, доктор, знахарь, медсестра и т.п.)
Лесовичек. А сейчас я загадаю вам загадку про одного доктора.
Всех на свете он добрей. Лечит он больных зверей. И однажды бегемота , вытащил он из болота. Он известен знаменит, Это доктор….(Айболит)
Лесовичек. Доктор Айболит лечит зверей. Как называется доктор, который лечит зверей? (Ветеринар)
Добрый доктор Айболит….Где же доктор наш сидит? (Под деревом)
А знаете как называется доктор, который лечит людей? (врач)
А вы знаете, ребята, что многие растения лечат людей: и деревья, и кусты, и травы, и цветы. Только нужно их правильно использовать. Вот послушайте загадку о таком растении.
Она весну встречает.
Сережки надевает.
Накинута на спинку
Зеленая косынка,
А платьице в полоску.
Ты узнаешь? (Березка) Какими же целительными свойствами обладает березка?
( В бане -душистый веник, настой трав- для умывания, очень полезен березовый сок)
А теперь следующая загадка?
Тонкий стебель у дорожки,
На конце его сережки,
На земле лежат листки-
Махонькие лопушки.
Нам он как хороший друг
Лечит ранки ног и рук. (Подорожник)
Вот еще одна загадка;
Сверху листик гладкий,
Но с бархатной подкладкой. (Мать и мачеха. Используется при кашле)А попробуйте отгадать, что это за растение
Весной растет,
Летом цветет,
Осенью осыпается,
Зимой отсыпается
А цветок- то медок.
Лечит от гриппа,
Кашля и хрипа (Липа)
Эти загадки, я думаю, все знают и сразу отгадают, поэтому отвечайте хором
Обжигает без огня
И тебя и меня. (Крапива, используется как общеукрепляющее средство, из нее варят щи)
.Если случится тебе простудиться,
Привяжется кашель, поднимется жар.
Подвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый, душистый…(Отвар)
Это растение с шипами и красивыми цветами, придает человеку силы и снабжает организм витаминами. (Шиповник).
Из этого лесного растения делают лекарства для больного сердца. (Ландыш)
Из каких деревьев получают лекарство? (Береза, дуб, сосна)
С этим растением каждый день встречается тот, кто любит чистить зубы. Оно придает запах и свежесть зубной пасте. (Мята)
Что использовали в партизанских отрядах во время Великой отечественной войны вместо ваты (Мох сфагнум)
Станция Музыкальная
Лесовичек. Раз вы попали в лес, значит знаете все лесные звуки. Шелестит листва при сильном ветре? – изображает одна группа
Как каркают вороны? – другая группа (Кар-кар)
Как чирикают воробьи? – третья группа (Чик –чирик)
Как стучит дятел? – четвертая группа (Тук-тук)
Как поют синицы? – пятая группа (Цифи-цифи)
А теперь все группы вместе.
Что-то не очень дружно получилось. Повторили, а теперь громче, а теперь еще громче.
Вспомните и напойте несколько строк из песен, в которой говорится о растении ( Лекарственном) (Во поле береза стояла, Ландыши, ландыши ;. Ромашка, ромашка -цветок полевой;. Что стоишь качаясь горькая рябина; Береза белая подруга…: В лесу родилась елочка..; Станция Историческая
ЛесовичекСведения об использовании человеком целебных свойств растений были обнаружены в самых древних письменных памятниках человеческой культуры, которые принадлежали государству Шумер, существовавшему на территории современного Ирака за 3 тысяч лет до нашей эры. Первоначальные познания в области лечения травами передавались из поколения в поколение устно. По-видимому, сведения о целебных свойствах растений сосредотачивались в определенных семьях, где эти знания под покровом тайны передавались от отца к сыну или от матери к дочери, поскольку у некоторых племен врачевание было уделом женщин. И в дальнейшем почти у всех народов целебные свойства трав считались сверхъестественными и открывались только посвященным. По этой причине у многих народов врачевание стало привилегией жрецов.
Вопрос. Когда появились первые сведения о использовании целебных свойств растений (1.2.3.4.веках до нашей эры)?
Станция Познавательная
ЛесовичекВ лесу есть много растений, которые лечат людей.
В урочище Пулькина Грива, которое находится между селами Никольское и Екатериновка насчитывается 53 вида лекарственных растений.
Найдите и определите, какие растения вам представлены. Их можно понюхать, попробовать на вкус, постараться определить и сказать, от каких болезней их используют. ( Представляются гербарии, сушеные травы, которые помещены в чашки) ( Представлены: шиповник, душица, мята, липа, подорожник, календула, листья березы, листья дуба)
Станция хранителя природы
Лекарственные растения – это растения, которые приходят к человеку на помощь. Но нельзя забывать о том, что эти самые растения могут исчезнуть с лица Земли, если человек будет варварски уничтожать их, не заботясь о воспроизведении. Вот что может сказать вам об этом например. Ландыш майский:
- У меня к ребятам просьба убедительная есть.
Рвут весною нас повсюду, вянем мы в букетах зря,
Повсеместно истребленье нам грозит сейчас, друзья!
Должен всем я вам сказать, что нельзя нас собирать
При заготовки ландышей как сырье для лекарств запрещается срывание листьев с цветоносными стрелками, так как при этом выдергиваются корневища и растение может погибнуть. Ландыш майский не занесен пока в Красную книгу, его необходимо беречь.
Можно осторожно выкопать 1-2 растения и посадить у себя дома на огороде или в палисаднике, в тенистом влажном месте и он хорошо приживется.
Попробуйте вырастить лекарственные растения у себя на пришкольном участке, в саду, около дома, размножьте их и, собрав семена, посейте в природе там, где они смогут расти. Кроме редких растений можно вырастить и малораспространенные. Очень хорошо, если при каждой школе будет создан свой «аптекарский огород».Растения, выращенные в таком огороде, станут живыми экспонатами. За ними можно будет наблюдать в любое время: как ведет себя растение в разную За семенами многих растений для аптекарского огорода нужно идти в лес, на луг, к речке. Помните, сеять их надо на тех почвах, к которым они привыкли. А рядом посадите те, что ни в лесу, ни на лугу не растут: мяту перечную, ноготки лекарственные.Многие лекарственные растения легко вырастить из семян: тысячелистник обыкновенный, душицу, ромашку аптечную, шалфей, валериану лекарственную, череду трехраздельную, пустырник сердечный. Некоторые размножаются черенками или делением корневищ: зверобой продырявленный, пижма, мята  перечная.Конечно, это лишь малая часть того, что можно выращивать в «аптекарском огороде». В разных местах свои растения, поэтому нужно выбрать те, которые более необходимы.Чтобы не перепутать, где какое растение посажено, поставьте этикетку: когда посадили и где семена собрали.Уход за посевами несложен, в отдельных случаях он заключается в рыхлении почвы и прополке сорняков. Некоторые виды нуждаются в удобрениях и подкормке.
Чтоб природу сохранить надо всем ее любить,
Охранять, оберегать, лишнего не надо брать.
Рвать цветы совсем не нужно, быстро вянут ведь они,
А в природе бы цвели, прибавляли красоты.
Ребята, какие бы вы предложили меры по сохранению природы и лекарственных растений.
Давайте с вами напишем правила по сохранению природы
Каждая команда по очереди вносит свои предложения по сохранению природы. Записывая их на листе ватмана.
По окончании Фея говорит, что все справились с заданием, подводятся итоги, а главным документом, который поможет ребятам ходить в лес, будут правила, которые выработали сами учащиеся.
Звучит песня (на мотив песни группы «Самоцветы» Экипаж)
Если город твой давно окутан смогом,
Быть здоровы дети здесь уже не могут,
И когда кислотный дождик льет из тучки.
Вы ему не подставляйте ручки!
Припев
Ты больна сейчас моя Земля,
И леса и реки и поля.
Мы за все сейчас уже в ответе,
Если жить хотим мы на планете
Мы с тобой всегда должны беречь природу.
Чтобы поднимались чувства к небосводу,
Чтоб всегда водилась в наших реках рыба,
И тогда потомки скажут нам: «Спасибо!»
Припев:
И пускай цветет моя Земля,
И леса, и реки, и поля
Мы за все сейчас уже в ответе,
Если жить хотим мы на планете.
Районный конкурс игровых программ «Мир детства»
АНКЕТА – ЗАЯВКА
Участник основного конкурса Участник конкурса сценариев
ФИО Нестеренко Ольга Константиновна
Место работы, должность ГБОУ СОШ №4 п.г.т.Безенчук, учитель биологии и химии
Телефон: дом. 8 (846 76) 2-12-08; рабочий 8 (846 76) 2-41- 39
Номинация: «Мир открытий»
Название конкурсной игровой программы «Эти неизвестные знакомцы»
Возрастной адресат 11-13 лет
Кратка аннотация программы (тема, идея, направленность и т.п.)
Программа разработана для учащихся 4-6 классов с целью развития познавательного интереса в изучении природы родного края, развития творческих способностей у детей, сплочения детского коллектива, создания хорошего настроения, формирования бережного отношения к природным богатствам родного края. Программа построена на основе знаний местных растений, их значении в жизни человека.
Подпись участника (ов) конкурса;_______________________________________
Фамилия, Имя, Отчество руководителя учреждения:
Шеховцова Лариса Васильевна
Подпись руководителя и печать учреждения
Дата заполнения: «___» _____________2014 год М,П,