Пример использования метода шести шляп по теме «Уравновешена ли трудоемкость ТОГИС для учителя и ее эффективностью для ученика?»

Пример использования метода шести шляп по теме
«Уравновешена ли трудоемкость ТОГИС для учителя
и ее эффективностью для ученика?»

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
От имени ТОГИС в белой шляпе считаю: нам сначала необходимо выяснить, что нам известно по данному вопросу?
Трудоемкость учителя состоит в том, что учителю необходимо много времени тратить на подготовку к уроку, так как банка задач по математике очень мало, можно сказать, их вообще нет. Это минус.
При этом вся система заданий ТОГИС построена таким образом, чтобы включить каждого ребёнка в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Это позволяет им, наряду с развитием вычислительных навыков, эффективно продвигаться в развитии мыслительных операций, умений анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать по аналогии. Это огромный плюс.
Нам необходимо выяснить, уравновешена ли трудоемкость ТОГИС для учителя и ее эффективностью для ученика?
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
От имени ТОГИС в черной шляпе считаю, что трудоемкость ТОГИС для учителя и ее эффективностью для ученика не уравновешена.
Главные теоретические положения для составления системы задач звучат так: «Система задач строится как трехуровневая структура. Образовательный стандарт содержательно заложен в задачи минимального уровня. Умение решать эти задачи с некоторой достаточно высокой вероятностью как раз и означает владение материалом на уровне стандарта. Дальнейшее развитие учащихся осуществляется  через решение задач последовательно общего и продвинутого уровней» (В.В. Гузеев).
Поэтому первая проблема при составлении системы задач для меня звучит так: «Какой учебный материал должен входить в задачи минимального, общего и продвинутого уровня?» Задачи минимального и общего уровня должны обеспечить усвоение этих знаний, а решение задач продвинутого уровня должно способствовать выявлению творческих способностей учащихся,  на основе знаний полученных при решении предыдущих задач.
Вторая проблема  связана с формулированием текста задачи. Задача отличается от столь привычного, нам задания тем, что в ходе ее решения проводится предварительный разбор, анализ условий, не сводящихся к технике выполнения уже известных операций, в результате чего ученики получают результат собственной мыследеятельности и могут сравнить его с культурными образцами.
Третья проблема – составление методического комментария. На основе сформулированной задачи  необходимо было составить вопросы, которые помогли бы в ее решении. Также необходимо объяснить внутреннюю смысловую зависимость между этими вопросами.
 Четвертая проблема - подбор культурных образцов. Да их можно найти в литературе, на сайтах в Интернете и в других источниках, но необходимо отобрать самые интересные, авторитетные и четко соответствующие решению задачи
Пятая проблема заключается в том, как выстроить задачи в логической последовательности, чтобы, во-первых, был изучен весь материал, во-вторых, существовала смысловая зависимость между задачами разного уровня.
Итак, трудоемкость работы учителя видна на лицо, а все ли ученики усвоят необходимый материал?

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

От имени ТОГИС в зеленой шляпе считаю, что трудоемкость ТОГИС для учителя может быть уравновешена ее эффективностью для ученика. Для этого можно создать творческие группы учителей, которые будут работать над проблемой создания банка задач ТОГИС по классам по определенным темам. В этом случае любой учитель может воспользоваться банком предложенных задач.

15