Активные методы обучения на уроках биологии


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым «Крымская гимназия-интернат для одаренных детей»

«Активные методы обучения на уроках биологии»
Подготовила:
Кубовская Е.Н.
учитель биологии
АР Крым г.Симферополь, ул.Гагарина,18
2015 год
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
1. Технология развития критического мышления как способ организации активного обучения……………………………………………….....................4
2. Психолого-педагогические основы активных методов обучения в биологии…………………………………………………………………… ….6
3. Классификация методов активного обучения………………………… ...10
4. Использование активных методов на уроках биологии.………………....13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………..…………………………………………22
ВВЕДЕНИЕ
Активные методы обучения – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся, они строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы, характеризуются высоким уровнем активности учащихся. Исследования показывают, что именно на активных занятиях – если они ориентированы на достижение конкретных целей и хорошо организованы – учащиеся часто усваивают материал наиболее полно и с пользой для себя.
Главными характеристиками выпускника любой образовательной школы являются его компетентность и мобильность. В этой связи акценты при изучении учебных дисциплин переносятся на сам процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого ученика. Успешность достижения этой цели зависит не только от того, что усваивается (содержание обучения), но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал человека, с помощью репродуктивных или активных методов обучения.
1. ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
Согласно работам современных педагогов и психологов критическое мышление определяется как «разумное, рефлексивное» мышление (Дж.А. Браус, Д. Вуд), которое позволяет объективно рассуждать, логично поступать в соответствии со здравым смыслом, дает возможность посмотреть на вещи с разных точек зрения и отказаться от собственных предубеждений, прийти к новым возможностям решения проблем. Важность знания фактов, законов, исторических дат и событий не вызывает сомнения, но не менее важным становится умение осмысленно работать с информацией, умение выделять в ней основные идеи, видеть связь между ними, отбирать необходимую и отвергать неверную информацию, т.е. анализировать и оценивать её. Только такой подход может подготовить учащихся к их будущей практической деятельности в стремительно изменяющемся мире. Американский педагог и волонтер программы «Развитие критического мышления через чтение и письмо» Д.Клустер выделяет пять основных пунктов в характеристике критического мышления: «Во-первых, критическое мышление есть мышление самостоятельное… критическим мышление может быть лишь тогда, когда оно носит индивидуальный характер. Во-вторых, информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации… И, наконец, в-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими…».
Выделяют основные положения технологии развития критического мышления:
Критическое мышление – является необходимой характеристикой современного специалиста.
Критическое мышление – можно целенаправленно формировать в образовательном процессе.
Критическое мышление позволяет не только замечать противоречия, недостатки, пробелы в информации, но и взвешенно анализировать разнообразные источники, осмысливать собственную позицию, владеть разнообразными стратегиями работы с информацией и решения проблемных ситуаций.
На психологическом уровне критическое мышление развивается при активном, совместном целеполагании, при активном, критичном восприятии материала, при актуализации рефлексии.С точки зрения преподавателя критическое мышление требует осмысленности использования разных методов работы.
2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В БИОЛОГИИ
Учебный процесс с использованием активных методов обучения в биологии опирается на совокупность общедидактических принципов обучения и включает свои специфические принципы, которые предлагает А.А.Балаев, а именно:
1. Принцип равновесия между содержанием и методом обучения с учетом подготовленности учащихся и темой занятия.
2. Принцип моделирования. Моделью учебного процесса выступает учебный план. В нем отражаются цели и задачи, средства и методы обучения, процедура и режим занятий, формулируются вопросы и задания, которые решают ученики в ходе обучения. Но также необходимо смоделировать конечный результат, то есть описать «модель ученика», завершившего обучение. А именно: какими знаниями (их глубина, широта и направленность) и навыками он должен обладать, в каких конкретно формах должна проявляться его образованность. Полезно будет представить «модель среды», в которой учится и живет ученик. Она поможет избежать отрыва от реальной действительности и ее проблем.
3. Принцип входного контроля. Этот принцип предусматривает подготовку учебного процесса согласно реальному уровню подготовленности учеников, выявления их интересов, установления наличия или потребности в повышении знаний. Входной контроль дает возможность с максимальной эффективностью уточнить содержание учебного материала, пересмотреть выбранные методы обучения, определить характер и объем индивидуальной работы учеников, аргументировано обосновать актуальность обучения и тем вызвать желание учиться.
4. Принцип соответствия содержания и методов целям обучения. Для эффективного достижения учебной цели учителю необходимо выбирать такие виды учебной деятельности учеников, которые наиболее подходят для изучения конкретной темы или решения задачи. В одном случае достаточно диалога, обсуждения проблемы. В другом необходимо использовать дополнительные источники информации: журналы, газеты и т.п. Или же нужно обратиться к смежным областям знаний, за консультацией к специалистам.
Так, например, ставя перед собой цель - ознакомить учащихся с информацией по теме занятия, учитель ставит целью – не только изложения материала, информации, но и вооружить учащихся этой информацией, для практического ее использования.
5. Принцип проблемности. В этом случае требуется такая организация занятия, когда ученики узнают новое, приобретают знания и навыки через преодоление трудностей, препятствий, создаваемых постановкой проблем.
Во время занятия ставятся вопросы, требующие поиска, что активизирует мыслительную деятельность учащихся, а это важное условие эффективности обучения.
6. Принцип «негативного опыта». В практической деятельности вместе с успехом, допускаются и ошибки, поэтому необходимо учить человека избегать ошибок. Эта задача очень актуальна. В соответствии с данным принципом в учебный процесс, построенный на активных методах обучения, вносятся два новых обучающих элемента:
- изучение, анализ и оценка ошибок, допущенных в конкретных ситуациях;
- обеспечение ошибки со стороны ученика в процессе освоения знаний, умений и навыков. Ученикам предлагается для анализа ситуация или ставится проблемная задача, сформулированная таким образом, что при ее решении ученик неизбежно допускает ошибку, источником которой, как правило является отсутствие необходимого опыта. Дальнейший анализ последовательности действий учащегося помогает обнаружить закономерность ошибки и разработать тактику решения задачи. Одновременно ученик убеждается в необходимости знаний по данной проблеме, что побуждает его к более глубокому изучению учебного курса.
7. Принцип «от простого к сложному». Занятие планируется и организуется с учетом нарастающей сложности учебного материала и применяемых методов в его изучении: индивидуальная работа над первоисточниками, коллективная выработка выводов и обобщений и т.д.
8. Принцип организации коллективной деятельности. Учащимся часто приходиться сталкиваться с необходимостью решения, каких либо задач или принятия решений в группе, коллективно. Возникает задача развития у учащихся способности к коллективным действиям.
Решение этой задачи в процессе занятий следует осуществлять по этапам. На первом этапе учитель выявляет с помощью групповой задачи наличие расхождений и сходства в подходах учеников к самой задаче и ее решению. На втором путем организации групповой работы над конкретной ситуацией у учащихся формируется потребность в совместной деятельности, которая способствует достижению результата. На третьем этапе в условиях деловой игры вырабатываются навыки совместной деятельности, анализа и решения задач, разработки проектов и т.п. При этом, организуя коллективную работу на занятиях, учитель должен формулировать задания таким образом, чтобы для каждого ученика было очевидно, что выполнение невозможно без сотрудничества и взаимодействия.
9. Принцип опережающего обучения. Этот принцип подразумевает овладение в условиях обучения практическими знаниями и умение воплотить их в практику, сформировать у ученика уверенность в своих силах, обеспечить высокий уровень результатов в будущей деятельности.
10. Принцип диагностирования. Данный принцип предполагает проверку эффективности занятий. Например, анализ самостоятельной работы учащихся над учебной ситуацией покажет, удачно ли тема вписывается в контекст обучения, правильно ли выбран метод проведения занятий, хорошо ли учащиеся ориентируются в изучаемых проблемах, можно ли что–либо изменить к следующему занятию и т.д.
11. Принцип экономии учебного времени. Так как усвоение знаний, овладение практическими приемами работы и выработка навыков осуществляется одновременно, в одном процессе решения задач, анализа ситуаций или деловой игры.
12. Принцип выходного контроля. Для выходного контроля успешно используются активные методы обучения: серия контрольных практических заданий, проблемных задач и ситуаций. Они могут быть индивидуальными и групповыми.
Активные методы обучения при умелом применении позволяют решить одновременно три учебно-организационные задачи:
1) подчинить процесс обучения управляющему воздействию учителя;
2) обеспечить активное участие в учебной работе как подготовленных учеников, так и не подготовленных;
3) установить непрерывный контроль за процессом усвоения учебного материала.
3. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
Как известно, в дидактике существуют разные подходы к классификации методов обучения. В качестве отличительного признака используется степень активизации слушателей или характер учебно-познавательной деятельности. Различают классификации, в основу которых положены следующие признаки:
- источники познания (вербальные, наглядные, практические методы обучения);
- методы логики (аналитако-синтетические, индуктивные, дидуктивные методы обучения);
- тип обучения (объяснительно-иллюстративный, проблемно-развивающие методы обучения);
- уровень познавательной самостоятельности учащихся (репродуктивные, продуктивные, эвристические методы обучения);
- уровень проблемности (показательный, монологический, диалогический, эвристический, исследовательский, алгоритмический, программированный методы обучения);- дидактические цели и функции (методы стимулирования, организации и контроля);
- вид деятельности учителя (методы изложения и методы организации самостоятельной учебной деятельности) и пр.
Имитационные методы делятся на игровые и неигровые. К игровым относятся проведение деловых игр, игрового проектирования и т.п., а к неигровым – анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач и другие.
Активные методы обучения
НеимитационныеИмитационные
Игровые Неигровые
Проблемная лекция, лекция вдвоем, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция пресс-конференция.
Эвристическая беседа.
Поисковая лабораторная лента.
Учебная дискуссия.
Самостоятельная работа с литературой.
Семинары.
Дискуссии. Деловая игра.
Педагогические ситуации.
Педагогические задачи.
Ситуация инсценирование различной деятельности.
Коллективная мыслительная деятельность.
ТРИЗ работа.
Методы активного обучения могут использоваться на различных этапах учебного процесса:
1 этап – первичное овладение знаниями. Это могут быть проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия и т.д.
2 этап – контроль знаний (закрепление), могут быть использованы такие методы как коллективная мыслительная деятельность, тестирование и т.д.
3 этап – формирование определенных умений, навыков на основе знаний и развитие творческих способностей, возможно использование моделированного обучения, игровые и неигровые методы.
Данная классификация предлагает рассматривать активные методы обучения по их назначению в учебном процессе.
Большинство активных методов обучения имеет многофункциональное значение в учебном процессе. Так, например, разбор конкретной ситуации можно использовать для решения трех дидактических задач: закрепление новых знаний (полученных во время урока); совершенствование уже полученных умений; активизация обмена знаниями и опыта.
Суть активных методов обучения, направленных на формирование умений и навыков, состоит в том, чтобы обеспечить выполнение учащимися тех задач в процессе решения, которых они самостоятельно овладевают умениями и навыками.
Проявление и развитие активных методов обучения обусловлено тем, что перед обучением были поставлены задачи не только усвоение учащимися знаний и формирование профессиональных умений и навыков, но и развитие творческих и коммуникативных способностей личности, формирование личностного подхода к возникающей проблеме.
Активные методы обучения (по А.М.Смолкину) – это способы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только учитель, но активны и ученики.
Активные методы обучения предполагают использование такой системы методов, которая направлена главным образом, не на изложение учителем готовых знаний и их воспроизведение, а на самостоятельное овладение учениками знаний в процессе активной познавательной деятельности.
Таким образом, активные методы обучения – это обучение деятельностью. Так, например, Л.С.Выготский сформулировал закон, который говорит, что обучение влечет за собой развитие, так как личность развивается в процессе деятельности. Именно в активной деятельности, направляемой учителем, ученики овладевают необходимыми знаниями, умениями, навыками, развиваются творческие способности. В основе активных методов лежит диалогическое общение, как между учителем и учащимися, так и между самими учениками. А в процессе диалога развиваются коммуникативные способности, умение решать проблемы коллективно, и самое главное развивается речь учащихся. Активные методы обучения в биологии направлены на привлечение учеников к самостоятельной познавательной деятельности, вызвать личностный интерес к решению каких-либо познавательных задач, возможность применения учениками полученных знаний. Целью активных методов является, чтобы в усвоении знаний, умений, навыков участвовали все психические процессы (речь, память, воображение и т.д.).
4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
4.1. Формы организации обучения с использованием активных методов
Существуют имитационные и неимитационные формы организации обучения с использованием активных методов обучения. Рассмотрим характеристику неимитационных методов: лекции, семинары, дискуссии, коллективная мыслительная деятельность.
Урок - нетрадиционная форма проведения
Проблемный урок начинается с вопросов, с постановки проблемы, которую в ходе изложения материала необходимо решить. Проблемные вопросы отличаются тем, что скрытая в них проблема требует не однотипного решения, то есть, готовой схемы решения в прошлом опыте нет. Для ответа на него требуется размышление.
С помощью проблемного урока обеспечивается достижение трех основных дидактических целей:
1. усвоение учащимися теоретических знаний;
2. развитие теоретического мышления;
3. формирование познавательного интереса к содержанию учебного предмета.
Успешность достижения цели проблемного урока обеспечивается взаимодействием учителя и учеников. Основная задача учителя состоит не только в передаче информации, а в приобщении учащихся к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. Это формирует мышление учащихся, вызывает их познавательную активность.
Урок - визуализация
Данный вид урока является результатом нового использования принципа наглядности.
Урок - визуализация учит учеников преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму, что формирует у них творческое мышление за счет систематизации и выделения наиболее значимых, существенных элементов содержания обучения.
Любая форма наглядной информации содержит элементы проблемности. Поэтому урок - визуализация способствует созданию проблемной ситуации, разрешение которой в отличие от проблемного урока, где используются вопросы, происходит на основе анализа, синтеза, обобщения, свертывания или развертывания информации, т.е. с включением активной мыслительной деятельности.
Подготовка данного урока учителем состоит в том, чтобы сконструировать учебную информацию по теме занятия в визуальную форму для представления учащимся через технические средства обучения (интерактивная доска) или вручную (схемы, рисунки, чертежи и т.п.).
Лучше всего использовать разные виды визуализации - натуральные, изобразительные, символические, - каждый из которых или их сочетание выбирается в зависимости от содержания учебного материала. При переходе от текста к зрительной форме или от одного вида наглядности к другому может теряться некоторое количество информации. Но это является преимуществом, т.к. позволяет сконцентрировать внимание на наиболее важных аспектах и особенностях содержания урока, способствовать его пониманию и усвоению.
В уроке-визуализации важна определенная наглядная логика и ритм подачи учебного материала. Для этого можно использовать комплекс технических средств обучения, рисунок, в том числе с использованием гротескных форм, а также цвет, графику, сочетание словесной и наглядной информации. Важны дозировка использования материала, мастерство и стиль общения учителя с учениками.
Этот вид урока лучше всего использовать на этапе введения учащихся в новый раздел, тему, дисциплину. Возникающая при этом проблемная ситуация создает психологическую установку на изучение материала, развитие навыков наглядной информации в других видах обучения.
Урок с заранее запланированными ошибками
Эта форма проведения урока была разработана для развития у учащихся оперативно навыков вычленять неверную или неточную информацию, выступать в роли экспертов, оппонентов, рецензентов.
Подготовка учителя к уроку состоит в том, чтобы заложить в его содержание определенное количество ошибок содержательного, методического или поведенческого характера. Список таких ошибок учитель приносит на урок и знакомит с ними учащихся только в конце урока. Учитель проводит урок таким образом, чтобы ошибки были тщательно скрыты, и их не так легко можно было заметить ученикам.
Задача учеников заключается в том, чтобы по ходу урока отмечать в конспекте замеченные ошибки и назвать их в конце урока. На разбор ошибок отводится 5-10 минут. В ходе этого разбора даются правильные ответы на вопросы - учителем, учениками или совместно. Количество запланированных ошибок зависит от специфики учебного материала, дидактических и воспитательных целей урока, уровня подготовленности учащихся.
Урок с запланированными ошибками выполняет не только стимулирующую функцию, но и контрольную. Учитель может оценить уровень подготовки учащихся по предмету, а они в свою очередь проверить степень своей ориентации в материале.
Урок-беседа
Этот урок предполагает непосредственный контакт учителя с классом. Преимущество урока-беседы состоит в том, что он позволяет привлекать внимание учеников к наиболее важным вопросам темы, определять содержание и темп изложения учебного материала с учетом особенностей учащихся. Эффективность урока-беседы в условия группового обучения снижается из-за того, что не всегда удается каждого ученика вовлечь в двусторонний обмен мнениями. В первую очередь это связано с недостатком времени, даже если группа малочисленна. В то же время групповая беседа позволяет расширить круг мнений сторон, привлечь коллективный опыт и знания, что имеет большое значение в активизации мышления учеников.
Участие слушателей в уроке-беседе можно привлечь различными приемами, так, например, озадачивание учащихся вопросами в начале лекции и по ее ходу, как уже описывалось в проблемной лекции, вопросы могут, быть информационного и проблемного характера, для выяснения мнений и уровня осведомленности учеников по рассматриваемой теме, степени их готовности к восприятию последующего материала. Вопросы адресуются всему классу. Учащиеся отвечают с мест. Если учитель замечает, что кто-то из учеников не участвует в ходе беседы, то вопрос можно адресовать лично тому ученику, или спросить его мнение по обсуждаемой проблеме. Для экономии времени вопросы рекомендуется формулировать так, чтобы на них можно было давать однозначные ответы. С учетом разногласий или единодушия в ответах учитель строит свои дальнейшие рассуждения, имея при этом возможность, наиболее доказательно изложить очередное понятие учебного материала.
Коллективная мыслительная деятельность
В основе коллективной мыслительной деятельности лежит диалогическое общение, один ученик высказывает мысль, другой продолжает или отвергает ее. Известно, что диалог требует постоянного умственного напряжения, мыслительной активности. Данная форма учит учеников внимательно слушать выступления других, формирует аналитические способности, учит сравнивать, выделять главное, критически оценивать полученную информацию, доказывать, формулировать выводы.
Имеются различные формы организации и проведения данного вида занятий. Такие как: пресс-конференция, интеллектуальный футбол, «поле чудес», «лото», «морской бой», «ромашка» и т.д.Деловая игра
Одним из наиболее эффективных активных методов обучения.
Исследователи установили, что при подаче материала в такой форме усваивается около 90 % информации. Активность учащихся проявляется ярко, носит продолжительный характер и «заставляет» их быть активными.
Педагогическая суть деловой игры – активизировать мышление учащихся, повысить их самостоятельность, внести дух творчества в обучение. Главным вопросом в проблемном обучении выступает «почему», а в деловой игре – «что было бы, если бы...»
Данный метод раскрывает личностный потенциал ученика: каждый участник может продиагностировать свои возможности в одиночку, а также и в совместной деятельности с другими участниками.
Деловая игра – это контролируемая система, так как процедура игры готовится, и корректируется учителем.
Урок-пресс-конференция
Учитель называет тему урока и просит учеников письменно задавать ему вопросы по данной теме. Каждый ученик должен в течение 2-3 минут сформулировать наиболее интересующие его вопросы, написать на бумажке и передать учителю. Затем учитель в течение 3-5 минут сортирует вопросы по их смысловому содержанию и начинает вести урок. Изложение материала строится не как ответ на каждый заданный вопрос, а в виде связного раскрытия темы, в процессе которого формулируются соответствующие ответы. В завершение урока учитель проводит итоговую оценку вопросов как отражения знаний и интересов слушателей.
Активизация деятельности учащихся на уроке-пресс-конференции достигается за счет адресованного информирования каждого ученика лично. В этом отличительная черта этой формы урока. Необходимость сформулировать вопрос и грамотно его задать активизирует мыслительную деятельность, а ожидание ответа на свой вопрос концентрирует внимание ученика. Вопросы учеников в большинстве случаев носят проблемный характер и являются началом творческих процессов мышления. Личностное и социальное отношение учителя к поставленным вопросам и ответом на них, оказывает воспитательное влияние на учеников. Опыт участия в уроке-пресс-конференции позволяет учителю и учащимся отрабатывать умения задавать вопросы и отвечать на них, выходить из трудных коммуникативных ситуаций, формировать навыки доказательства и опровержения, учета позиции человека, задавшего вопрос.
Урок-пресс-конференция лучше всего проводить в начале изучения темы или раздела, в середине и в конце. В начале изучения темы основная цель урока – выявление круга интересов и потребностей учеников, степени их подготовленности к работе, отношение к предмету. С помощью урока-пресс-конференции учитель может составить модель аудитории слушателей – ее установок, ожиданий, возможностей. Это особенно важно при первой встрече учителя с учениками при введении новых дисциплин и т.п.
Основная цель урока-пресс-конференции в конце темы или раздела – проведение итогов работы, определение уровня развития усвоенного содержания в последующих разделах.
Урок вдвоем
В этом уроке учебный материал проблемного содержания дается ученикам в живом диалогическом общении двух учителей между собой. Здесь моделируются реальные ситуации обсуждения теоретических вопросов с разных позиций двумя специалистами, например теоретиком и практиком, сторонником или противником той или иной точки зрения и т.п.
При этом нужно стремиться к тому, чтобы диалог учителей между собой демонстрировал культуру совместного поиска решения разыгрываемой проблемной ситуации, с привлечением в общение учащихся, которые задают вопросы, высказывают свою позицию, формируют свое отношение к обсуждаемому материалу урока, показывают свой эмоциональный отклик на происходящее.
Урок вдвоем заставляет учеников активно включаться в мыслительный процесс. С представлением двух источников информации задача учащихся сравнить разные точки зрения и сделать выбор, присоединиться к той или иной из них или выработать свою.
Высокая активность учителей на уроке вдвоем вызывает мыслительный и поведенческий отклик учащихся, что является одним их характерных признаков активного обучения: уровень вовлеченности в познавательную деятельность учеников сопоставим с активностью учителей. Помимо всего этого, учащиеся получают наглядное представление о культуре дискуссии, способах ведения диалога, совместного поиска и принятия решений.
Специальной задачей этого вида урока является демонстрация отношений учителей к объекту высказываний. Показывает личностные качества учителя как профессионала в своей предметной области и как педагога более ярче и глубже, нежели любая другая форма лекции.
Одной из трудностей проведения урока вдвоем является привычная для учащихся ситуация, когда урок проводит один учитель, что характерно для описанных выше видов уроков, информация поступает только от одного источника.
Урок с разбором конкретных ситуаций
На обсуждение учитель ставит конкретную ситуацию. Обычно, такая ситуация представляется устно или в очень короткой видеозаписи, диафильме. Поэтому изложение ее должно быть очень кратким, но содержать достаточную информацию для оценки характерного явления и обсуждения.
Учащиеся анализируют и обсуждают эти микроситуации и обсуждают их сообща, всем классом. Учитель старается активизировать участие в обсуждении отдельными вопросами, обращенными к отдельным ученикам, представляет различные мнения, чтобы развить дискуссию, стремясь направить ее в нужное направление. Затем, опираясь на правильные высказывания и анализируя неправильные, ненавязчиво, но убедительно подводит учащихся к коллективному выводу или обобщению.
Чтобы сосредоточить внимание, ситуация подбирается достаточно характерная и острая. Подбор и изложение таких ситуаций должны осуществляться с учетом конкретных рассматриваемых вопросов.
Урок-дискуссия
Дискуссия – это взаимодействие учителя с учениками, свободный обмен мнениями, идеями и взглядами по исследуемому вопросу.
Это оживляет учебный процесс, активизирует познавательную деятельность аудитории и, что очень важно, позволяет учителю управлять коллективным мнением класса, использовать его в целях убеждения, преодоления негативных установок и ошибочных мнений некоторых учеников. Эффект достигается только при правильном подборе вопросов для дискуссии и умелом, целенаправленном управлении ею.
Так же можно предложить ученикам проанализировать и обсудить конкретные ситуации, материал. По ходу урока-дискуссии учитель приводит отдельные примеры в виде ситуаций или кратко сформулированных проблем и предлагает учащимся коротко обсудить, затем краткий анализ, выводы и урок продолжается.
Метод «круглого стола»
Эта группа методов включает в себя различные виды семинаров и дискуссий. В основе этого метода лежит принцип коллективного обсуждения проблем, изучаемых в системе образования.
На занятия «круглого стола» выносятся основные темы учебного материала, усвоение которых определяет качество профессиональной подготовки; вопросы, наиболее трудные для понимания и усвоения.
Лучше всего, чтобы учащиеся сидели в круговом расположении, что позволяет участникам чувствовать себя равноправными.
Учитель также должен находиться в кругу с учениками. Замечено, что такое расположение участников лицом друг к другу, приводит к возрастанию активности, увеличению количества высказываний. Расположение учителя в круге помогает ему управлять группой и создает менее формальную обстановку, возможность для личного включения каждого в общение, повышает мотивацию учащихся, включает невербальные средства общения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Балаев А.А. Активные методы обучения. М., 1986
2. Грудзинская Е.Ю., Марико В.В. Активные методы обучения в школе. Учебно-методические материалы по программе повышения квалификации «Современные педагогические и информационные технологии». – Нижний Новгород, 2007, 1982 с.
3. Смолкин А.М. Методы активного обучения. М., 1991
4. http://www.tisbi.ru/science/vestnik/2008/issue1/Cult4.html Использование активных методов обучения в школе. Яруллина Л.Р., психолог, доцент, Академия управления «ТИСБИ».
5. http://www.ronl.ru/obuchenie_vospitanie/2830.htm Особенности активных методов обучения в школе.
6. http://tnaia.narod.ru/sk/ Психолого-педагогические основы активных методов обучения в биологии.
7. http://www.ostu.ru/filial/livny/ntunpk07/sekcia1.htm Инновационные технологии и методы обучения в профессиональном образовании. Применение проблемного метода обучения в преподавании экономических дисциплин. Н.М. Кузнецова, преподаватель экономических дисциплин, ГОУ ВПО «Орел ГТУ», Орел.