Система обучения теории вероятности и математической статистики в педагогических вузах
Система обучения теории вероятности и математической статистики в педагогических вузах
Парпиева Нодира Тулкуновна
доцент кафедры математического анализа Ташкентского государственного педагогического университета им. Низами
Теория вероятностей - математическая модель вероятностных закономерностей. Она является науке о массовых случайных явлениях. Изучение теории вероятностей способствует формированию у будущих учителей, так называемого вероятностного мышления, которое позволяет применять приемы строгого логического мышления в ситуациях неопределенности, конкретности понятий и четкости терминологии. В настоящее время в дидактике высшей школы выделены шесть принципов, на которых базируется концепция профессионально- педагогической направленности обучения: фундаментальности, непрерывности, ведущей идеи, бинарности, информатизации, комплексного подхода. Рассмотрим возможности реализации данных принципов в процесс обучения теории вероятностей, так как ее изучение является органически составной частью процесса обучения математике. Принцип фундаментальности. Для более качественного усвоения студентами материала на протяжении всего курса обучения следует уделять особое внимание связи обучения с жизнью, опираясь при этом на конкретные примеры. Это позволит студентам не только изменить свое (кстати, довольно распространенное) отношение к теории вероятностей как к абстрактной науке. В связи с тем, что курс теории вероятностей является важным элементом методической подготовки будущего учителя, большое значение имеет вариативность введения основных понятий. Например: различные определения вероятности (классическое, статистическое и геометрическое); вычисление искомой вероятности с помощью различных формул и сравнение полученных значений. Принцип бинарности. Студенты должны овладеть не только основными теоретическими сведениями и практическими навыками, но и умело применять их в будущей профессиональной деятельности. Принцип ведущей идеи. На занятиях по теории вероятностей и математической статистике следует обращаться непосредственно к школьным учебникам, уделяя внимание отбору и методике изложения материала в классах различного профиля. Принцип непрерывности. Формирование и развитие профессионального мастерства студентов педвузов в решении вероятностных задач, изучение новых теоретических сведений, более глубокое осмысление уже известного математического материала необходимо вести непрерывно на протяжении всего периода обучения в вузе. Принцип информатизации. Такое обучения предполагает изменения в системе математического образования, создание новых методик обучения с использованием компьютеров, использование современных информационных технологий на разных этапах обучения. Принцип комплексного подхода. Это позволяет рассматривать профессионально- педагогическую направленность обучения как систему, элементами который являются; совокупность умений, характеризующих компонент педагогического общения; совокупность умений, характеризующих составляющую самосовершенствования. Правильно, целостное применение вышеперечисленных требований способствует повышению эффективности профессиональной подготовки студентов.
13.03.12
15