Доклад по теме: Активные методы обучения на уроках литературы
Тема доклада: «Активные методы обучения на уроках литературы» СЛАЙД № 1
Слайд № 2
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего образования базовым звеном образования является общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.
Слайд № 3
Исследования ученых показали, что человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит, 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. Когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, сам ставит проблему, вырабатывает и принимает решение, формулирует выводы, делает прогнозы, он запоминает и усваивает материал на 90%. Только 10% людей способны учиться с книгой в руках. Из вышесказанного следует, что только 10 % учащихся способны получить знания, умения и навыки методами традиционной школы.
Слайд № 4
Задача учителя – создание условий, в которых учащийся сам будет открывать, приобретать и конструировать знания, то есть ученик, ранее находящийся в полном подчинении учителя, становится активным участником образовательного процесса. Для этого каждый учитель использует свои методы, действенные в каждой конкретной ситуации. Я на своих уроках применяю активные методы обучения.
Слайд № 5
Цель применения активных методов обучения – эффективное управление классом в процессе урока, максимально полное вовлечение всех учеников в образовательный процесс, поддержание высокой познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока, гарантированное достижение целей урока.
Слайд № 6
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала, стимулирующих их познавательную деятельность.
Слайд № 7
Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Включение активных методов обучения в образовательный процесс позволяет создать игровую среду, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, проявить инициативу и самостоятельность на уроке.
Слайд № 8
Учитель выступает в роли организатора образовательного пространства, эксперта, консультанта, а ученик выступает в роли субъекта обучения, который сам определяет ход и пути получения знаний, ему предоставлена свобода мысли, деятельности и постижения опыта. Активным метод остается вне зависимости от того, кто его применяет, другое дело, что для достижения качественных результатов использования активных методов обучения необходима соответствующая подготовка учителя.
Слайд № 9
Технология активных методов обучения основана на коллективной деятельности и направлена на:
- организацию совместных действий, ведущих к активизации учебно-познавательных процессов;
-распределение начальных действий и операций;
-коммуникацию, без которой невозможны распределение, обмен и взаимопонимание;
-обмен способов действия для решения проблемы;
- рефлексию, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия.
Слайд № 10
К активным методам обучения относятся проблемные ситуации, творческие и деловые игры, драматизация, дискуссии, дебаты, метод проектов, методы успеха и т.д. Более подробно классификация активных методов раскрыта на слайде № 10. В настоящее время опубликовано много методической литературы, описывающей различные методы активного обучения для различных этапов урока. Суть методов понятна из их названия. На своих уроках я применяю и авторские, и собственные, и адаптированные активные методы обучения:
Слайд № 11
1.Активные методы начала образовательного мероприятия – это активные методы, которые помогают динамично начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе, например, «Нетрадиционное приветствие». Например, Метод "Здороваемся глазами"
Цель: приветствие, создание положительного настроя на работу- Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.
Слайд № 12
2. Активные методы выяснение целей, ожиданий и опасений позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений (к числу ожиданий/опасений относятся формы и методы обучения, стиль и способы работы на уроках, атмосфера в классе, отношение учителей и одноклассников и т.д.): «Список покупок», «Дерево возможных вариантов», «Лицензия на приобретение знаний» и постановку целей обучения «Разгадай кроссворд», «Блиц-опрос», при помощи которых учащиеся самостоятельно формулируют тему урока.
Упражнение "Лицензия на приобретение знаний"
Выполняя это упражнение, участники группы могут сформулировать для себя, чему они хотели бы научиться и что побуждает их к этому. Они также имеют возможность осознать как желательные, так и нежелательные последствия своего обучения. Кроме того, они могут понять, какие знания им нужны, а для какого вида обучения время еще не пришло. Это упражнение поможет участникам подойти к обучению более осмысленно и ответственно, научиться учитывать и продуктивно использовать свое внутреннее сопротивление, которое неизбежно возникает при освоении нового.
- Подумайте, пожалуйста, чему вам хочется научиться, а затем о том, к чему вы уже готовы, а к чему - нет. А теперь составьте себе "Лицензию на приобретение знаний".
Вопросы для анализа:
- Соответствует ли мое желание учиться моему возрасту?
- Соответствует ли оно моим жизненным целям?
- Соответствует ли оно моей текущей жизненной ситуации?
Укажите также, что ограничивает возможности вашего обучения. Запишите, чему вы пока не разрешаете себе учиться. Дайте обоснование, снова ответив себе на три приведенных выше вопроса.
И в заключение определите и отметьте, какая "инстанция" выдала вам эту лицензию. Быть может, ваш собственный внутренний голос привел вас к такому решению? Или это ожидания вашей семьи? Или что-либо другое?
Слайд № 13
3. Активные методы презентации учебного материала позволяют сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом, является альтернативой привычному устному рассказу учителя: «Преодолей себя», «Визитная карточка», «Доска объявлений», «Инфо-угадайка» .Метод «Инфо-угадайка»
Учитель называет тему своего сообщения. На стене прикреплен лист ватмана или блокнот флипчата, в его центре указано название темы. Остальное пространство листа разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Начиная с сектора 1, учитель вписывает в сектор название раздела темы, о котором он сейчас начнет говорить в ходе сообщения. Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы, возможно, далее пойдет речь в докладе. Затем учитель раскрывает тему, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела (можно записывать темы и ключевые моменты маркерами разных цветов). Они вносятся на плакат по ходу сообщения. Закончив изложение материала по первому разделу темы, учитель вписывает во второй сектор название второго раздела темы, и так далее.
Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты. Существующие на момент начала презентации "белые пятна" по данной теме постепенно заполняются.
В конце презентации учитель задает вопрос, действительно ли им были затронуты все ожидавшиеся разделы, и не осталось ли каких-то не упомянутых аспектов темы. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у обучающихся, учитель дает ответы на них.
Слайд № 14
4. Активные методы организации самостоятельной работы над темой помогают обучающимся при организации самостоятельной работы над новой темой всесторонне и глубоко проработать новый материал, поддерживая познавательный интерес формой игры: «Инфо-карусель», «Автобусная остановка», «Ярмарка».
Метод «Автобусная остановка»
Учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы (оптимально 4-5). Участники разбиваются на группы по числу вопросов (5-7 человек в каждой).
Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.
Слайд № 15
5. Активные методы релаксации - методы, позволяющие снять усталость, напряжение, восстановить энергию перед выполнением сложной учебной задачи.
Слайд № 16
6. активные методы подведения итогов урока позволяют эффективно, грамотно и интересно в форме игры подвести итоги урока и завершить работу: «Письмо самому себе», «Все у меня в руках!», «Итоговый круг», «Что я почти забыл?». И, конечно же, домашнее задание, которое позволяет выйти за пределы изучаемого художественного произведения. Например, ответить на вопрос «Почему произведение Л.Н. Толстого называется «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники»?» Перед учащимися ставится задача на прогнозирование возможного и наиболее вероятного поведения героев в ситуациях, которые не представлены в произведении.
Метод «Ресторан»
Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:
- Я съел бы еще этого…
- Больше всего мне понравилось…
- Я почти переварил…
- Я переел…
- Пожалуйста, добавьте…
Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист флип-чарта, комментируя.
Примечание: Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.
В завершении учитель резюмирует итоги урока, при необходимости дает задание на дом и напоследок говорит хорошие слова ребятам.
Так незаметно, весело, но эффективно пройдет урок с использованием АМО, принеся удовлетворение и учителю и обучающимся.
Слайд № 17
Применение активных методов обучения на уроках литературы позволяют мне:
- стимулировать рост самостоятельности и ответственности учащихся за результаты обучения;
- согласовывать цели обучения с индивидуальными потребностями учащихся;
- обеспечивать приобретение учащимися жизненно важных навыков и качеств;
- воспитывать уважительное отношение всех участников образовательного процесса друг к другу.
Слайд 18. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!