Доклад на тему Активные методы производственного обучения

Магаданское областное государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение
«СТРОИТЕЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ»






Доклад на тему:

«Активные» методы производственного обучения»




Подготовила: Мастер п/о Архипова Г.К.












г. Магадан, октябрь 2014 г.
Процесс обучения представляет систему действий, где я занимаю руководящее, направляющее положение, а конечный результат зависит от деятельности обучающихся, от их активности в процессе обучения.
Процесс производственного обучения - активный процесс, в ходе которого обучающиеся всегда заняты активной практической учебно-производственной деятельностью. Но практические действия студентов характеризуют только их внешнюю процессуальную активность, которая может быть сугубо механической, чисто подражательной, воспроизводящей, бездумной.
Подлинная активность в процессе выполнения учебно-производственных работ - это активность мыслительная, сознательная, творческая. Она проявляется в сознательном корректировании обучающимися собственных действий в соответствии с показанным образцом, в самостоятельном выборе и целесообразном сочетании способов деятельности, приводящих к положительным результатам в плакировании своего труда, анализе и предотвращении ошибок. Активность обучающихся в производственном труде - это способность их по внешним признакам работы агрегата, трансформатора, генератора представить внутренний процесс и на основе анализа этих признаков принять в необходимых случаях целесообразное решение по его регулированию: это рационализация усвоенных способов умело действовать в изменившихся условиях.
В учебном процессе активизируется не метод обучения, а учебный труд обучающихся. Для того, чтобы студент овладел умениями, он должен иметь знания, должен знать, как это надо делать. Получив знания на уроках спецтехнологии, с моей помощью на уроках практического обучения они учатся их применять, у них вырабатывается умение. В ходе практической деятельности умения совершенствуются, в связи с этим и деятельность становится более совершенной. В результате многократных упражнений обучающиеся гак хорошо осваивают отдельные элементы сварки, что сознательный контроль за всем процессом действия с моей стороны становится излишним. Отдельные элементы действия обучающихся автоматизируются, т.е. начинают осуществляться автоматически. Такое действие, в котором отдельные элементы в результате упражнений на практическом обучении становятся автоматизированными, называется навыком.
Умения и навыки - это различные стороны единой деятельности. Они тесно связаны между собой, взаимно дополняют друг друга и обеспечивают наилучшее протекание производственного обучения обучающихся.
Вместе с тем, за последнее время все большее внимание в педагогической науке и практике привлекают формы и методы обучения, которые по своему содержанию, способам применения объективно невозможны без высокого уровня внешней и внутренней активности обучающихся, их условно называют активными.
Применительно к специфике производственного обучения к таким активным методам следует отнести прежде всего деловые (производственные) игры. Эти игры обеспечивают возможность эффективно организовать обучающихся мной. Игры строятся на определенном моделировании жизненных и производственных ситуаций, обеспечивают реальную практическую значимость полученных знаний и умений, их перенос в новые, нестандартные условия. Приведу несколько типичных производственных ситуаций и видов заданий для проведения таких игр:
определение (диагностика) дефектов сварных швов по их описанию, проявлению;
определение характера деятельности сварщика в условиях различных отклонений технологического процесса от нормы (вплоть до аварийных ситуаций), заданных словесно, письменно или показаниями приборов;
обсуждение плана действий и распределение релей бригады сварщиков при получении ею определенного задания;
определение дефектов электродов, металла, подбор тока, преднамеренно внесенных мной;
определение путей повышения качества и производительности труда сварщика при различных вариантах последовательности работы, использовании инструментов, приспособлений.
Деловая игра обычно развивается по такому сценарию: постановка задачи и введение учащихся в игру; формирование бригад (команд) сварщиков и распределение заданий им: изучение ситуации и уяснение правил игры, распределение ролей внутри бригады; процесс игры; подведение итогов игры и оценка деятельности бригад сварщиков избранным обучающимися жюри; разбор оптимального варианта; заключение и награждение победителей.
Тему игры я обычно сообщаю обучающимся предварительно, чтобы они могли соответствующим образом подготовиться. Формирование бригад провожу по желанию студентов, Отдельные (ответственные) роли поручаю лучшим студентам, технически грамотным. Моя позиция в процессе игры многогранна: до игры я инструктор, в процессе игры - консультант, а при подведении итогов - главный судья жюри и руководитель дискуссии.
К активным методам производственного обучения также можно отнести решение производственно-технических задач.
Несколько примеров типичных производственно-технических задач: расчет режимов тока; нахождение необходимых данных в справочниках; разработка монтажных схем для сварщиков, работающих на высоте.
Более высоким уровнем решения производственно-технических задач является выполнение заданий творческого характера, требующих уже развитого умения пользоваться приобретенными знаниями и производственным опытом.
Примеры таких заданий:
конструирование приспособлений, повышающих качество и производительность труда;
самостоятельная разработка технологических процессов обработки металла, сборки, сварки;
выбор наиболее рационального технологического процесса выполнения учебно-производственных работ из нескольких предложенных мной или самостоятельно разработанных обучающимися;
разработка предложений по экономии рабочего времени, материалов, энергии.

В процессе производственного обучения я стараюсь так построить свою деятельность и деятельность обучающихся с позиций повышения уровня ее проблемно-поисковой направленности на всех этапах и во всех проявлениях.

Сравнительная таблица характера
репродуктивной и поисковой деятельности обучающихся
Репродуктивная деятельность обучающихся
Поисковая (продуктивная) деятельность обучающихся

Выполнение приемов и операций по образу, данному мастером
Активное участие студентов в разборе особенностей новых трудовых приемов

Выполнение приемов и операций в соответствии с инструктивными указаниями инструктивной карты
Выполнение заданий по карте, раскрывающей только последовательность выполнения приемов без подобных инструктивных указаний.

Выполнение работ по готовой инструкционно-технологической карте
Самостоятельное определение технологической последовательности и режимов выполнения задания.

Упражнения на тренажере по подробной инструкции, предложенной мастером
Самостоятельная работа на тренажере в различных режимах и ситуациях










13PAGE \* MERGEFORMAT14115