Рабочая программа по русскому языку 3 класс ПНШ Чуракова
СОДЕРЖАНИЕ 1.Пояснительная записка
3
1.1.Цели и задачи образования
3
1.2.Общая характеристика предмета
4
1.3.Место учебного предмета
7
1.4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
7
2.Требования к уровню подготовки учеников
8
3. Учебный план
9
4.Календарно – тематический план
11
5. Информационно – образовательный ресурс
32
5.1.Нормативно – правовое обеспечение образовательного процесса
32
5.2.Учебно – методическое обеспечение образовательного процесса
32
5.3.Материально – техническое обеспечение образовательного процесса 33
1. Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 3 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО (2009г.), примерной программы по «Русскому языку» и авторской программы Р. Г. Чураковой, Т. А. Байковой «Русский язык» (УМК «Перспективная начальная школа»),ФБУПа(2004 г.)
Цели и задачи образования
Цели:
познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учащихся; формирование языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству;
формирование научного представления о системе и структуре родного языка, развитие логического и абстрактного мышления, представление родного (русского) языка как части окружающего мира;
социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся; развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека;
обеспечение условий для становления ребёнка как субъекта учебной деятельности.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;
овладение способами орфографического действия;
развитие умений вычленять и характеризовать языковую единицу изучаемого уровня (звук, часть слова (морфема), слово, предложение), а также их классифицировать и сравнивать;
формирование учебной деятельности учащихся;
формирование умений работать сразу с несколькими источниками информации, включая словари разного типа ( орфоэпического, обратного ( он включен в корпус УМК)).
усиленное формирование фонематического слуха на протяжении первых двух лет обучения.
1.2 Общая характеристика учебного предмета
Фонетика и орфоэпия
Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости—мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный - согласный; гласный ударный - безударный; согласный твердый - мягкий, парный -непарный; согласный звонкий - глухой, парный - непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова
Графика
Различение звуков и букв: буква как знак звука. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ь.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробел между словами, знак переноса,абзац.Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика
Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова.
Состав слова (морфемика)
Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями.
Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по состав
Морфологи
Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-му склонению. Морфологический разбор имен существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Морфологический разбор имен прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица не, ее значение.
Синтаксис
Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.
Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но.Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация
Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания:
•сочетания жи — ши, ча — ща, чу — щу в положении под ударением;
•сочетания чк — чн, чт, щн,
перенос слов;
прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроизносимые согласные;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова (наограниченном перечне слов);
гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
разделительные ь и ь;
мягкий знак после шипящих на конце имен существительных (ночь,
рожь, мышь);
безударные падежные окончания имен существительных (кроме
существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин );
безударные окончания имен прилагательных;
раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
не с глаголами;
мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица
единственного числа (пишешь, учишь);
мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
безударные личные окончания глаголов;
• раздельное написание предлогов с другими словами;• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и
восклицательный знаки;
• знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Развитие речи
Осознание ситуации общения: с какойцелью, с кем и где происходит общение.
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).
Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложения подробные и выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения.
1.3 Место учебного предмета
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерной программой, предмет «Русский язык» изучается в 3 классе по 5 часов в неделю. Общий объем учебного времени составляет 170 часов. Полностью соответствует авторской программе по УМК «Перспективная начальная школа»
1.4 Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:
осознание языка как основного средства человеческого общения;
восприятие русского языка как явление национальной культуры;
понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
способность к итоговому и пооперационному самоконтролю;
овладение словами речевого этикета.
Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:
* умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в
различных источниках для решения учебных задач; способность
ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
* умения выбирать адекватные языковые средства для успешного решения
коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания,
письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи, ситуации
общения понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера,
учитывать различные мнения и координировать различные позиции в
сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
* стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;
* умение задавать вопросы;
* самостоятельно формулировать тему и цели урока, составлять план
решения учебной проблемы совместно с учителем, работать по плану,
сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
* умение анализировать, сравнивать, классифицировать, установление
причинных связей и зависимостей между объектами;
* умение работать с таблицами, схемами, моделями;
* умение представлять учебный материал в виде схем, моделей;
* умение анализировать учебные тексты из разных предметных областей
(математические, познавательные и др.) с точки зрения лингвистики;
* вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую,
концептуальную;
* пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым,
ознакомительным.
Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:
овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета;
умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;
умение проверять написанное;
умение ( в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
способность контролировать свои действия, проверять написанное.
2.Требования к уровню подготовки обучающихся
В области познавательных УУД (общеучебных)
Обучающиеся научатся:
свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, быстро находить нужную словарную статью;
свободно ориентироваться в учебной книге: уметь читать язык условных обозначений, находить нужный текст по страницам "Содержание" и "Оглавление", быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте, находить в специально выделенных разделах нужную информацию;
работать с текстом (на уроках развития речи): выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;
работать с несколькими источниками информации (двумя частями учебной книги (в одной из которых - система словарей), "Рабочей тетрадью" и дополнительными источниками информации (другими учебниками комплекта, библиотечными книгами, сведениями из Интернета); текстами и иллюстрациями к текстам.
В области коммуникативных УУД
Обучающиеся научатся:
В рамках инициативного сотрудничества:
работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле;
В рамках коммуникации как взаимодействия:
понимать основание разницы двух заявленных точек зрения, двух позиций и мотивированно присоединяться к одной из них или отстаивать собственную точку зрения;
находить в учебнике подтверждение своей позиции или высказанным сквозными героями точкам зрения, используя для этой цели в качестве аргументов словарные статьи, правила, таблицы, модели.
В области регулятивных УУД (контроль и самоконтроль учебных действий)
Обучающиеся научатся:
осуществлять самоконтроль и контроль полученного результата.
3.Учебный план.
№
Раздел программы Общее кол-во часов
1
2
3
4
5
6 Фонетика и орфография
Морфемика и словообразование
Морфология и лексика
Синтаксис и пунктуация
Лексикография
Развитие речи с элементами культуры речи 20 часов
20 часов
85 часов
15 часов.
В течение года
30 часов
Содержания курса «Русский язык»
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, пониманию того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
4. Календарно-тематическое планирование по русскому языку
Дата
проведения№ уро-ка Тема (раздел) Планируемые результаты обучения Возможные виды деятельности учащихся//формы контроля
освоение предметных знаний (базовые понятия) универсальные учебные действия фактпланРР. Урок-1.1. Для чего нужна речь?
Что такое орфограмма? Повторение изученных орфограмм Познавательные: формирование умения пользоваться инструкциями.Логические: подведение под правило. Личностные: смыслообразование и самоопределение коллективная
Что такое орфограмма. Повторение изученных орфограмм: безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением; правописание парных звонких–глухих согласных в корне и на конце слова; большая буква в начале предложения; правописание предлогов со словами Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях коллективная, индивидуальная
Что такое орфограмма Повторение изученных орфограмм:безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением; непроизносимый согласный в корне; правописание парных звонких-глухих согласных в корне и на конце слова; Ь после шипящих. Познавательные: получение, поиск и фиксация информации. Регулятивные: контроль и самоконтроль. Личностные: контроль процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: кооперация коллективная, индивидуальная
Что такое орфограмма Разделительные ъ и ь ; правописание суффиксов
-ЧИК- и -ОК- Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях; получение, поиск и фиксация информации. Личностные: самоконтроль процесса и результатов деятельности коллективная индивидуальная
РР. Урок 2.1. Какие бывают предложения Виды предложений по цели высказывания и интонации Познавательные: получение, поиск и фиксация информации. коллективная
РР. Урок 2.2. Какие бывают предложения Виды предложений по цели высказывания и интонации Личностные: смыслообразование и самоопределение коллективная
Что такое орфограмма Повторение изученных орфограмм. Сложные слова. Познавательные: формирование умения пользоваться инструкциями. Регулятивные: контроль и самоконтроль. Личностные: контроль процесса и результатов деятельности; самоконтроль процесса и результатов деятельности индивидуальная
самостоятельная работа
Звукобуквенный разбор слова Звукобуквенный разбор слова Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях; пользоваться инструкциями; получение, поиск и фиксация информации работа в паре
Самостоятельная работа Познавательные: формирование умения пользоваться инструкциями. Регулятивные: контроль и самоконтроль. Личностные: контроль процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: кооперация Взаимопроверка
Входной диктант Части речи. Имя существительное Части речи. Имя существительное. Род им. существительных, изменение по числам. Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях; понимание и преобразование информации. Логические: подведение под правило. Личностные: смыслообразование и самоопределение; самоконтроль процесса и результатов деятельности коллективная
Имя существительное Условные сокращения в словарной статье толкового словаря с заголовочным словом им. существительным. Логические: подведение под правило. коллективнаяиндивидуальная
Имя существительное Одушевленные и неодушевленные существительные. Существительное как член предложения. Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях; получение, поиск и фиксация информации коллективнаяиндивидуальная
Имя существительное
РР. Урок 3.1 Что такое текст Словообразование имени существительного. Текст, тема текста и основная мысль Регулятивные: контроль и самоконтроль. Личностные: смыслообразование и самоопределение. Личностные: контроль процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: кооперация Работа в паре; взаимопроверка
Имя прилагательное Имя прилагательное как часть речи. Изменение им. прилагательного в зависимости от им. существительного Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях; получение, поиск и фиксация информации; понимание и преобразование информации. коллективная
Имя прилагательное Имя прилагательное. Правописание орфограмм в именах прилагательных Регулятивные: контроль и самоконтроль. Личностные:смыслообразование и самоопределение. Личностные: контроль процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: кооперация Работа в паре; взаимопроверка
РР. Урок 4.1. Урок 5.1
Последовательность предложений в тексте.
Работа с картиной. Устное сочинение Основная мысль текста.
Составление плана и устного рассказа по картине К.Моне «Прогулка» Личностные: формирование базовых эстетических ценностей
коллективная
Глагол Глагол как часть речи. Начальная форма глагола. Состав слова. Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях. Личностные: самоконтроль процесса и результатов деятельности коллективная
Глагол Словообразование им. существительного от глаголов и прилагательныхПознавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях; получение, поиск и фиксация информации; понимание и преобразование информации. Общеучебные: постановка и решение проблемы коллективная индивидуальная
Глагол
Контрольное списывание Правописание Ъ в глаголах с приставкой Регулятивные: контроль и самоконтроль. Личностные: контроль процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: кооперация Работа в паре
Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов Многозначность слова. Работа с Толковым словарем. Прямое и переносное значения слов. Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях. Личностные: смыслообразование и самоопределение коллективная
Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов Определение значения многозначных слов с помощью Толкового словаря Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях; получение, поиск и фиксация информации. Общеучебные: постановка и решение проблемы коллективная, индивидуальная
Части речи. Местоимение Значение личных местоимений Логические: подведение под правило. Общеучебные: постановка и решение проблемы коллективная
Части речи. Местоимение Различение личных местоимений в тексте. Познавательные: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме; понимание и преобразование информации. Общеучебные: постановка и решение проблемы. Регулятивные: контроль и самоконтроль. Личностные: контроль процесса и результатов деятельности коллективная, индивидуальная
РР. Урок 6.1. Урок 5.2
Главное переживание автора, выраженное в тексте.
Работа с картиной. Сравнительный анализ Различение темы и основной мысли текста.
Сравнительный анализ двух живописных произведений с разными темами, но сходными переживаниями. Личностные: формирование базовых эстетических ценностей коллективная
Предлоги и приставки
Словарный диктант Предлог как служебная часть речи. Предлог часть формы существительного Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях. Общеучебные: постановка и решение проблемы коллективная, индивидуальная
Научное название главных членов предложения Различение частей речи и членов предложения. Второстепенные члены предложения Познавательные: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме коллективная, индивидуальная
Синонимы Понятие «синонимы». Сочетаемость синонимов с другими словами. Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях. Личностные: смыслообразование и самоопределение коллективная,индивидуальная
Изменение существительного по числам Общеучебные: постановка и решение проблемы. Познавательные: получение, поиск и фиксация информации. индивидуальная
Тематическая самостоятельная работа Регулятивные: контроль и самоконтроль. самостоятельная работа
РР. Урок 7.1.
План текста.
Изменение имен существительных по падежам Деление текста на части, составление плана.
Названия падежей.падежные вопросы, способы определения падежей. Личностные: формирование ценностно-смысловой ориентации
Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях; обучение работе с информацией, представленной в табличной форме коллективнаяиндивидуальная
РР. Урок 8.1
Порядок абзацев в текстеПонятие «абзац». Порядок абзацев в тексте Личностные: формирование ценностно-смысловой ориентации коллективнаяиндивидуальная
Изменение имен существительных по падежам Изменение имен существительных по падежам Общеучебные: постановка и решение проблемы. Личностные: смыслообразование и самоопределение индивидуальная
Падежи имен существительных. Именительный падеж Основные отличия именительного падежа. Личностные: смыслообразование и самоопределение коллективнаяиндивидуальная
Падежи имен существительных. Родительный падеж Распознавание им. существительного в форме родительного падежа с предлогом и без него. Общеучебные: постановка и решение проблемы. Личностные: смыслообразование и самоопределение коллективнаяиндивидуальная
РР. Урок 9.1.
Устное изложение
Родительный падеж Устное изложение
Распознавание им. существительного в форме родительного падежа с предлогом и без него. Личностные: формирование ценностно-смысловой ориентации
коллективнаяиндивидуальная
Падежи имен существительных. Дательный падеж Распознавание им. существительного в форме дательного падежа. Общеучебные: постановка и решение проблемы. Личностные: смыслообразование и самоопределение коллективная индивидуальная
РР. Урок 10.1.
Письменное изложение Письменный пересказ текста. Определение темы и основной мысли каждой части текста. Личностные: смыслообразование и самоопределение.
Регулятивные: контроль и самоконтроль. индивидуальная
Тематическая самостоятельная работа Актуализация знаний по распознаванию падежей им. существительных Регулятивные: контроль и самоконтроль. индивидуальная
самостоятельная работа
РР. Урок 11.1.
Азбука вежливости. Как писать письмо. Как писать письмо: Главный Закон Общения. Личностные: формирование умения ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях; формирование ценностно-смысловой ориентации коллективная индивидуальная
Падежи имен существительных. Винительный падеж. Определение винительного падежа. Проверка (самоконтроль) с помощью приема подстановки Общеучебные: постановка и решение проблемы. Личностные: смыслообразование и самоопределение коллективнаяиндивидуальная
Самостоятельная работа Актуализация знаний по распознаванию падежей им. существительных Регулятивные: контроль и самоконтроль. индивидуальная
Диктант Регулятивные: контроль и самоконтроль. индивидуальная
Винительный падеж Определение винительногопадежа. Личностные: смыслообразование и самоопределение индивидуальная
Винительный падеж Винительный падеж Регулятивные: контроль и самоконтроль. Проверка (самоконтроль) с помощью приема подстановки
Творительный падеж Творительный падеж Общеучебные: постановка и решение проблемы. Личностные: смыслообразование и самоопределение коллективная, индивидуальная
Творительный падеж Распознавание им. существительных в форме творительного падежа Общеучебные: постановка и решение проблемы. Личностные: смыслообразование и самоопределение индивидуальная
РР. Урок 1.1.
Описание и повествование Особенности построения текста-повествования и текста-описания Личностные: формирование ценностно-смысловой ориентации коллективная, индивидуальная
Предложный падеж Предложный падеж Общеучебные: постановка и решение проблемы. Личностные: смыслообразование и самоопределение коллективная, индивидуальная
Предложный падеж Распознавание им. существительных в форме предложного падежа Общеучебные: постановка и решение проблемы. Личностные: смыслообразование и самоопределение индивидуальная
РР. Урок 1.2.
Типы текстов: описание и повествование Особенности построения текста-повествования и текста-описания Личностные: формирование ценностно-смысловой ориентации коллективная, индивидуальная
Антонимы Распознавание антонимов в тексте Общеучебные: постановка и решение проблемы. Личностные: смыслообразование и самоопределение коллективная, индивидуальная
Антонимы Развитие умения подбирать антонимы Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях. Регулятивные: контроль и самоконтроль. Личностные: смыслообразование и самоопределение; контроль процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: кооперация коллективная, индивидуальная
Различение падежей Формирование навыка определения и различения падежных форм им. существительных Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях. Общеучебные: постановка и решение проблемы коллективная, индивидуальная
Различение падежей
Самостоятельная работа Формирование навыка определения и различения падежных форм им. существительных Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях. Регулятивные: контроль и самоконтроль. Личностные: смыслообразование и самоопределение; контроль процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: кооперация Самостоятельная работа с самопроверкой
Устойчивые выражения. Работа со Словарем устойчивых выражений Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях коллективнаяиндивидуальная
Склонение имен существительных
РР. Урок 2.1.
Работа с картиной Понятие «склонение» имен существительных (0,5 часа).
Логика построения устного описания живописного портрета(0,5 часа) Личностные: формирование базовых эстетических ценностей коллективнаяиндивидуальная
РР. Урок 1.3.
Типы текстов: описание и повествование Устное составление портретного описания Личностные: формирование базовых эстетических ценностей коллективная
Склонение имен существительных Распределение им. существительных по трем типам склонения Познавательные: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме. Регулятивные: контроль и самоконтроль. Личностные: контроль процесса и результатов деятельности коллективная, индивидуальная
Имена существительные
I склонения Безударные падежные окончания им. существительных I склонения Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях. Регулятивные: контроль и самоконтроль Личностные: смыслообразование и самоопределение; контроль процесса и результатов деятельности коллективная, индивидуальная
Имена существительные
II склонения Безударные падежные окончания им. существительных II склонения Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях; обучение работе с информацией, представленной в табличной форме. Личностные: смыслообразование и самоопределение; контроль процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: кооперация работа в паре
Имена существительные
III склонения Безударные падежные окончания им. существительных II склонения Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях; обучение работе с информацией, представленной в табличной форме коллективная, индивидуальная
РР. Урок 2.2.
Работа с картиной Работа с картиной. Письменное сочинение Личностные: формирование базовых эстетических ценностей индивидуальная
Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях. Общеучебные: постановка и решение проблемы. Личностные: смыслообразование и самоопределение. Коммуникативные: кооперация работа в паре
Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова и в суффиксе -енн- Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях. Регулятивные: контроль и самоконтроль. Личностные: контроль процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: коммуникация как кооперация индивидуальная
Обобщение по теме «Склонение имен существительных» Регулятивные: контроль и самоконтроль. Личностные: контроль процесса и результатов деятельности самостоятельная работа, взаимопроверка
Различение склонений им. существительных Правописание падежных окончаний имен существительных Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях индивидуальная
Диктант за 1 полугодие Регулятивные: контроль и самоконтроль. РР. Урок 1.4.
Типы текстов: описание и повествование Составление плана для пересказа.
Личностные: формирование ценностно-смысловой ориентации
коллективная, индивидуальная
Различение склонений им. существительных
Словарный диктант Различение склоняемых существительных и несклоняемых Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях. Регулятивные: контроль и самоконтроль. Личностные: контроль процесса и результатов деятельности коллективная, индивидуальная
Различение склонений им. существительных Правописание падежных окончаний имен существительных Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях индивидуальная
Различение склонений им. существительных Правописание падежных окончаний имен существительных Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях. Личностные: смыслообразование и самоопределение индивидуальная
Различение склонений им. существительных Регулятивные: контроль и самоконтроль. индивидуальная самостоятельная работа
РР. Урок 3.1
Изложение Учимся писать изложение Познавательные: формирование умения пользоваться инструкциями индивидуальная
Контрольное списывание. Познавательные: формирование умения пользоваться инструкциями Второстепенные члены предложения. Обстоятельства Понятие «обстоятельство». Роль обстоятельств в предложении Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях коллективная, индивидуальная
Второстепенные члены предложения. Дополнения Понятие «дополнение». Роль дополнений в предложении Общеучебные: постановка и решение проблемы коллективная, индивидуальная
Второстепенные члены предложения. Дополнения Второстепенные члены предложения. Дополнения. Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях. Общеучебные: постановка и решение проблемы. Регулятивные: контроль и самоконтроль. Личностные: смыслообразование и самоопределение; контроль процесса и результатов деятельности индивидуальная
самостоятельная работа (упр.160, 161)
Второстепенные члены предложения. Дополнения
РР. Урок 4.1
Составление рассказа по рисунку Составление устного сочинения в жанре повествования Коммуникативные: кооперация Личностные: формирование ценностно-смысловой ориентации коллективная, индивидуальная
Второстепенные
члены предложения
РР. Урок 5.1
Азбука вежливости Второстепенные члены предложения(0,5 часа)
Правили поведения в магазине(0,5 часа) Личностные: формирование умения ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях коллективная, индивидуальная
Безударные окончания существительных в единственном числе Правописание безударных окончаний существительных в единственном числе (общий алгоритм работы над безударным окончанием существительного любого склонения) Познавательные: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме коллективная, индивидуальная
Безударные окончания существительных в единственном числе Формирование умения правильно писать безударные окончания существительных Общеучебные: постановка и решение проблемы. Познавательные: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме индивидуальная
Безударные окончания существительных в единственном числе Формирование умения правильно писать безударные окончания существительных Познавательные: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме индивидуальная
Заседание клуба «Как
пишутся приставки» Формирование умения правильно писать слова с приставками на з- и с- Общеучебные: постановка и решение проблемы. коллективная, индивидуальная
РР. Урок 1.1
Научный текст Различие научного и художественного текстов Личностные: формирование ценностно-смысловой ориентации коллективная, индивидуальная
Правописание приставок Формирование умения правильно писать слова с приставками на з- и с- Познавательные: понимание и применение знаний коллективная, индивидуальная
Правописание приставок Общее правило написания приставок, оканчивающихся на З-/С- Познавательные: понимание и применение знаний. Логические: подведение под правило. индивидуальная
Правописание приставок Правописание Ъ после приставок, оканчивающихся на букву согласного перед буквами Е, Ё, Ю, Я Познавательные: понимание и применение знаний работа в паре
Безударные окончания существительных в единственном числе Актуализация знания алгоритма по определению безударных падежных окончаний существительных Познавательные: понимание и применение знаний индивидуальная
РР. Урок 1.2
Научный текст Составление плана научного сообщения и словарной статьи Личностные: формирование ценностно-смысловой ориентации коллективная, индивидуальная
Безударные окончания существительных в единственном числе Отработка алгоритма по определению безударных падежных окончаний существительных Познавательные: понимание и применение знаний. Логические: подведение под правило. индивидуальная
Самостоятельная работа Актуализация знания алгоритма по определению безударных падежных окончаний существительных Регулятивные: контроль и самоконтроль. индивидуальная
самостоятельная работа
Безударные окончания существительных в единственном числе Закрепление умения различать склонение, число и падеж имен существительных. Познавательные: понимание и применение знаний; обучение работе с информацией, представленной в табличной форме. работа в паре
Значения слов Омонимы, синонимы, антонимы Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях. коллективная, индивидуальная
РР. Урок 1.3
Научный текст Подбор и составление научно-популярного сообщения на заданную тему Личностные: формирование ценностно-смысловой ориентации индивидуальная
Безударные окончания существительных в единственном числе Правописание безударных окончаний существительных Познавательные: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме коллективная, индивидуальная
Безударные окончания существительных I и II склонения в единственном числе Безударные окончания существительных I и II склонения в единственном числе Познавательные: понимание и применение знаний. коллективная, индивидуальная
Окончания существительных I и II склонения Правописание безударных окончаний существительных Коммуникативные: кооперация
Работа по цепочке
Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков Правописание слов удвоенной буквой согласного в середине слова Познавательные: понимание и применение знаний. коллективная, индивидуальная
РР. Урок 2.1.
Работа с картиной Работа с живописным произведением, в котором талант живописца сочетается с научными знаниями о природе Личностные: формирование базовых эстетических ценностей коллективная
Окончания существительных III склонения Правописание безударных окончаний существительных Познавательные: понимание и применение знаний. Логические: подведение под правило. коллективная, индивидуальная
Проверочная работа. Словарный диктант Актуализация знания алгоритма по определению безударных падежных окончаний существительных Регулятивные: контроль и самоконтроль. индивидуальная
Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков Правописание слов удвоенной буквой согласного в середине слова Познавательные: понимание и применение знаний коллективная, индивидуальная
Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных Применение орфограммы на письме Логические: подведение под правило. Работа по цепочке
Правописание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных Правописание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных Познавательные: понимание и применение знаний коллективная, индивидуальная
Правописание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных Правописание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных Логические: подведение под правило. коллективная, индивидуальная
Заседание клуба «Жизнь корня в составе разных частей речи» Родственные слова разных частей речи Познавательные: формирование умения пользоваться инструкциями. групповая,
индивидуальная
Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков
РР. Урок 3.1
Устное изложение Пересказ с опорой на план. Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях. коллективная, индивидуальная
Окончания существительных во множественном числе в И.п. Распознавание в тексте им. существительных в форме мн.ч в И.п.
Понятие «глагол настоящего времени» Познавательные: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме; понимание и применение знаний. Логические: подведение под правило. коллективная, индивидуальная
Окончания существительных во множественном числе в И.п. Употребление в речи им. существительных в форме мн.ч в И.п. Общеучебные: постановка и решение проблемы. Личностные: смыслообразование и самоопределение коллективная, индивидуальная
Окончания существительных во мн. числе в Р.п. Употребление в речи им. существительных в форме мн.ч в Р.п. Познавательные: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме коллективная, индивидуальная
РР. Урок 4.1
Письменное изложение Перестроение текста с заменой первого лица на третье. индивидуальная
Окончания существительных во мн. числе в Р.п.
РР. Урок 2.2.
Работа с картиной Образование существительных в форме мн. ч. Р. п.
Обобщение на основании наблюдения Познавательные: понимание и применение знаний. Логические: подведение под правило. Личностные: формирование базовых эстетических ценностей коллективная, индивидуальная
Написание существительных с суффиксом
-ИЩ- Написание окончаний существительных с суффиксом -ищ- Познавательные: понимание и применение знаний. Логические: подведение под правило. работа по цепочке
Написание существительных с суффиксом
-ИЩ- Написание окончаний существительных с суффиксом -ищ- Познавательные: понимание и применение знаний. индивидуальная
Проверочная работа Актуализация знаний правописания суффиксов им. существительных Регулятивные: контроль и самоконтроль. индивидуальная
Работа над ошибками. Окончания существительных во множ. числе в разных падежах. Определение падежа существительных в форме мн. ч. Познавательные: понимание и применение знаний. Логические: подведение под правило. коллективная, индивидуальная
Окончания существительных во множ. числе в разных падежах
РР. Урок 5.1.
Азбука вежливости. Определение падежа существительных в форме мн. ч.
Разговор по телефону. Учимся слушать других и стараемся, чтобы услышали нас. Личностные: формирование умения ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях коллективная, индивидуальная
РР. Урок 6.1.
Описание и повествование Различение разных типов письменной речи Познавательные: формирование умения пользоваться инструкциями. Личностные: формирование ценностно-смысловой ориентации коллективная, индивидуальная
Окончания существительных во множ. числе в разных падежах Актуализация знаний правописания окончаний им. существительных Познавательные: формирование умения пользоваться инструкциями. индивидуальная
Проверочная работа Актуализация знаний правописания окончаний им. существительных Регулятивные: контроль и самоконтроль. индивидуальная
Существительные с суффиксом -ОК- Написание суффикса
-ОК- после шипящих Логические: подведение под правило. индивидуальная
Резервный урок Резервный урок Контрольное списывание Познавательные: формирование умения пользоваться инструкциями Изменение прилагательных по родам и числам Изменение прилагательных по родам и числам Познавательные: формирование умения пользоваться инструкциями. коллективная, индивидуальная
Изменение прилагательных по падежам Различение различных форм прилагательных Познавательные: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме коллективная, индивидуальная
Окончания прилагательных мужского и среднего рода в И.п. и В.п. Окончания прилагательных м.р. и ср.р. в И.п. и В.п. Познавательные: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме коллективная, индивидуальная
Окончания прилагательных мужского и среднего рода в Р.п. и В.п. Распознавание в тексте прилагательных в Р.п. и В.п. Познавательные: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме коллективная, индивидуальная
РР. Урок 1.1.
Сочиняем басню по картине Личностные: формирование базовых эстетических ценностей коллективная
Падежные окончания прилагательных мужского, среднего и женского рода Формирование умения правильно писать падежные формы прилагательных м.р., ср.р. и ж.р. Познавательные: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме индивидуальная
Контрольный диктант Актуализация знания алгоритма по определению падежных окончаний прилагательных Регулятивные: контроль и самоконтроль. индивидуальная
Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е иО – беглые гласные звуки Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е иО – беглые гласные звуки Логические: подведение под правило. Познавательные: формирование умения пользоваться инструкциями. коллективная, индивидуальная
РР. Урок 2.1.
Устное изложение Развитие устной речи Личностные: формирование базовых эстетических ценностей индивидуальная
Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е иО – беглые гласные звуки Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е иО – беглые гласные звуки Логические: подведение под правило.
работа в паре
Склонение прилагательных во множественном числе Падежные окончания прилагательных в форме мн. ч. Познавательные: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме коллективная, индивидуальная
Окончания прилагательных во множественном числе в И.п. и В.п. Окончания прилагательных в форме множественном числе в И.п. и В.п. Познавательные: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме коллективная, индивидуальная
Окончания прилагательных во множественном числе в Р.п., В.п., П.п. Словосочетания прилагательных в форме разных падежей, различение этих форм. Познавательные: понимание и применение знаний. коллективная, индивидуальная
РР. Урок 3.1.
Устный рассказ по рисунку Составление рассказа-повествования Личностные: формирование базовых эстетических ценностей коллективная, индивидуальная
Окончания прилагательных во множественном числе в Д.п., Т.п. Окончания прилагательных во множественном числе в Д.п., Т.п. Познавательные: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме индивидуальная
Самостоятельная работа Регулятивные:контроль и самоконтроль. индивидуальная
Второстепенные члены предложения. Определения Роль им. прилагательных в предложении Познавательные: формирование умения пользоваться инструкциями. коллективная, индивидуальная
Слова с удвоенной буквой согласного Слова с удвоенной буквой согласного Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях. индивидуальная
РР. Урок 4.1.
Письменное изложение Работа над основной мыслью текста Личностные: формирование базовых эстетических ценностей индивидуальная
Глагол. Начальная форма глагола. Суффиксы начальной формы глаголов -ть-, -ти-, -чь- Личностные: смыслообразование и самоопределение коллективная, индивидуальная
Написание частицы - ся Значение и происхождение частицы -ся (-сь) Личностные: смыслообразование и самоопределение индивидуальная
Написание Ь перед частицей - ся Формирование умения писать Ь в начальной форме глаголов с частицей -ся. Познавательные: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме индивидуальная
Другие суффиксы глагола: -а-, -е-, -и-, -о-, -у-, -я- Определение глагольных суффиксов Общеучебные: постановка и решение проблемы. Личностные: смыслообразование и самоопределение коллективная, индивидуальная
РР. Урок 5.1.
Работа с картиной Личностные: формирование базовых эстетических ценностей коллективная, индивидуальная
Времена глагола.
Прошедшее время глагола Формирование умения определять времена глаголов Логические: подведение под правило.
коллективная, индивидуальная
Настоящее время глагола Изменение глаголов наст.вр. по числам Логические: подведение под правило. коллективная, индивидуальная
Самостоятельная работаАктуализация знаний о правописании глагола
Регулятивные: контроль и самоконтроль. индивидуальная
Будущее время глагола Определение формы буд. вр. глаголаПознавательные: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме коллективная, индивидуальная
Обобщение: времена глагола; изменение по лицам и родам Актуализация знаний по правописанию глагола
Познавательные: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме; понимание и применение знаний. Логические: подведение под правило. групповая, индивидуальная
Написание Ь после шипящих во всех формах глагола Ь после шипящих во всех формах глагола. Глаголы в форме повелительного наклонения Личностные: контроль процесса и результатов деятельности индивидуальная
Контрольное списывание. Словарный диктант Актуализация знаний обучающихся Регулятивные: контроль и самоконтроль. индивидуальнаяРабота над ошибками
РР. Урок 5.2.
Работа с картиной Составление целостного впечатления о картине Личностные: формирование базовых эстетических ценностей коллективная, индивидуальная
Контрольный диктант Регулятивные: контроль и самоконтроль. индивидуальная
Повторение пройденного Повторение пройденного Общеучебные: постановка и решение проблемы. Регулятивные: контроль и самоконтроль. индивидуальная
Повторение пройденного Повторение пройденного Общеучебные: постановка и решение проблемы. Личностные: смыслообразование и самоопределение индивидуальная
Задание для членов клуба «Ключ и заря» Повторение пройденного Общеучебные: постановка и решение проблемы. Личностные: смыслообразование и самоопределение индивидуальная
РР. Урок 6.1.
Работа с картиной Реконструирование наблюдений, составление текста-описания и текста-повествования Личностные: формирование ценностно-смысловой ориентации коллективная, индивидуальная
163-170 Повторение пройденного; резервные уроки индивидуальная
5.Информационно- образовательный ресурс.
5.1 Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса
1.Закон Российской Федерации «Об образовании»
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказы Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009, регистрационный номер 19785) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта общего образования», от 26.11.2010 № 1241 (зарегистрировано в Минюсте России начального 04.02.2011, регистрационный номер 19707) «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373);
3. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год (Приказ Министерства образования и науки РФ № 2080 от 24 декабря 2010 г.);
4. Базисный учебный план Министерства образования и науки РФ (приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 № 1312)
5.2 Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. Русский язык. 3 класс: учебник в 3 ч. (части 1 и 3) – М.: Академкнига/Учебник, 2011-2012.
Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Чуракова Н.А. Русский язык. 3 класс: учебник в 3 ч. (часть 2) – М.: Академкнига/Учебник, 2011-2012.
Байкова Т.А. Тетради для самостоятельной работы №1 и №2. 3 класс. – М.: Академкнига/Учебник, 2011-.2012
Абрамова М.Г., Байкова Т.А., Малаховская О.В. Русский язык. 3 класс: методическое пособие. – М.: Академкнига/Учебник, 2011-2012.
Лаврова Н.М. Русский язык. Сборник проверочных и контрольных работ. 3-4 классы: методическое пособие. – М.: Академкнига/Учебник, 2011-2012.
5.3. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения
Магнитная доска.
Интерактивная доска.
Ноутбук.
Мультимедийный проектор.
Сканер, принтер.