Серия: буклеты для родителей. Развитие словарно запаса.
Словарный запас – это лексический состав речи, который человек использует для коммуникации и адаптации в социуме. Словарный запас дошкольника зависит от речевого развития. Лишь небольшая часть детей, поступая в школу, имеют богатый словарный запас, умеют довольно грамотно изъясняться, читать. Чаще всего словарь дошкольника беден, недостаточно сформирована связная речь, у некоторых детей словарь ограничивается только бытовой тематикой. В норме словарь старшего дошкольника состоит минимум из 2500 слов. В этом возрасте ребенок должен употреблять слова всех частей речи, разные глагольные формы, причастный и деепричастный оборот, использовать в речи сложные предлоги из-под, из-за, ориентироваться в видовых и родовых отношениях предметов, понимать и осмысливать переносное значение слов. Работа над формированием словаря ребенка не требует много времени. Обогащать и расширять словарный запас можно в любую свободную минуту по дороге домой из детского сада, в походе по магазинам, на прогулке в парке, на отдыхе за городом. Главное заниматься этим регулярно! Понаблюдайте с ребенком за природными явлениями, птицами, погодой. Обсудите, что характерно для того или иного времени года. Понаблюдайте за людьми, которых встречаете по дороге. Какие они, во что одеты, из чего сделана их одежда, обувь, куда они торопятся. Обсудите профессии людей. В магазине обсудите группы продуктов или товаров. Что можно приготовить из продуктов, которые положили в тележку, что из продуктов, которые остались лежать на полках. Важным в развитии словарного запаса является пересказ сказки или небольшого рассказа. Предложите ребенку сначала сделать это с опорой на картинку или серию картинок. Учите стихи. Старайтесь, чтобы текст стихотворений нравился ребенку. Предлагайте ему отгадывать загадки, шарады, ребусы, кроссворды. Объясняйте смысл поговорок и крылатых выражений, многозначных слов. Рассматривайте, обследуйте, сравнивайте, характеризуйте предметы, явления. Используйте для характеристики глаголы, прилагательные, наречия, подбирайте однокоренные слова. Учите подбирать синонимы (слова близкие по значению умный-мудрый-смышленный-понятливый), антонимы (слова с противоположным значением день-ночь, хороший-плохой). Можно поиграть в игру «Слова - неприятели» и «Слова – приятели». Другие игры и упражнения: 1. «Кто больше». Назвать как можно больше слов из одной категории (мебель, фрукты, транспорт). 2. «Кто как ест». Припоминать как есть кошка (лакает), курица (клюет), корова (жует), заяц (грызет) и т.д. 3. «Кто что ест и где живет». Взрослый называет животное, ребенок отвечает чем питается это животное и где живет. (Рыба – червяк – пруд, собака – кость – будка и т.д.) 4. «На что похоже». Предложите ребенку определить на что похоже: Белый снег похож на…
Синий лед похож на…
Красный закат похож на…
5. «Найди лишний предмет». Ребенку предлагаются найти лишнюю картинку или предмет, не относящийся к тематической группе, к которой относятся остальные картинки или предметы. 6. «Новые слова». У девочки карие глаза – как сказать одним словом? – кареглазая. У лисы длинный хвост –длиннохвостая. У мальчика длинные ноги - длинноногий и др. 7. «Что из чего?». Назвать как можно больше предметов сделанных из железа, стекла, дерева, пластмассы, бумаги, ткани.
Данные игры и упражнения помогают накапливать знания, расширяют словарный запас, учат правильно и свободно изъяснятся, понимать не только обращенную речь взрослых, но и анализировать смысл прочитанных литературных произведений. Со временем речь ребенка становится более содержательной, точной и выразительной. Главное – активно работать в этом направлении.
Удачи Вам!
Челябинск, 2015
РАЗВИТИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА
Учитель-логопед МБОУ №68 Сорокина Е.Ю.