Урок 9 класс решение задач на закон сохранения импульса
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Михайловская средняя общеобразовательная школа» имени историка-краеведа,
основателя школьного музея Вячеслава Александровича Казанского
301950 Тульская область, Куркинский район,
п. Михайловский, ул. Центральная, д.1,
тел.(848743)33-2-26, Е-mail:mik-shkola@yndex.ruРайонный предметный семинар по физике
Конспект урока по физике
в 9 классе на тему:
«Решение задач на закон сохранения импульса»
Подготовила: учитель физики
Гуськова Наталья Ивановна
п. Михайловский
2015 год
Тема урока: Решение задач на закон сохранения импульса.
Урок обобщения и систематизации знаний в 9 классе.
Цели урока:
Образовательная
научить применять имеющиеся знания к различным теоретическим и практическим заданиям;
повторить основные законы, определения, понятия и формулы в ходе урока;
совершенствовать навыки решения качественных и расчетных задач;
Воспитательная
формирование навыков коллективной работы;
формирование сознательной дисциплины;
воспитание уважительного отношения друг к другу, к точке зрения товарищей;
повышение познавательной деятельности и активности учащихся;
воспитание умения достойно проигрывать, анализировать пробелы и промахи
выработка системы подготовки к ГИА.
Развивающая
развитие интереса к физике;
развитие речи учащихся,
развитие коммуникативных способностей;
развитие культуры общения;
В ходе урока планируется формирование у школьников ключевых компетенций:
1. в познавательной деятельности:
использование для познания окружающего мира естественнонаучных методов наблюдения, измерения, эксперимента;
формирование умений применять законы Ньютона
овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
2. в информационно-коммуникативной деятельности:
способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение.
3. в рефлексивной деятельности:
владение навыками оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий.
4. здоровье сбережения:
знание и соблюдение правил техники безопасности; четкая смена видов деятельности, опора на эмоциональный подъём и интерес при решении задач.
Оборудование и материалы : проектор, ПК, тестовые задания, раздаточный материал, карточки – задания.
ХОД УРОКА.
Организационный момент(2 мин.).
Учитель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть.
Желаю вам хорошего настроения на весь урок. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.
(слайд1).Эпиграфом сегодняшнего урока я взяла слова Луция Анне Сенека, который жил 4 до н.э. - 65 гг., Это древнеримский философ, поэт и государственный деятель.
Через тернии к звёздам.
Луций Анне Сенек.
Учитель: Как вы думаете, почему я выбрала именно эти слова?
(практическая направленность темы урока).
Итак тема сегодняшнего урока «решение задач на закон сохранения импульса» (слайд2)
Наша задача повторить изученный материал по теме: «Импульс тела. Закон сохранения импульса»; обобщить, закрепить и применить полученные знания, подготовиться к контрольной работе. Мы продолжим решать задачи на закон сохранения импульса. (слайд3) На уроке мы с вами будем использовать материалы портала сдачи общего государственного экзамена.
Фронтальный опрос по вопросам кроссворда и дополнительным вопросам по теме «Законы динамики». (10 мин)
Учитель: На общем государственном экзамене мы обязательно встретимся с заданиями такого типа(слайд 4):
Учитель: Чтобы ответить на вопросы такого задания, мы должны повторить понятия данной темы. Сделаем мы это, решив кроссворд. У вас на парте кроме ваших обычных принадлежностей лежит раздаточный материал. Кроссворд содержит ключевое слово, которое получится после разгадывания кроссворда (приложение1). (слайд 5)
4. 1. 6. 2. 3. 7.
(слайд6) Что является причиной ускоренного движения тел? (сила)
Дополнительные вопросы: Какие виды движения вам знакомы, назовите их отличия?
(слай7) Вставьте пропущенное слово «Все тела взаимодействуют друг с другом с силой, прямо пропорциональной произведению -----?---- этих тел и обратно пропорциональной квадрату расстояния между ними». (масса)
Дополнительные вопросы: О каком законе идет речь? Чему равна гравитационная постоянная?
(слайд8) Открытие этой планеты,18 февраля 1930 г., сделано исключительно с помощью расчетов, основанных на законах физики. (Плутон)
(сообщение учащегося о Плутоне)
Дополнительные вопросы: Какой скоростью должна обладать ракета, чтобы, преодолев притяжение Земли, полететь на Плутон? Чему равна 1 космическая скорость? Куда направлено ускорение тела при его движении по окружности с постоянной по модулю скоростью? Как называется это ускорение? Как рассчитать это ускорение?
(слайд9) Вставьте пропущенное слово «В ----?---- системе векторная сумма импульсов всех тел, входящих в систему, остается постоянной при любых взаимодействиях тел этой системы между собой». (замкнутой) Дополнительные вопросы: О каком законе идет речь? Что означает утверждение о том, что несколько тел образуют замкнутую систему?
(слайд10) Какой советский учёный, конструктор реализовал идею использования ракет для космических полетов. (С.П.Королёв).
(слайд11) Английский физик, математик, механик и астроном, один из создателей классической физики. Автор фундаментального труда «Математические начала натуральной философии», в котором он изложил закон всемирного тяготения и три закона механики, ставшие основой классической механики. ( Исаак Ньютон)
Дополнительные вопросы: Сформулируйте законы Исаака Ньютона.
(слайд12) От чего зависит наибольшая высота подъема брошенного вверх тела в том случае, когда сопротивлением воздуха можно пренебречь?(скорость)
Дополнительные вопросы: Что называется свободным падением тела? Скорость величина векторная или скалярная, в чем их различие.
Учитель: (слайд13) Кроссворд разгадан и ключевое слово «импульс», что же называют импульсом тела? Какой закон связан с импульсом тела? (ответы детей).
(Разбор задания огэ, предложенного выше) (слайд14)
Проверка домашнего задания.
С законом сохранения импульса была связана задача домашней работы. (разбор учеником домашнего задания, сделанного в виде презентации (приложение2)).
Решение задач
Учитель: Мы продолжаем работать с заданиями общего государственного экзамена. И теперь по решаем задачи на закон сохранения импульса. Вы отлично знаете, что у каждого раздела физики свои, характерные теме, формулы и задачи. Если, читая задачу, мы будем чётко понимать из какого раздела физики она, то нам будет гораздо легче её понять и решить. В раздаточном материале (приложение 3) вам даны задачи не только нашей темы и ваша задача, найти и решить задания, характерные именно нашей теме. ( один из учеников находит и решает задачу, на закон сохранения импульса онлайн на сайте http://sdamgia.ru/)
(слайд15) Задача №1: Кубик массой m движется по гладкому столу со скоростью v и налетает на покоящийся кубик такой же массы (рис1). После удара кубики движутся как единое целое, при этом скорость кубиков равна:
1) 0 (рисунок 1)
2)v/2
3)v4)2v(слайд16) Задача №2: Вдоль оси Ох движется тело массой m=1 кг со скоростью V0= 2 м/с. Вдоль направления движения действует сила F = 4 Н в течение некоторого времени t = 2 с. Определите скорость тела после окончания действия этой силы.
(слайд17) Задача №.3
Человек массой 80 кг переходит с носа на корму покоящейся лодки, длиной s = 5 м. Какова масса лодки, если она за время этого перехода переместилась в стоячей воде на L = 2 м? Сопротивление воды не учитывать.
Дано:
mч=80кг
S=5м
L = 2 м
Найти:
mл ?Решение:
P= 0
P'= mчυ'ч+ (mч+ mл) υ'л
Так как движение в замкнутой системе, то υ= st , отсюда
- mч st +(mч+ mл) Lt mл= mчS/L - mч
mл = 80кг*5м/2м – 80кг = 120кг Ответ: 120 кг.
Самостоятельная работа.
(слайд18) Задача №3. Какую скорость приобретёт, лежащее на льду, чугунное ядро, если пуля, летящая горизонтально со скоростью 500 м/с, отскочит от него и будет двигаться в противоположном направлении со скоростью 400 м/с? Масса пули 10 г, масса ядра 25 кг
.
Дано:
υп =500м/с υп' =400 м/с
mп =10г
mя=25кг
Решение:
υп
0
P = mп υп+ 0
υ'я
υп' P' = mп υ'п+ mя υ'я
P = P' mп υп+ 0 = mп υ'п+ mя υ'я
Проекция на ось ох:
mп υп = - mп υ'п+ mя υ'я , отсюда υ'я = mп υп+mп υ'пmя υ'я= 0,01кг*(500м/с +400м/с)25кг = 0,36 м/сОтвет: 0,36м/с(разбор задачи (слайд29) )Найти:
υ'я
Подведение итогов. Оценивание.
Учитель подводит итоги урока.
Домашнее задание. (слайд20)
п.21-23(повторить)
Рефлексия.
Учащимся необходимо выбрать три слова из 14, которые наиболее точно передают их состояние на уроке (слова прописаны на доске):
Раздражение
Интерес
Страх
Удовлетворение
Равнодушие
Неуверенность
Самостоятельность
Скука
Тревога
Чувство успеха
Чувство новизны
Спад настроения
Уверенность