Роль классного руководителя в формировании коллектива через организацию и проведение КТД
Тема выступления на педагогическом совете:
«Роль классного руководителя в формировании коллектива через организацию
и проведение КТД»
Разработала: Царева Е.А.,
учитель начальных классов,
МБОУ «Средняя школа№12»
2017 г.
г.ДзержинскИзвестно, что в жизни каждого ребенка однажды происходит очень важное событие: он вступает в новый коллектив – идет в школу, знакомится с ребятами, учителями, новыми правилами и т.д. Не всегда новый круг общения сразу же становится близким, очень часто ребенку бывает трудно найти свое место в новой жизни. Поэтому организатором коллектива на данном этапе является педагог, от него исходят все требования. Для этого учитель использует различные способы сплочения, включая детей в разнообразные виды деятельности.
Школьный коллектив – это второй коллектив, в котором живёт ученик при условии, если он посещал детский сад. Разумеется, задача учителя – сделать всё, чтобы этот «сырой» материал превратился в замечательную «фигуру». И с первых дней обучения начинается кропотливая, целенаправленная работа по формированию, а затем развитию детского коллектива
Свою работу я начинаю с установления традиций класса.
-«День именинника»
-календарные праздники (8 Марта, День Защитника, Новый год, Масленица)
-«Арбузники»
- Экскурсии
-Коллективно-творческие дела
На мой взгляд, все эти мероприятия, как ничто иное сплачивает детей, учат их общаться друг с другом, находить компромиссы, становиться внимательнее друг к другу.
Остановимся более подробно на КТД в работе педагога, желающего видеть свой детский коллектив сплоченным.
Как нам известно, что организация воспитательного процесса построена на следующих основополагающих принципах:
Ребёнок - субъект собственной жизни.
Каждый ребёнок талантлив.
Ситуация успеха" - не самоцель, а лишь дополнительный стимул к самосовершенствованию.
Принцип толерантности.
Принцип создания воспитывающей среды.
Принцип индивидуализации воспитания.
Наиболее оптимальной формой работы, сочетающей в себе реализацию этих принципов, является КТД.
Коллективное творческое дело является важнейшим структурным компонентом коллективно-творческого воспитания, позволяют создать в классе широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего-то нового. В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Таким образом, идут два важных процесса одновременно - формирование и сплочение классного коллектива, и формирование личности школьника, развитие тех или иных качеств личности.
Виды КТД
Трудовые КТД («Трудовой десант»)
Интеллектуальные КТД (пример: «Брейн-ринг») Художественные КТД (пример: художественно-эстетическое творчество)
Спортивные КТД (пример: «Спартакиада») Экологические КТД (пример: забота о живом мире природы)
С учениками мы проводили:
-КТД « Праздник урожая» ( загадки об овощах и фруктах, кроссворд, сценки, поделки из даров осени )
-КТД «8 Марта-праздник мам»( песни, сценки, изготовление подарков из бисера, написание письма любимой мамочке рисование портретов любимых мам»
-КТД «Покормите птиц зимой»( беседа о жизни птичек зимой, изготовление кормушки, подкорм птичек)
-КТД «Береги осанку смолоду»( беседа, тестирование, изготовление памятки)
Остановимся подробнее на организации и проведение праздника «8 Марта праздник мам» и рассмотрим 6 этапов, которые лежат в основе любого КТД:
Предварительная работа («зажечь» детей интересным и полезным делом). На этом этапе мы определились с датой проведения праздника, обговорили его важность и значимость для наших мам, определили место проведения.
Коллективное планирование (составлен план работы). На этом этапе мы принялись за составление сценария самого праздника, отобрали номера, которые войдут в программу, выбрали ответственных за проведение.
Коллективная организация дела (распределение на микрогруппы, работа с материалом). На этом этапе мы начали активно работать над номерами, каждая группа отвечала за отведенное им задание. В течении месяца мы готовили сами номера, музыкальное сопровождение, разучивали песни, группы сочиняли стихи и сценки. Кроме этого каждый готовил подарок своей маме: писал письмо с самыми теплыми и нежными словами, рисовал портрет мамы, из бисера плели цветок. Каждая группа, которая выбрала одного-ответственного, отчитывалась о проделанной работе, группы между собой хорошо взаимодействовали, обращались за помощью и советами.
Коллективное проведение дела( предварение в жизнь все, что было задумано). В назначенный день в актовом зале нашей школы мы провели концерт , на который ребята пригласили своих мам, бабушек, пап.
Коллективный анализ (что у нас получилось хорошо и почему? все ученики класса были задействованы). После проведения мы с классом проанализировали концерт, высказали эмоциональные отклики, проговорили, что из задуманного получилось.
Последействие (возможности использования приобретенного опыта). После проведения концерта ребятам захотелось сделать «Газету», со словами поздравлений для мам и словами благодарности друг другу за активное участие.
По моему мнению, КТД – это универсальный способ развития как отдельной личности, так и детского коллектива в целом. Очень важно, когда каждому члену коллективу находятся творческие роли, поручения и задания. Каждый может сам определить степень своего участия в общем деле.
И в заключении, мне хотелось бы сказать, что сплочённость и сформированность детского коллектива зависит не только от перечня запланированных мероприятий, КТД, а в первую очередь от личностных качеств учителя.
Как итог, выделим 5 условий педагогического успеха при организации и проведении КТД
общая забота.
единство уважения и товарищеской требовательности.
единство мыслей и действий, воли и чувств.
единый коллектив.
Творчество, а не шаблон
Спасибо за внимание!