Выступление на заседании кафедры учителей начальных классов Квест-технологии
Ануфриева Е. П.
Квест – технологии
(Выступление на заседании кафедры учителей начальных классов.
29 марта 2016 года)
Изменения, происходящие в современном обществе, требуют развития новых способов образования, новых педагогических технологий, способствующих индивидуальному развитию личности, творческой инициативы, выработке у учащихся навыков самостоятельной навигации в информационных полях, формирование универсального умения разрешать проблемы, возникающие в жизни: как в профессиональной деятельности, так и в самоопределении , и в повседневной жизни.
Одним из способов решения данных задач является использование образовательных квестов. (Квест от английского «quest» - поиск).
Квест – это приключенческая игра, требующая от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету, подразумевает активность каждого участника. Это игра, в которой задействуется одновременно и интеллект участников, их физические способности и воображение. В игре необходимо проявлять находчивость, тренировать собственную память и внимательность, проявлять смекалку и сообразительность. Квесты помогают учащимся отлично справляться с командообразованием, помогают им наладить успешное взаимодействие в команде, прочувствовать и сформировать взаимовыручку, разделение обязанностей и взаимозаменяемость, и при необходимости научиться без паники мобилизоваться и очень быстро решать нестандартные задачи, с которыми в обычной жизни участники вряд ли сталкивались. К игре нужно готовиться заранее и достаточно серьезно, проявив максимум креатива, выявить лидера. Такова развивающая роль квестов.
Квесты можно использовать на различных предметах, на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они могут охватывать отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными. Различают два типа квестов:
-кратковременный (используется для углубления знаний, их интеграции, рассчитан на одно - три занятия).
-длительный (используется для углубления и преобразования знаний учащихся, рассчитан на длительный срок – месяц, четверть, год).
Преимуществом квест-уроков является использование активных методов обучения. Квест-урок может быть предназначен как для групповой, так и для индивидуальной работы.
Учащийся в процессе работы над таким квест-проектом постигает реальные процессы, проживает конкретные ситуации, приобщается к проникновению вглубь явлений, конструированию новых процессов, объектов. С точки зрения информационной деятельности при работе над квест-проектом его участнику требуются навыки поиска, анализа информации, умения хранить, передавать, сравнивать и на основе сравнения синтезировать новую информацию.
Выполняя квест-проект, школьник учится формулировать проблему, планировать свою деятельность, критически мыслить, решать сложные проблемы, взвешивать альтернативные мнения, самостоятельно принимать продуманные решения, брать на себя ответственность за их реализацию.
Проектная деятельность, как любая учебная деятельность, обусловлена двусторонним процессом: деятельностью учителя (обучение) и деятельностью учеников (учение).
Учитель, приступая к созданию квест-урока:
• готовит интересное выступление;
• формулирует интересное задание;
• составляет план работы;
• составляет список информационных ресурсов.
Ученик:
• выбирает роль;
• составляет план поиска ресурсов;
• исследует информационные ресурсы;
• готовит отчет.
В процессе защиты выполненных заданий по квест-уроку ученик может осознать, что по каждому действию, задаче, проблеме может существовать несколько точек зрения, несколько вариантов решения поставленных задач. Ребенок учится сопоставлять, сравнивать, принимать другие точки зрения. Квест-уроки способствуют формированию у учеников информационных компетенций, знаний и умений, способствующих информационной деятельности, воспитывают самоуважение и эмоционально-положительное отношение ученика к себе, целеустремлённость и настойчивость в достижении целей, предполагают максимальную самостоятельность детского творчества. Урок-квест я проводила во 2 классе по предмету «Математика»; на тему «Умножение и деление на 10,100»Задумка урока была такова: учащимся сообщилось следующее: « Итак, сегодня мы отправимся в путешествие в космос, путешествовать у нас будут 6 команд, каждая команда будет путешествовать на своей ракете в каждой команде один капитан. Но путешествие у нас будет не простое: Чтобы отправиться в путешествие нам нужно собрать ракету, наша ракета состоит из пяти ступеней , на каждой ступени нас ждет задание. Каждая команда работает в своём темпе, от скорости и правильности выполнения задания зависит полетим ли мы в космос. После того как задание на одной ступени будет выполнено и команда готова к проверке, ваш капитан поднимает сигнал с зеленым цветом, и я проверяю, если задание решено правильно, то капитан подходит к доске и передвигает кружок своего цвета на следующую ступень. Если команда затрудняется в выполнении задания- то капитан поднимает сигнал с красным цветом. Также за каждое выполненное задание будет ставится баллы, за нарушение дисциплины в группе- снижается один балл. У вас на столах лежат таблички для оценки вашей работы. Каждый член команды должен быть внимательным, находчивым, сообразительным и соблюдать дисциплину. Ваша задача, работать в темпе, слажено в команде, дружно, чтобы успеть собрать ракету и отправиться в полёт. Открыли тетради, записали число, классная работа. У вас на столах стоят ноутбуки с заданиями. Каждое задание вы будете выполнять в тетради и затем оформлять на отдельной карточке.» Во время выполнений заданий, учитель по сигналам капитанов команд, подходит, проверяет и выставляет баллы за каждое решенное задание на общей таблице. После выполнения всех заданий, капитаны провели рефлексию в своей группе, подсчитали колличество набранных баллов, и та команда которая собрала ракету( набрала максимальное количество баллов) отправилась в космос. Таким образом, урок- квест представляет собой самостоятельную групповую работу учащихся при помощи ноутбуков. Обучение с помощью технологии веб-квестов позволяет повысить интерес к изучаемой теме, усилить мотивацию.
Актуальность использования квестов сегодня осознаётся всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Жизнь показывает, что современные дети лучше усваивают знания в процессе самостоятельного добывания и систематизирования новой информации. Использование квестов способствует воспитанию и развитию качеств личности, отвечающих требованию информационного общества, раскрытию способностей и поддержке одарённости детей.