Выступление на заседании кафедры учителей начальных классов гимназии

Тюрина Л.С.
МОУ «Гимназия №23», г.о. Саранск

Системно - деятельностный подход в обучении - путь к повышению качества знаний учащихся.
Начальная школа, являясь важнейшим звеном в системе образования, переживает новый этап в своём развитии. Все мы знаем, что с 1 сентября 2011 года все школы России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, целью, которого, становится  общекультурное, личностное и познавательное развитие школьников. Уже сделан первый выпуск учащихся начального образования по стандартам второго поколения в 2014-15 учебном году, и можно говорить уже о первых результатах. А именно, является ли системно - деятельностный подход реальным в обучении учеников начальной школы? Будет ли этот подход способствовать развитию у детей тех видов деятельности, которые помогут детям научиться учиться. Умение учиться сводится к овладению учащимися общеучебными умениями, среди которых следует выделить:
( Умения организовать свою деятельность;
( Умения результативно мыслить;
( Умения общаться, взаимодействовать с людьми.

Вышеперечисленные умения, несомненно, являются необходимым условием в повышении качества знаний учащихся. Задача моего выступления - доказать, что деятельностный подход в обучении является необходимым условием в повышении качества знаний выпускников начальной школы.
Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.
Понятие «результат образования» связан с категорией качества. Это обусловлено тем актом, что образование понимается на современном этапе не только как количественные, а, прежде всего, качественные преобразования обучающегося (как, впрочем, и самого педагога). Ребенок приобщается не столько к знанию, сколько к смыслу деятельности, событий, своей жизни, что составляет сущность нового качества человека.
Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность. Из опыта своей работы хочу отметить, что особенную трудность составляет умение учителя подобрать такой метод, который соответствовал бы уровню развития класса и вызвал эмоциональную реакцию удивления или затруднения. А если педагог сумел правильно это сделать, то это уже означает, что мы вовлекли ребёнка в самостоятельную познавательную деятельность, т.е. создали мотивацию для ученика, а, следовательно, уже на 50 процентов достигли цели урока.
Основными методами постановки учебной проблемы являются

1 метод - Побуждающий от проблемной ситуации диалог.
2 метод - Подводящий к теме диалог 
3 метод – Сообщение темы с мотивирующим приёмом.
Итак, прежде всего, на каждом уроке педагогу необходимо создавать условия для формирования у учащихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, чего он не знает, и, самое главное, захотел это узнать.
А учитель, как образно замечает Л.С.Выготский,“ должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения». Т.е. учитель играет роль режиссёра учебного процесса. Он мотивирует школьников к самостоятельному принятию решения. Корректирует их действия. Участвует в обсуждении и ищет способы, чтобы включить в работу каждого ученика. Это в целом ведёт к формированию УУД: личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных. Эпиграфом к современному обучению может служить стихотворения
Н .Рыленкова «Урок как дорога в будущее»
Пока идёшь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты не попал,
И по какой распутице
Дорога та, что сам искал
Вовек не позабудется.

На примере данного стихотворения можно показать фрагмент урока, который доказывает, что если ученик захотел сам узнать на уроке, а не учитель его принуждал к этому, то это, несомненно, будет результатом или путём к повышению качества знаний учащихся.
Урок математики. 1 класс.
Постановка проблемы.
Перед  детьми математическая гиря = 1 кг  и пуховая подушка весом = 1 кг
Учитель: Перед  вами   математическая  гиря и  пуховая подушка. Что  тяжелее?  (вопрос  на ошибку)
Д: 1.Подушка  больше она  тяжелее  2. Гиря  тяжелее, она  металлическая.
В: Давайте  проверим:  взвешивание на весах (предъявление факта)
Д: Испытывают  удивление (возникновение проблемной ситуации)
В: Что  вы  сказали сначала?  Д: Ответы детей
В: А как оказалось  на самом деле?  Побуждение к осознанию противоречия
В: Какой же  будет тема урока? (побуждение к формулированию проблемы)
Д: Масса (учебная проблема как тема урока).
“Открытие” нового знания.
- Когда мы говорим легче и тяжелее, то имеем в виду свойство, которое называется масса (на доске открывается запись масса)
- Какую цель мы поставим на уроке?
Д: Научиться сравнивать предметы по массе. Узнать, что такое масса.
- Какой инструмент помогает сравнивать предметы по массе? (весы)
Учитель показывает распространенные виды весов.
- Как используют весы? Какие еще виды весов вы встречали?
На столе учителя два мешочка, одинаковых по цвету, форме, размерам, но разных по массе (в одном мешке вата, а в другом - рис).
- Чем отличаются эти мешочки?
( Внешне ничем).
- Можно ли их сравнить? Как?
Учитель ставит пакеты на чашечные весы.
- Какой пакет тяжелее? (тот, который находится на нижней чаше весов).
- Какой пакет легче? (на верхней чаше)
-Какой вывод вы можете сделать?
- Можно сравнивать пакеты не по внешним признакам, а по массе.
- Можно ли массу этих пакетов сравнить с помощью знаков <, >, = ?
- Да, масса пакета с ватой меньше пакета с рисом. ( Запись в< р, р>в)
-Можем ли мы сказать, что масса является величиной? Докажите.
(Да, так как предметы можно сравнивать с помощью знаков <, >, =)

3 метод Сообщение темы с мотивирующим приёмом.
Итак, к учебной проблеме можно идти через проблемную ситуацию. Но ее надо еще придумать. А если не думается? Тогда подведем к теме урока от пройденного материала. А если начинаем сегодня совершенно новый раздел? Что остается учителю: сообщить тему в готовом виде? Многие так и делают. Однако не секрет, что торжественно объявляемая новая тема чаще всего не интересна ученикам и получается скучный традиционный урок.
Где же выход? Можно ли вообще увлечь ребят заранее сформулированной и, по сути дела, навязываемой темой урока? Оказывается, да. И для этого существуют специальные приемы, условно называемые «яркое пятно» и «актуальность».
В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, словом, любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но все-таки связанный с темой урока. Второй приём актуальность состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого.
Приведу небольшой фрагмент урока окружающего мира в 4 классе, где используется такой метод «яркого пятна»

Постановка проблемы и актуализация знаний.
- Ребята, я знаю, что вы все любите сказки. Помните, как было в одной русской народной сказке? «Прибежал серый волк, принёс в зубах две хрустальные бутылки с живой и мёртвой водой. Сбрызнул волк Ивана Царевича мёртвой водой, все раны на нём затянулись, брызнул он тогда на Ивана живой водой. Встал Иван Царевич, потянулся и сказал: “Как долго я спал”. А какую еще жидкость со столь же волшебными свойствами вы знаете?
(Это кровь.)
- Какое значение имеет кровь в жизни человека?
(Кровь играет роль переносчика веществ от органов к каждой клетке. Она транспортирует кислород и углекислый газ, питательные вещества и отходы клеточного обмена веществ.)
(Готовность мышления и осознание потребности в новом знании.)
- Вы знаете, что нашу родину и наш покой охраняют сильные и здоровые воины, но раненый в ногу или руку воин может погибнуть от потери крови, даже если все внутренние органы у него целы и здоровы. Спасти его может только переливание крови другого человека.
- Как вы думаете, почему человек, потерявший много крови, погибнет? (версии детей)
- А теперь давайте понаблюдаем за нашими героями.
Сценка.
( Девочка перевязывает пальчик мальчику бинтом, приговаривая)
Маша. Вот уже и не течёт Никита, ведь кровь это жидкость? Почему же она течь перестала? Если, например, дома потекла труба с водой и её перевязать бинтом, она ведь не перестаёт течь.
Никита. Вообще-то кровь это не жидкость. Просто в ней есть клетки, которые закупоривают повреждённые сосуды.
- Ребята, какое вы услышали из диалога наших героев противоречие? Какой у вас возникает вопрос?
( Почему кровь нельзя считать жидкостью?)
(Вопрос записывается на доске)
- А давайте вспомним с вами, что вы уже знаете про кровь?
- Что приводит кровь в движение?
( Кровь приводит в движение сокращения сердца)
- Какие типы сосудов вам известны?
(Типы сосудов - артерии, вены, капилляры)
- Итак, мы знаем:
- Кровь - переносчик веществ, транспортирует кислород и углекислый газ, питательные вещества, её приводит в движение сокращения сердца, движется по сосудам - артериям, венам, капиллярам.
- Сформулируйте тему урока.
( Что такое кровь?) (Тема урока фиксируется на доске)
- А какой проблемный вопрос возник у нас на уроке?
( Почему кровь нельзя считать жидкостью?)
- Какие цели вы ставите для себя?
(Узнать из чего состоит кровь, какую работу она выполняет в организме человека, почему она играет важную роль в жизни человека? Как называются составные части крови? Какую функцию выполняют кровяные клетки?)
III. «Открытие» нового знания.
- Мы с вами сформулировали основные вопросы, которые помогут ответить на проблемный вопрос и открыть новые знания по теме нашего урока.
- Сейчас мы разделимся на 4 группы - лаборатории. Каждая лаборатория будет исследовать составную часть крови.
1-я группа - кровяная плазма.
2-я группа – красные кровяные клетки, или эритроциты.
3-я группа – белые кровяные клетки, или лейкоциты.
4-я группа – кровяные пластинки, тромбоциты.

Каждая группа получает карту исследования.
Работа с учебником « Окружающий мир». «Человек и природа». 4 класс, А.А. Вахрушев, Д.Д.Данилов, и др. – М: Баласс, 2014. С.37-38, рисунок, с.37
Лаборатории - группы представляют результаты своего исследования.
Подведение итогов. Оценивание.
1.Решение проблемного вопроса
-Вернёмся к проблемному вопросу.
Почему же кровь нельзя считать жидкостью?
- Потому что только часть крови является жидкостью – это плазма, остальная часть состоит из клеток, выполняющих разную работу.
- А какую роль играет кровь в организме?
( Плазма – жидкость, кровь может транспортировать питательные вещества к клеткам организма. Клетки крови выполняют важные функции: защищают организм от болезней, переносят кислород и углекислый газ, останавливают кровотечение.)
- Что такое кровь? Для чего она необходима организму человека?
- Назовите основные клетки крови.

Рефлексия деятельности.
- Ответили ли мы на поставленные нами вопросы в начале урока?
-Какую роль играет кровь в сохранении нашего здоровья?
-Где вам пригодятся новые знания?
-Какая лаборатория больше всего помогла в «открытии» новых знаний?
-Как вы оцениваете работу своей лаборатории?
Реализуя системно-деятельностный подход на уроках окружающего мира и математики, мы убедились, что  если ученик сам захотел получить новое знание (а это мы делали разными методами)   делают процесс познания более продуктивным, а, следовательно является необходимым условием в повышении качества знаний обучающихся. Применение технологии деятельностного метода обучения создает условия для формирования у ребенка готовности к саморазвитию, помогает формировать устойчивую систему знаний и систему ценностей (самовоспитание). И закончить своё выступление я хочу притчей.
Жил – был мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает далеко не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
Все в наших руках, уважаемые коллеги. В процессе работы я пришла к выводу, что ребёнок, не овладевший приёмами учебной деятельности в начальных классах школы, в среднем звене неизбежно переходит в разряд неуспевающих. Обучение через деятельностный метод предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом этапе образования одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности.
Заключение
Реализация деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников.   Анализ  успеваемости  и качества знаний   по предметам, диагностика учебной мотивации, проведённые  среди наших учеников, наглядно демонстрируют  это утверждение. У обучающихся  формируются  основные учебные умения, позволяющие им  успешно адаптироваться  в основной школе  и продолжить предметное обучение по любому учебно-методическому комплекту.