Аналитический отчет Анализ воспитательной работы за 2015-2016 учебный год
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ЗАМЕСТИТЕЛЯ ДИРЕКТОРА ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
ПО ИТОГАМ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ
в МБОУ «Средняя школа № 11»
за 2015 – 2016 учебный год.
Управление качеством воспитательного процесса в МБОУ «Средняя школа № 11» связывается, прежде всего, с информационно-аналитической деятельностью заместителя директора школы по воспитательной работе как основного инструмента управления. Основной целью воспитания ставилась поддержка ребенка на пути обретения им свободоспособности, т.е. развитие самосознания, приобщение к культурным ценностям, освоение cоциальных и культурных компетенций.
Также, воспитательная работа строилась в соответствии с «Программой развития воспитательной системы, в которую входят восемь подпрограмм:
«Социально-педагогическая профилактика подростков от наркологической зависимости».
«Программа патриотического воспитания учащихся».
«Программа здорового питания».
«Программа педагогической поддержки одаренных детей».
«Программа профилактики табакокурения среди подростков».
«Программа профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
«Программа формирование здорового образа жизни учащихся».
«Программа воспитания толерантности учащихся»
«Программа профилактики суицидального поведения подростков»
Главная идея воспитательной системы школы:
Приоритет развития актуальных и потенциальных возможностей личности, ее способностей и потребностей, готовности к самопознанию, самореализации.
Воспитательная система школы решает следующие задачи:
Воспитание интеллектуальной личности;
Воспитание гражданской ответственности, достоинства, уважения к истории и культуре своей страны;
Воспитание культуры и творческой активности;
Воспитание сознательного отношения к природе;
Воспитание сознательной личности, знающей свои права и обязанности;
Воспитание нравственного человека, способного к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях.
Создание условий для сохранения здоровья и физического развития, воспитание негативного отношения к вредным привычкам.
Реализация плана воспитательной работы осуществлялась на основе концепции воспитательной системы, концепции духовно-нравственного воспитания, основной образовательной программы, воспитательной программы школы и решения воспитательных задач, поставленных перед педагогическим коллективом в 2015-2016 учебном году.
Итоги воспитательной работы можно подвести по следующим модулям воспитательной системы:
І. Работа с обучающимися.
1.1. В классных коллективах, в параллелях проводилась через воспитательные комплексы и центры по направлениям:
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО МИРА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Массовые мероприятия духовно-нравственной направленности 1. Проведение профилактической операции «Внимание – дети»
2. Лекция «Правовая грамотность несовершеннолетних.Правонарушения в сфере оборота наркотиков» с участием сотрудника ФСНН по Тульской обл., Зуйнова Е.А
3. Профориентационная беседа о специальностях Тульского педаго-гического колледжа.
4.День правовой помощи
5. Проведение акции «Подросток»
6. Проведение акции «Брось сигарету»
7. Лекция инспектора по ГИБДД Никитенко С.С.«Правила дорожного движения»
8.«Мультикультурное общество»Глава администрации г. Щекино, Щекинского района Савушкин Ю.В.
Профориентационная беседа о специальностях Тульского педагогического колледжа» Гольцова В.В.
9. Час общения с несовершеннолетними «Мои жизненные ценности» сотрудники центра «Искра», Хатаева Ю.А., РыбанинаЕ.А., Колшынова Е.А.
10.Профориентационная беседа со специалистами РТО
11.Беседа «Безопасность на железнодорожных объетах» Козлов Н.В., Городничев М.А.
Единые классные часы:
1.Всероссийский урок мира.
2. Международный день пожилого человека.
3. День солидарности в борьбе с терроризмом.
4. Урок мужества, посвященный А. Кунину.
5.Памяти Игоря Талькова.
6. Я талантлив.
7.Безопасность школьников в сети интернет.
8. День матери.
9.День борьбы со СПИДом и наркоманией».
10.Международный день толерантности
11. День правовой помощи.
12. Антикоррупционное мировоззрение.
13. День добра
14. Свет в нашей жизни.
15.Самый большой урок в мире.
16. Курение – враг здоровья
17. «Освобождение г. Щекино от немецко-фашистских захватчиков» на базе музея Боевой Славы им. Н.И. Кузнецова
18. «СПИД – зло против человечества»
19.«Мое понятие о здоровом образе жизни»
20. Тематические классные часы ПДД: Составление маршрута движения в школу «Правила дорожные знай и выполняй»
Экскурсии по памятным местам 1.Посещение Ваганьковского кладбища, где похоронен И.Тальков
2. Культурно-исторические места «Усадьба Ясная поляна»
3. Экскурсии краеведческий музей г. Щекино
4.Экскурсии в Тульский музей оружия
5.Экскурсии в музей Космонавтики г. Калуга
6. Поездки в парк им. Белоусова г. Тула (9 мая День победы, День защиты детей)
7.Экскурсия в музей МЧС г. Тула
8.Экскурсия в Дарвиновский и Палеонтологические музеи г. Москва
9. Экскурсия в «Зоопарк» г. Москва
10. Экскурсия в музей « Этномир» г.Калуга
Проведение цикла занятий и мероприятий для обучающихся ОУ по вопросам воспитания толерантного сознания1. Работа кружка «Подросток», «Познай себя» для обучающихся 5-11 классов
2. Проведение тренингов на межличностное взаимодействие в рамках классных часов.
Проведение цикла занятий и мероприятий для обучающихся ОУ по вопросам предотвращения экстремистских проявлений в подростковой среде Беседа инспектора ПДН ОП на тему «Уголовная и административная ответственность»
Занятия в рамках курса «Основы духовно- нравственной культуры православной этики По учебному плану в 1-5 классах проводятся уроки «Основы духовно-нравственной культуры и православной этики»
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Проведение массовых школьных мероприятий гражданской и патриотической направленности Единые классные часы
1.Всероссийский урок Мира
2. День народного единства»
3.Урок мужества А. Кунин4 Ленинград в блокаде
5.Освобождение г. Щекино от немецко-
фашистский захватчиков.
Работа на базе Музея Боевой Славы Мероприятия согласно плану работы руководителя музея Савенковой Е.С.
Проведение внеклассных мероприятий гражданско-патриотической направленности по предметам В рамках предметных методических недель и памятных дат.
Внеурочная деятельность в направлении духовно-нравственного и патриотического воспитания 1. «Я гражданин России» - 3 классы – Данилова Н.В.
2.«Юный экскурсовод» - 6-7 классы – Савенкова Е.С.
3. «Клуб памяти И. Талькова»- 6-11 классы- Коробицына А.В.
Волонтерская работа по оказанию помощи реабилитационному центру «Искра» Организована в декабре 2015 года в рамках акции «Милосердие»– ответственные Никулина А.В., Арефьева Е.А., Котельникова Е.Г.
Волонтерская работа учеников по подготовке празднования Дня Победы Ученики 6-8 классов (Акция «Георгиевская лента», «Дерево победы», «Бессмертный полк»·
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Деятельность школьного спортивного клуба 1.Первенство по легкоатлетическому четырехборью (6-7 кл.)
2. Олимпиада по физической культуре (8-11 кл.)
3. «Зимние школьные игры» (7-8 кл.)
4. Товарищеские матчи по баскетболу и волейболу (9-11 кл.)
5.Командные соревнования по гимнастике (3-4 кл.)
6. Президентские состязания (8 классы)
7.Первенство школы по волейболу и пионерболу
Организация мероприятий в образовательных учреждениях, направленных на социальную адаптацию и поддержку детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов 1.«Самый большой урок в мире»
1-11 классы;
2. «Интернет-урок Доброты»
1-11 классы
3. Мероприятия в рамках «Международного дня инвалидов»
ТРУДОВОЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Общешкольные мероприятия, направленные на приобщение к навыкам и культуре труда, благоустройство школьной и пришкольной территории Участие в общегородских субботниках – 5-11 классы – сентябрь-октябрь, апрель-май
Участие в школьной акции «Уютная школа»
Еженедельная уборка территории в период с сентября по май
ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ
Массовые мероприятия в рамках 1. Единый тематический классный час, посвященный Дню пожилого человека.
2. Единый классный час, посвященный Дню Матери
3. Мероприятие «Мы славим женщину, чье
имя – Мать» -6-7 классы
4. Час общения « День воссоединения Крыма с Россией»
Массовые мероприятия с детьми и родителями, спортивные соревнования, тематические встречи, концертные программы, экскурсии Концерты-поздравления мам с Днем Матери в параллели 1-5классов
Общешкольное родительское собрание (Публичный отчет директора)
Прощание с азбукой (1 классы)
Последний звонок (9, 11 классы)
Просветительские мероприятия с педагогическими работникам по вопросам семейного воспитания Проведены совещания с классными руководителями на темы:
1.«Информационно-методические рекомендации по работе классного руководителями с семьями обучающихся, с обучающимися «группы риска» и состоящими на ВШУ»
2.«Предупреждение жестокого обращения с детьми во всех сферах жизнедеятельности»
1.2. В 2015-2016 учебном году согласно плану воспитательной работы подготовлены и проведены все общешкольные мероприятия в системе коллективных творческих дел, «Золотая осень», «День матери», Мероприятие, посвященное памяти И. Талькова , Новогодняя сказка «Пять минут до полуночи», Мероприятие «Самые милые», посвященное празднику 8 Марта , Игра по станциям «Марш бросок 2016», Праздник для младших школьников «Широкая Масленица», Праздничный концерт, посвященный празднику Победы «Салют, победа!», Праздник Последнего звонка, Фестиваль творчества Игоря Талькова, посвященный Дню России.
1.3. Работали воспитательные центры:
Музей Боевой Славы
Музей И. Талькова
Библиотека.
1.4 В школе организованы кружки, руководителями которых являются педагоги школы:
«По страницам школьной жизни» Селиванова Г.В.,
«Юный корреспондент», « Клуб памяти Игоря Талькова» Коробицына А.В.,
«Юный экскурсовод» Савенкова Е.С.,
«Золотое сечение» Рощупкина В.И.,
«Подросток» Арефьева Е.А,
«Волейбол» Зебрева М.А.,
«Умники и умницы» Панкова Л.В,
«Черное и белое» Котельникова Е.Г.,
« Я- гражданин России» Данилова Н.В.,
«Школа лидеров» Никулина А.В.,
«Школа безопасности», «Минифутбол» Титов С.В.,
Работа кружков организуется и проводится в актовом зале школы, в кабинете музыки, в спортивном зале строго в соответствии с установленным и утвержденным директором школы графиком. Кроме того, на базе школы действуют кружки и секции учреждений дополнительного образования:
Секция легкой атлетики, руководитель Командина Е.А. Работа секций учреждений дополнительного образования проводится в спортивном зале школы согласно двухстороннему договору директора школы с учреждениями дополнительного образования и утвержденному директором школы графику занятости спортивного зала, составленному с учетом санитарно-гигиенических норм.
Наполняемость школьных кружков по спискам:
« По страницам школьной жизни» - 12 человек
«Юный корреспондент»- - 12 человек
« Клуб памяти Игоря Талькова» - 12 человек
«Юный экскурсовод» - 12 человек
«Золотое сечение» - 12 человек
«Подросток»- 12 человек
«Волейбол» - 12 человек
«Умники и умницы» - 12 человек
«Черное и белое» - 12 человек
« Я- гражданин России» - 25 человек
«Школа лидеров» - 12 человек
«Школа безопасности» - 15 человек
«Минифутбол» - 12 человек
2) Всего в кружках учреждений дополнительного образования на базе школы заняты 184 учащихся, что составляет 42 % от всех учащихся школы.
3) Все перечисленные кружки пользуются у учащихся популярностью. Главной отличительной чертой занятий являются настрой на работу, на конкретный результат, на узнавание нового и получение новых знаний, а не просто на общение. В начале занятий всеми преподавателями ставятся определенные обучающие цели, в конце занятий подводится итог.
Кружки пользуются популярностью у учащихся также и потому что уже имеют конкретные результаты работы. Так, участники кружка «Юный корреспондент» и «Юный экскурсовод показали высокие результаты в муниципальном конкурсе: Дьячков Сергей – 1 место, Расшимагина Любовь – 1 место, Суханова Ольга – 1 место. Участники кружка «Черное и белое» принимают в активное участие во всех школьных праздниках и районных конкурсах. В 2015 – 2016 учебном году ребята уже участвовали в праздниках: Первый звонок, Вечер встречи выпускников, День учителя, Посвящение в первоклассники, День матери и др.
4) Беседы с учителями – предметниками и классными руководителями позволяют сделать вывод, что ученики, занимающиеся в кружках, более активны в общественной жизни, более коммуникабельны и лучше постигают основы многих наук. Так, например, ребята, которые занимаются в театральном и музыкальном кружках, значительно легче постигают курс литературы, а ученики, работающие в кружке «Юные экскурсоводы», лучше своих одноклассников знают историю Отечества и обществознание. Кружковцы чаще других принимают участие в районных мероприятиях и олимпиадах.
Кружковая внеклассная работа способствует выявлению и развитию интересов и творческих способностей в определённой области науки, искусства, спорте. Учащиеся школы проявляют свои таланты и реализуют себя на занятиях танцевального кружка «Черное и Белое» (рук. Котельникова Е.Г.), есть возможность реализовать свои способности театрального мастерства в театральной студии «Непоседы» (Петинова В.Н.) - постоянные участники всех общешкольных мероприятий; находят свой интерес школьники и на занятиях кружка «Юный корреспондент» (рук. Коробицына А.В), ежемесячный выпуск газеты и др. Ребята с удовольствием занимаются в кружках «Юный экскурсовод » (рук. Савенкова Е.С.), «По страницам школьной жизни»,(рук. Селеванова Г.В.), секции «Волейбола» (рук. Зебрева М.А.).Любая форма внеклассной работы должна быть наполнена полезным содержанием. Правильная организация творческой деятельности в огромной мере способствует саморазвитию, самоопределению, самореализации ребенка.
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА
1. Профилактические мероприятия по повышению эффективной работы по профилактики безнадзорности и правонарушений с несовершеннолетними:
Какие принимались меры по оказанию им помощи.
Внутри школьный контроль за учетом посещаемости учащихся 1-11 классов;
Изучение жилищно-бытовых условий (условия проживания, количество человек в семье, санитарно-гигиеническое состояние квартиры и т.д.);
Индивидуальные консультации педагога-психолога, социального педагога, классного руководителя с семьей учащихся;
Профилактические беседы, классные часы, классного руководителя с детьми (правила поведения в школе, нравственно-правовое воспитание, профилактика ПАВ и др.);
Взаимодействие классного руководителя: с социальной, психологической службой школы.
Определение в какой помощи нуждается ребенок и семья, меры (определение в лагерь соцзащиты, педагогическая помощь, консультации психолога, помощь органов соцзащиты)
2. Осуществление правовой пропаганды в МБОУ.
Как осуществляется правовая пропаганда в ОУ (для учащихся, педагогов, родителей):
Общешкольные мероприятия: Круглые столы, лекции, встречи с интересными людьми и т.д.: Рейды совместно с сотрудником цента «Искра». Беседы с районным инспектором по делам, несовершеннолетних.
Родительские собрания посвященные профилактике безнадзорности и правонарушений.
По предупреждению безнадзорности и беспризорности школа принимала участие в акциях: «Образование всем детям», «В XXI век без наркомании», «За здоровый образ жизни», «Дети против СПИДа».
Разработка и реализация подпрограмм «Программы развития воспитательной системы МБОУ СШ № 11
а) «Профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2016 гг.».
б) «Психолого-педагогическая программа профилактики табакокурения у школьников 1-11 классов на 2016 гг.».
в) «Социально-педагогической профилактики подростков от наркотической зависимости на 2016 г.».
Индивидуальная, профилактическая работа с семьями учащихся. Реализация плана «Взаимодействие МБОУ и семьи».
Профилактические беседы, классные часы, классного руководителя с детьми (правила поведения в школе, нравственно-правовое воспитание, профилактика ПАВ и др.).
Взаимодействие классного руководителя: с социальной, психологической службой школы.
Совет профилактики МБОУ СШ № 11
Педагогический учет в МБОУ СШ № 11
Профилактический учет в ОПДН Щекинского района.
Мероприятия по повышению эффективной работы по профилактики безнадзорности и правонарушений с несовершеннолетними МБОУ СШ № 11:
Включение родителей в деятельность по улучшению социально-педагогических условий в семье;
Повышение уровня владения информацией о тех центрах, организациях, которые могут помочь в решении проблем при работе с детьми, имеющими отклонения от норм поведения и их семьями;
Систематизирование работы с ОПДН и другими организациями, которые привлекаются при работе с подростками;
Повышение уровня педагогической компетентности социальных педагогов по организации и проведению тренингов, дискуссий с детьми, имеющими отклонения от норм поведения.
Разработаны меры поддержки и контроля по каждому обучающемуся и его семье, находящимися в группе риска.
Внесены в планы работы классных руководителей мероприятия по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся.
Организовать в рамках воспитательно-профилактической работы мероприятия по формированию правовой культуры, гражданской и уголовной ответственности у учащихся.
Привлечения органов родительского соуправления, попечительские и управляющие советы к работе с семьями, не выполняющими обязанности по воспитанию детей.
Конец формы
ІІ Работа с педагогическим коллективом
Методическая работа с классными руководителями строится по следующим параметрам:
Все классные руководители с 1 по 11 класс обеспечены основными нормативно – методическими рекомендациями, которые входят в сборник «Папка классного руководителя школы».
Ежемесячно проводились совещания и собеседования заместителя директора по воспитательной работе школы с классными руководителями по организации, реализации различных мероприятий, методической деятельности классного руководителя и др.
Методические объединения классных руководителей работали по плану.
Работа психологической службы представлена в отчете педагога-психолога.
по плану внутришкольного контроля заместителем директора по ВР проводился административный контроль, мониторинг качества воспитательного процесса.
III. Работа с семьями обучающихсяпросветительская и коррекционная педагогическая работа с родителями проводилась в соответствии с планом. Были проведены 2 общешкольных родительских собрания. Все классные родительские собрания проводились в соответствии с планом.
по плану работы социальной службы и совета профилактической работы проводилась профилактическая работа с обучающимися и родителями по предупреждению педагогической запущенности, девиантного и асоциального поведения среди несовершеннолетних. (Отчет социального педагога)
Выводы и рекомендации:
Воспитательная работа в школе главным образом опиралась на регулярные сборы школьного актива, МО классных руководителей, МО дополнительного образования, собеседований при заместителе директора по ВР где происходило непосредственное общение зам. по ВР и классного руководителя, социального педагога, библиотекаря, педагога-психолога, педагога-организатора, учащихся, обсуждались проблемы школы и класса, выслушивалась информация по разным темам, подводились итоги, которые помогали лучше узнать индивидуальные возможности и личные качества учителей, родителей и учащихся.
1. Одобрить работу классных руководителей, социального педагога, педагога-психолога по реализации плана воспитательной работы в 2015-2016 учебного году.
2. Классным руководителям:
продолжить работу по формированию гражданственности, патриотизма, здорового и безопасного образа жизни;
проводить все рекомендованные тематические классные часы;
координировать внеклассную и внеурочную деятельность обучающихсясистематически рассматривать на родительских собраниях вопросы предупреждения безнадзорности, межэтнических взаимоотношений, профилактики асоциального поведения, недопустимости употребления алкоголя, наркотиков, курительных смесей, психоактивных веществ.
3. Учителям-предметникам эффективно и целенаправленно включать в содержание уроков материал, повышающий воспитательный потенциал и развивающие личностные результаты обучающихся.