Статья на тему: Место технологии в новом стандарте образования


МЕСТО ТЕХНОЛОГИИ В НОВОМ СТАНДАРТЕ ОБРАЗОВАНИЯ.
Окружающая нас действительность меняется - меняемся мы сами, меняются, уже в который раз, стандарты образования.
Нужно ли сейчас изучать в школе такой предмет как технология? Зачем девочкам уметь готовить, когда в магазине сейчас можно купить все - от хлеба до салатов, зачем уметь шить и заниматься рукоделием, когда одежду и всякие мелочи, вроде прихватки, можно купить.
Сегодня система трудового воспитания в школе претерпевает изменения. Их двигатель- новые нормы федеральных государственных образовательных стандартов.
В требованиях к структуре основных образовательных программ читаем: «Базовое содержание образования , представленное в фундаментальном ядре нацелено на познавательную, трудовую, физическую культуру личности. В стандартах второго поколения определяется следующая роль и цели учебного предмета «Технология», обусловленная объективно существующей потребностью подготовки обучающихся к самостоятельной трудовой жизни, к овладению профессией. Технология- область знаний о преобразующей деятельности человека, о преобразовании материалов, энергии и информации в интересах человека, общества , охраны природы.
Изучение учебного предмета «Технология» призвано обеспечить:
1)овладение общетрудовыми и жизненно необходимыми умениями и навыками, в том числе в области культуры труда и поведения;
2)изучение мира профессий, приобретение практического опыта профессиональной деятельности и на этой основе обоснованного профессионального самоопределения;
3)формирование творческого подхода, эстетического отношения к действительности в процессе обучения и выполнения проектов;
4) воспитание трудолюбия, честности, ответственности, порядочности, предприимчивости и патриотизма.
Снижение роли технологии в общем образовании школьников очевидно уже на уровне целеполагания. Цели становятся менее масштабными и даже менее конкретными. Такое значимое направление деятельности, как формирование технологической культуры, вообще исключается из числа предметных задач.
А судя по количеству отведенных на предмет часов, становится очевидным, что и эти, более скромные по сравнению с предыдущими, цели вряд ли могут быть реализованы в процессе обучения технологии.
Разработчики стандартов считают, что современному человеку гораздо важнее освоить виртуальное пространство, научиться обращаться с компьютерами и гаджетами, чем уметь работать руками. Да, компьютер играет весомую роль в нашей жизни, но не настолько это важно, чтобы отказаться от всего остального.
А ведь уроки технологии единственные, на которых дети создают свое собственное практическое изделие. Предмет закладывает ту базу умений и навыков , которую учащиеся будут передавать своим будущим детям.
Многие учащиеся, еще с дошкольных лет ( что прискорбно) погружены в виртуальный мир до такой степени, что это переходит в болезненную зависимость. Переключить их внимание на интересные и полезные вещи, создаваемые своими руками, могут помочь уроки технологии. Предмет развивает учащихся с практически направленными способностями. Но дело еще и в том, что далеко не во всех школах имеется материальная база для проведения полноценных уроков технологии. Швейные машины и станки - удовольствие дорогостоящее. В наше кризисное время проще показать детям слайды с работой на станке или швейной машине, чем покупать это оборудование, тем более, что часы технологии значительно сокращают. Это может привести к тому, что вырастет абсолютно «безрукое « поколение, которое на уроках технологии смотрело слайды и готовило презентации вместо того чтобы работать руками.
Все, что нас окружает - создано трудом и руками. Труд-основа жизни человека. Поэтому уроки технологии в школе должны быть производительными. Для уроков технологии самое важное - практическая работа . Труд воспитывает в человеке многие качества: дисциплину, усидчивость, внимательность, глазомер, осторожность, настойчивость. Труд формирует из ребенка человека.