«Дистанционное обучении в государственном профессиональном образовательном учреждении»

Статья:
«Дистанционное обучении в государственном профессиональном образовательном учреждении»

В образовательную систему в дополнение к очной и заочной формам обучения вошел новый вид образования - дистанционное, обеспечивающий непрерывность образования граждан. Если существующая система в определенной степени ограничивает доступ к профессиональному среднему образованию, то объявленная система дистанционного обучения не имеет границ, она для всех и на протяжении всей жизни. Особенно привлекательными качествами учебного процесса в дистанционном образовании являются его гибкость, адаптивность, модульность, экономическая эффективность, ориентация на потребителя, опора на передовые коммуникационные технологии. Система дистанционного образования создается как единая, что подразумевает: единство организационных, учебно-методических принципов создания дистанционного образования в целях обеспечения наиболее полной реализации интересов государства и граждан; создание сети государственных региональных и отраслевых центров дистанционного образования; создание доступного для всей системы дистанционного образования банка учебных курсов, имеющих единую сертификацию, авторское и учебно-методическое сопровождение, доступных по телекоммуникационным сетям образовательных ресурсов (банков и баз знаний и данных учебного назначения).
Система дистанционного образования должна обеспечить: широкомасштабную подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов для кадрового обеспечения конверсионных, образовательных, региональных и других государственных и общественных программ; качественно новый уровень академической мобильности студентов, предоставляя им возможность для перехода с одной образовательной программы на другую, из одного учебного заведения в другое для продолжения образования, одновременного обучения в различных учебных заведениях, в том числе зарубежных; возможность получения образования лицам с физическими недостатками, не имеющим возможности обучаться в традиционной системе; высокое качество образования за счет реализации комплексных программ, основанных на лучших традициях качественного образования, международном опыте использования новых информационных технологий; снижение социальной напряженности в крупных городах, возникающей в связи с миграцией молодежи с целью получения образования в ведущих вузах страны; возможность получения образования по месту жительства; возможность осуществления продвинутого образования особо одаренных детей и подростков независимо от места их проживания и удаленности от традиционных академических и университетских центров.
В чем же принципиальное отличие новой формы обучения на расстоянии от ранее принятого заочного обучения? Отличие заключается в том, что при дистанционном обучении создается возможность организации современного учебного процесса со всеми атрибутами, характеризующими данный процесс как учебный (возможностью объяснения, разъяснения учебного материала при необходимости преподавателем, возможностью общения с преподавателем и обучающихся между собой в течение всего периода обучения, проведения обсуждений, тестов, промежуточных и итоговых, выполнения совместных заданий, в том числе исследовательского и творческого характера).
При этом предусматриваются все факторы, определяющие его как учебный (возможность организации активной познавательной деятельности каждого обучаемого, индивидуальной и групповой; обеспечения эффективной обратной связи, интерактивности, индивидуализации и дифференциации процесса обучения; формирования устойчивой мотивации учебно-познавательной деятельности). Собственно в этом и кроется принципиальная разница между заочной формой обучения, как она сложилась практически во всем мире, и дистанционной. В этом, если не гарантия (в педагогике вообще не может быть никаких гарантий, поскольку эта система слишком сложная и открытая), то, во всяком случае, возможность создания достаточно благоприятных условий для эффективной учебно-познавательной деятельности обучаемых.
За рубежом развитие заочного обучения давно уже связано с использованием средств информационных технологий (телевизионные и радиокурсы, широкое использование разнообразных печатных пособий, в последнее время использование компакт-дисков). Так, в течение многих десятилетий было построено обучение в многочисленной сети Открытых университетов. Термин "дистанционное обучение" подчеркивает основную черту этой формы обучение без границ, открытое и доступное для всех, независимо от того места, где человек живет, обучение, а не самообразование. Дистанционное обучение использует к качестве технологической основы современные средства новых информационных технологий и средства массовой коммуникации, как уже привычные (радио, телевидение, в том числе кабельное, факс), так и новейшие (аудио-, теле- и видеоконференции, средства мультимедиа и гипермедиа, компьютерные телекоммуникации).
За последние десятилетия дистанционное образование не только получило свое имя, но и выделилось из системы заочного обучения за счет технологического прорыва использования новых коммуникационных технологий (компьютерных телекоммуникаций, спутниковой связи, аудио- и видеотехнологий), позволивших обеспечить постоянное взаимодействие между участниками обучения, невзирая на их географическую удаленность друг от друга.



Литература

1. Основы профессионально-педагогической деятельности. – М.: «Мастерство», 2002.
2. Кудинов Ю.В. Основы психологии и педагогики. - Учебное пособие – Алчевск, ДонГТУ, 2004.
15