Инновационные подходы организации образовательно-воспитательного процесса на уроке иностранного языка в государственном образовательном учреждении
Инновационные подходы организации образовательно-воспитательного процесса на уроке иностранного языка в государственном образовательном учреждении.
"Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера,
мы крадём у наших детей завтра".
Джон Дьюи
За последние годы произошла существенная переоценка роли и места иностранного языка в содержании образования в российской школе. Все более осознается развивающий потенциал этого предмета, его огромная роль в решении задач образования и воспитания личности. Эта переоценка не могла не повлечь за собой кардинальных перемен в организации образовательно-воспитательного процесса. Традиционные методы и подходы все меньше и меньше удовлетворяют требованиям нового общества, и, как следствие, встает вопрос о необходимости создания и внедрения инновационных подходов в обучении иностранному языку.
Один из таких личностно-ориентированных подходов, реализующих методику сотрудничества и проектную методику при учете психологических особенностей каждого учащегося, на мой взгляд, было бы целесообразно осуществить в школе. Именно этот подход приближает процесс обучения иностранным языкам по своим основным параметрам к процессу овладения языком в естественной ситуации при помощи создания в аудитории микроклимата окружающей жизни со всеми реальными межличностными отношениями и целенаправленностью в практическом использовании языка. Сущность личностно-ориентированного подхода заключается в том, что у учителя нет готовых шаблонных методов взаимодействия с различными учениками, оно зависит от личности ученика, его интересов, способностей и возможностей. Безусловно, для этого необходима комплексная диагностика.
Таким образом, составляется психологическая карта класса, в которой учитывается модальность учащихся: визуальная, аудиальная, кинестетическая. В соответствии с этим учащиеся делятся на 3 группы в зависимости от того, какая модальность является ведущей. Учащиеся также делятся на 3 группы в зависимости от уровня владения языком (низкий, средний, высокий). Полученные результаты служат основой для разработки плана урока с элементами личностно-ориентированного обучения. Важным и значимым моментом является необходимость поставить ученика в центр образовательного процесса, сделать его активным субъектом деятельности учения, организовать его взаимодействие с другими учащимися, придать учебному процессу реальную, практическую направленность, заставляя отдавать предпочтение таким технологиям обучения, как обучение в сотрудничестве и метод проектов.
Учитывая специфику предмета, метод обучения в сотрудничестве может обеспечить необходимые условия для активизации познавательной и речевой деятельности всех учащихся группы, предоставляя каждому из них возможность осознать, осмыслить новый языковой материал, получить достаточную устную практику для формирования умений и навыков. Ученики разные: одни быстро усваивают материал, другим требуется значительно больше времени на осмысление материала, дополнительные примеры, разъяснения. Если в таких случаях объединить ребят в небольшие группы (по 3-4 человека) и дать им одно общее задание, оговорив роль каждого члена группы в выполнении этого задания, то возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы, но, что особенно важно, за результат всей группы. Поэтому слабые ученики стараются выяснить у более подготовленных непонятные им вопросы, а сильные учащиеся заинтересованы в том, чтобы все члены группы разобрались в материале (кроме того, сильный школьник будет иметь возможность проверить собственное понимание вопроса, дойти до самой сути). При этом необходимо соблюдение основных принципов сотрудничества:
Группы учащихся формируются учителем до урока, с учетом психологической совместимости детей. При этом в каждой группе должен быть сильный, средний и слабый ученик. Если группа работает слаженно, нет необходимости менять ее состав.
Группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между членами группы (роли распределяют сами ученики, учитель может дать рекомендации).
Оценивается работа не одного ученика, а всей группы, важно, что оцениваются не только знания, но и усилия, вклад каждого учащегося. В ряде случаев можно доверить ребятам оценивать результаты собственного труда.
Учитель сам выбирает учащегося группы, который должен отчитаться за задание. В ряде случаев это может быть слабый ученик (в нашем предмете это могут быть лингвистический, грамматический, лексический аспекты). Если слабый ученик в состоянии изложить результаты совместной работы группы, значит, цель достигнута и группа справилась с заданием.
Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы. Данная методика дает возможность учащимся больше работать самостоятельно на уроке и во внеурочное время, проявлять себя в лидерстве. Работа над проектом - это всегда творческий процесс. Можно с уверенностью утверждать: у школьников развивается креативная компетенция, которая является, в свою очередь, показателем коммуникативного владения иностранным языком на определенном уровне. Работа над проектом проходит в несколько этапов, при этом на его защиту отводится два стандартных урока.
1 этап. Ученикам предлагается в скрытом виде проблема, которую нужно выявить, сформулировать.
2 этап - подготовительный. Учащиеся овладевают лексикой, грамматическими структурами. Параллельно с этим проводится работа над проектом. Тексты и упражнения из учебника служат содержательной базой для развития речевых и исследовательских умений учащихся.
3 этап - защита и обсуждение проектов.
Целенаправленное и систематическое использование представленных выше методов при обучении иностранному языку способствует совершенствованию умений учащихся в устной и письменной речи, расширению кругозора обучаемых, развитию коммуникативных навыков, умения работать со словарем и другими источниками, стимулирует школьников быть деятельными, развивает у них интерес, воображение, творческие способности, самостоятельность и раскрывает их собственные потенциальные возможности.
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всё новые более высокие требования к человеку и его здоровью. В последние годы на фоне интенсификации школьного образования, повышения требований, ученики попадают в условия систематических школьных перегрузок и оказываются либо неуспевающими, либо их успехи в школе достигаются ценой здоровья. Поэтому личностно-ориентированные подходы, учитывающие здоровьесберегающие приемы и технологии, являются сейчас наиболее актуальными.
Главная отличительная особенность здоровьесберегающей педагогики – приоритет здоровья, то есть грамотная забота о здоровье как обязательное условие образовательного процесса. Это определяет последовательное формирование в школе здоровьесберегающего образовательного пространства, в котором все педагоги, специалисты, учащиеся, их родители согласованно решают общие задачи, связанные с заботой о здоровье, и принимают на себя солидарную ответственность за результаты. Благодаря этому обеспечивается не только защита здоровья учащихся и педагогов, но и формирование, и укрепление здоровья школьников, воспитание у них и у учителей культуры здоровья.
В мировой практике известны различные здоровьесберегающие педагогические технологии личностно-ориентированного подхода. Среди них:
Технологии развивающего обучения;
Технологии на основе коллективной мыслительной деятельности;
Технологии развития критического мышления.
Все перечисленные технологии можно отнести к активным методам обучения – способам активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и ученики. Главным образом активные методы обучения направлены не на изложение преподавателем готовых знаний и их воспроизведение, а на самостоятельное овладение школьниками знаний в процессе активной познавательной деятельности.
Главным отличием развивающей методики является смена позиций учителя и ученика в учебном процессе, реализация деятельностно-практических способов обучения, обеспечивающих высокую активность учащихся в процессе усвоения знаний.
Технологии развивающего обучения подразумевают исключение внешних требований, создание атмосферы доверия, сотрудничества, взаимопомощи, делового и речевого взаимодействия участников педагогического процесса, что достигается за счёт предоставления учителю и учащимся большой свободы, создающей возможность варьирования темпа, глубины и объёма изучения нового содержания.
Решение этой задачи становится возможным при определённых организационных изменениях в учебном процессе, которые должны коснуться двух основных вопросов:
а) исключению из практики четырёхэлементного урока, неизменного во все времена и для всех возрастных групп школьников;
б) более рациональной, чем «параграф – урок», организации учебного материала.
Применение в своей практике технологий развивающего обучения требует не только организационно-дидактических преобразований в учебном процессе, но и существенного совершенствования мастерства учителя, осмысления и практической реализации им психологических условий, обеспечивающих эффективную учебную деятельность школьников, а всё это, в свою очередь, способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся.
В основе коллективной мыслительной деятельности лежит диалогическое общение, один ученик высказывает мысль, другой продолжает или отвергает ее. Задачи данной технологии состоят в том, чтобы научить учащихся внимательно слушать выступления других, сформировать аналитические способности, научить сравнивать, выделять главное, критически оценивать полученную информацию, доказывать, формулировать выводы, при этом активизировать умственные способности учащихся, сохраняя их психическое и физическое здоровье. При такой организации работы создаются условия для проявления каждого учащегося, его знаний, вклада в общее дело и через коллективную работу реализуется личностно-ориентированный подход обучения.
Имеются различные формы организации и проведения данного вида занятий, которые непременно несут в себе щадящий режим иноязычного общения, позволяют разнообразить урок, вносят в его канву дополнительный интерес и дают возможность осуществления дифференцированного подхода в обучении английскому языку, например, такие, как пресс-конференция, интеллектуальный футбол, «поле чудес», «лото», «морской бой», «ромашка» и так далее. Мы рассмотрим только некоторые из них.
«Пресс-конференция»: ученики распределяются на подгруппы. Одна группа выступает в роли журналистов, другая научных деятелей. Участники располагаются лицом друг к другу. «Журналисты» задают вопрос, «научные деятели» отвечают на него. Преподаватель выступает в роли стороннего наблюдателя, отмечая для себя активность учащихся.
«Интеллектуальный футбол»: группа делиться на две команды. В каждой группе выбирается вратарь, защитники, нападающие. Нападающие – задают вопросы, защитники – отвечают на них. Для роли вратаря лучше всего выбрать ученика, который интеллектуально более сильный, чем остальные. Он может отвечать на вопросы только в том случае, когда остальные ученики-защитники не могут. Преподаватель является судьей. Для оценки он может использовать карточки с баллами.
«Ромашка»: делается цветок, на каждом лепестке которого содержится вопрос или указан термин, понятие. Каждый ученик отрывает по одному лепестку и отвечает на вопрос или дает определение термину.
Специфика образовательной технологии развития критического мышления, во-первых, состоит в том, что учебный процесс строится на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации. Во-вторых, фазы этой технологии инструментально обеспечены таким образом, что преподаватель может быть максимально гибким и аутентичным каждой учебной ситуации в каждый момент времени: речь идет о разнообразных визуальных формах и стратегиях работы с текстом, организации дискуссий и процесса реализации проектов. В-третьих, стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности.
Технология критического мышления, сориентирована не только на сотрудничество учителя и учащихся, деятельностное участие самого ученика, а также на создание комфортных условий, снимающих психологическое напряжение. Работая по данной технологии, учащийся реализует свои потребности и возможности учиться решать свои проблемы самостоятельно, а также обучается способам оценки своей собственной деятельности. Используя технологию критического мышления на уроках иностранного языка, учитель развивает полноценную, гармонично развитую личность ученика в первую очередь при непосредственном обучении иностранному языку, в результате чего происходит формирование коммуникативной компетенции, обеспечивающей комфортные условия для познавательной деятельности и самосовершенствования.
Активные методы учат учащихся учиться, то есть самостоятельно находить и усваивать нужную информацию, способствуют сохранению их здоровья. Ведь то, что усвоено самостоятельно, методом проб и ошибок, усваивается лучше. Роль педагога направить, указать путь, но не давать все в готовом виде, подвести итог проделанной самостоятельной работы ученика, указать на ошибки