Рабочая программа по информатике 5 класс (программа Босовой Л.Л.)


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Представленная рабочая программа по учебному предмету Информатика (предметная область Математика и Информатика) для 5 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1897, Примерной программе по информатике (2015 г., сайт Минобрнауки), Программе формирования УУД. В основу данной рабочей программы положена авторская программа по информатике Босовой Л.Л. , при поддержке соответствующего УМК по информатике.
Изучение информатики вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:
развитию общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладению умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
целенаправленному формированию таких общеучебных понятий;
воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации;
развитию познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Информатика — это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.
Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.
Информатика имеет большое и всевозрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.
В предлагаемой программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать некоторой ИКТ-компетентностью. Далее, в основной школе, начиная с 5 класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.
III. МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На реализацию предлагаемой рабочей программы отводится 34 часа в год из учебного плана школы (1 час в неделю).
IV. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.
В содержании курса информатики основной школы сделан акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализован в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.
V. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты — это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности.
Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ .
Метапредметные результаты — освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях.
Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др .;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера, такими как: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т . д .,
самостоятельно перекодировывать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность — широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиа сообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации) .
Предметные результаты включают: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях — «информация», «алгоритм», «модель» — и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ в 5 классе (по программе Босовой Л.Л.)
Раздел 1. Введение в информатику
Выпускник научится:
декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования;
анализировать информационные модели (таблицы, графики, диаграммы, схемы и др.);
перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;
выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма) в соответствии с поставленной задачей;
строить простые информационные модели объектов и процессов из различных предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул и пр.), оценивать адекватность построенной модели объекту-оригиналу и целям моделирования.
Выпускник получит возможность:
углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере;
научиться решать логические задачи с использованием таблиц истинности;
научиться решать логические задачи путем составления логических выражений и их преобразования с использованием основных свойств логических операций.
Раздел 3. Информационные и коммуникационные технологии
Выпускник научится:
называть функции и характеристики основных устройств компьютера;
описывать виды и состав программного обеспечения современных компьютеров;
подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче;
оперировать объектами файловой системы;
применять основные правила создания текстовых документов;
использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании текстовых документов;
составлять запросы для поиска информации в Интернете;
Ученик получит возможность:
систематизировать знания о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
систематизировать знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;
расширить представления о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности;
научиться оценивать возможное количество результатов поиска информации в Интернете, полученных по тем или иным запросам.
закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Содержание и объем материала, подлежащего проверке по учебному предмету Информатика, определяется программой. При проверке усвоения материала необходимо выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Основными формами проверки ЗУН учащихся по информатике являются:
письменная контрольная работа
самостоятельная практическая работа на ПК
тестирование
устный опрос
зачет
проектная деятельность
При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты. Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями и (или) умениями, указанными в программе.
К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, не считающихся в программе основными. Недочетами также считаются: погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения, например, неаккуратная запись, небрежное выполнение блок-схемы и т. п.
Решение задач считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнен алгоритм решения, решение записано последовательно, аккуратно и синтаксически верно по правилам какого-либо языка или системы программирования.
Самостоятельная работа на ПК считается безупречной, если учащийся самостоятельно или с незначительной помощью учителя выполнил все этапы решения задачи на ПК, и был получен верный ответ или иное требуемое представление решения задачи.
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком уровне владения информационными технологиями учащимся, за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им основных заданий.
Контрольные работы по курсу информатика 5 класс
№ КР Тема контроля Источник
(формируется на его основе) Дата проведения
1 Компьютер - универсальная машина для обработки информации Панкратова Л.П., Челак Е.Н. Контроль знаний по информатике: тесты, контрольные задания. - С-Пб.: БХВ - Петерург, 2004, стр. 99
Босова Л.Л. Тестовый контроль знаний на уроках информатики в 5 классе - электронная версия, стр.6, 9 30.09
2 Информация и информационные процессы Панкратова Л.П., Челак Е.Н. Контроль знаний по информатике: тесты, контрольные задания. - С-Пб.: БХВ - Петерург, 2004, стр. 83, 92
Босова Л.Л. Тестовый контроль знаний на уроках информатики в 5 классе - электронная версия, стр.2, 5 25.11
3 Технология работы в среде текстового процессора Представлена в приложении 10.02
4 Технология работы в среде графического редактора Представлена в приложении 20.04
Критерии оценивания ответов и работ учеников в курсе обучения ИНФОРМАТИКЕ
Для устных ответов :
оценка «5» выставляется, если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую и специализированную терминологию и символику;
правильно выполнил графическое изображение алгоритма и иные чертежи и графики, сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
оценка «4» выставляется, если:
ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного содержания ответа;
допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
оценка «3» выставляется, если:
неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, чертежах, блок-схем и выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме,
при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
оценка «2» выставляется, если:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала,
допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в чертежах, блок-схем и иных выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Для письменных работ:
оценка «5» ставится, если:
работа выполнена полностью;
в графическом изображении алгоритма (блок-схеме), в теоретических выкладках решения нет пробелов и ошибок;
в тексте программы нет синтаксических ошибок (возможны одна-две различные неточности, описки, не являющиеся следствием незнания или непонимания учебного материала).
оценка «4» ставится, если:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
допущена одна ошибка или два-три недочета в чертежах, выкладках, чертежах блок-схем или тексте программы.
оценка «3» ставится, если:
допущены более одной ошибки или двух-трех недочетов в выкладках, чертежах блок-схем или программе, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
оценка «2» ставится, если:
допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере.
работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных ЗУН по проверяемой теме.
Самостоятельная практическая работа на ПК:
оценка «5» ставится, если:
учащийся самостоятельно выполнил все этапы решения задач на ПК;
работа выполнена полностью и получен верный ответ или иное требуемое представление результата работы;
оценка «4» ставится, если:
работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное владение навыками работы с ПК в рамках поставленной задачи;
правильно выполнена большая часть работы (свыше 85 %);
работа выполнена полностью, но использованы наименее оптимальные подходы к решению поставленной задачи.
оценка «3» ставится, если:
работа выполнена не полностью, допущено более трех ошибок, но учащийся владеет основными навыками работы на ПК, требуемыми для решения поставленной задачи.
оценка «2» ставится, если:
допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями, умениями и навыками работы на ЭВМ или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
работа показала полное отсутствие у учащихся обязательных ЗУН на ПК по проверяемой теме
VI. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ИНФОРМАТИКИ
(в соответствии с Примерной программой по ИНФОРМАТИКЕ)
I. Введение
1. Информация и информационные процессы
Происхождение термина «информатика». Различные аспекты слова «информация»: информация как данные, которые могут быть обработаны автоматизированной системой, и информация как сведения, предназначенные для восприятия человеком.
Примеры данных: тексты, числа.
Информационные процессы – процессы, связанные с хранением, преобразованием и передачей данных. Примеры информационных процессов в окружающем мире.
2. Компьютер – универсальное устройство обработки данных
Устройство компьютера: процессор, оперативная память, внешняя энергонезависимая память, устройства ввода-вывода.
Роль программ в использовании компьютера.
Носители информации, используемые в ИКТ, их история и перспективы развития.
Представление об объёмах данных, характерных для различных видов носителей.
II. Математические основы информатики
1. Тексты и кодирование
Символ. Алфавит – конечное множество символов. Текст – конечная последовательность символов данного алфавита. Количество различных текстов данной длины в данном алфавите.
Алфавит текстов на русском языке. Кодирование символов одного алфавита с помощью кодовых слов в другом алфавите; кодовая таблица, декодирование.
Двоичный алфавит. Представление данных в компьютере как текстов в двоичном алфавите.
Единицы измерения длины двоичных текстов: бит, байт, производные от них единицы.
IV. Использование программных систем и сервисов
1. Файловая система
Файловая система. Каталог (директория). Основные операции при работе с файлами: создание, редактирование, копирование, перемещение, удаление.
Типы файлов. Характерные размеры файлов различных типов (страница печатного текста,
полный текст романа «Евгений Онегин», минутный видеоклип, полуторачасовой фильм, файл данных космических наблюдений, файл промежуточных данных при математическом моделировании сложных физических процессов и др.).
Архивирование и разархивирование. Файловый менеджер. Поиск в файловой системе.
2. Подготовка текстов и демонстрационных материалов
Текстовые документы и их структурные элементы (страница, абзац, строка, слово, символ). Текстовый редактор. Операции редактирования текстов. Создание структурированного текста. Стилевое форматирование. Включение в текстовый документ списков, таблиц, и графических объектов.
Проверка правописания, словари.
Инструменты ввода текста с использованием сканера.
Знакомство с графическими редакторами. Операции редактирования графических объектов: изменение размера, сжатие изображения; обрезка; коррекция цвета, яркости и контрастности; поворот, отражение. Ввод изображений с использованием различных цифровых устройств.
VII. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (в соответствии с авторской программой Босовой Л.Л.) С УКАЗАНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема Содержание по программе Характеристика основных видов учебной деятельности
Тема 1.
Компьютер - универсальное средство обработки информации
(7 часов) Информация и информатика. Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места.
Основные устройства компьютера и технические средства, с помощью которых может быть реализован ввод информации (текста, звука, изображения) в компьютер.
Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила именования файлов.
Компьютерные объекты, их имена и графические обозначения. Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач.
Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши.
Компьютерные меню. Главное меню.
Запуск программ. Окно программы и его структура.
Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах.
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре. Аналитическая деятельность:
выделять аппаратное и программное обеспечение компьютера;
анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации;
определять технические средства, с помощью которых может быть реализован ввод информации (текста, звука, изображения) в компьютер.
Практическая деятельность:
выбирать и запускать нужную программу;
работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);
вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры (приёмы квалифицированного клавиатурного письма), мыши и других технических средств;
создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;
соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.
Тема 2.
Подготовка
текстов
на компьютере
(9 часов) Текстовый редактор.
Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац.
Приёмы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов.
Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.).
Создание и форматирование списков.
Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными Аналитическая деятельность:
соотносить этапы (ввод, редактирование, форматирование) создания текстового документа и возможности тестового процессора по их реализации;
определять инструменты текстового редактора для выполнения базовых операций по созданию текстовых документов.
Практическая деятельность:
создавать несложные текстовые документы на родном и иностранном языках;
выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;
осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;
оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;
создавать и форматировать списки;
создавать, форматировать и заполнять данными таблицы.
Тема 3.
Компьютерная графика
(6 часов) Компьютерная графика. Простейший графический редактор.
Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов.
Исправление ошибок и внесение изменений.
Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование.
Преобразование фрагментов.
Устройства ввода графической информации. Аналитическая деятельность:
выделять в сложных графических объектах простые (графические примитивы);
планировать работу по конструированию сложных графических объектов из простых;
определять инструменты графического редактора для выполнения базовых операций по созданию изображений;
Практическая деятельность:
использовать простейший (растровый и/или векторный) графический редактор для создания и редактирования изображений;
создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами.
Тема 4.
Информация
вокруг нас
(12 часов) Как человек получает информацию. Виды информации по способу получения.
Код, кодирование информации. Формы представления информации. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.
Хранение информации. Носители информации. Всемирная паутина. Браузеры. Средства поиска информации: компьютерные каталоги, поисковые машины, запросы по одному и нескольким признакам. Передача информации.
Обработка информации.
Изменение формы представления информации. Метод координат. Систематизация информации. Поиск информации. Поиск информации в сети Интернет.
Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Черные ящики. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Задачи на переливания. Задачи на переправы.
Информация и знания. Аналитическая деятельность:
приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
приводить примеры информационных носителей;
классифицировать информацию по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.;
определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию.
Практическая деятельность:
кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;
работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать сообщения);
осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);
сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет информационные объекты и ссылки на них;
систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;
вычислять значения арифметических выражений с помощью программы Калькулятор;
преобразовывать информацию по заданным правилам и путём рассуждений;
решать задачи на переливания, переправы и пр. в соответствующих программных средах.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
№ урока Тема урока Предметные результаты Личностные результаты Метапредметные результаты
1. Цели изучения курса информатики. Информация вокруг нас. Формирование представления о понятии информации и её свойствах наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
Познавательные
владение общепредметными понятиями
владение информационно-логическими умениями
Регулятивные
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия оценивать правильность выполнения учебной задачи;
Коммуникативные
ИКТ-компетентность — широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ;
2. Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. ТБ. Формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ . Познавательные
владение общепредметными понятиями
владение информационно-логическими умениями
Регулятивные
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия оценивать правильность выполнения учебной задачи;
Коммуникативные
ИКТ-компетентность — широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ;
3. Ввод информации в память компьютера.
ПР №1 Вспоминаем клавиатуру Формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации
Развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики в условиях развития информационного общества;
Познавательные
владение информационно-логическими умениями
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний
Регулятивные
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Коммуникативные
владение основными универсальными умениями информационного характера; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
4. Управление компьютером.
Программы и документы. Формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
Познавательные
владение общепредметными понятиями
владение информационно-логическими умениями
Регулятивные
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Коммуникативные
владение основными универсальными умениями информационного характера; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
5. Компьютерное меню.
ПР №2 Вспоминаем приёмы управления компьютером Развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики; Познавательные
владение информационно-логическими умениями
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний
Регулятивные
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия оценивать правильность выполнения учебной задачи;
Коммуникативные
ИКТ-компетентность — широкий спектр умений и навыков использования средств ИКТ для действий с различными видами информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ;
6. Хранение информации. Носители информации.
КР №1
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами, умения соблюдать нормы информационной этики и права
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; Познавательные
владение общепредметными понятиями
владение информационно-логическими умениями
Регулятивные
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия оценивать правильность выполнения учебной задачи;
Коммуникативные
владение основными универсальными умениями информационного характера; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
7. Папки и файлы.
ПР Р №3 Создаём и сохраняем файлы Развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды; Познавательные
владение общепредметными понятиями
владение информационно-логическими умениями
Регулятивные
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Коммуникативные
владение основными универсальными умениями информационного характера; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
8. Передача информации Формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права. наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; Познавательные
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний
Коммуникативные
умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими нормами родного языка.
Регулятивные
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; осуществлять контроль своей деятельности, корректировать свои действия оценивать правильность выполнения учебной задачи;
9. Электронная почта.
ПР Р №4 Работаем с электронной почтой Развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности; Познавательные
владение информационно-логическими умениями
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний
Коммуникативные
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Регулятивные
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия оценивать правильность выполнения учебной задачи;
10. В мире кодов. Способы кодирования информации формирование информационной и алгоритмической культуры; способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики; Познавательные
знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область);
знаково-символические действия выполняют функции
отображения учебного материала;
выделения существенного;
отрыва от конкретных ситуативных значений;
формирования обобщенных знаний;
Регулятивные
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Коммуникативные
самостоятельно перекодировывать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
11. Метод координат формирование информационной и алгоритмической культуры; владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики в условиях развития информационного общества; Познавательные
знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область);
кодирование/декодирование.
моделирование.
Регулятивные
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия оценивать правильность выполнения учебной задачи;
Коммуникативные
самостоятельно перекодировывать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
12. Текст как форма представления информации. Формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; Познавательные
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации
Регулятивные
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия оценивать правильность выполнения учебной задачи;
Коммуникативные
ИКТ-компетентность — широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ;
13. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами, умения соблюдать нормы информационной этики и права владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ Познавательные
владение общепредметными понятиями
владение информационно-логическими умениями
Регулятивные
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия оценивать правильность выполнения учебной задачи;
Коммуникативные
владение основными универсальными умениями информационного характера; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
14. Основные объекты текстового документа. Ввод текста.
ПР Р №5 Вводим текст Развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой деятельности; Познавательные
свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста;
Регулятивные
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Коммуникативные
самостоятельно перекодировывать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
15. Редактирование текста. ПР Р №6 Редактируем текст Развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики в условиях развития информационного общества; Познавательные
свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста;
Регулятивные
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия оценивать правильность выполнения учебной задачи;
Коммуникативные
владение основными универсальными умениями информационного характера; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
16. ПР Р №7 Работаем с фрагментами текста Развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды; Познавательные
умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста; умение составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.);
Регулятивные
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и Коммуникативные
владение основными универсальными умениями информационного характера; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
17. Форматирование текста. ПР №8 Форматируем текст Развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды; Познавательные
смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; определение основной и второстепенной информации, свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
Регулятивные
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия оценивать правильность выполнения учебной задачи;
Коммуникативные
владение основными универсальными умениями информационного характера; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
18. Структура таблицы. ПР Р №9 Создаём простые таблицы Развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды; Познавательные
знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область); умение структурировать знания;
Регулятивные
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия оценивать правильность выполнения учебной задачи;
Коммуникативные
ИКТ-компетентность — широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ;
19. Табличное решение логических задач
КР №2 формирование информационной и алгоритмической культуры; владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики в условиях развития информационного общества; Познавательные
универсальные логические действия:
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений;
выдвижение гипотез и их обоснование;
Регулятивные
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Коммуникативные
самостоятельно перекодировывать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
20. Разнообразие наглядных форм представления информации. Формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных. наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; Познавательные
знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область);
Коммуникативные
умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Регулятивные
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия оценивать правильность выполнения учебной задачи;
21. Диаграммы.
ПР Р №10 Строим диаграммы Развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики в условиях развития информационного общества; Познавательные
владение информационно-логическими умениями
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний
Регулятивные
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия оценивать правильность выполнения учебной задачи;
Коммуникативные
самостоятельно перекодировывать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
22. Компьютерная графика. Графический редактор Paint.
ПР Р №11 Изучаем Инструменты Paint. Формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации
Развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе творческой деятельности; Познавательные
знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область);
Регулятивные
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия оценивать правильность выполнения учебной задачи;
Коммуникативные
владение основными универсальными умениями информационного характера; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
23. Устройства ввода графической информации.
ПР Р №12 Работаем с графическими фрагментами Развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ Познавательные
владение информационно-логическими умениями
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний
Регулятивные
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Коммуникативные
ИКТ-компетентность — широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ;
24. ПР Р №13 Планируем работу в графическом редакторе Развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности Регулятивные
Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий;
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
Познавательные
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные
владение основными универсальными умениями информационного характера; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
25. Разнообразие задач обработки информации. Систематизация информации.
ПР Р №14 Создаём списки Развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; Познавательные
действия постановки и решения проблем: формулирование проблемы; универсальные логические действия:
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
Регулятивные
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия оценивать правильность выполнения учебной задачи;
Коммуникативные
самостоятельно перекодировывать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
26. Поиск информации.
ПР Р №15 Ищем информацию в сети Интернет Развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; Познавательные
Общеучебные действия: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
действия постановки и решения проблем:
формулирование проблемы;
Коммуникативные
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
Регулятивные
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Коммуникативные
ИКТ-компетентность — широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ;
27. Преобразование информации по заданным правилам, путём рассуждений.
ПР Р № 16 Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор Развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики; Регулятивные
Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
Познавательные
универсальные логические действия:
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
подведение под понятия, выведение следствий
установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений; выдвижение гипотез и их обоснование;
Коммуникативные
самостоятельно перекодировывать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
28. Разработка плана действий и его запись
КР №3 формирование информационной и алгоритмической культуры; владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики; Регулятивные
Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий;
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
Познавательные
универсальные логические действия:
синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
подведение под понятия, выведение следствий
установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений;
Коммуникативные
самостоятельно перекодировывать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность — широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ;
29. Запись плана действий в табличной форме формирование информационной и алгоритмической культуры; владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности; РегулятивныеЦелеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
Познавательные
универсальные логические действия:
синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
подведение под понятия, выведение следствий
Коммуникативные
самостоятельно перекодировывать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
30 - 31 ПР Р №17 Создание движущихся изображений
КР №4 Развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности; Познавательные
действия постановки и решения проблем:
формулирование проблемы;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Регулятивные
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Коммуникативные
ИКТ-компетентность — широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ;
32 - 33 - 34 ПР Р №18 Создаем слайд-шоу по собственному замыслу (выполнение и защита итогового проекта). Развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности; Познавательные
действия постановки и решения проблем:
формулирование проблемы;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Регулятивные
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Коммуникативные
владение основными универсальными умениями информационного характера; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
ИКТ-компетентность — широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ;
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ИНФОРМАТИКА 5 КЛАСС (ФГОС)
№ урока Тема урока (по учебнику) Дата урока
план факт
1. Цели изучения курса информатики. Информация вокруг нас. 02.09 2. Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. ТБ. 09.09 3. Ввод информации в память компьютера. ПР №1 Вспоминаем клавиатуру 16.09 4. Управление компьютером. Программы и документы. 23.09 5. Компьютерное меню.
ПР №2 Вспоминаем приёмы управления компьютером 30.09 6. Хранение информации. Носители информации. 14.10 7. Папки и файлы. ПР Р №3 Создаём и сохраняем файлы 21.10 8. Передача информации 28.10 9. Электронная почта. ПР Р №4 Работаем с электронной почтой 11.11 10. В мире кодов. Способы кодирования информации. 17.11 11. Метод координат 25.11 12. Текст как форма представления информации. 02.12 13. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов 09.12 14. Основные объекты текстового документа. Ввод текста. ПР Р №5 Вводим текст 16.12 15. Редактирование текста. ПР Р №6 Редактируем текст 23.12 16. ПР Р №7 Работаем с фрагментами текста 30.12 17. Форматирование текста. ПР №8 Форматируем текст 13.01 18. Структура таблицы. ПР Р №9 Создаём простые таблицы 20.01 19. Табличное решение логических задач 27.01 20. Разнообразие наглядных форм представления информации. 03.02 21. Диаграммы. ПР Р №10 Строим диаграммы 10.02 22. Компьютерная графика. Графический редактор Paint.
ПР Р №11 Изучаем инструменты Paint. 17.02 23. Устройства ввода графической информации.
ПР Р №12 Работаем с графическими фрагментами 02.03 24. ПР Р №13 Планируем работу в графическом редакторе 09.03 25. Разнообразие задач обработки информации. Систематизация информации.
ПР Р №14 Создаём списки 16.03 26. Поиск информации. ПР Р №15 Ищем информацию в сети Интернет 23.03 27. Преобразование информации по заданным правилам, путём рассуждений.
ПР Р № 16 Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор 30.03 28. Разработка плана действий и его запись 06.04 29. Запись плана действий в табличной форме 20.04 30. ПР Р №17 Создание движущихся изображений 27.04 31 ПР Р №17 Создание движущихся изображений 04.05 32. ПР Р №18 Создаем слайд-шоу по собственному замыслу 11.05 33. ПР Р №18 Создаем слайд-шоу по собственному замыслу 18.05 34. ПР Р №18 Создаем слайд-шоу по собственному замыслу
(выполнение и защита итогового проекта). 25.05 VIII. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. УМК ПО ИНФОРМАТИКЕ
Босова Л.Л., Информатика. 5 класс: учебник. — М.: Бином. Лаборатория знаний, 2015
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ, ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Бородин М.Н. Информатика: метод. пособие для учителя. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 5–6 классы: метод. пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А. Ю. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
Панкратова Л.П., Челак Е.Н. Контроль знаний по информатике: тесты, контрольные задания. - С-Пб.: БХВ - Петерург, 2004
Босова Л.Л. Тестовый контроль знаний на уроках информатики в 5 классе - электронная версия
Семакин И.Г., Вараксин Г.С. Структурированный конспект базового курса информатики.: Приложение к учебнику. М.: БИНОМ, Лаборатория базовых знаний, 2004
Васильева М.О., Пай А.В. Работа в текстовом редакторе MS Word 2007/2010: учебно-методическое пособие, Нижний Тагил, 2012
Карчевский Е.М., Филиппов И.Е., Филиппова И.А. Word 2010 в примерах: учебное пособие. Казань 2012
Козлова Т.В. Как найти любую информацию в сети: практическое пособие, М.: НТ – Пресс, 2007
3. ПРОГРАММЫ, МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ИЗДАНИЯ, ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 5 класс»
2) http://metodist.lbz.ru/ - Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л.
3) http://www.scool-collekction.edu.ru - Единая коллекция ЦОР
4) http://konkurskit.org/ - международный конкурс КИТ по ИКТ
5) http://nic-snail.ru - портал СНЕЙЛ, международный конкурс - игра по Информатике "Занимательная информатика"
6) коллекция презентаций по курсу Информатики
7) Операционная система Windows XP
8) Текстовый процессор WORD
9) графический редактор Paint
4. наглядные пособия (Дрофа, электронный вариант)
1) Таблицы по теме Информация вокруг нас
- Как мы воспринимаем информацию
- Компьютер и информация
- Хранение информации
- Передача информации
- Носители информации
- Обработка информации
- Источники и приемники информации
2) Таблицы по теме Компьютер
- Правила ТБ при работе с ПК
- Знакомство с клавиатурой
- Правила работы на клавиатуре
- Устройства ввода информации
- Устройства вывода информации
5. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Мультимедийные компьютеры с пакетом программ и пособий по курсу Информатики и ИКТ
Сканер
Принтер лазерный
Цифровая фотокамера
Копировальный аппарат
МультимедиапроекторЭкран на штативе
Средства телекоммуникации Интерактивная доска с пакетом программ