Разработка урока по литературному чтению на тему Богатырская Сказка про Илью Муромца
План-конспект урока по курсу литературного чтения во 2 классе.
Тема: Богатырская «Сказка про Илью Муромца»
Учитель: Галимова Гульназ АзгаровнаМБОУ «Шугуровская СОШ имени В.П.Чкалова» МО «Лениногорский муниципальный район» РТ
Базовый учебник Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева. Литературное чтение. 2 класс. «В одном счастливом детстве», учебник в 2 ч.– Москва, Баласс, 2011.
Цель урока. Познакомить учащихся с богатырской сказкой на примере «Сказки про Илью Муромца».
Образовательный аспект. Обеспечить условия для понимания учащимися жанра и содержания произведения, осознанного чтения текста, высказывания собственного мнения по прочитанному.
Развивающий аспект. Развивать внимание к языку художественного произведения
Воспитывающий аспект. Продолжить формирование навыков организации умственного труда. Способствовать пониманию такой мировоззренческой идеи, как взаимосвязь прошлого и настоящего.
Планируемые результаты. Уметь читать осознанно текст художественного произведения, определять тему и главную мысль произведения, пересказывать текст, делить текст на части, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.
Ход урока
Организация детей.
Слайд 2. На экране – гусляр. Слышны гусли.
-Здравствуйте, люди добрые. Сядьте на места да послушайте. Собралися мы с вами на беседу добрую и складную. Чтобы был у нас мир и согласие. А ещё хочу пожелать вам, чтобы участвовали вы в беседе и всё внимательно слушали. Всё, что услышите, может вам пригодиться.
- Но вначале мы проверим домашнее задание. Я просила вас подготовить рассказ о былинах. Порадуйте меня своими ответами.
Вводная беседа. Совместная формулировка цели урока.
- Ребята, я предлагаю вам прослушать фрагмент из оперы М.Глинки «Руслан и Людмила».
Слайд 3. Звучит музыка. На экране – картина В.М.Васнецова «Богатыри».
- Ребята, что вы представляли, когда слушали музыку?
- Кто такие богатыри?
- Каких русских богатырей вы знаете? (Дети называют Илью Муромца, Алешу Поповича, Добрыню Никитича)
- Откуда вы о них знаете? (Дети говорят о том, что смотрели мультфильмы)
- Чем они занимались?
- В какие времена они жили?
- Что вы знаете о них еще? Обратите внимание на картину В.Васнецова. (Доспехи, боевые кони, одежда…)
- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.
- Да, мы сегодня будем говорить и читать о богатырях. Богатырь – герой русских былин, воин, отличающийся необычной силой, мужеством и умом.
III. Упражнение в технике чтения.
- А сначала – разминка. Откройте тетради на стр. 26. Будем выполнять задание 1. Соберите и прочитайте скороговорку. Слайд 4.летит по копыт полю от пыль топота
Слайд 5. Проверка, коллективное чтение.
- Молодцы! А кто сможет рассказать скороговорку наизусть?
IV. Работа над «Сказкой про Илью Муромца».
До чтения.
а) - Прочитайте заглавие.
- Что мы будем читать? (Сказку, отрывок)
- Вспомните название раздела. Что можно предположить?
- Какое отношение имеет сказка к богатырям? (Это особые сказки про богатырей и называются богатырскими)
б) – Рассмотрите иллюстрацию на с.175.
- Найдите на ней предметы, которые говорят о древности сказки. (Одежда, прически, посуда…)
- Где Илья? Как вы догадались? Опишите его.
- Можно ли предположить, о чем будем читать?
- Давайте прочитаем сказку.
2. Чтение сказки по частям с комментариями.
После чтения 1-й части:
- Как звали отца и мать Ильи? Как вы думаете, почему у них не было фамилии? (Дети пробуют ответить)
- Дело в том, что раньше на Руси не было фамилий. Это еще раз говорит о древних корнях сказки.
- Что огорчало родителей?
Чтение 2-й части:
Словарная работа по ходу чтения:
- Как вы понимаете есть сын, да никуда не годящий? (Ответы детей)
- Совершенно верно. Родители Ильи были крестьяне, а значит им нужен был помощник для работы на земле, особенно на старости лет. Больной Илья в помощники не годился.
Слайд 6. (На экране изображение крестьянского труда и приспособления для работы в поле)
- Кто такой странник? (Человек, который ходит пешком, странствует)
Слайд 7. (На экране изображение странника)
- Сколько это, чаша в полтора ведра?
- Попробуйте объяснить, что означают слова:
не прекословил (не спорил);
тын (забор из бревен или жердей)
Слайд 8. (На экране изображение такого забора)
- А в нашей современной речи вы слышали такие слова?
- Следовательно, какие это слова? (Устаревшие)
Уточняющие вопросы:
- Какое чудо сотворили странники с Ильей?
- Какой наказ ему дали? Найдите и прочитайте в тексте.
Физминутка. Слайд 9.- Ребята, как вы думаете, есть ли богатыри в наше время?
- В настоящее время слово «богатырь» употребляется в переносном значении: человек большого роста и крепкого телосложения, сильный, смелый.
- А вы хотите вырасти такими, чтобы вас можно было назвать богатырями?
- Что для этого нужно делать? (Заниматься спортом)
- Молодцы! Начинаем прямо сейчас!
Звучит песня группы Стаса Намина «Богатырская наша сила». Дети выполняют упражнения для разминки, повторяя их за подготовленным ребенком.
- Замечательно! Я думаю, вы все вырастете настоящими защитниками родной земли.
V. Продолжение работы над «Сказкой про Илью Муромца»
Чтение 3-й части.
- Ребята, мне очень хочется узнать, как Илья использует приобретенную им силу. А вам?
- Тогда давайте читать дальше.
Словарная работа по ходу чтения:
обух топора – тупая сторона топора
Слайд 10. (Изображение топора);
подсоблять – помогать.
- Что значит благословить? (Перекрестить человека, произнося слова молитвы, напутствия, пожелания) Слайд 11.Уточняющие вопросы:
- Как мать с отцом узнали о силе своего сына?
- Забыл ли Илья Муромец наказ странников?
- Из чего это видно?
- Как напутствовали Илью отец с матерью?
- Сравните их напутствие и наказ странников. Что заметили? (Они похожи. И странники, и родители Ильи говорят о том, каким должен быть настоящий богатырь и настоящий человек)- Чем отличаются по смыслу слова наказ и напутствие? Подсказка содержится в самом слове напутствие. (Напутствие – наказ человеку, отправляющемуся в путь)
- Расскажите о первой битве Ильи.
- Почему Илья Муромец отпустил трех царевичей басурманских?
Слайд 12. На экране задание, в котором нужно соединить стрелкой устаревшие слова с их современной парой.
дарован столица
пуще выпить
надобно спрятался
испить, выкушать подарен
прекословить нужно
схоронился спорить
стольный град сильнее
- Проверьте себя, насколько внимательно вы читали сказку. Слайд 13VI. Беседа о сюжете произведения.
- Где и когда происходили события?
- С чего все началось?
- Какие события были главными?
- Какой эпизод сказки вас особенно взволновал? Расскажите.
- Выполним еще одно задание.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/cc9a2c8b-a532-4823-81f8-ee76ac662a13/%5BNS-LIT_2-04%5D_%5BID_035%5D.swfVII. Итог урока.
- Напомните мне, пожалуйста, какую цель мы ставили перед собой в начале урока?
- О каком богатыре мы читали?
- О чем вы узнали на уроке?
- Что запомнили?
- Захотелось ли вам узнать еще больше об Илье Муромце и других богатырях?
- Я очень рада.
VIII. Домашнее задание.
- Перечитайте сказку. Найдите и подчеркните одно главное предложение в каждой части.
- Предлагаю вам сходить в библиотеку, взять книги о богатырях, принести их на следующий урок. Подготовьте рассказ о своей книге.