Богатырская «Сказка про Илью Муромца»

конспект урока разработан по УМК «Школа 2100».
Тема раздела: «Сказочные богатыри». 2 класс
Богатырская «Сказка про Илью Муромца»
Цели:
1.Образовательные
Сформировать понятие о былине;
создать целостный литературно-художественный образ былинного героя, показать его в творчестве художников;
Формирование навыка правильного и сознательного чтения.
2. Развивающие цели:
-личностных:
а) самоопределения, в процессе мотивации к чтению;
б) смыслообразования в процессе связи произведения с жизнью ребенка
в) формирование нравственно-эстетической ориентации в процессе анализа поступков героев
-регулятивных:
а)формирование действия самоконтроля и контроля в процессе исправления ошибок, при чтении
б) развитие рефлексивно-оценочного действия на этапе итоговой беседы по произведению
-логических:
а) анализа текста по частям
б) синтеза на итоговой беседе по произведению
в) планирования, в процессе плана пересказа
г) учебно-информационных действий в процессе выделения фактического содержания текста, подтекста, идеи
д) формирование логико-символических действий, в процессе установления причинно-следственных связей
-коммуникативных:
а) умение выразить свою точку зрения
б) выразить впечатления о прочитанном
в) развитие речи, при ответах на вопросы
3. Воспитательные цели:
-воспитание интереса к устному народному творчеству
-воспитание толерантности
-воспитание прилежности, усидчивости

Оборудование: Учебник,  мультимедийная установка, презентация.




















План урока:
1.Организационный момент
-приветствие
-проверка готовности к уроку
-положительный настрой на чтение
2. Переход к новой теме
-связать текст, который изучали на предыдущем уроке с новой темой
4. Подготовительная работа
-подготовить к восприятию художественного текста, адекватно замыслу автора
5. Первичное чтение
-помочь детям эмоционально прочувствовать художественное произведение
6. Чтение текста по частям и анализ каждой части
-помочь глубоко осознать текст (фактическое содержание, идея, подтекст)
-формирование умения анализировать форму художественного текста, его язык, видеть единство формы и содержания.
7. Обобщающая беседа
-помочь понять идею произведения
-рационально оценить поступки героев
-установить связь основной мысли произведения с жизнью ребёнка
8. Работа над произведением после его чтения и анализа
-формировать умение выражать своё отношение к произведению
-формирование речевых умений
9. Итоговая беседа
-сделать вывод по содержанию произведения
-определить авторское отношение к тексту
-осмыслить значение прочитанного текста для себя и для жизни ребёнка
10. Сообщение д\з. Оценивание
Ход урока:
Организационный момент
- Здравствуйте, люди добрые. Сядьте на места, да послушайте. Собрались мы с вами на беседу добрую и складную. Чтобы был у нас мир и согласие. А еще хочу пожелать вам, чтобы участвовали вы в беседе и все внимательно слушали. Все, что услышите, пригодится вам.
-Почему для нас важны уроки литературного чтения? Чему на них учимся?
-Нам сегодня на уроке нужно будет много читать. А как вы должны читать, чтобы было интересно вас слушать.
- Начнем наш урок с речевой разминки.
-Соберите скороговорку из слов.
Работа со скороговоркой (От топота копыт, пыль по полю летит.)
Прочитайте:
- медленно
-Тихо – громко
-Девочки –мальчики (по 1 слову тихо-громко)
- 1ряд-с вопросительной интонацией
2 ряд- весело
3 ряд – с огорчением.
- чтение в быстром темпе.
– Какое отношение эта скороговорка может иметь к теме нашего урока? (От топота копыт пыль по полю летит)
(п/о: у богатырей были быстрые и сильные кони)
Актуализация знаний.
- Как называется раздел литературного чтения, который мы изучаем?
(«Сказочные богатыри»)
- Кому посвящены произведения этого раздела?
(богатырям)
- А кого на Руси называли богатырями?
-Какие русские богатыри вам известны?
-Русская земля всегда гордилась своими богатырями.
-Героями, каких по жанру произведений являются богатыри?
Кто может дать определение, что такое былина?
«Былины название свое получили от слов «быль», «было».В них неизвестные древние авторы рассказывали о событиях, которые действительно были: о сражениях с врагами, о победах русских воинов. Но авторы многое придумывали сами»
- Кто и при каких обстоятельствах исполнял былины? (исполняли на праздниках, на пирах особые люди – сказители, которые по памяти рассказывали былины на распев и играли на гуслях – старинном музыкальном инструменте)

Работа с текстом «Сказки про Илью Муромца».
– Прочитайте заглавие.
– Что мы будем читать? (Сказку, отрывок.)
– Вспомните название раздела. Что можно предположить?
– Какое отношение имеет сказка к богатырям? (Это особые сказки про богатырей, и называются они богатырскими.)
-Посмотрите, есть ли автор у этой сказки?
-Прочитайте еще раз название сказки. Кто же будет главным героем этой сказки?
- Кто же такой Илья Муромец?
– Просмотрите первую строчку текста и скажите, откуда родом Илья Муромец. (Он из Мурома, сейчас это город во Владимирской области.)
Рассказ учителя об Илье Муромце:
В селе Карачарово, что под Муромом, если верить былинам, родился знаменитый богатырь Илья Муромец. Илья Муромец – реальная историческая личность, воин, служивший киевскому князю. В жизни звали его Илья Иванович Гущин.
«Я иду служить за землю Русскую. За вдов, за сирот, за бедных людей...» – с этими словами покинул он родное село. Погиб, защищая Киев от набега врагов.
За свои подвиги он был причислен к лику святых и удостоился захоронения в Киево-Печёрской лавре. Надпись у изголовья перед его гробницей гласит: «Илья из города Мурома».
К иконе великого былинного святого богатыря в местной карачаровской церкви идут и идут верующие. А в древнем Муроме на высоком берегу Оки установлен памятник легендарному богатырю.
Вот о каком богатыре сложена сказка, которую нам предстоит прочитать

- Итак, ребята, сформулируйте тему урока:
(Богатырская «Сказка про Илью Муромца»)
-Какие цели поставим:
1.Познакомить со сказкой.
2.Развивать навык чтения.
3.Понаблюдать за особенностями богатырских сказок.

-Рассмотрите иллюстрацию в учебнике с.174.
-Найдите на ней предметы, которые говорят о древности сказки?
-Где Илья? Как догадались?
-Можно ли представить, о чем будем читать?
-Сказка была написана очень давно и следовательно в ней будут встречаться устаревшие слова.
Словарная работа.
Волостей- сейчас это называют областью.
Пал – поле;
Калики – перехожие – странники бродячие по святым местам;
Ендова – сосуд из дерева;

Теперь мы можем приступить к чтению текста. Я начну, а вы слушайте внимательно и следите за мной по тексту.
Ребята, какое настроение у вас вызвала прочитанная былина?
Работа с текстом по ходу чтения.
Чтение сказки по частям с комментариями.
После чтения 1-й части:
- Где же происходят события в сказке?
- Как же звали отца и мать Ильи?
-Кто же были его родители? (простые бедные люди, которые много работали)
-Почему у них не было фамилии? (Раньше на Руси не было фамилии. Это еще раз говорит о древних корнях сказки.)
- Что же огорчало родителей Ильи?
Чтение 2-й части.
Словарная работа по ходу чтения:
не прекословил – не спорил;
тын – забор из брёвен или жердей;
странник – человек, который ходит пешком, странствует.
Уточняющие вопросы:
-Какое чудо сотворили странники с Ильёй?
– Как понимаете: есть сын, да никуда не годящий?
-Какую чашу попросили принести его странники? Прочитайте
– Сколько это – чаша в полтора ведра? Может ли быть такое в реальной жизни? (Нет, подобное преувеличение силы богатырей называется гиперболой.)
- Как выпивает воду Илья из этой чаши? Почитайте
(-Работа с иллюстрацией с. 176)
-Посмотрите, как легко он держит одной рукой чашу.
- Какой наказ дали странники Илье? Прочитайте.(с.178)
-Кому должен был помогать Илья?
-С кем нельзя было сражаться? Почему?
-Давая такой наказ, странники говорят о том, каким должен быть настоящий богатырь, настоящий человек.
-Есть ли в этом отрывке преувеличение?
-Здесь мы опять видим преувеличение силы богатырской.
-Где же должен был взять коня для себя Илья Муромец?
Чтение 3-й части.
Словарная работа по ходу чтения:
обух топора – тупая сторона топора;
подсоблять – помогать.

Уточняющие вопросы:
– Как мать с отцом узнали о силе своего сына?
– Зачем старики корчевали пни в лесу? Лёгкое ли это было дело?
Почему вы так думаете? (После тяжёлой работы все заснули от усталости.)
– Какую работу выполнил Илья? (Срубил весь лес, помог корчевать пни – будет много свободной земли для посева пшеницы. Сцена рубки леса тоже построена на гиперболе – преувеличении.)
– Как жизнь крестьян зависела от посевов и урожаев пшеницы?
– Забыл ли Илья Муромец наказ странников? Из чего это видно?
– Как напутствовали Илью отец с матерью? Что значит – благословить? (Перекрестить человека, произнося слова молитвы, напутствия, пожелания.)
– На что благословили родители Илью? Сравните их напутствие и наказ странников. Что заметили? (Они похожи. И странники, и родители Ильи говорят о том, каким должен быть настоящий богатырь и настоящий человек.)
– Чем отличаются по смыслу слова наказ и напутствие? (Напутствие – наказ человеку, отправляющемуся в путь.)
– Куда направился Илья Муромец? (Илья Муромец поехал послужить князю Владимиру Красно Солнышко в Киев.)
– Когда наше государство только появилось, оно называлось Киевская Русь. Самым известным из русских князей был Владимир.
Во времена его княжения у южных границ русского государства постоянно кочевали хазары, половцы, печенеги, которых на Руси называли басурманами, т.к. они были другой веры. Кочевники постоянно вторгались в пределы Руси, разоряли сёла, убивали и угоняли в плен людей. Князь Владимир избавил Русь от этих набегов, и в благодарность за это в народе его прозвали Владимир Красно Солнышко.
Работа с текстом после чтения.
– Какой эпизод сказки вас особенно взволновал? Расскажите.
– Как вы думаете, случайно ли странники остановились у дома Ильи?
– Можно ли раскорчёвку пней и расчистку поля для посева пшеницы назвать подвигом?
– Расскажите о первой битве Ильи.
– Почему Илья Муромец отпустил трёх царевичей басурманских?
Итог урока.
– Итак, мы знаем, что в основе былин лежат реальные события, да и сами богатыри не плод народной выдумки. Почему же тогда история, прочитанная нами, называется сказкой?
– Что в прочитанной истории правдиво?
– А какие события можно назвать сказочными, волшебными?
– Найдите в сказке другие сказочные приметы. (Начало сказки, герой-помощник конь богатырский)
-Давайте попробуем обобщить все, что мы узнали об Илье.
Домашнее задание: Перечитать сказку. Выполнить задание 2 в тетради на с. 26. Выполнить (по желанию иллюстрацию к сказке)
15