Конспект урока .Тема: «Богатырская «Сказка про Илью Муромца». Предмет: литературное чтение
Конспект урока
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 6 г. Сургута
Шагойко Виктории Фёдоровны
Стаж общий 20 лет, стаж работы в данной должности 19 лет,
I квалификационная категория.
Образовательная система «Школа 2100»
Предмет: литературное чтение
Класс: 2
Тема: «Богатырская «Сказка про Илью Муромца»
(Раздел III. «Сказочные богатыри». Урок 53)
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель: познакомить учащихся с новым видом сказки – богатырская.
Задачи урока
Обучающие:
- формировать навык осознанного, выразительного, поискового чтения; умение отвечать на вопросы учителя к тексту произведения; находить в тексте предложения, которые подтверждают высказанную мысль; умения формулировать основную мысль текста; кратко пересказывать текст; уточнить жанровые особенности сказки, повторить литературные термины.
Развивающие:
- развивать умение находить в тексте слова, предложения для характеристики героя, выражать свое отношение к героям, событиям, языку произведения, подготовить детей к рассказу о богатыре Илье Муромце, развивать наблюдательность, познавательную активность детей, способствовать развитию интереса к литературному чтению, совершенствовать культуру речи, дикцию, способствовать обогащению словарного запаса. Воспитательные:
- воспитывать любовь к русскому народному творчеству, чувства патриотизма и любви к своей Родине.
Технологии:
- формирование типа правильной читательской деятельности;
- проблемно-диалогическая.
Методы и методические приёмы:
метод постановки проблемы, подводящий к формулированию темы диалог, антиципация, работа с иллюстрациями, рассказ, беседа, продуктивное чтение, чтение с комментариями, выборочное чтение
Форма обучения:
фронтальная, индивидуальная
Оборудование:
Выставка книг о русских богатырях; репродукция картины М.В. Васнецова «Богатыри»; аудиозапись М.Мусоргского «Богатырские ворота», доска, видеопроектор, компьютер
Средства обучения:
мультимедийная презентация
Литература для учителя:
Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Начальная школа/Под научной редакцией Д. И. Фельдштейна.- М.: Баласс, 2010. – 336 с.
Образовательные технологии. Сборник материалов. – М.: Баласс, 2008.-160 с.
Бунеева Е.В.,Чиндилова О.В., Яковлева М.А. Уроки литературного чтения во 2 классе. Методические рекомендации для учителя. – Изд.2-е.,- перераб. – М.:Баласс, 2008.- 320с.
Литература для учащихся:
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение. 2-й класс. «Маленькая дверь в большой мир». В 2-х ч. Ч.1.– М.: Баласс, 2007. – 208 с., ил.
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Тетрадь по литературному чтению. 2 класс. Изд. 2-е, испр. - М.: Баласс, 2008. – 64 с.
Структура урока:
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
III. Работа с текстом
IV. Физминутка
V. Итог урока
Ход урока
Этап урока
Метод, приём, алгоритм работы
Форма
Средство
Учитель
Ученики
I. Организационный момент
(1 минута)
Включение всего класса
Фронтальная
Презентация
(слайд 1)
- Давайте подарим друг другу - лучики своих улыбок!
Дети приветствуют друг друга улыбками.
II. Актуализация знаний
(8 минут)
1.Работа над скороговоркой.
Метод постановки проблемы.
Алгоритм работы:
- медленное чтение;
-содержание скороговорки;
- выделение повторяющихся звуков и сочетаний;
- заучивание наизусть;
- проговаривание с ускорением.
Индивидуальная
Фронтальная
Тетрадь по литературному чтению. Задание 1 с.26.
Презентация
(слайд 2)
- Составьте и прочитайте скороговорку.
- Какое отношение скороговорка может иметь к теме нашего урока?
- От топота копыт пыль по полю летит.
- Мы изучаем раздел «Сказочные богатыри». Эти герои защищали родину на конях.
2. Беседа
Подводящий к формулированию темы диалог
Фронтальная
Презентация (слайд 3)
- Какие жанры устного народного творчества описывают подвиги русских богатырей?
- А что такое былина?
- А что такое сказка?
- О богатырях рассказывается в былинах и сказках.
- Былина - это русские народные торжественные песни. Их сочиняли талантливые люди, но не записывали.
- Сказка - вымысел, ложь, присутствие волшебных сил.
III. Работа с текстом
(25 минут)
1.Работа с текстом до чтения. Постановка темы и цели урока.
Антиципация
Рассказ учителя об Илье Муромце.
Фронтальная
Учебник
Презентация
(слайды 4,5,6,7)
- Прочитайте заглавие. Что мы будем читать?
- Вспомните название раздела. Что можно предположить?
- Какое отношение имеет сказка к богатырям?
- А кто такой Илья Муромец?
- Просмотрите первую строчку текста и скажите, откуда родом Илья Муромец?
- Богатырскую сказку, отрывок.
Ответы детей.
- Это особые сказки о богатырях, и называются они богатырскими.
- Былинный герой, богатырь.
- Он из Мурома, сейчас это город во Владимирской области.
В селе Карачарово, что под Муромом, если верить былинам, родился знаменитый богатырь Илья Муромец. Илья Муромец – реальная историческая личность, воин, служивший киевскому князю. В жизни звали его Илья Иванович Гущин.
«Я иду служить за землю Русскую. За вдов, за сирот, за бедных людей...» - с этими словами покинул он родное село. По°гиб, защищая Киев от набега врагов.
За свои подвиги он был причислен к лику святых и удостоился захоронения в Киево-Печерской лавре. Надпись у изголовья перед его гробницей гласит: «Илья из города Мурома».
К иконе великого былинного святого богатыря в местной карачаровской церкви идут и идут верующие. А в древнем Муроме на высоком берегу Оки установлен памятник легендарному богатырю.
Работа с иллюстрациями.
Индивидуальная
Учебник
(с.174, с.176,с.181)
- Рассмотрите иллюстрации, найдите предметы, которые говорят о древности сказки.
- Где Илья? Как вы догадались?
- Можно предположить, о чём мы будем читать?
- Давайте прочитаем.
Учащиеся отмечают особенности одежды, причёски, посуды.
Дети описывают Илью.
- Мы прочитаем сказку о жизни былинного богатыря Ильи Муромца.
IV. Физминутка
(2 минуты) Презентация
(ученик в костюме богатыря) (слайд 8)
Дружно встали – раз, два, три –
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво,
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек,
И направо, и ещё
Через левое плечо.
(под муз. М.Мусоргского «Богатырские ворота»)
2. Работа с текстом по ходу чтения.
Проверка первичного восприятия.
Чтение с комментариями.
Фронтальная, индивидуальная
Учебник (с.174)
1 часть
Вопросы после чтения 1 части:
- Как звали отца и мать Ильи? Почему у них не было фамилии?
- Что огорчало родителей?
- Раньше на Руси не было фамилии. Это ещё раз говорит о древних корнях сказки.
- Они горевали, что у них нет детей.
- Переживали о том, что у них родился больной ребёнок.
Словарная работа по ходу чтения:
не прекословил – не спорил;
тын – забор из брёвен или жердей;
странник – человек, который ходит пешком, странствует.
Выборочное чтение
Учебник (с.175-179)
Презентация
(слайд 9)
Презентация
(слайд 10)
Учебник (с.178)
2 часть
Уточняющие вопросы по ходу чтения:
- Как вы понимаете есть сын, да никуда не годящий?
- Сколько это- чаша в полтора ведра?
- Может ли быть такое в реальной жизни?
Вопросы после чтения 2 части:
- Какое чудо сотворили странники с Ильёй?
- Какой наказ ему дали?
-Нет, подобное преувеличение силы богатырей называется гиперболой.
Ответы учащихся.
Учащиеся зачитывают отрывок: «...Но помни...через силу носит...»
Словарная работа по ходу чтения:
обух топора – тупая часть топора;
подсоблять – помогать.
Выборочное чтение.
Выборочное чтение.
Учебник (с.179-183)
Презентация
(слайд 11)
Учебник (с.180)
Учебник (с.182)
Учебник (с.178, с.182)
Презентация
(слайд 12)
3 часть
Вопросы после чтения 3 части:
- Зачем старики корчевали пни в лесу?
- Лёгкое ли это было дело?
- Как мать с отцом узнали о силе своего сына?
- Какую работу выполнил Илья? (Сцена рубки леса построена на гиперболе - преувеличении)
- Забыл ли Илья наказ странников? Из чего это видно?
- Как напутствовали Илью отец с матерью?
- Что значит благословить?
- Сравните их напутствие и наказ странников. Что заметили?
- Чем отличаются по смыслу слова наказ и напутствие?
- Куда направился Илья Муромец?
- Освобождали землю для посева пшеницы.
- После тяжёлой работы все уснули от усталости.
Ответы учащихся.
- Срубил весь лес, помог выкорчевать пни.
Учащиеся зачитывают отрывок: «...А Илья Муромец всё стал посматривать, когда мужичок поведёт паршивенького жеребёночка»
Учащиеся зачитывают отрывок: «...поезжай к князю Владимиру, да смотри, заступайся за слабых, не обижай беззащитных, бей вора-разбойника...»
- Перекрестить человека, произнося слова молитвы, напутствия, пожелания.
- Они похожи. И странники, и родители говорят о том, каким должен быть настоящий богатырь и настоящий человек.
- Напутствие – наказ человеку, отправляющемуся в дорогу.
- Илья Муромец поехал послужить князю Владимиру Красно Солнышко в Киев.
3. Работа с текстом после чтения.
Беседа.
Фронтальная
Презентация
(слайд 13)
- Какой эпизод сказки вас особенно взволновал? Расскажите.
- Расскажите о первой битве Ильи.
- Почему Илья Муромец отпустил трёх царевичей басурманских?
Рассказ детей.
V. Итог урока
(9 минут)
Беседа о жанровых особенностях сказки
Оценивание ответов учащихся.
Фронтальная, индивидуальная
Презентация
(слайд 14)
- Итак, мы знаем, что в основе былин лежат реальные события, да и сами богатыри - не плод народной выдумки. Почему же тогда история, прочитанная нами, называется сказкой?
- Что в прочитанной истории – правдиво?
- Найдите в сказке другие сказочные приметы.
- В сказке есть вымысел, волшебные силы и персонажи.
- Реальные события, реально существующие персонажи.
- Начало сказки, герой-помощник конь богатырский.
Домашнее задание
- перечитать сказку; Презентация (слайд 15)
- выполнить задание 2 в тетради на с.26;
- по желанию выполнить иллюстрацию к сказке.
15