Роль классного руководителя в создании здоровьесберегающего пространства в образовательном процессе
Роль классного руководителя в создании здоровья сберегающего пространства в образовательном процессе
Первое, что должен знать педагог, это строение и жизнь человеческого тела – анатомию и физиологию человеческого тела, и его развитие. Без этого нельзя быть педагогом, правильно растить ребенка.
«Здоровье – процесс способность человека сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации».
И.И. Брехман
«Здоровье (по определению Всемирной организации здравоохранения) – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».
Что должен знать классный руководитель о физиологии школьника
Одиннадцать школьных лет, – какой гигантский путь проходит за это время ребенок. Он растет, созревает и достигает зрелого типа функционирования его организма, формируется интеллект, взаимоотношения с окружающим миром. И все это протекает не хаотично, а из поколения в поколение – по одним и тем же законам, по вечным законам развития организма.
Как же помочь учителю, а в частности классному руководителю в его каждодневном труде не навредить на этапах становления человека в его школьные годы?
Какими знаниями необходимо обладать для создания здоровья сберегательного пространства в образовательном процессе.
И если педагог, прочтя эту статью и дополнительную литературу, начнет лучше понимать своих учеников, их трудности и проблемы – то ее автор будет считать свою задачу выполненной.
Дети растут и развиваются неравномерно. Периоды интенсивных ростовых процессов сменяются их торможением; этапы быстрого развития функций чередуются с замедлением и постепенным совершенствованием механизмов физиологической регуляции. Темпы изменения размеров тела, функциональных характеристик органов и систем не остаются постоянными на протяжении индивидуального развития организма, а закономерно изменяются. В результате на каждом этапе онтогенеза (индивидуального развития) формируются особенные, специфичные для данного этапа свойства отдельных систем и целостного организма. Это в равной мере относится к системам, обеспечивающим возможность жизнедеятельности, и к системам, управляющим всеми функциями и поведением человека.
Важнейшая задача возрастной физиологии состоит в изучении закономерностей роста и развития, выявлении наиболее существенных характеристик, присущих каждому возрастному этапу. Это необходимо для того, чтобы максимально полно учитывать функциональные возможности ребенка при планировании и проведении любых педагогических, гигиенических и оздоровительных мероприятий.
На данном этапе развития науки накопилось достаточно данных о том, что каждому человеку присущ свой собственный темп индивидуального развития.
Дети, имеющие одинаковый календарный возраст, могут находиться на различных этапах возрастного развития. Так возникла необходимость определять наряду с календарным биологический возраст ребенка, т. е. принадлежность к тому или иному периоду онтогенеза. Несоответствие между календарным и биологическим возрастами позволяет оценить темп индивидуального развития. Такое расхождение считается нормальным, если оно в раннем возрасте составляет 2-4 недели (удержание головки, начало ползания, прорезывание зубов, появление позы стояния и т. д.). К началу обучения в школе опережение или отставание биологического возраста может достигать 0,5-1 года (прохождение полуростового скачка, смена зубов и т. д.), а у подростков - 1-2 года и даже больше (появление вторичных половых признаков и менструаций, усиление ростовых процессов и их своеобразие).
Отсюда следует, что при формировании групп в дошкольных учреждениях трудностей практически не возникает, так как дети внутри одной группы близки как по календарному, так и по биологическому возрасту. Но уже у 6- и 7-летних детей темпы индивидуального развития значимо различаются. Оценки степени развития ряда морфофункциональных показателей являются необходимыми критериями школьной зрелости.
Вместе с тем оценивать особенности функционирования организма ребенка лишь по внешним признакам явно недостаточно. Для этого необходима всесторонняя характеристика всех физиологических систем, тех структурных и функциональных особенностей, которые определяют реакцию организма на внешние воздействия, возможности его приспособления (адаптации) к условиям воспитания и обучения.
Войдя впервые в школьный класс, ребенок попадает в совершенно новые для него условия. Сама атмосфера урока, необходимое здесь длительное и устойчивое внимание, ограничение двигательной активности – все это факторы, делающие начало обучения в школе одним из самых трудоемких этапов в жизни ребенка.
Данные специально проведенных многолетних экспериментов убедили ученых в том, что при соблюдении достаточно строгих требований обучение в школе можно начинать с 6 лет. Однако не всегда условия, необходимые для такого раннего начала обучения, соблюдаются, причем нередко просто в силу незнания некоторыми работниками народного образования специфических особенностей детей 6 лет.
И еще одно предложение. У педагога обязательно должен быть свободный день от других нагрузок, для занятий спортом. Он должен быть освобожден.
Что нужно знать классному руководителю о физиологическом развитии детей при здоровье – сберегающего пространства.
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ.
1. В организме 6-7 летних детей нет функциональных возможностей для длительного поддержания разнообразных устойчивых (стационарных) состояний, возникающих при разного рода деятельности. Это проявляется в быстром утомлении при физических и умственных нагрузках. Игра – одна из форма, способствующих естественной адаптации к разнообразной деятельности для детей этого возраста. В почти непрерывной игровой деятельности ребенка заключен огромный биологический смысл. Здесь не только складываются навыки взаимного общения, не только моделируется жизнь взрослых, но и происходит адаптация, спонтанная самотренировка к разнообразным нагрузкам, доступным детям 6-7 лет.
Дети в возрасте 7-10 лет уже в состоянии длительно, устойчиво (стационарно) поддерживать функциональную активность. Уже отмечалось, что отработка такой способности у 6-летних детей происходит только в результате соответствующих тренировок, т.е. постоянного упражнения тех или иных физиологических систем в разумных для данного возраста пределах. Естественный механизм, помогающий развитию этих возможностей, - спонтанная игровая деятельность. В ней создаются определенные условия для формирования мотивов целенаправленного поведения. Младший школьный возраст сенситивен для формирования способности к длительной целенаправленной деятельности – как умственной, так и физической. Так, на возраст 8-9 лет приходится максимум игровой двигательной активности детей. На перемене они стремятся компенсировать вынужденную неподвижность на уроке, что обусловлено их физиологическими потребностями. Оптимальное удовлетворение двигательных потребностей, как на уроках физической культуры, так и во внеурочное время содействует развитию основных двигательных качеств. Это доказывается, в частности, результатами исследования возрастной динамики общей выносливости и педагогическими экспериментами, в которых выносливость детей 7-9 лет удавалось поднять в 2 раза за счет специальной организации занятий на уроках физической культуры. При этом отмечалось, сто сами дети предпочитают игры, развивающие ловкость и скоростно-силовые качества.
2. Пластичность мозга особенно велика в детском возрасте, когда его структуры еще развиваются, окончательное формирование нервных элементов мозга связано с их участием в разных видах деятельности. Для обеспечения работы мозга как единого целого важна так же степень созревания связей между разными структурами. Развитие этих связей заканчивается к 15-16 летнему возрасту, когда формируются связи лобных отделов с другими областями коры и подкорковыми структурами. Развитие мозга ребенка происходит под влиянием внешних воздействий, и прежде всего воспитания и обучения.
3. Согласно концепции И. П. Павлова, основные свойства нервной системы определяют типологические особенности высшей нервной деятельности человека. Основным критерием для характеристики типа является сила нервных процессов возбуждения и торможения, важны их соотношение и уравновешенность. Классификация типов по И. П. Павлову предусматривает также такое свойство нервной системы, как подвижность способность к быстрой смене возбудительного и тормозного процессов. Соотношение этих основных свойств нервной системы (сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов) определяет 4 типа высшей нервной деятельности, соответствующие определенным темпераментам: сильный уравновешенный тип сангвиник, сильный возбудимый холерик, сильный малоподвижный флегматик, слабый тип нервной системы меланхолик. Такие четко выраженные типы встречаются не часто. Большинство людей относятся к промежуточным типам с различным сочетанием свойств нервных процессов.
Поскольку свойства нервных процессов определяются функционированием различных отделов мозга, а, следовательно, и степенью их зрелости, типологические особенности претерпевают существенные изменения по мере развития ребенка. Для детей вообще невозможна подобная классификация. Если исходить из основного для Павловской классификации критерия силы нервных процессов, то всех детей дошкольного возраста, у которых незрелость мозга обусловливает слабость возбудительного и тормозного процессов, следовало бы отнести к слабому типу, а младших школьников, подкорковые структуры которых недостаточно подавляются тормозными влияниями коры, к неуравновешенному, возбудимому типу.
Основываясь на этом, ученик И. П. Павлова Н. И. Красногородский предложил для детей оригинальную классификацию типов. Основной характеристикой здесь выступает уравновешенность нервных процессов, определяемая соотношением коры и подкорковых образований. Поэтому у ребенка выделяются не четыре, как у взрослого, типа высшей нервной деятельности, а только два: уравновешенный и неуравновешенный,
Индивидуальные особенности нервной системы школьников необходимо учитывать в педагогической практике. Дети с неуравновешенным типом нервной системы, конечно, представляют известные трудности для педагога. Любое замечание, в особенности отрицательная оценка, может либо привести такого ребенка в тормозное состояние он как бы выключается, либо, наоборот, вызвать повышенное эмоциональное возбуждение. Надо помнить, что это генетически опосредованный тип нервной системы ребенка и с этим необходимо считаться. Однако тип нервной системы, хоть он и наследуется, подвержен в период своего развития воздействиям внешней среды. Окончательно индивидуально-типологические особенности складываются под влиянием всего жизненного опыта, они подвижны, на них можно и нужно воздействовать, умело, развивая такие свойства нервной системы, как сила и подвижность нервных процессов.
Эффективность педагогических воздействий определяется морфофункциональной зрелостью системы восприятия информации. Роль восприятия в развитии психики и интеллектуальной деятельности чрезвычайно велика. Все, что в процессе жизненного опыта становится достоянием человека, должно быть, прежде всего, воспринято. По мнению известного нейропсихолога X. Дельгадо, если бы человеческое существо с момента рождения развивалось при полном отсутствии сигналов из внешнего мира сенсорной информации, оно было бы полностью лишено психических функций, «мозг его был бы пуст и лишен мыслей. Созревая физически, оно оставалось бы интеллектуально столь же примитивным, как в день своего рождения».
4. Для человека особенно важно зрительное восприятие, 90% всей информации поступает по зрительному каналу. 5-6 лет – возраст качественных преобразований мозговых функций «На данном этапе ребенок особо чувствительный (сенситивный) в развитии зрительного восприятия. Вместе с тем как в 6-, так и в 7-летнем возрасте восприятие характеризуется рядом особенностей, который нельзя не учитывать в педагогическом процессе. Это, прежде всего затруднение в произвольной регуляции восприятия, в умении управлять этим процессом в соответствии с заданной инструкцией.
Ребенок испытывает сложности и в выделении наиболее существенных признаков поступающей информации, а это затрудняет самостоятельную работу, проводимую под руководством учителя.
5. Увлекательные, интересные, эмоционально значимые для детей воспитательные мероприятия могут увлечь детей, привить им социально необходимые навыки и тем самым способствовать достижению максимальных результатов в воспитательной работе. Проще говоря, вместо, например, десяти бесед, литературно-музыкальных композиций, утренников, пресс-конференций о защите природы – за год лучше один раз сходить в поход, но поход должен решить несколько воспитательных задач, которые ставились в выше перечисленных мероприятиях. И время сэкономлено, и результат превзойдет все ожидания.
В подобных мероприятиях и происходит развитие эмоциональных стимулов, внимания. Роль внимания в любой человеческой деятельности достаточно хорошо известна. Развитие внимания ребенка определяет успешность и эффективность любых воздействий, в том числе и воспитательных формирующих влияний.
Об этом точно написал известный советский психолог Л. С. Выготский: «Ни одна форма поведения не является столь крепкой, как связанная с эмоциями. Поэтому, если вы хотите вызвать у ученика нужные вам формы поведения, всегда позаботьтесь о том, чтобы эти реакции оставили эмоциональный след в ученике... Эмоциональные реакции оказывают существенное влияние на все решительно формы нашего поведения и на все моменты воспитательного процесса». ( Педагогическая психология, М., 1926 г., с. 113)
Согласно представлениям ведущего советского физиолога П. В. Симонова, эмоция, компенсируя недостаток сведений, необходимых для достижения цели, обеспечивает продолжение действий, способствует поиску новой информации. Эмоции тесно связаны с потребностями, и очень важно использовать высокую эмоциональность ребенка для формирования потребностной сферы. Естественно, наиболее велика роль воспитания в формировании социально обусловленных потребностей, определяющих интересы и склонности, желания человека. Именно опираясь на эмоции, можно расширить круг потребностей, создать условия для совершенствования интеллектуального, нравственного и эстетического развития личности ребенка. Необходимо использовать также эмоциональную готовность и желание большинства детей учиться в школе. Этим эмоциональным настроем приобщиться к взрослости, привлекательностью и новизной учебы для ребенка можно воспользоваться для развития познавательных потребностей на начальном этапе школьного обучения. Надо сделать так, чтобы ребенку был радостен процесс познания. Только привлекательность содержания получаемых в школе знаний, интерес к тому новому, с чем ребенок знакомится на уроках, обеспечит устойчивую успешную учебу.
6. Дети, составляющие группу так называемых трудных, часто отличались меньшей степенью зрелости центральной нервной системы, в особенности ее регуляторных механизмов. При учете индивидуальных особенностей и соответствующих методических коррекциях эти дети по поведенческим реакциям и успеваемости могут достичь уровня более зрелых. Специальными физиологическими исследованиями показана целесообразность использования при работе с такими детьми приемов, направленных на повышение эмоциональной значимости задания. Для поддержания длительного внимания у детей эффективна фрагментарная подача материала и поэтапное выполнение задания с оценкой каждого этапа.
7. Степени зрелости детей 6 и 7 лет соответствуют уровень умственной работоспособности и адаптация организма учащихся к учебным нагрузкам. Наиболее значительное напряжение в функционировании физиологических систем, приводящее к неблагоприятным сдвигам здоровья, отмечено у детей, имевших при поступлении в школу низкие показатели морфофункциональной зрелости, у них к концу учебного года часто развивается астеноневротический синдром.
Очень остро стоит вопрос о том, как улучшить, оптимизировать функциональное состояние нервной системы первоклассников, как снизить отрицательные последствия нервно-психического напряжения. Полезны занятия физическими упражнениями. Выяснено, что особенно благоприятно влияют на центральную нервную систему детей физические упражнения аэробной направленности. 1214 мин бега на занятиях спортивного часа оказалось достаточно, чтобы не только существенно улучшить физическую работоспособность и общую выносливость ребенка, но и совершенствовать регуляцию функционального состояния центральной нервной системы, повысить ее адаптационные возможности умственных и физических нагрузках.
8. С 7-10 летнего возраста предпочтительно, чтобы дети начинали участвовать в оздоровительных марафонских забегах, увлекаться лыжными гонками и другими видами спорта, требующими в свою очередь развития выносливости. Кстати сказать, что пропаганда спорта в Казахстане, в частности футбола в Костанае дал свои результаты, как положительные, так и отрицательные. Футбольное поле средней школы № 22 ежедневно занято взрослыми. Взрослые играют, младшие смотрят, получают эмоциональный заряд. Рядом с ними же и старики не прочь посмотреть игру. Младшие так же играют, но реже. Это связано с их развитием. Сами собраться не в большой массе, нужен заводила – взрослый. А такого, видимо, нет.
9. У детей любое напряжение организма всегда связано с активной перестройкой работы чуть ли не всех органов и систем, и цикл адаптации к изменению внешних условий в детском возрасте особенно велики.
Именно поэтому начало обучения в школе, переход от домашних условий и даже от условий детского сада к условиям школы представляют для ребенка серьезную психофизиологическую нагрузку, вызывают состояние, которое иногда называют школьным стрессом, или школьным шоком. Степень выраженности такой реакции в значительной степени индивидуальна и зависит от возраста, уровня школьной зрелости и конкретной обстановки в классе. Даже в оптимальных условиях, когда соблюдаются все физиолого-гигиенические требования к организации режима дня и учебного процесса, проявляются признаки реактивного состояния, по крайней мере, в течение первых шести недель обучения. В этот период отмечается повышенный эмоциональный фон, что сказывается в увеличении интенсивности метаболизма, изменении состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Могут появляться нарушения пищеварения. Нередки нарушения сна и другие проявления невротических состояний.
По мере адаптации к школьным условиям у большинства первоклассников напряжение физиологических функций снижается. Однако к концу учебного года накапливается утомление и напряжение возрастает вновь. Во время длительных летних каникул, наряду с отдыхом, происходит дезадаптация, и с началом нового учебного года снова появляются признаки эмоционального и физиологического напряжения. Однако во II классе они обычно выражены слабее, а в III у большинства учащихся реакция на начало учебного года практически не наблюдается. Тем не менее, в IV классе, при переходе к предметному обучению и кабинетной системе, у детей вновь возникает состояние напряжения, связанное в первую очередь с ломкой устоявшихся стереотипов. К этому времени дают о себе знать и половые различия. У девочек все реакции, связанные с адаптацией к школе, выражены слабее, они испытывают значительно меньшее напряжение и легче приспосабливаются к новым условиям.
Хотя большинство детей благополучно переживают трудный период адаптации к школе, для некоторых связанное с этим напряжение оказывается чрезмерно большим. У таких детей могут возникать разнообразные функциональные нарушения, в том числе понижение физической и умственной работоспособности, задержка роста, изменение состава крови, снижение иммунобиологических, защитных свойств, повышенная заболеваемость. Все это, в свою очередь, отрицательно сказывается на возможностях усвоения учебного материала, осложняет и без того напряженное психофизиологическое состояние ребенка. От мастерства и опыта учителя зависит распознание первых признаков перенапряжения, создание в необходимых случаях щадящего режима для таких детей за счет снижения учебной нагрузки и помощи в социальной адаптации. В отдельных случаях необходима квалифицированная помощь врача, причем возможность обучения в общеобразовательной школе должна определяться медико-педагогическими комиссиями. Опасность перенапряжения особенно велика у первоклассников. Это, с одной стороны, связано с недостаточной зрелостью систем вегетативного обеспечения и механизмов их регуляции и, с другой, с резким изменением факторов внешней среды. За время обучения в начальной школе интенсивное развитие системы вегетативного обеспечения приводит к существенному возрастанию адаптационных возможностей ребенка. Этому немало способствует и прогрессивное развитие центральной нервной системы.
10. Отличия нейрофизиологических механизмов внимания в 1 и IIIIV классах определяют различные функциональные возможности ребенка в процессе обучения. У первоклассников в связи с незрелостью механизмов внимания невелик его объем. Часто ошибки в работе объясняются тем, что ребенок не в состоянии охватить всю предложенную информацию, сосредоточиться на ней. Слабо развито в этом возрасте и распределение внимания, что затрудняет восприятие речи учителя, если ребенок сам в это время что-либо делает. Он может или слушать и в это время приостанавливать работу, либо наоборот. Очень невелика у первоклассников и устойчивость внимания, в особенности при выполнении умственных действий.
К III классу, когда нейрофизиологические механизмы внимания, в особенности произвольного, достигают значительной зрелости, все показатели внимания улучшаются. Значительно возрастает объем внимания, его устойчивость. Совершенствование механизмов произвольного внимания способствует осуществлению контроля за одновременно происходящими действиями прогрессирует распределение внимания. Однако все эти изменения происходят не сами по себе. Созревание функций мозга только создает основу для развития внимания, а развивается оно в процессе учебной деятельности, и здесь важно влияние учителя. При этом надо иметь в виду, что внимание организуется не только по внешним инструкциям, но и в соответствии с внутренними потребностями. Поэтому очень важно формировать у младших школьников учебно-познавательные мотивации и потребности.
В младшем школьном возрасте, на этапе интенсивного формирования механизмов произвольного внимания, необходимо оказывать целенаправленные педагогические воздействия, способствующие развитию этой функции, использовать потенциальные возможности мозга ребенка. Это особенно важно еще и потому, что формирование нейрофизиологических механизмов произвольного внимания сказывается также на возможностях запоминания материала. В 910 лет в сравнении с 78 годами увеличивается объем кратковременной памяти. Процессу запоминания способствует более экономичное и избирательное функционирование различных отделов мозга, возрастающая пластичность взаимосвязи нервных центров, участвующих в восприятии и запечатлении поступающей информации. К этому же возрасту значительной зрелости достигает произвольная регуляция двигательной функции, совершенствуются точностные движения, их коррекция, приведение в соответствие с предъявляемым эталоном.
На этом этапе обучения важно, прежде всего, привить ребенку умение произвольно по словесной инструкции учителя концентрировать внимание, сосредоточиваться на существенном, организовывать конкретную деятельность. Одновременно нужно приучить ребенка к самостоятельному творческому действию, соответствующему познавательным потребностям. Один из реальных путей воспитания самостоятельной активности это путь В. А. Сухомлинского, предусматривающий самостоятельную работу во время урока, где ученик сам выделяет учебную задачу и находит способы ее решения. В младшем школьном возрасте структурно-функциональная организация мозга создает все предпосылки для овладения этим умением. Если не воспользоваться этим и заставлять ребенка только слепо повторять и зазубривать учебник, а в воспитательных мероприятиях целые монтажи блоки стихов и песен, можно пропустить самый благоприятный период для формирования произвольной целенаправленной деятельности ребенка.
9-10-летние дети могут многое воспринять, многому научиться, овладеть навыками и знаниями, предотвращает трудности дальнейшей учебы.
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ
Подростковый возраст, пожалуй, один из самых сложных периодов развития ребенка, требующий новых и эффективных методов воспитания и обучения. Это годы перехода к взрослому состоянию как в социально-психологическом, так и в биологическом плане. Педагогам хорошо известны трудности подросткового возраста, характеризующегося эмоциональной неустойчивостью, неуравновешенностью, сниженной работоспособностью и быстрой утомляемостью. По словам Н. К. Крупской, это самый мятущийся, самый критический, самый неуравновешенный возраст. Вместе с тем можно полагать, что при благоприятных социальных факторах и правильно организованном воспитательном процессе, учитывающем особенности возрастного развития, трудности подросткового периода преодолимы.
В значительной мере специфика этого возраста определяется биологическим фактором процессом полового созревания. В этом возрасте происходит временное уменьшение выносливости.
Следует подчеркнуть, что у подростков, регулярно занимающихся спортом, такого ослабления работоспособности не наблюдается, так как адаптация к мышечной деятельности позволяет им с минимальными потерями преодолеть этот сложный возрастной этап. Однако и существенных приростов в циклических видах мышечной деятельности не происходит. На состояние работоспособности оказывает также влияние изменение поведенческих стереотипов. Появление первых признаков пубертата связано с резким снижением двигательной игровой активности, которая до этого была естественным тренингом, поддерживавшим необходимый уровень физической работоспособности. С этого возраста двигательная активность школьника будет в основном определяться развитием нового комплекса мотиваций, обусловливающих необходимость систематических занятий физической культурой, например, желанием достичь известных спортивных результатов.
При планировании занятий физической культурой с подростками на II (12-13 – у мальчиков; у девочек – 10-12) стадии полового созревания необходимо учитывать, что их аэробные возможности ограниченны даже по сравнению с более младшими детьми. Поэтому развитие общей выносливости затруднено и центр тяжести занятий должен быть перенесен на развитие скоростно-силовых качеств, а также ловкости.
Перестройка в структуре скелетных мышц не может не сказаться на мышечной работоспособности. Отмечается некоторое увеличение физических возможностей подростков при выполнении циклической работы, особенно в зонах большой и умеренной мощности, т. е. при таких нагрузках, где главным источником энергии служит аэробный процесс. Растет мощность, которую может развивать подросток за счет аэробики, растет и длительность непрерывного удержания нагрузки такой мощности, т. е. объем работы. На этой стадии полового созревания эффективны тренировки общей выносливости, однако надо помнить, что пубертатные перестройки в организме еще далеки от завершения и следует соблюдать большую осторожность в наращивании интенсивности и объема тренировочных занятий. С другой стороны, тренировка силовых и скоростно-силовых качеств в этот период малоэффективна, и применение таких нагрузок в урочной и неурочной формах должно быть ограничено.
Глубокие перестройки, происходящие в сердечно-сосудистой системе, повышают риск появления вегетососудистой дистонии и подростковой гипертонии. Это необходимо учитывать как врачам, проводящим диспансеризацию, так и педагогам и родителям, регулирующим школьную нагрузку подростков.
11. Регулярность в приеме пищи, ее качественный состав и количество – важнейший компонент оптимального физиолого-гигиенического воспитания в подростковый период.
Особое внимание следует уделять тем подростка, которые имеют избыточный вес. Чаще всего причина в нарушении пищевого поведения: привычка много есть при малой двигательной активности.
12. На темпы роста и развития кроме наследственных влияют и другие факторы. Так, хорошо известно, что во второй половине XX в. отмечается повсеместный процесс ускорения темпов роста и развития. Это явление, получившее название акселерации, было широко исследовано во многих странах, но так и осталось до конца не объясненным. Среди причин, вызвавших акселерацию, называют изменения социально-экономических условий, воздействие усиливающегося потока информации, перераспределение генетического материала в популяциях человека, влияние солнечной активности и др. Тем не менее, следует подчеркнуть, что, хотя в среднем темпы роста и развития за последние 4050 лет заметно возросли, это не означает, что все дети стали развиваться быстрее. Различия в темпах, связанные с телосложением, сохранились, и в настоящее время медленно развивающиеся подростки встречаются по-прежнему во всех человеческих популяциях. Это отнюдь не является каким-либо отклонением от нормы, а наоборот, проявлением естественного биологического разнообразия, на котором зиждется благополучие популяции. Дети с замедленным развитием требуют к себе пристального внимания, заслуживают особой заботы, но вовсе не всегда дают повод предполагать какие-либо серьезные отклонения, патологические процессы, разумеется, если такая задержка укладывается в биологически разумные границы.
13. У подростков на II-III стадиях полового развития может наблюдаться дефицит механизмов произвольной регуляции функции, ослабляется внимание, наблюдается торможение реакции.
Если учащийся испытывает затруднение в произвольном внимании, в возможности избирательного восприятия на внешние стимулы, он, конечно, хуже воспринимает учебный материал, быстрее утомляется, ухудшается его умственная работоспособность. С этими особенностями подростка нельзя не считаться.
14. В подростковом возрасте специфика функционирования организма в большей мере определяется степенью полового развития, чем календарным возрастом. Существенные различия в сроках полового созревания девочек и мальчиков, индивидуальные особенности его темпа приводят к возникновению значительной неоднородности учащихся VVIII классов. В одном классе могут быть школьники с разной степенью полового созревания, а следовательно, и с разными функциональными и адаптационными возможностями. Отсюда очевидно, что дети в этом возрасте особенно нуждаются в индивидуальном подходе учителей и классных руководителей. Нельзя не учитывать и изменения психики подростка, его поведения, что также связано с физиологическими изменениями в период интенсивного полового созревания.
15. Эмоции подростков подвижны, изменчивы, противоречивы: повышенная чувствительность нередко сочетается с черствостью, застенчивость с нарочитой развязностью, появляются чрезмерный критицизм и нетерпимость к родительской опеке.
В переходный период подросткам особенно нужно и важно чуткое отношение родителей и педагогов. Не следует специально привлекать внимание подростков к сложным изменениям в их организме, психике, однако разъяснить закономерность и биологический смысл этих изменений необходимо.
Очень важно, чтобы в отце, матери, педагоге подросток видел друга, к которому можно обратиться с любым вопросом. Искусство воспитателя в этих случаях заключается в том, чтобы найти такие формы и методы работы, которые бы переключали внимание детей на различные и многообразные виды деятельности, отвлекали их от сексуальных переживаний. Это, прежде всего учет склонностей подростков к определенным занятиям, клубы по интересам, спорт.
Вместе с тем необходимо тактичное, уважительное отношение взрослых к инициативе и самостоятельности подростков, умение направить их энергию в правильное русло. Ведь подросткам свойственно переоценивать и свои силы, и меру своей самостоятельности. Это тоже одна из особенностей переходного периода.
Для того чтобы поддерживать активное состояние, подростку нужен определенный режим питания с достаточным количеством витаминов, чередование труда и отдыха, умственной работы и физической. В силу психофизиологических особенностей подростков их значительно труднее в этом возрасте, чем в более младшем, приобщить к труду, к умению организовать свою деятельность, преодолевать трудности; многие дефекты воспитания, допущенные ранее, сказываются в навыках, умениях, личностных качествах подростка. У них очень велико стремление ощущать себя взрослыми. Однако половая зрелость это еще не завершение биологического созревания, а тем более социального. Возрастные преобразования физиологических систем продолжаются в юношеском возрасте.
ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ
17. Юношеский возраст очень ответственный этап развития в жизни школьника. Завершается морфофункциональное созревание организма, происходят существенные изменения его личности, психологическое и социальное взросление. Граница перехода от подросткового к юношескому возрасту весьма условна и по разным схемам периодизации приходится на разный календарный возраст. Согласно периодизации, принятой в возрастной физиологии, юношеский возраст у девочек начинается в 16 лет, у мальчиков в 17. В психологической литературе возраст между 1415 и 17 годами называется ранней юностью. У школьников юношеский возраст приходится на старшие классы, когда возникают значительные трудности, связанные с интенсивностью учебной нагрузки и эмоциональным напряжением, неизбежным в период выбора профессии и подготовки к вступлению во взрослую жизнь. Каковы же особенности физиологических функций на этом этапе развития?
18. Становление физиологических механизмов происходит не само собой, а только в условиях постоянных упражнений и тренировок. Если у детей тому способствует их склонность к игровой деятельности, то у юношей это должно базироваться на реальной учебной и трудовой деятельности. Поэтому огромное значение приобретает воспитание у них естественной потребности к труду в широком смысле слова. Это и учеба, и общественно полезный труд, и спорт.
19. В юношеском возрасте совершенствуются взаимоотношения между отдельными звеньями эндокринной системы, обеспечивающие упрощение регуляторных процессов, их экономизацию.
20-21. Большая умственная нагрузка, чрезмерный порой объем учебных заданий приводят к тому, что в этот столь важный для формирования здорового тела и образа жизни период развития двигательная активность юношей и особенно девушек неуклонно снижается, что чревато многими отрицательными последствиями для их здоровья в дальнейшем. Недостаточная отработанность механизмов физиологической регуляции вегетативных функций, отсутствие навыка в их тренировке прямая дорога к раннему развитию патологических сдвигов в обмене веществ, сердечно-сосудистой, иммунной системах организма. Высокая заболеваемость взрослого населения – во многом следствие недостаточного внимания к физическому развитию юношей.
22. Учащиеся, у которых системная организация деятельности мозга характеризуется высокой избирательностью вовлечения нервных центров, отличаются хорошей и устойчивой умственной работоспособностью, значительно меньшим напряжением в работе центральной нервной системы при адаптации к учебным и физическим нагрузкам.
Причем надо отметить, что хотя и есть генетические предпосылки, определяющие индивидуальную стратегию деятельности, однако она поддается тренировке и ее можно улучшить специальными методическими приемами, развивая способность к большей концентрации внимания, умение быстро и четко выделить наиболее значимую информацию и организовать мыслительную деятельность. Такие целенаправленные педагогические воздействия на этом этапе завершающего развития функций мозга и отработки индивидуальной стратегии деятельности могут способствовать улучшению умственной работоспособности, расширению функциональных возможностей мозга в учебной деятельности.
Мозг отличается высокой пластичностью, в старшем школьном возрасте его резервные возможности чрезвычайно велики и их необходимо использовать. Это не значит, что надо увеличивать нагрузки, объем учебного материала. Надо научить школьника оперативно с этим материалом работать. Отрицательное воздействие учебных нагрузок в старших классах на умственную работоспособность и здоровье связано не только с их большим объемом, но и с тем, что у большинства школьников не сформирована оптимальная стратегия умственной деятельности, не развито умение не просто заучивать материал, а, запоминая, осмысливать его. В нейрофизиологическом плане это означает, что запоминание должно осуществляться не как простой отпечаток, а организовываться на основе переработанной информации как определенная многоуровневая система взаимосвязанных структур. К тому есть уже реальные предпосылки: высокая избирательность участия и пластичность связей нервных центров при осуществлении психофизиологических функций и в умственной деятельности, высокий уровень произвольного регулирования организации интегративной деятельности мозга в соответствии с внешними инструкциями и внутренними потребностями. Используя эти функциональные возможности в учебно-воспитательном процессе, можно не только снизить отрицательное влияние учебных нагрузок, но и существенно развить потенциальные творческие возможности школьников- старшеклассников.
23. Индивидуальные особенности и лежащие в их основе свойства нервных процессов обязательно должны учитываться при выборе жизненного пути. Профориентация и профотбор на основе анализа физических особенностей в юношеском возрасте очень важны. Естественно, чтобы быть хорошим оператором сложных систем управления, диспетчером авиационных и железных дорог, необходимы высокая точность и быстрое функционирование систем восприятия информации, хорошая подвижность нервных процессов. Определенные свойства нервных процессов нужны людям разных профессий, нужны они и педагогам, для которых, наряду с силой нервных процессов, необходима высокая степень их уравновешенности. Но не только работа предъявляет требования к человеку, но и человек к работе. Как важно, чтобы работа соответствовала внутренним потребностям человека, была по душе. Положительные эмоции мощнейшее средство активации мозга, мобилизации его резервных возможностей. А возможности эти в юношеском возрасте чрезвычайно велики. Упущенное время невосполнимо, его нельзя компенсировать в дальнейшем никаким усердием.
24. Не менее важен этот возраст и для физического состояния человека на протяжении всей последующей жизни. Увлечение спортом, туризмом, рациональное использование свободного времени, формирование полезных привычек и здорового образа жизни в эти годы могут происходить естественно, без всякого принуждения извне, благодаря внутренней потребности и положительному примеру старших. Вообще, роль межвозрастных связей особенно усиливается в юношеском возрасте. Юноши и девушки неосознанно стараются подражать взрослым, выбирая среди них себе кумиров, и нередко образ этих кумиров во многом определяет развитие их личности. Но и сами старшеклассники уже являются кумирами для кого-то, особенно для подростков, которые тянутся к ним, подражая в манерах, в разговоре, в спортивных увлечениях и в иных пристрастиях. Роль старшеклассников в школьном коллективе, поэтому колоссальна и совершенно своеобразна: именно через них главным образом происходит одно из наиболее сильных воздействий взрослого мира на мир подростков. Истинная культура в обществе станет, возможна лишь тогда, когда к ней будут приобщены юноши. Это залог и их будущей духовности, и нормального развития подростков.
25. Влияние внешних условий, образа жизни на все свойства организма юношей очень велико. Это особенно наглядно проявляется в воздействии различных систем физического воспитания, поскольку здесь сравнительно просто оценить результаты. Так, по нашим наблюдениям, в юношеском возрасте особенно важна роль учителя физической культуры, организация и направленность физического воспитания. Например, преобладание на уроках нагрузок, направленных на развитие силовых и скоростно-силовых качеств, способствует общему повышению двигательной подготовленности, но не развивает аэробные возможности организма. Напротив, нагрузки на выносливость дают положительный эффект в развитии аэробных возможностей, но мало влияют на развитие других двигательных качеств. Только комплексное развитие, направленное на всестороннее совершенствование двигательных качеств, приводит к оптимальному соотношению различных сторон физических возможностей старшеклассников.
26. Особенно эффективно повышение объема тренировочных нагрузок за счет увеличения времени, отводимого для физического воспитания юношей.
Пластичность юношеского организма, его потенциальные возможности способствуют тому, что отдача от корректно поставленных уроков физкультуры не заставляет себя ждать.
27. После сложного, противоречивого и иногда тяжелого подросткового периода, когда некоторые учащиеся пропускают по болезни немало уроков, нередко отстают от своих сверстников по уровню знаний и в физическом развитии, юношеский возраст представляет последний шанс наверстать упущенное. При этом завершение дифференцировочных процессов в тканях (и в центральной нервной системе, и в периферических органах), формирование взрослого типа регуляции, наряду с сохраняющейся еще пластичностью функций, создают уникальные условия для быстрого развития, для компенсации всех тех отставаний, которые могли накопиться по тем или иным причинам в более раннем возрасте. Не случайно обычно именно в юношеском возрасте полностью раскрывается талант выдающихся спортсменов, музыкантов, математиков. Адаптация к социальному окружению в эти годы происходит за счет наибольшего развития тех врожденных задатков, которые способны дать юношам и девушкам самые большие шансы на успех в жизни. Обычно это не осознается ими самими, да и окружающие не всегда четко понимают причинно-следственную связь в подобных явлениях. Тем не менее, нередко сильный и ловкий юноша предпочитает упражнять именно эти свои и без того неплохо развитые качества. Другой же, не отличающийся большими физическими задатками, углубляется в сферу интеллектуального труда и благодаря инстинктивному (а иногда и осознанному) упорству и трудолюбию быстро опережает сверстников. Важнейшая роль педагога в этот период помочь старшекласснику выбрать такой жизненный путь, который позволит не только наиболее полно использовать врожденные задатки, сохранить творческий азарт в избранном виде деятельности на всю жизнь, но и гармонизировать его умственное и физическое развитие.
Школа стоит на пороге 12-летнего образования. Всех волнует будущее наших детей и в первую очередь их здоровье.
Комплексная информатизация и компьютеризация образовательного процесса в сочетании с деятельностью педагогов, выполняющих роль классных руководителей.
Выдающийся философ XX века Бертран Рассел заметил: «Если вы не думаете о своем будущем, у вас, его не будет...»
Хочется думать, что наше будущее - это здоровые дети. Оказывается, детям, чтобы прочно усвоить знания и избежать пика усталости от занятий в наш интенсивный информационный век, нужна готовность номер один для восприятия знаний. Созданы ли нами условия для полноценного восприятия детьми этих знаний?
Формирование молодого поколения происходит сегодня в условиях быстро меняющегося мира. Наряду с заново выстраиваемой культурой новых социальных отношений важной частью сегодняшнего образования человека становится информационная культура, строящаяся на современных инновационных процессах.
Цель современной школы - подготовка детей к жизни... К жизни в мире, полном огромного объема информации. Информация для школьников и педагогов на нынешнем этапе все более осознается как важный педагогический ресурс. Все более очевидными становятся требования современной действительности уметь пользоваться образовательной информацией, добывать ее, воспринимать, анализировать, транслировать. Безусловно, каждому образованному человеку сегодня уже недостаточно книг и учебников, ему необходимы - компьютерная грамотность и опыт практического использования компьютеров.
Именно поэтому с целью повышения эффективности педагогической деятельности повсеместно осуществляется расширение возможностей использования и педагогами, и школьниками современных информационных технологий. В образовательных учреждениях происходит активное использование компьютеров, аудио-, видеотехники - как современных и эффективных средств обучения. Стремительно движется научно-технический прогресс, стремительно растут информационные потребности педагогов и учащихся. Компьютеры уже есть во многих семьях. С их помощью можно работать и изучать языки, играть в увлекательные игры, тренировать свою память и реакцию, путешествовать по городам и музеям, не выходя из дома.
И педагоги, и учащиеся отмечают влияние использования компьютерных технологий на эффективность учебно-воспитательного процесса. Прежде всего, отмечается изменение стиля общения между учителем и учеником, выделяется повышение активизации мышления учащихся, развитие творческих способностей личности и другие положительные стороны использования массовой компьютеризации образования.
Педагоги, родители и школьники в полной мере осознают преимущества, которые несет в себе развитие и распространение информационных компьютерных технологий.
Но все это сопровождается определенными проблемами со здоровьем, как педагогов, так и школьников. Использование компьютера в учебном процессе, безусловно, ставит перед участниками педагогического процесса ряд проблем. Комплексная информатизация образования может рассматриваться как процесс обеспечения в образовательной системе условий для формирования информационной культуры, как педагогов, так и школьников, использования в процессе обучения различных средств, форм и методов, наконец, использования компьютерной техники как основного атрибута современных образовательных технологий, что, естественно, оказывает существенное влияние на состояние здоровья участников учебно-педагогического процесса. Это лишний раз является напоминанием о том, что любой процесс должен строиться структурно грамотно в соответствии с определенными нормами и требованиями.
И педагоги, в свою очередь, осознают свою причастность к ответственности за состояние здоровья учащихся и видят решение ситуации негативного влияния нарастающей информатизации учебно-воспитательного процесса на здоровье учащихся и педагогов в овладении необходимыми здоровье сберегающими приемами и методами. Тема здоровье сберегающих образовательных технологий в условиях комплексной информатизации учебного процесса сегодня особенно актуальна.
Поскольку цель современной школы, прежде всего, - подготовка детей к жизни, то на пороге реформы 12-ти летнего образования, достижение этой цели может осуществляться с помощью особых технологий, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов. Педагог, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с учащимися, с их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами в состоянии спланировать свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса.
И здесь важно отметить роль классного руководителя. Должность классного руководителя должна быть освобожденной. Это наилучший вариант для осуществления комплексного и индивидуального подхода в воспитании детей.
Роль педагога в здоровьесберегающей педагогике
Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Внастоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно освобожденный классный руководитель в состоянии сделать для здоровья современногоученика больше, чем врач. Это не значит, что он должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто он должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников.
Актуальным является и вопрос о состоянии здоровья педагогов, которые будут работать в начальных классах с контингентом детей младшего школьного возраста и об отношении учителей к своему здоровью. Еще, по-видимому, долго учитель будет совмещать работу с классным руководством. Может ли педагог быть примером для своих воспитанников в вопросах здоровьесбережения? Учитель в рассматриваемый период обучения как никогда в другое время, занимает одно из центральных мест в жизни учащихся.
Пытаясь установить взаимосвязь между отношением учителя к своему здоровью, его потребности в соблюдении здорового образа жизни и реализацией соответствующего воспитательного воздействия на своих учеников, на практике мы сталкиваемся с тем, что сами учителя открыто говорят о том, что они не могут быть примером в ведении здорового образа жизни для своих воспитанников. Чем ниже уровень грамотности педагога в вопросах сохранения и укрепления здоровья, тем менее эффективно педагогическое воздействие на учащихся.
Педагог должен обладать важными профессиональными качествами, позволяющими генерировать плодотворные педагогические идеи и обеспечивающими положительные педагогические результаты. Среди этих качеств можно выделить высокий уровень профессионально-этической, коммуникативной, рефлексивной культуры; способность к формированию и развитию личностных креативных качеств; знания формирования и функционирования психических процессов, состояний и свойств личности, процессов обучения и воспитания, познания других людей и самопознания, творческого совершенствования человека; основ здоровья, здорового образа жизни (ЗОЖ); владение знаниями основ проектирования и моделирования здоровьесберегающих технологий в учебных программах и мероприятиях; умение прогнозировать результаты собственной деятельности, а также способность к выработке индивидуального стиля педагогической деятельности.
Что педагог должен уметь:
анализировать педагогическую ситуацию в условиях педагогики оздоровления;
владеть основами здорового образа жизни;
устанавливать контакт с коллективом учащихся;
наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение;
прогнозировать развитие своих учащихся;
моделировать систему взаимоотношений в условиях педагогики оздоровления;
личным примером учить учащихся заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих людей. Здесь имеется предложение. Дать учителю 1 свободный день, когда после уроков он обязательно должен будет посещать спортивные клубы, секцию, спортзал, бассейн, заниматься релаксацией, танцами и т. п.
Все эти умения, тесно связанные между собой, оказывают влияние на эффективность использования учителем средств, методов и приемов здоровьесберегающих методик в учебно-воспитательном процессе при работе, вовлекая учащихся в систему работы в условиях педагогики оздоровления.
Педагогу недостаточно получить в начале года листок здоровья класса от медицинских работников и использовать характеристики здоровья учащихся для дифференцирования учебного материала на уроках, побуждать совместно с родителями детей к выполнению назначений врача, внедрять в учебный процесс гигиенические рекомендации. Прежде всего педагог должен быть примером для своих воспитанников в вопросах здоровьесбережения. Только тогда, когда здоровый образ жизни это норма жизни педагога, только тогда ученики поверят, и будут принимать педагогику здоровьесбережения должным образом.
Для эффективного внедрения в педагогическую практику идей здорового образа жизни необходимо решение трех проблем:
изменение мировоззрения учителя, его отношения к себе, своему жизненному опыту в сторону осознания собственных чувств, переживаний с позиции проблем здоровьесбережения;
изменение отношения учителя к учащимся. Педагог должен полностью принимать ученика таким, каков он есть, и на этой основе стараться понять, каковы его особенности, склонности, умения и способности, каков возможный путь развития;
изменение отношения учителя к задачам учебного процесса педагогики оздоровления, которое предполагает не только достижение дидактических целей, но и развитие учащихся с максимально сохраненным здоровьем.
Данные направления и определяют пути повышения педагогического мастерства учителя и классного руководителя через первоначальное осознание собственных проблем и особенностей, их психологическую проработку и освоение на этой основе методов эффективного здоровьесберегающего педагогического взаимодействия с учащимися.
Литература
Государственные общеобразовательные стандарты среднего общего образования РК. – Алматы, 2002г.
В.И. Ковалько. Здоровьесберегающие технологии. - М., «ВАКО», 2004г.
В.И. Ковалько. Здороьесберегающие технологии: школьник и компьютер. - М., «ВАКО», 2007г.
Д.А. Фарбер. Физиология школьника. - М., «Педагогика» - 1990г.
ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ КАК ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
Задание педагогам:
Упражнение «Алфавит»
Раскройте смысл понятия «ЗДОРОВЬЕ», вписав (назвав) на каждую букву алфавита слова по заданной теме:
«ЗДОРОВЬЕ»...
А- Б- В- Г - Д -
Е- Ж- З- И- К -
Л- М- Н- О- П -
Р- С- Т- У- Ф -
X- Ц- Ч- Ш- Щ-
Э - Ю- Я -
Понятие «здоровье» имеет множество определений.
Самое популярное определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».
Хотя многие теоретики здоровьесбережения трактуют это важное понятие по-своему. Например:
«Здоровье - есть «степень приближения» к полному здоровью, которая позволяет человеку успешно выполнять социальные функции» (СМ. Громбах).
«Здоровье организма определяется его количеством, которое можно оценить максимальной производительностью органов при сохранении качественных пределов их функций» (Н.М. Амосов).
«Здоровье - процесс (динамическое состояние) сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни» (В.П. Казначеев).
«Здоровье - это такое состояние организма, при котором он биологически полноценен, трудоспособен, функции всех его составляющих и систем уравновешены, отсутствуют болезненные проявления. Основным признаком здоровья является уровень адаптации организма к условиям внешней среды, физическим и психоэмоциональным нагрузкам» (В.И. Дубровский).
«Здоровье не отсутствие болезни, а физическая, социальная, психологическая гармония человека» (И.Т. Фролов).
«Здоровье - «качество» людей данной общественной формации, о котором можно судить по продолжительности жизни, сокращению нервных заболеваний, преступности, наркомании» (П.Л. Капица).
«Здоровье - способность человека сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации» (И.И. Брехман).
«Здоровье соответствие основных физиологических функций данному возрастному периоду» (Ю.Ф.Змановский).
Важным в этих и других определениях здоровья считается отношение к нему как к динамичному процессу, что допускает возможность целенаправленно управлять им.
Любое общеобразовательное учреждение должно стать «школой здорового образа жизни» учащихся, где любая их деятельность будет носить оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию у школьников потребностей к здоровому образу жизни, формирование навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья, особенно в условиях комплексного использования современных информационных технологий обучения.
Основываясь на определении Всемирной организации здравоохранения, выделяют следующие компоненты здоровья:
Здоровье физическое это состояние, при котором у человека имеет место гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды.
Медицинское определение - это состояние роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.
Педагогическое определение - это совершенство саморегуляции в организме, максимальная адаптация к окружающей среде.
Отсюда, физическая активность естественная потребность здорового, развивающегося организма в движении. Физическая активность в детские годы выступает как предпосылка психического развития ребенка.
Здоровье психическое - это способность человека адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, умение уравновесить себя с окружающей средой.
Медицинское определение - это состояние психической сферы, основу которой составляет статус общего душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция.
Педагогическое определение это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности.
Отсюда, психическая активность - потребность нормально развивающегося ребенка в познании окружающей жизни: природы, человеческих отношений; потребность ребенка в познании самого себя.
Здоровье социальное - мера социальной активности, деятельного отношения человеческого индивидуума к миру.
Медицинское определение - это оптимальные, адекватные условия социальной среды, препятствующие возникновению социально обусловленных заболеваний, социальной дезадаптации и определяющие состояние социального иммунитета, гармоничное развитие личности в социальной структуре общества.
Педагогическое определение - это моральное самообладание, адекватная оценка своего «Я», самоопределение личности в оптимальных социальных условиях микро-, и макросреды (семье, школе, социальной группе).
Отсюда, социальная активность школьника проявляется в поведении, направленном на поддержание и выполнение правил, обязательных для учащегося, в стремлении помочь выполнять эти правила своему сверстнику. Социальная активность ребенка развивается вместе с его психической активностью, когда под руководством взрослого раскрывается самосознание ученика.
Здоровье нравственное - это комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви, милосердия и красоты.
В условиях комплексной информатизации современного учебного процесса для педагогов определены конкретные функции, направленные на сохранение «соответствующей возрасту и полу психофизиологической устойчивости в условиях постоянного изменения количественных и качественных единиц структурной (на клеточном уровне) и сенсорной информации (зрительная, слуховая, тактильная и др.)» (И.И. Соковня-Семенова) и укрепление здоровья учащихся:
1 функция - обязательно использовать данные медицинского осмотра школьников для характеристики здоровья и дифференциации учебного материала на уроках;
2 функция - с целью профилактики заболеваний, снижения утомляемости школьников на уроках, внедрять в учебный процесс гигиенические требования и рекомендации, предусмотренные санитарными нормами и правилами, касающиеся современных информационных технологий, используемых в учебном процессе образовательного учреждения.
Усугубляют состояние учащихся в процессе обучения на современном этапе негативные «школьные» факторы здоровья:
интенсификация учебного процесса;
недостаток двигательной активности учащихся;
несоблюдение гигиенических требований;
перегрузка учебных программ;
несоответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям обучающихся;
стрессовые воздействия авторитарной педагогики;
отсутствие индивидуального подхода к учащимся;
неправильное питание;
несоблюдение элементарных физиолого-гигиенических требований к организации учебного процесса;
недостаточная подготовка педагогов в вопросах развитияи охраны здоровья детей;
неблагополучное состояние здоровья самих педагогов.
При грамотном планировании учебного материала и учебной нагрузки особенно важно учитывать все названные факторы.
Вследствие неграмотной организации учебного процесса мы получаем следующую статистику: с 2001 года у учащихся увеличилось число нарушений со стороны опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и нервной систем; прибавились нарушения эндокринной системы, болезни органов пищеварения, тубинфицированность.
У детей до 14 лет среди заболеваний занимают:
1-е место - заболевания органов дыхания;
2-е место - инфекционные и паразитарные болезни;
3-е место - болезни нервной системы и органов чувств;
4-е место - заболевания органов желудочно-кишечного тракта.
У подростков 15-18 лет:
1-е место - заболевания органов дыхания;
2-е место - болезни нервной системы и органов чувств;
3-е место - травмы и отравления;
4-е место - заболевания органов желудочно-кишечного тракта.
Медики и гигиенисты все эти заболевания рассматривают как «школьно-зависимые».
При постоянно нарастающем темпе информатизации учебного процесса очень важно обратить внимание на здоровье школьника с учетом процессов интенсивного роста и развития детского организма, меньшей толерантности к неблагоприятным воздействиям среды вследствие относительной морфофункциональной незрелости. Эти особенности требуют четкой регламентации всех условий, определяющих жизнедеятельность школьника в период обучения в школе.
По данным отечественных исследователей (В.Н. Касаткина; С.Н. Попов; Е.И. Рогов), к концу школьного периода обучения количество здоровых детей составляет не более 10-12%.
Очень важно не упустить время, пока современный школьник растет и развивается, и грамотно сформулировать каждому педагогу основные задачи сохранения здоровья учащихся в процессе обучения в школе:
научить детей определять свое состояние и ощущения;
сформировать активную жизненную позицию;
сформировать представления о своем теле, организме;
учить укреплять и сохранять свое здоровье;
понимать необходимость и роль двигательной активности;
обучать правилам безопасности при выполнении различных видов деятельности;
уметь оказывать элементарную помощь при травмах;
формировать представления о том, что полезно и что вредно для организма.
Конечно же, создание условий для формирования стиля здорового образа жизни зависит от конкретных исторических условий и культурных традиций государства, в котором живет человек, от экономического положения отдельной семьи, от установок самой личности в вопросе определения места здоровья в иерархии потребностей, от присутствия факторов риска (наличие ряда заболеваний, неблагоприятные условия жизни и т. д.).
Многочисленные авторы: М.В. Антропова, Л.Ф. Бережков, Е.Л. Вишневецкая, СМ. Тромбах, А.И. Дикая, Н.М. Попова, Г.М. Сапожникова, И.Г. Скачков, В.А. Шишкина, М.М. Кондратьева, М.М. Безруких, В.И. Демин, Л.О. Наватикян, Л.И. Ковалев и другие, считают, что наиболее важным фактором, влияющим и учебную деятельность и умственную работоспособность учащихся является здоровье, которое в свою очередь зависит от организации учебного процесса.
Многочисленные исследования отечественных и зарубежных педагогов свидетельствуют о том, что необходима разработка педагогических технологий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, крайне необходим тщательный анализ влияния учебного процесса и педагогических технологий на здоровье учащихся с целью предупреждения их негативного воздействия.
С учетом всего вышесказанного, программа здоровьесбережения современного школьника в условиях комплексной информатизации учебного процесса может включать следующие компоненты:
1. Рациональное питание.
Пища должна быть полноценной по химическому составу и содержать белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли и микроэлементы, быть безвредной в химическом отношении и безопасной с точки зрения бактериального состава.
Оптимальная для организма двигательная активность.
Движение как форма физиологической активности, присуще практически всему живому и играет важную роль в развитии психики и интеллекта человека.
Двигательная активность ребенка, по мнению известного исследователя И.А. Аршавского, является фактором, увеличивающим энергетические резервы организма.
У растущего организма восстановление израсходованной энергии идет со значительным превышением, т. е. создается некоторый «избыток». Именно поэтому в результате движений развивается мышечная масса, обеспечивающая рост организма. Существует понятие биологической достаточности движений. Оно подразумевает то количество движений, которое необходимо для нормального развития школьника.
Естественно, в зависимости от возраста их число меняется, и чем старше ребенок, тем больше движений он должен совершать для нормального развития.
3. Соблюдение режима дня (с учетом индивидуальных биоритмов).
Особую значимость для правильной организации режима дня в любом возрасте имеют суточные колебания уровня работоспособности. По этому признаку всех людей условно делят на большие группы в зависимости от того, кто когда встает и ложится спать.
Традиционно эти группы называют по аналогии с птицами, ведущими сходный с людьми образ жизни: «жаворонки», «голуби» и «совы».
Первые рано просыпаются, но и рано ложатся спать, последние - просыпаются поздно, высоко активны ночью, могут ложиться очень поздно в постель. «Голуби» занимают промежуточное положение между «жаворонками» и «совами», они среди взрослого населения составляют 50% от общей численности.
Учет индивидуальных биоритмологических особенностей - необходимое условие для рациональной организации деятельности, а следовательно, и режима дня. Регулярно повторяющаяся деятельность постепенно формирует так называемый динамический стереотип, который запечатлевается в вегетативной памяти и реализуется при возникновении соответствующих условных раздражителей.
4. Предупреждение вредных привычек (или отказ от них) и формирование полезных привычек.
Полезные привычки и гигиенические навыки лучше закрепляются, когда они осознаны. Что касается вредных привычек, то в основе их приобретения и избавления от них лежит воля.
5. Повышение психоэмоциональной устойчивости.
По материалам многочисленных исследований, особо опасны для здоровья не активные эмоции, а пассивные - отчаянье, тревога, боязливость, депрессия. Именно поэтому одной из составляющих здоровья считается позитивное мышление, которое достигается упорными тренировками. Школьника важно учить радоваться даже малой своей победе, а еще больше чужой удаче. Обучение только тогда может быть эффективным, когда ученик испытывает радость не только от процесса обучения в целом, но и от каждого положительного результата, даже совсем маленькой победы.
На современном этапе одной из приоритетных задач школы является концентрация усилий всего педагогического коллектива на формировании здорового образа жизни школьника. Это касается всех аспектов существования учебного образовательного учреждения - условий обучения, питания, режима, учебно-познавательной деятельности, соблюдения санитарно-гигиенических правил и норм, Учета возрастных особенностей контингента учащихся и т. д. Сегодня известно: 40% заболеваний у взрослых были «заложены» в детском возрасте, в 5-10 лет. Именно поэтому образовательное Учреждение, работающее с детьми младшего школьного возраста, Должно формировать уровень здоровья будущего гражданина нашего государства.
РОЛЬ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ПОСТРОЕНИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
При построении учебного процесса в образовательном учреждении, прежде всего, следует учитывать основные функции высшей нервной деятельности как координатора всех физиологических функций организма. Именно от особенностей высшей нервной деятельности каждого школьника зависит его поведение, возможность в быстром или медленном восприятии учебного материала.
Обучение в школе можно рассматривать как процесс формирования у школьников условных рефлексов (динамических стереотипов), которые могут быть возбуждены или заторможены под воздействием определенных внешних раздражителей, в числе которых и стиль общения педагога с учащимися, и дисциплина в классе, и правильное использование оценки и отметки в учебно-воспитательном процессе т. д. и т. п.
Соотношение процессов возбуждения и торможения, лежащих в основе формирования в коре головного мозга условно-рефлекторных связей, обеспечивающих восприятие информации, запоминание, воспроизведение и т. д., определяет типы высшей нервной деятельности человека - их четыре.
Сильный, уравновешенный, оптимально возбудимый. Учащиеся этого типа спокойные, внимательные, быстро «схватывают» и запоминают учебный материал. У них быстро образуются условные рефлексы, легко вырабатывается дифференцированная реакция.
Сильный, неуравновешенный, тормозной. Учащиеся, относящиеся к данному типу, медленнее «схватывают» учебный материал, их речь замедлена, но они прочно запоминают понятое, более того, проявляют активность при выполнении сложных заданий.
Сильный, неуравновешенный, возбудимый. Учащиеся несдержанны, переоценивают свои возможности в понимании материала. Условные рефлексы быстро образуются, но и быстро угасают. Школьники отличаются высокой эмоциональной возбудимостью, вспыльчивостью, их речь быстрая, с отдельными выкриками. Они быстро устают, нуждаются в дифференцированном подходе, положительной оценке даже небольших успехов, создании в учебной деятельности ситуации успеха. Для учащихся данного типа высшей нервной деятельности чрезвычайно важен индивидуальный режим дня, который включает мероприятия, успокаивающие нервную систему: закаливание, чередование «работа - отдых».
Слабый тип с недостаточной подвижностью процессов возведения и торможения. Учащимся, которые относятся к этому типу, характерно следующее: они не переносят длительных занятий, быстро утомляются, трудно привыкают к новым условиям обучения, их изменениям. У них на фоне утомления и переутомления чаще, чем у детей 1-3 типов высшей нервной деятельности, возникают заболевания, при этом более продолжительные и нередко с осложнениями. Такие школьники нуждаются в щадящем режиме и постоянных согласованных усилиях врачей, учителей и родителей.
Безусловно, типы высшей нервной деятельности учащихся влияют на показатели их работоспособности, которая проходит через три фазы.
В первой фазе работоспособности (врабатывание) организм настраивается, саморегулирует работу центральной нервной системы, а через нее и все другие физиологические системы. В этот период (2-5 мин у младших школьников и 1-3 мин у школьников средних и старших классов) необходимо проводить работу со знакомым материалом (повторение пройденного).
Во второй фазе (устойчивое состояние) происходит согласованная деятельность всех систем организма, школьник проявляет оптимальную для него работоспособность, поэтому следует дать самый сложный по уровню материал. Продолжительность оптимальной работоспособности в младших классах составляет 715 мин, в средних и старших классах - 25-35 мин.
В третьей фазе (утомление) нужно снизить учебную нагрузку, поддержать работоспособность за счет улучшения кровообращения коры головного мозга, чему способствует проветривание помещения, физкультминутки.
В фазе утомления важно своевременно отметить изменения в состоянии школьников. Утомление лучше снимать при первых его признаках (как только дети начнут проявлять двигательное беспокойство).
Если учитель не знает особенностей высшей нервной деятельности, не желает учитывать объективные физиологические особенности детей, то утомление школьников усугубляется. Дети не только отвлекаются от работы, ввиду того, что происходит охранительное торможение центральной нервной системы, у учащихся, имеющих Нарушения высшей нервной деятельности, могут произойти срывы в поведении, негативизм, которые нередко приводят даже к конфликтам, к прекращению работы, предлагаемой педагогом.
Более того, состояние учащихся усугубляется, если не удалось снять усталость на перемене. В таком случае следующий урок начинается на фоне сниженной работоспособности.
Однако утомление как физиологический процесс, оказывается, даже необходимо, так как посредством его совершенствуется организм. Утомление должно быть допустимым для растущего и развивающегося организма. Допустимое утомление снимается в период правильно организованной перемены, а также в течение 1-1,5-часового отдыха после уроков.
На уроках с использованием информационных технологий на работоспособность влияет также качество и содержание компьютерных программ, используемых педагогом. Чем младше ребенок, тем в большей мере выражены у него визуальные признаки внешнего утомления.
Обращаем внимание на то, что утомление школьника на занятиях с компьютером зачастую не сопровождаются субъективными ощущениями усталости. Вследствие этого бесконтрольные компьютерные игры могут незаметно нанести непоправимый вред здоровью детей. Во время компьютерных занятий одним из удобных выходов из этого положения может быть использование метода наблюдения за поведением школьников, когда отдельные симптомы поведения ученика становятся сигналами для прекращения занятия или для проведения общей и зрительной гимнастики, для переключения на другие виды деятельности (рисование, прогулка, подвижные или спокойные игры и т. д.). Для того, чтобы не допустить утомления и связанных с ним нервных срывов и других нарушений, к сигналам для прекращения компьютерных занятий следует отнести такие признаки, как отвлекаемость, частая смена позы, непривычные движения рук, ног, неприятная мимика, неудержимые всплески эмоций и т. д.
Интенсивный процесс обучения, например, с использованием информационных технологий, несоблюдение элементарных гигиенических требований к процессу обучения, как правило, вызывает у школьников повышенную утомляемость нервных центров. Внешне это проявляется у учащихся в снижении или отсутствии рефлекторных реакций, связанных с повышенной чувствительностью нервных центров школьников к недостатку кислорода и других особенностей нервных центров растущего организма. Следствием утомления нервных центров могут быть различные заболевания, вегетативно-сосудистая дистония, юношеская гипертония, неврастения, неврозы, возможны головокружения, обмороки.
При игнорировании гигиенических требований и неправильной организации образовательного процесса, несоответствии учебной нагрузки возрастным и индивидуальным особенностям школьника утомление, постепенно накапливаясь, может привести к переутомлению патологическому состоянию, которое характеризуется стойким снижением работоспособности.
В педагогической диагностике состояния детей выделяют следующие 4 группы критериев утомления:
Потеря контроля над собой: ученик трогает лицо, гримасничает, трясет ногами, кричит и т. п.
Потеря интереса к работе с компьютером: частые отвлечения, разговоры, переключение внимания на другие предметы, отказ от продолжения работы.
Полное утомление: склонение туловища на бок, на спинку стула, задирание ног с упором коленей в край стола и т. д.
Нервно-эмоциональные реакции: крик, подпрыгивания, пританцовывание, истерический смех и др.
Метод наблюдения позволяет выявить индивидуальные сроки наступления утомления для каждого конкретного школьника в зависимости от его состояния здоровья, самочувствия, индивидуально-типологических особенностей нервной системы, качества компьютера, компьютерной программы и других факторов.
При переутомлении возможно не просто значительное снижение умственной и физической работоспособности, но даже - падение успеваемости.
После длительного и полноценного отдыха состояние переутомления проходит.
Предупреждением утомления может служить рационально построенный режим школьника, поскольку в его основе лежит условно-рефлекторная деятельность.
При построении рационального режима дня следует учитывать биоритмы функционирования организма. У большинства здоровых детей наибольшая возбудимость коры головного мозга определяется в периоды 9-12 ч и 16-18 ч. Первый подъем более выражен по силе и длительности. Вместе с тем есть школьники с одновершинным дневным подъемом работоспособности или с многовершинным вариантом.
Режим дня школьников значительно изменяется в выходные Дни, в каникулярное время. В период каникул и в выходные дни следует существенно (лучше - максимально) увеличить время пребывания на воздухе, где можно организовать подвижные игры, занятия физическими упражнениями, походы и другие виды активной эмоциональной деятельности.
Многочисленные исследования ученых отмечают изменение работоспособности от четверти к четверти, которое переходит в хроническое утомление, накапливающееся в течение всего учебного года.
Отдельные исследования (А.И. Кононенко и соавт., И.А. Опарин, Л.С. Зайцева, Г.В. Яковлев) отмечают колебания умственной работоспособности школьников в течение рабочей недели. Большинство авторов констатируют низкую работоспособность у учащихся в понедельник и пятницу, относительно высокую - во вторник и среду.
Классическая недельная кривая работоспособности выглядит следующим образом: понедельник - врабатывание, вторник и среда - период относительно устойчивого уровня, начиная с четверга, отмечается постепенное падение работоспособности. Наиболее низкий уровень (состояние переутомления) приходится на пятницу и субботу.
В состоянии переутомления у школьника значительно уменьшаются защитные свойства организма, он становится восприимчив к любым неблагоприятным воздействиям. Если не предпринимаются восстановительные оздоровительные мероприятия и продолжается учеба на фоне переутомления, то развивается невроз с вовлечением в патологический процесс других систем организма.
Многие педагоги отмечают такое явление как «детская нервность», относящееся ко временным нарушениям поведения школьников.
Предрасположенность к нервности может быть врожденной, но чаще детская нервность бывает приобретенной.
В.И. Дубровский, долгое время возглавлявший лечебную здравницу «Жемчужина России», отмечает, что из 100 неврозов у школьников 1-8 классов 2/3 возникают по вине педагогов.
В.В. Колбанов, Г.К. Зайцев также отмечают, что большое количество случаев возникновения эмоциональных расстройств у учащихся связано с нравственно-психологическим ущербом, нанесенным школьнику педагогом.
При различных неблагоприятных условиях нервными становятся в первую очередь учащиеся слабого или возбудимого типа высшей нервной деятельности.
От перегрузки мозга новой дополнительной информацией в процессе обучения развиваются «информационные неврозы», число которых, согласно статистике, за последние два десятилетия возросло в 24 раза. Л.Н. Шакола установила, что увеличение дополнительных нагрузок на анализаторные функции вызывает перенапряжение нервной системы и переутомление.
Отдельные проявления неврозов могут наблюдаться и у младших школьников уже в первый год школьного обучения. Доказано влияние учителя на возникновение пограничных нарушений психического здоровья младших школьников: установлено, что ни один ребенок, у которого в 1 -м классе возникали выраженные невротические реакции, не входил в группу учеников, «любимых» учителем.
Выделяют четыре типа неврозов: неврастения, невроз навязчивых состояний, истерия, переутомление.
Неврастения характеризуется повышенной психической и физической утомляемостью, рассеянностью, снижением работоспособности и др.
Наиболее типичны жалобы на упадок сил, отсутствие энергии, разбитость, непереносимость обычных нагрузок, нарушение сна и др.
При неврозе навязчивых состояний характерны боязнь открытого пространства, определенного положения, страх, неспособность выполнения каких-либо привычных функций и т. д.
Истерия проявляется двигательными и сенсорными расстройствами. Двигательные расстройства, непроизвольные движения особенно усиливаются при фиксации внимания.
Таким образом, мы видим, что переутомление характеризуется серьезными проблемами в состоянии здоровья учащихся, ухудшением нервно-психического и физического состояния, снижением работоспособности. Ухудшается общая работоспособность, сон, усиливается потливость, сердцебиение и т. д.
Если такие проявления психических расстройств появились уже в первый год обучения в школе, педагог должен очень грамотно и своевременно отреагировать.
Постоянно растущий объем информации требует современных подходов к построению учебно-воспитательного процесса со школьниками. При неврозах рекомендуются игры, физические упражнения с музыкальным сопровождением, массаж, длительные прогулки, плавание, психотерапия, фитотерапия, усиленное питание с включением витаминов и др. Необходим индивидуальный подход к учащимся, который должен выражаться в определении индивидуальной нагрузки с учетом его конституционной характеристики типа высшей нервной деятельности во избежание отклонений в состоянии здоровья, переутомления, перегрузок, которые могут повлечь за собой серьезные нарушения в поведении школьников.
Методические рекомендации классным руководителям в работе с детьми (или любому взрослому, осуществляющему учебно-воспитательную практику)
Владеть знаниями о функциональных возможностях организма детей, подростков и юношей в пределах каждого года жизни и качественных преобразованиях основных физиологических функций.
Осуществлять внедрение приемов и методов игровой технологии, как средство адаптации самотренировки к разнообразным нагрузкам.
Осуществлять разные виды деятельности в воспитании и обучении детей, соответствующим индивидуально-возрастным требованиям.
Учитывать в педагогической практике индивидуальные особенности нервной системы школьников и умело воздействовать на детей, когда необходимо сделать замечание или дать отрицательную оценку поступка.
Осуществлять подбор воспитательных мероприятий, способствующих развитию эмоциональных стимулов, внимания.
Своевременно выявлять детей, составляющих группу трудных и применять к ним соответствующие методические коррекции для улучшения поведенческих реакций и успеваемости. (Эти дети отличаются меньшей зрелостью ЦНС, в особенности ее регуляторных механизмов).
Подбирать формы воспитательной работы, развивающие внимание, производственное внимание, память, умение слушать, анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать, высказывать свою точку зрения, творческие действия.
Содействовать пропаганде здорового образа жизни личным примером. Обязательно посещать спортивные клубы, бассейны, заниматься физкультурой, психической релаксацией, спортом.
Создавать через воспитательные мероприятия новый комплекс мотиваций, способствующий физическому росту подростков, т.к. в этом возрасте происходит резкое снижение двигательной игровой активности.
Регулировать школьную нагрузку, наблюдать за подростками и при появлении вегетососудистых дистонии и подростковой гипертонии, сообщать администрации, которой необходимо вместе с мед. работником и врачами вести учет и нормализовать учебно-воспитательную нагрузку).
Осуществлять особый индивидуальный подход к подросткам.
Чутко относиться к их сложным изменениям в организации, психике, не привлекать специального внимания, однако разъяснять закономерность и биологический смысл этих изменений необходимо.
Стать другом для подростка, к которому можно обратиться с любым вопросом. Искусство воспитания заключается в том, чтобы найти такие формы ми методы работы, которые бы переключали внимание детей на различные и многообразные виды деятельности, отвлекали их от сексуальных переживаний. Это, прежде всего, учет склонностей подростков к определенным занятиям, клубы по интересам, спорт.
Тактичное, уважительное отношение взрослых к инициативе и самостоятельности подростков, умение направить их энергию в правильное русло.
Знать, что подросткам свойственно переоценивать и свои силы, и меру своей самостоятельности. За промахи не следует их стыдить. Это особенность переходного периода.
Воспитание естественной потребности к труду. А в юношеском возрасте потребности к труду в широком смысле слова: учеба, общественно-полезный труд, спорт.
Для старшеклассников подбирать такие воспитательные формы работы, которые бы приводили к осмыслению учебного материала, переработке информации.
Совместно с учеными, педагогам следует участвовать в разработке оригинальных программ уроков физкультуры, ритмики, аэробики.
Организовывать оптимальный двигательный режим школьника в соответствии с Государственной учебной Программой: утреннюю гимнастику, гимнастику до уроков, физкультминутки на уроках, гимнастику для глаз, комплекс упражнений на релаксацию, комплекс упражнений для формирования правильной осанки, динамическую перемену, прогулки с подвижными играми, спортивный час в группе продленного дня, школьные спортивные праздники, спартакиады.
15