«Роль классного руководителя в создании творческой образовательной среды как важного условия для развития детского коллектива и отдельно личности ребенка».

Управление образования мэрии г. Магадан
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №24»









«Роль классного руководителя в создании творческой образовательной среды как важного условия для развития детского коллектива и отдельно личности ребенка».






Щетинина Наталья Сергеевна
Классный руководитель 7 «В» класса
Учитель математики






Магадан,2008

Оглавление
Введение2
Создание творческой образовательной среды, как важного условия для развития детского коллектива и личности каждого ребенка:
Развитие органов классного ученического самоуправления4
«Сотрудничество в параллели», принцип позволяющий обогащать творческую среду нескольких коллективов...8
1.3. Активизация родителей по решению проблем воспитания и обучения.....................................................................................................8
Воспитательные технологии, используемые в моей педагогической практике............................................................................................................................10
Заключение.11























Введение

У каждого ребенка в глубине души спрятаны колокольчики. Надо только отыскать их, затронуть, чтобы они звенели добром и веселым звоном
В.А.Сухомлинский.
Класс, в котором я два года назад стала классным руководителем, не был мне знаком ранее. Немного пообщавшись с детьми, с учителем начальных классов, выпустившим этот класс, я получила только первые представления об особенностях коллектива и отдельных детях.
Уровень сформированности навыков учебно-познавательной деятельности был средний: не все дети могли самостоятельно планировать учебную деятельность, слабы были навыки составления плана ответа, сочинения, устной и письменной речи. При посещении первых уроков мною было замечено, что дети старались работать хорошо на всех уроках, но к сожалению, практически все учителя, и я в том числе, как учитель преподающий математику в этом классе, столкнулись с тем, что многие из них не умеют правильно выражать свои мысли, аргументировать, отстаивать свою точку зрения. Это в начале сложного ученического пути многим не давало возможности успешно продвигаться в обучении.
Ярко выраженного лидерства в классе не было. Хотя и было несколько человек, которые пользовались особым уважением. Уровень взаимоотношений в классе, в целом, можно было назвать доброжелательным. Конфликты в коллективе возникали очень редко, и, при их возникновении быстро разрешались. В коллективе были ребята, которые испытывали трудности в общении как с другими детьми, так и со взрослыми в силу своей замкнутости, неуверенности в своих силах. У этих детей не было интереса, «азарта» в достижении общих успехов.
Сфера внеурочной занятости у детей была достаточно ограниченной. Спортом увлекалось мало детей, а творческой деятельностью только шестеро (приложение № 4).
Анализируя информацию о классе, я пришла к выводу, что конечной целью моих педагогических усилий должно стать воспитание гармоничной всесторонне развитой, уверенной в себе личности, способной к самовоспитанию и саморазвитию.

Задачи же, на мой взгляд, были более конкретными, с перспективой на ближайшие три года:
изучение склонностей, интересов учащихся;
развитие самоуправления в коллективе класса;
создание условий для полного раскрытия индивидуальных способностей, через включение в разнообразные формы деятельности, позволяющие:
формировать правильное отношение к себе, способность к адекватной самооценке;
формировать уважение к себе и другим;
укреплять в ребенке веру в свои силы, в возможность стать лучше;
формировать активную жизненную позицию;
воспитывать чувство долга и ответственности у подростков;
формировать способность к активному самопроявлению и самовыражению сообразно личностным особенностям;
формировать навык здорового образа жизни;
создавать в классе атмосферу сотрудничества, взаимопонимания и поддержки;
создавать условия для адаптации и самореализации каждого учащегося в системе коллективных отношений;
повышать уровень успеваемости учащихся класса;
формировать мотивацию познавательной деятельности;
активизация родителей по решению проблем воспитания и обучения;
обеспечить защиту учащихся от неблагоприятных факторов для сохранения психического и физического здоровья и повышения мотивации к учебе.
В строительстве уютного, теплого и прочного дома важно не допустить ни одной ошибки, каждая из которых может повлечь свои неблагоприятные последствия вплоть до разрушения. Я как классный руководитель тоже своего рода исполняю роль строителя. Строителя детского коллектива и отдельно личности каждого ребенка. Самое главное не допустить ошибки, четко координируя свои действия, стремиться к намеченной цели.


Создание творческой образовательной среды, как важного условия для развития детского коллектива и личности каждого ребенка

1.1. Развитие органов классного ученического самоуправления.
Дело рождает самоуправление, а не наоборот.
А.Макаренко.
Подростковый возраст, согласно общепринятой в настоящее время классификации Д.Б. Эльконина, имеет границы от 10-11 до 14-15 лет (Эльконин Д.Б., 1971). Важнейшим содержанием психического развития подростков становится развития самосознания, у подростков возникает интерес к своей собственной личности, к выявлению своих возможностей и их оценке. Так же одной из психологических особенностей данного возраста является избирательность внимания. Поэтому важно создавать нетрадиционные, необычные классные дела, чтобы ребята занимались внеклассной работой с удовольствием и длительное время. Большую роль в этом деле играют отношения, складывающиеся со сверстниками, в результате которых формируются условия, для более успешного протекания процесса формирования личности. Мне, как классному руководителю, необходимо было подняться на первую ступень в продвижении к намеченным мною целям. Глядя на детей, на маленьких «бусинок», я поняла, что для их полноценного развития необходима такая среда, в которой они стали бы чувствовать себя уверенными, открытыми, начали бы понимать друг друга, уважать себя и своих сверстников, ведь только в этом случае можно говорить о гармоничной и всесторонне развитой личности.
Творческая среда, вот то, что вовлечет детей в широкую и многообразную деятельность, даст тренинг самостоятельности и убедит ребенка в огромных возможностях его личности, то, что станет мостиком от воспитания к коллективному воспитанию и самовоспитанию, поможет решить поставленные мною задачи.
Первым этапом стала разработка структуры органов классного самоуправления (приложение № 2) .
Чтобы коллектив работал слажено, необходима прочная основа для воспитательной работы. Этой основой является принцип самоуправления, который широко используется в нашей гимназии. Он способствует самостоятельности, самодеятельности, саморазвитию и успешности. Главное – помочь ученикам организовать самоуправление, научить их работать, постепенно предоставляя детям все больше самостоятельности, подсказывая при необходимости.
Сейчас в работе органов самоуправления участвует более половины класса, остальные же ребята с интересом вовлекаются в деятельность, предлагаемую органами самоуправления. Перечислю название секторов, их роль в обогащении творческой среды.
«Пресс - центр»
Этот орган создан с целью развития и реализации творческих способностей учащихся (создание школьных газет, плакатов, сценариев для классных мероприятий (приложение № 19)).
В самом начале ребятам было трудно организовать свою деятельность, но со временем у них появились свои идеи и способность воплощать их. На данный момент времени я являюсь только лишь «стрелочкой», для развития и воплощение детских идей.
Работа этого сектора дала возможность многим детям раскрыть свои таланты. Дети с удовольствием выпускают газеты, оформляют плакаты к различным мероприятиям. Нашлись те, кто пишет стихи, песни, умеет рисовать и т.д. Так же работа пресс – центра связана с традициями гимназии, так как в первую очередь именно этот сектор реагирует на школьные праздники, участвуя в КТД по подготовке к этим праздникам. Праздник – это состояние души. Потребность в празднике – это потребность человека в разделенной с другими «радости бытия». Поэтому, на мой взгляд, любой праздник – это неотъемлемая часть творческой среды! Наш классный коллектив готовится не только к традиционным праздникам гимназии, но и к государственным, семейным, что хорошо отражено в плане – сетке воспитательной работы (приложение № 3).
В результате работы пресс – центра многие ребята нашли свое призвание и осознали свою значимость для коллектива.
«Творческая лаборатория»
Название говорит само за себя, здесь происходит «волшебство» становления каждого ребенка как саморазвивающейся и самосовершенствующейся личности. Здесь нет границ для творчества и идей, здесь дети становятся открытыми друг для друга. Именно работа этого сектора открыла возможности моих детей, придала им уверенности в своих силах. Работа в секторе началась с создания единой команды класса. Мы назвали себя «лучиками солнца» и девизом взяли следующие строки «Мы лучики солнца, что светят так ярко, улыбкой своей, озаряя весь свет, и в ногу друг, с другом идя без оглядки, мы смотрим вперед, где нас всех ждет успех!». Дети придумали герб класса, совместно были приняты заповеди класса (приложение № 1). Также одной из традиций в классе является подготовка и самостоятельное проведение детьми занятий в начальной школе. Все начиналось с дня самоуправления, на котором дети по собственному желанию захотели вести уроки в начальной школе
Потом я подала детям идею проведения классных часов для их маленьких друзей (приложение № 13). Хотя опыт работы в этой сфере у нас еще недостаточен, но он очень важен. Одним из немаловажных факторов является «театральное творчество». Это имело успех. После посещения драматургического театра детям захотелось побыть в роли актеров, и, я предложила им включать в их показательные выступления, конкурсы - элементы театра (приложение №17). Пусть это лишь маленькие сценки на конкурсах, классных мероприятиях, а не большие пьесы, но дети учатся себя правильно вести, говорить, выражать свои эмоции, приобретают навыки сценической культуры, и что самое главное они эту работу делают все вместе.
В коллективе зарождалась атмосфера сотрудничества, взаимопонимания и взаимоуважения. Это направление нашей работы мы планируем развивать дальше.
«Информационно – техническая лаборатория»
Здесь дети совершенствую свои практические навыки в работе с цифровыми технологиями (создание презентаций, видео и фото фонда класса, редактирование документов (приложение №19)). Такая техническая деятельность значительно облегчает работу класса по подготовке к различным конкурсам, мероприятиям. Важно, что ребята постоянно стремятся совершенствоваться и идти в ногу со временем.
«Служба порядка и безопасности»
Этот сектор обучает порядку, организованности. Не зря же говорят, что «труд облагораживает человека», даже в элементарной уборке класса есть свой смысл. И этот смысл в коллективной отлаженной работе. Дети, делая общее дело, становятся ближе, у них воспитывается чувство бережливости, взаимопомощи. На таких мероприятиях мы действуем вместе: поем песни, рассказываем друг другу стихи, играем в «слова», благодаря этому работа делается быстрее и интереснее. Дети с радостью идут на такие мероприятия, наверное, даже в первую очередь для общения, и только потом возникает понимание пользы общего дела (приложение № 14)
·.
Организация дежурства по школе не такое простое дело, ведь «перемена» - лучший «друг» ученика, нужен выплеск накопившихся эмоций, а тут дежурство, которое требует четкости и организованности. В пятом классе было трудно преодолеть это, но сейчас можно говорить о первых успехах в процессе осуществления дежурства.

«Учебно – спортивный центр»
Один из самых трудных периодов в жизни ребенка – подростковый возраст. Классный руководитель должен уделять большое внимание в работе с классом по формированию у учащихся навыков здорового образа жизни, способности противостоять вредным привычкам. Для этого необходимо в первую очередь сформировать у ребят отрицательное отношение к ним. Для эффективности работы в этом направлении мы использовали: конкурсы рисунков по данной проблеме; тематические классные часы разработанные с участием детей (инсценировки); тематические викторины; защиту докладов по данной тематике; беседы со специалистами (приложение № 15). Все это помогло мне и родителям избежать проблемы курения.
Спорт – важный вид деятельности, для укрепления здоровья, предупреждения вредных привычек. Надо было заинтересовать детей, их родителей, чтобы дать толчок к занятиям физкультурой и спортом, развитию «общественного творчества». Посетив уроки физкультуры, и, поговорив с учителем, я поняла, что у большинства детей высокий потенциал для физического развития. Для активизации и реализации его, мы организовывали: спортивные внеклассные мероприятия (катание на роликах, коньках, туристические походы, присутствие на соревнованиях); применение в проведении классных часов спортивных эстафет, викторин (приложение № 16); проведение индивидуальных бесед с детьми с целью вовлечение их в спортивные секции; тесное взаимодействие с учителем физкультуры; беседы и консультации для родителей о работе спортивных секций, их роли в приобщении детей к занятиям спортом. Из диаграммы видно, что эта работа дала положительные результаты (приложение № 4)
Учебная группа организует работу класса для участия в предметных неделях, конференциях, подготовке докладов. Важно, что ребята этой группы помогают при возникновении проблем, связанных с изучением того или иного предмета. В эту группу вошли дети хорошо успевающие по различным предметам, способные оказать помощь одноклассникам. Активная работа этой группы у нас началось только в этом учебном году, когда мы столкнулись с проблемой понижения качества знаний. Подростковый возраст, конечно, дает о себе знать, но мы будем стараться справляться с этой проблемой общими усилиями.



. «Сотрудничество в параллели», принцип позволяющий обогащать творческую среду нескольких коллективов.

Нельзя хлопнуть в ладоши одной рукой.
Алишер Навои.
Так получилось, что моя работа, как учителя - предметника ведется целиком в одной параллели. И я обратила внимание на то, что соперничество между классами одной параллели за победу в том или ином конкурсе или в учебе с одной стороны объединяет коллектив класса, но при этом ожесточаются отношения с другими классами. Педагогическая задача классных руководителей заключается в воспитания умения радоваться успехам и достижениям других. Ее решение кроется во взаимопонимании и сотрудничестве классных руководителей параллели. Наша совместная работа началась в пятом классе, когда мы с четырьмя классами подготовили визитную карточку для участия в конкурсе «Самый классный класс» (приложении № 18). С самого начала мы дали детям понять, что такое совместная коллективная работа. Мы вместе посещали библиотеки, ледовый дворец, дворец спорта, ходили в туристические походы. Как учитель математики я провожу дополнительные занятия, приглашая детей из разных классов, чтобы они имели дополнительное взаимодействие друг с другом. Так же мы проводим совместные часы общения, которые создают условия для совместного обсуждения различных проблем, организации дискуссий. Эта совместное творчество вызывает особый интерес учащихся, прививает такое важное качество, как уважение друг к другу. В данный момент мы все работаем над проектом создания общей газеты нашей параллели, в котором с удовольствием согласились принимать участие многие ребята. Работа в этом направлении позволяет воспитывать у классов дружеское и уважительное отношение друг к другу.

Активизация родителей по решению проблем воспитания и обучения.
На первом родительском собрании стало понятно, что работа предстоит большая, и должна она начаться с привлечения родителей на собрания, так как процент присутствия их был чрезмерно мал. И хотя сейчас не все родители присутствуют на собраниях, но на данном этапе установились такие отношения между учителем и родителями, которые не позволяют говорить о равнодушии и неуважении к школе. Родители считают своим долгом предупредить, оповестить классного руководителя о причине отсутствия и решить текущие вопросы.
Принципы, на которых я основываю общение с родителями:
Честность и справедливость;
Терпимость;
Уважение к личности и мнению родителей;
Доброжелательность;
Оптимизм;
Последовательность;
Общение с родителями должно быть не во вред ученику, а во благо;
Стремление к взаимопониманию.
Чтобы заинтересовать родителей собранием я придерживалась следующей последовательности действий:
Заранее оповещаю родителей о дате проведения собрания и о его тематике;
Особо занятых родителей я лично обзваниваю накануне, предупреждая о времени проведения собрания;
На собраниях использую мультимедийные средства, с помощью которых можно зафиксировать основные идеи, проблемы, показать динамику успеваемости и развития коллектива, его успехи, видео и фото материалы, подготовленные учениками (приложение № 20);
Некоторые родительские собрания проводятся совместно с детьми. Детям предоставляется возможность, по их желанию, показать свои достижения.
Самая сложная задача учителя и родителей – найти ключик к пониманию ребенка, особенно, если речь идет о кризисном периоде детства, каким является подростковый возраст. Индивидуальная особенность каждого ребенка требует дифференцированного подхода и в этом мне помогают рекомендации, опубликованные в журнале «Классный руководитель» №3, 2008г. (приложение № 11).
Индивидуальная работа с родителями отражена в плане – сетке воспитательной работы (приложение № 3).
Одним из главных факторов, обеспечивающим позитивное взаимодействие родителей учеников и учителей является совместная деятельность, участие родителей в творческих делах класса и во внеклассных мероприятиях. Такое сотрудничество объединяет, помогает взаимодействию и установлению доброжелательных отношений с детьми. Родители помогают в проведении праздников, готовят совместно с детьми «домашние задания» на классные часы, посещают вместе с детьми внеклассные мероприятия. Очень важно для детей участие родителей в их школьной жизни, ведь какими бы они взрослыми не были, тем не менее, они нуждаются в понимании, поддержке, и самое главное, в любви!
Только совместная работа помогла «колокольчикам зазвенеть добром и веселым звоном!»

Воспитательные технологии, используемые в моей педагогической практике.
Воспитательная работа, направленная на создание творческой среды, в классе строилась с применение следующих технологий:
Система развивающего обучения направленная на развитие творческих качеств личности (И.П.Иванов). Коллективные творческие дела, направленные на развития технического, социального творчества, участие в музыкальных и театральных мероприятиях;
Технология саморазвития личности школьников (Г.К.Селевко). Ученическое самоуправление явилось важным пунктом данной технологии, определяющим одно из направлений в моей воспитательной работе. Так же в моей практике используются элементы программы «Самосовершенствование личности» - практические занятия раздела «Утверждай себя». Это часы общения, направленные на формирование уважения к себе, способности к активному самопроявлению и самовыражению, проведение игровых тренингов развивающих коммуникативные умения и творческие способности ребят.















Заключение
Наш классный коллектив существует уже 2,5 года. За это время мы добились определенных успехов.
Уровень взаимоотношений в классе доброжелательный. Конфликты в коллективе практически не возникают. Взаимоотношения между мальчиками и девочками улучшились по сравнению с прошлым годом.
В классе лидерство того или иного ученика практически не выражено, скорее всего, есть особое уважение к одному ученику, выбор которого обусловлен всесторонней развитостью личности этого ребенка. В коллективе в большей степени стало проявляться равноправие и уважение друг к другу, о чем свидетельствуют результаты социометрических исследований (приложение № 5). Большая часть класса приобрела статус «популярности». Есть дети, которые в силу своей скромности «держаться в тени», но они приняты коллективом.
Уровень воспитанности выше среднего (приложение № 6). Развитие практически всех качеств имеет положительную динамику, наблюдается повышение самооценки.
Уровень развития коллектива стал выше, но следует уделять особое внимание развитию сплоченности, открытости, ответственности (приложение № 7)
В начале нового учебного года определялся индекс групповой сплоченности по методике Сишора. По результатам исследования уровень приверженности к группе ее членов выше среднего (приложение № 8).
Так же с помощью проведенной методики «Тревожность и депрессия», определилась группа детей, требующих особого внимания классного руководителя в преодолении повышенного уровня тревожности отдельных учащихся (приложение № 9).
Внеурочная занятость детей тоже имеет положительную динамику (приложение № 4).
Проблемой пока остается снижение мотивации к учению у отдельных учащихся. Мои семиклассники переживают самый пик кризисного подросткового возраста, когда наблюдается понижение интереса к учению (приложение № 10). Благодаря совместной работе с родителями, педагогическим коллективом и учебным сектором ведется постоянная работа по повышению мотивации учения.
Для оценки результатов деятельности по формированию творческой образовательной среды вместе с педагогами – психологами, была использована известная методика В.А.Ясвина, в которой в качестве критериев используются следующие параметры: широта, интенсивность, осознаваемость, обобщенность, эмоциональность, доминантность, когерентность, социальная активность, мобильность (приложение 12).
Результат экспертизы позволяет сделать вывод о том, что образовательная среда класса приближается к творческой позволяющей формировать личность с высокой самооценкой, открытую свободную в своих суждениях и поступках. Для создания полноценной творческой среды, необходимо целенаправленно повышать уровень таких параметров, как интенсивность, доминантность, социальная активность. Особенно важно, чтобы повышалась роль родителей, возрастало их влияние на формирование творческой образовательной среды.
Результаты работы, на мой взгляд, свидетельствуют о том, что совместная педагогическая деятельность, организованная классным руководителем, направленная на создание творческой образовательной среды, оказывает положительное влияние для развития детского коллектива и отдельно личности ребенка.










13PAGE 15


13PAGE 14715





15