Урок по математике на тему ЗакреплениеПутешествие по просторам Белоруссии (4 класс)


Тема: Закрепление изученного материала. Урок-путешествие «по просторам Беларуси»
Задачи: формировать умение применять алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления в концентре «Многозначные числа»; закреплять умения решать текстовые задачи; развивать логическое мышление, внимание учащихся и умение строить высказывания с использованием математической терминологии; воспитывать любовь к родине, познавательный интерес к её географии и истории.
Оборудование: атлас «Мая Радзіма - Беларусь»,учебное пособие «Математика. 4 класс, 2 часть», карточки для групповой работы, тест для подведения итогов.
Ход урока
I Организационный момент
- Послушайте внимательно отрывок з поэмы Якуба Колоса «Сымон Музыка» и ответьте, о каком крае в нём говорится:
О, край родны, край прыгожы!
Мілы кут маіх дзядоў!
Што мілей у свеце божым
Гэтых светлых берагоў,
Дзе бруяцца срэбрам рэчкі,
Дзе бары-лясы гудуць,
Дзе мядамі пахнуць грэчкі,
Нівы гутаркі вядуць;
Гэтых гмахаў безгранічных
Балатоў тваіх, азёр,
Дзе пад гоман хваль крынічных
Думкі думае прастор;
Дзе увосень плачуць лозы,
Дзе вясной лугі цвітуць,
Дзе шляхом старым бярзы
Адзначаюць гожа пуць?
II Знакомство с темой урока. Постановка задач.
- Сегодня у нас необычный урок: мы отправимся в увлекательное виртуальное путешествие по республике Беларусь. Вы не только узнаете интересные факты о нашей Родине, но и проведёте настоящее научное исследование, в котором вам понадобится умение складывать, вычитать, умножать и делить многозначные числа.
III Актуализация знаний.- Ребята, мы летим над нашей страной – Республикой Беларусь.
- А знаете ли вы, с какими странами граничит наша Родина?
Игра «Угадай страну-соседку»
Каждая группа получает своё задание.
1 группа
Найдите значения выражений
38 000 + 12 000= Я 100 000 – 75 000= О
90 000 - 49 000= С 24 00* 2= И
27 000 + 14000= С 18 000 + 5 000= РРасположите ответы в порядке возрастания
2 группа
Найдите значения выражений
72 000 – 12 000= В 5 000 + 13 000 А
128 000 + 25 000 Я 19 000 + 11 000= Т
21 000 – 13 000= Л 45 000 * 2= И
Расположите ответы в порядке возрастания
3 группа
Найдите значения выражений
13 000 + 17 000= К 100 000 – 30 000= Н
22 000 + 6 000= У 30 000 * 2= И
50 000 – 2 000= А 50 000 + 30 000= А
42 000 + 5 000= РРасположите ответы в порядке возрастания
4 группа
Найдите значения выражений
36 000 + 8 000= Ь 7 000 * 2= П90 000 – 31 000= А 60 000 – 15 000= О
40 000 – 11 000= Л 5 000 + 13 000= ШРасположите ответы в порядке возрастания
5 группа
Найдите значения выражений
90 000 + 60 000= А 100 000 + 3 000= В
100 000 – 7 000= И 95 000 + 7 000= Т
48 000 – 40 000= Л Расположите ответы в порядке возрастания
Представитель группы комментирует выполнение задания, называет страну –соседку.
- Возвращаемся на просторы нашей Родины. Пользуясь картой Беларуси, назовите главные города нашей страны – областные центры.
- Годом рождения города считается год его первого упоминания в летописях. Давайте узнаем, в каком году «родились» перечисленные города.
Задания выполняются в парах.
Запишите числа
1 единица класса тысяч, 67 единиц класса единиц= _________ - Минск;
9 сотен, 7 десятков, 4 единицы=__________ - Витебск;
12 сотен, 67 единиц =________- Могилёв;
1 тысяча, 19 единиц = _______ - Брест;
1 единица IV разряда, 1 единица III разряда, 4 единицы II разряда, 2 единицы I разряда=_________ - Гомель;
1 тысяча, 1 сотня, десятков в 2 раза больше, чем сотен, единиц на 5 больше, чем десятков= ___________- Гродно.
Физкультминутка
.
- Посмотрите на записанное число 1 836 800, давайте его прочитаем. Это столько людей проживает в Минске.
- Следующий по численности населения город Беларуси – Гомель. В нём проживает примерно 527 170 человек. Запишите это число в тетрадь. А самый маленький по численности населения областной центр – Брест. В нём примерно 335 600 жителей. Запишите это число в тетрадь. Давайте узнаем, сколько всего человек проживает в этих двух городах. 388 370
- Какое арифметическое действие нам поможет найти ответ? (Сложение)
- А теперь давайте узнаем, на сколько человек население Гомеля больше, чем население Бреста? (Из большего надо вычесть меньшее.) 191 570
IV Закрепление знаний.Решение задач.
- В какие цвета окрашена территория Республики Беларусь на карте? Что на карте Беларуси обозначено синим цветом?
- Самая длинная река, протекающая на территории нашей Родины, - Днепр.
Найдите длину Днепра, зная, что если бы к ней прибавили произведение чисел 426 и 15, то её длина стала бы 8591 км.
426*15=6390(км) – прибавленное произведение8591-6390=2201(км)
Ответ: 2201 км.
- А сейчас, ребята, мы узнаем названия трёх самых больших озёр Беларуси.
Это озеро Нарочь, Освейское и Червоное.
- Рассмотрите краткую запись и составьте условие задачи:
Нарочь – 7960га
Червоное - ?га, на 3590га меньше, чем Нарочь
Освейское - ?га, на 910га больше, чем Червоное
7960-3590=4370(га) – площадь озера Червоное
4379+910=5280 (га)
Ответ: 5280 га
V Подведение итогов. Рефлексия.
- Ну, вот и завершилось наше путешествие по просторам Родины.
- Что мы узнали о нашей стране, о её городах?
- Какие данные вычисляли?
- Что особенно запомнилось в путешествии?
Перед завершением нашего путешествия, вам нужно заполнить анкету (тест)
Тест
Отметь правильный ответ
С какого разряда начинается сложение и вычитание чисел?
а) с любого б) с единиц в) с самого большого
Какой пример удобнее решать в столбик?
а)50000+15000 б) 13751+1246 в) 100000+1000
В каком примере допущена ошибка при записи?
а) 27100 б) 2435 в) 30714
* 14 * 24 * 35
Запиши своё имя на той ступени лесенки самооценки, которая, на твой взгляд, соответствует твоим знаниям, полученным на уроке.
Баллы Фамилия и имя учащегося
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 VI Домашнее задание №8, 9, с.99
Спасибо за урок.