МБОУ ДОД «Дом детского творчества № 4», г. Новокузнецк публикация статьи «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЗОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЗОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Курьянова Ольга Михайловна
МБОУ ДОД «Дом детского творчества № 4»,
г. Новокузнецк
«Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее» (Н. К. Смирнов).
Мир, в котором живет и воспитывается ребёнок, характеризуется постоянным обновлением информации, он динамичен и изменчив. С ростом интеллектуального потенциала человечества, развитием новейших технологий и внедрением суперсовременных видов техники, призванных облегчить нашу деятельность и быт, связан крайне нездоровый образ жизни. А нарастающий темп жизни, полный стрессов, экологическая обстановка с загрязнённой атмосферой и гидросферой, загубленной биосферой, которые относят к издержкам развития постиндустриального общества, здоровья населению так и не прибавили! Такие условия диктуют маленькому человеку необходимость видеть свои цели, проявлять инициативу, проектировать, выстраивать социальные связи и быстро включаться во временные коллективы, и нам, взрослым, необходимо помочь ему в этом, применяя в педагогической деятельности современные здоровьесберегающие технологии.
Здоровьесберегающие образовательные технологии совокупность принципов, методов, приемов педагогической работы, дополняющих традиционные технологии обучения, воспитания, развития, задачами здоровьесбережения, и поэтому должны рассматриваться, как качественная характеристика любой образовательной технологии [2, с. 114].
Понятие «здоровьесберегающие педагогические технологии» дисскусионно и у разных авторов встречаются разные трактовки. Н.К. Смирнов утверждал, что их можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога [1, с. 48]. Он считает, что как прилагательное понятие «здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любой педагогической технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса – детей, их родителей, педагогов. Здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как сертификат безопасности для здоровья и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные педагогические технологии[1, с. 48] .
Разработанная мною программа «Азбука здоровья» отражает валеологический подход к образовательному процессу, в основе которого лежит «Идея приоритетности здоровья, т. е. грамотная забота о здоровье как обязательное условие образовательного процесса» (Н.К.Смирнов «Здоровьесберегающие образовательные технологии и психологии здоровья»). Рассматривая здоровье человека, как многокомпонентную модель, нельзя не остановиться на его определении, данном ВОЗ, в котором здоровье определяется как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней и физических дефектов (ВОЗ, Устав – Женева, 1998 г.). Это комплекс специально разработанных занятий, направленных на формирование культуры здоровья учащихся, наличие которых способствовало бы сохранению, укреплению личного здоровья и мотивационных оснований здорового образ жизни.
Главная цель программы: создание условий для формирования ценностно-ориентированных установок на здоровье и здоровый образ жизни, научить бережному отношению к себе и своему здоровью.
В процессе реализации программы «Азбука здоровья» у детей закладываются основы здорового образа жизни, развиваются нравственно-волевые качества личности, формируются знания о здоровье человека, способах его сохранения, мотивация и потребность в здоровом образе жизни. Практическая значимость программы заключается в возможности ее реализации в общеобразовательных учреждениях в условиях ФГОС.
Содержание программы соответствует трехкомпонетности здоровья. Раздел «Пути-дороги в страну здоровья» раскрывает основы здорового образа жизни, способствует формированию у детей потребности в здоровом образе жизни. «Путешествие по маршруту своего организма» знакомит со строением и функционированием организма. Раздел «Расти здоровым» способствует пониманию «человек – индивидуальность», которое определяется природой и социальной средой. Ребенок узнает, что необходимо жить в гармонии с собой и окружающим миром, уметь управлять своими эмоциями и поведением.
Наиболее характерной чертой организации образовательного процесса является использование разных форм интеграции образовательной деятельности. Занятия могут проходить в форме: коллективно-творческой деятельности, практикума, путешествия, театрализованной постановки. Программа предполагает проведение эстафет, конкурсов, викторин, игр. Во время изучения курса учащийся заполняет «Дневничок-здоровячок», включающий в себя различные задания, соответствующие теме занятия. Теоретические сведения даются на каждом занятии в виде: игры-путешествия, телепередачи, сообщения доктора Айболита или Мойдодыра, сказки. Использование разнообразных форм работы, различных игровых заданий помогают чётко сориентироваться в информации: овладеть элементарными знаниями о строении своего организма, познакомиться со своими индивидуальными особенностями, с некоторыми приёмами оказания медицинской помощи, с правилами гигиены, и закаливания. Полученные знания дети закрепляют на практике. Важно ставить детей в ситуацию аргументированного выбора. В такую ситуацию ребёнок попадает, участвуя в игре «Светофор здоровья», «Хорошо - плохо». В процессе игры дети учатся видеть в одном и том же явлении плохие и хорошие для их здоровья стороны, творчески решать свои жизненные задачи.
В ходе занятий учащиеся знакомятся с малыми формами оздоровительной физической активности, регулярное использование которых способствует сохранению здоровья и развитию самоконтроля. С детьми разучиваются упражнения корригирующей гимнастики, комплекс упражнений на координацию, элементарные приёмы проведения точечного самомассажа, антистрессовой пластической гимнастики (А. В. Попкова), упражнения для профилактики зрительного утомления и близорукости, для развития слуховой модальности. Проводятся упражнения в игровой свободной форме, без принуждения. Дозировка и темп зависят от возраста и настроения на данный момент. Каждое занятие заканчивается релаксационной паузой. В конце каждого этапа обучения проводится «Праздник здоровья», на котором дети показывают свои знания и умения, полученные на занятиях. Результатом успешной работы является посещение учащимися спортивных секций, желание заниматься физкультурой, интерес к занятиям, положительное физическое и психическое состояние.
Я считаю, что главным критерием результативности здоровьесберегающих педагогических технологий является их влияние на развитие ребенка, увеличение резервов его здоровья и, как частный вариант, готовность ребенка легко адаптироваться к школьным нагрузкам. Все здоровьесберегающие педагогические технологии условно можно разделить на три категории:
*Технологии сохранения и стимулирования здоровья. К ним можно отнести ритмопластику, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксацию, пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз, дыхательную гимнастику.
*Технологии обучения здоровому образу жизни. Это физкультурные занятия (традиционные, сюжетно-игровые, интегрированные, оздоровительные), самомассаж, активный отдых (физкультурный досуг, физкультурный праздник, музыкальный досуг, «День здоровья»). При проведении мероприятий активного отдыха дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом ведут себя более раскованно, чем на физкультурном занятии, двигаясь без особого напряжения, проявляя своеобразный артистизм и эстетичность. Физкультурные праздники и досуги обязательно сопровождаются музыкой: это благотворно влияет на развитие у детей чувства прекрасного, закрепляет умения двигаться под музыку, понимать характер музыкального произведения, развивает музыкальный слух, память.
*Коррекционные технологии (артикуляционная гимнастика, технология музыкального воздействия, сказкотерапия) используется для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание. В своей работе чаще использую авторские сказки, т.к. в них есть много поучительного. Сказки не только читаю, но и обсуждаем с детьми. Дети очень любят «олицетворять» их, обыгрывать. Для этого используем кукольный театр, ролевые игры, в которых дети перевоплощаются в разных сказочных героев. Дети также сами сочиняют сказки, ведь придуманная ребёнком сказка, открывающая суть проблемы, – основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их с взрослыми.
Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у учащихся привычку к здоровому образу жизни, повышает результативность образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья.
Система работы по формированию навыков здорового образа жизни в учреждениях дополнительного образования детей, является актуальной, так как сохранение здоровья подрастающего поколения - самая насущная проблема государства. А учреждения дополнительного образования - идеальный центр для воспитания культуры здоровья и формирования здорового образа жизни детей.
Литература
Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – 2-е изд., испр. и доп. М.: АРКТИ, 2006. – 320 с.
2. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Т.А. Строкова и др.]; под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. М.:Издательский центр «Академия»,2008. 352 с.
15