Доклад Оценка эффективности духовно — нравственного воспитания
Оценка достижений духовно – нравственного развития
в соответствии с планируемыми результатами воспитания обучающихся на ступени НОО. Слайд 1
Слайд 2
Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Слайд 3
Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования исходят из основных направлений, ценностных установок воспитательной деятельности. (Все они прописаны в программах по духовно – нравственному развитию и воспитанию, поэтому я не буду на них останавливаться.)
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Развитие нравственных чувств и этического сознания.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни
Формирование ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)
Формирование ценностного отношения к прекрасному; формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
Слайд 4 Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения.
Третий уровень результатов — получение обучающимися начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
Результаты духовно – нравственного развития оценить горазда сложнее, чем результаты учебной работы, т.к. не разработаны единые критерии оценки для анализа данной деятельности. Для оценки первого и второго уровней результативности данного направления мы используем метод наблюдения, который позволяет нам в реальной ситуации оценить приобретённые социальные знания и первичный опыт личного позитивного отношения к базовым ценностям каждого школьника.
И мне хотелось бы обозначить основные мероприятия, проводимые в нашей школе, которые позволяют нам оценить те или иные аспекты духовно – нравственного развития и воспитания.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
Слайд 5
Учащиеся получили представление о символах Российской Федерации, Кировской области и Лебяжского района в процессе тематических бесед, игр, конкурсных заданий, изучения содержания стенда «Россия – Родина моя».
Приобрели первоначальный опыт ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры дети, знакомясь с героическими страницами истории России, истории и культуры родного края.
В процессе подготовки и защиты социальных проектов «Семь чудес света»,
«Моя малая родина», «Моя улица», «Мой класс и моя школа», «Моя родословная» ребята показали приобретённые ими знания об истории и культуре родного края, улицы, школы, семьи и продемонстрировали первичные коммуникативные и информационные навыки. Слайд 6
Учащиеся получили начальные представления о фольклоре, особенностях быта народов России через беседы, экскурсии в музей.
Ценностное отношение к своей малой родине, к образованию складывается у детей во время встреч и бесед с выпускниками своей школы, ознакомления с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания
Слайд 7 Школьники имеют начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения в школе, семье, общественности, в процессе бесед, классных часов, просмотра учебных фильмов, подготовки и защиты проектов, наблюдения и обсуждения поступков, поведения разных людей в педагогически организованных ситуациях.
Учащиеся узнали о традициях своей семьи, о необходимости бережного к ним отношения, участвуя в подготовке и защите социальных проектов «Традиции моей семьи».
Ребята начальной школы овладевают навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим школьникам, взрослым, через совместное обучение, участие в коллективных играх, взаимную поддержку, освоение опыта совместной деятельности.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
Слайд 8 В младшем школьном возрасте дети приобретают начальный опыт участия в различных видах общественно полезной деятельности, умения и навыки самообслуживания через трудовые акции и дежурство в классе.
Наши дети имеют представление о различных профессиях, об условиях работы некоторых специалистов, полученные во время встреч с представителями разных профессий, бесед со своими родственниками, экскурсий на предприятия и организации посёлка, создания и защиты презентаций «Труд наших родных». Ученик 1А класса Кренев Денис в прошлом учебном году стал призёром районного и окружного этапов конкурса «Я – исследователь», его проект назывался «Мир профессий».
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)
Слайд 9 В ходе экскурсий, прогулок, походов выходного дня учащиеся получают первоначальный опыт эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, приобретают навыки грамотного поведения в природе.
Участвуя в экологических акциях, десантах, в очистке территорий от мусора, подкармливая птиц и т.д., ребята приобщаются к природоохранительной деятельности.
Опыт самостоятельного общественного действия учащиеся получают, ухаживая за комнатными растениями в классе и дома, работая на пришкольном участке.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
Слайд 10Представления детей об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России и её народов формируются посредством познавательных экскурсий, посещения памятников зодчества и объектов современной архитектуры, знакомства с произведениями искусства в музее, на выставках, по репродукциям.
Слайд 11 Умение видеть прекрасное в поведении и труде людей закладывается при встречах с местными мастерами прикладного искусства, при наблюдении за их работой. Наблюдения за детьми показали, что они умеют различать добро и зло, отличать красивое от безобразного, плохое от хорошего, созидательное от разрушительного.
Слайд 12 Дети получают первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, умение выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества, участвуя в различных конкурсах - стихов, рисунков, поделок и др.
Участие вместе с родителями в подготовке и проведении тематических выставок, утренников, в экскурсионно-краеведческой деятельности и многое другое способствуют формированию художественного творчества, развитию кругозора.
Воспитание ценностного отношения к здоровью и ЗОЖ
Слайд 13 Наблюдения за учениками и беседы с ними показали, что дети имеют первоначальный опыт здоровьесберегающей деятельности, имеют представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, знают о негативном влиянии компьютера, телевизора на здоровье человека.
Прогулки на лыжах по парку Победы;
участие в подвижных играх;
походы выходного дня;
спортивные соревнования;
оформление уголков здоровья;
тематические классные часы;
инструктажи по технике безопасности
дни Здоровья.
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования осуществляются не только образовательным учреждением, но и семьёй. Слайд 14
Наша школа использует следующие формы работы с семьёй: общешкольное родительское собрание, родительский лекторий по параллелям, мастер – классы с участием родителей, собрание – праздник, Дни Здоровья с участием родителей. С этого учебного года введена традиция проведения спортивного праздника «Папа, мама, я – спортивная семья». Такие мероприятия сближают школу и семью, повышают активность родителей в делах школы, благоприятно влияют на межличностные отношения в семье.
Школа по духовно – нравственному воспитанию тесно взаимодействует и с учреждениями посёлка. Слайд 15
Наши дети активно участвуют в проведении благотворительных концертных программ в поселковых торжественных мероприятиях –День Победы, День матери, Международный женский день; в читательских конференциях, познавательных программах, литературных конкурсах, встречах с интересными людьми на базе Детской библиотеки; в акциях «Чистый посёлок», организуемых администрацией посёлка; в праздновании Масленицы, Дне пожилого человека, в благотворительных акциях, организуемых ЦСПСД. С большим удовольствием наши дети посещают концертные программы в школе искусств, кружки в ДДТ.
Для выявления результатов духовно – нравственного развития и воспитания используются следующие методы:
Тестирование (метод тестов Опрос, а конкретно виды опроса:анкетирование – эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов обучающихся на специально подготовленные вопросы анкеты;
беседа – специфический метод исследования, заключающийся в проведении тематически направленного диалога между исследователем и учащимися с целью получения сведений об особенностях процесса воспитания и социализации обучающихся.
Психолого-педагогическое наблюдение – описательный психолого-педагогический метод исследования, заключающийся в целенаправленном восприятии и фиксации особенностей, закономерностей развития и воспитания.
Слайд 16 Оценкой работы школы по духовно – нравственному воспитанию детей можно считать результаты анкетирования, проведённого среди родителей 1 – 2 классов. Изучение удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения (методика Е. Н. Степанова)
Вопросы 1А 1Б 2А 2Б Средний балл
Коллектив, в котором учится наш ребенок, можно назвать дружным 2,5 2,7 3,2 2,2 2,7
В среде своих одноклассников наш ребенок чувствует себя комфортно 2,7 2,9 3,2 3,3 3,03
Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребенку 3,7 3,4 3,3 3,3 3,4
Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и педагогами нашего ребёнка 3,3 3 3,5 2,5 3,1
В классе, где учится наш ребенок, хороший классный руководитель 3,9 3,7 3,8 3,7 3,8
Педагоги справедливо оценивают достижения в учебе нашего ребенка 3,9 3,2 3,8 3,1 3,5
Наш ребенок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями 3,2 2,6 3,2 2,3 2,8
Учителя учитывают индивидуальные особенности нашего ребенка 3 2,9 3,2 3,2 3,1
В учебном заведении проводятся мероприятия, которые полезны и интересны нашему ребенку 3,3 3,2 3,3 3,5 3,3
В учебном заведении работают различные кружки, клубы, секции, где может заниматься наш ребенок 2,4 2,6 3 2,3 2,6
Педагоги дают нашему ребенку глубокие и прочные знания 3,8 3,1 3,6 3,4 3,5
В учебном заведении заботятся о физическом развитии и здоровье нашего ребенка 3,2 2,8 3,6
3,3 3,2
Учебное заведение способствует формированию достойного поведения нашего ребенка 3 3 3,3 3,2 3,1
Администрация и педагоги создают условия для проявления и развития способностей нашего ребёнка 3,1 3 3,2 3,3 3,2
Учебное заведение по-настоящему готовит нашего ребенка к самостоятельной жизни 3,6 3 3,2 2,9 3,2
Родителям задавалось 15 вопросов. Был подсчитан коэффициент удовлетворённости. Коэффициент У (удовлетворённости) равный 3 или больше 3, свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности; 2 или больше 2 - средний уровень удовлетворенности; меньше 2 - низкий уровень удовлетворенности родителей деятельностью образовательного учреждения.
Анализ анкет свидетельствует о высоком и среднем уровне удовлетворённости родителей деятельностью образовательного учреждения.
Критериями эффективности реализации воспитательной и развивающей программы является динамика основных показателей воспитания и социализации:
Классные руководители 1 -2 классов отслеживают динамику желаний и потребностей детей. В своей работе они используют различные методики. Например,
Методика «Цветик – семицветик» (реализуемая кл. рук. Т.И.Дудорова 1А, 2А) Слайд 17Цель: изучение желаний младших школьников.
Мечты первоклассников (2011 -2012) Мечты второклассников (2012 – 2013)
73% - мечтают об игрушках (куклах, велосипедах, компьютерных играх…)
35% - мечтают о волшебной палочке, платьях, велосипеде, скейт – борде…
50% - мечтают хорошо учиться
100% – желание узнавать что – то новое, хорошо учиться на первом месте у всех опрошенных
17% - чтобы все были здоровы
43% - чтобы все были здоровы.
Желания и мечты первоклассников соответствуют возрасту.
Мечты о конкретных реальных предметах у второклассников встречаются реже
Появились мечты о котёнке, щенке, черепахе, что говорит о желании заботиться о ком – либо.
Среди желаний детей преобладают желания по отношению к другим людям-
-чтобы мама и папа любили друг друга
-чтобы у бабушки не болела нога
-чтобы брат стал добрее
-чтобы папа не болел
-чтобы все делали хорошие дела
Все мечты и желания как первоклассников так и второклассников соответствуют возрасту, наблюдается динамика роста духовных ценностей.
Методика «Если был бы я волшебником» реализуется И.А.Теплых (1Б, 2Б) Слайд 18
Цель: определить направленность потребностей и желаний младшего школьника.
Школьникам предлагалось назвать три желания, которые они хотели бы осуществить.
Желания 2011 - 2012 2012 - 2013
Материальные Духовные Материальные Духовные
Для себя 29,41% 70,58% 18,75% 81,25%
Для близких 29,41% 70,58% 17,64% 82,35%
Для других людей 23,52% 76,47% 12,5% 87,5%
Вывод: наблюдается динамика роста духовных ценностей.
Методика «Если был бы я волшебником» проводилась В.А.Поповой в 1Б Слайд 19
Желания Октябрь 2012 Март 2013
Для себя 28 59,6% 24 51,1%
Для близких 17 36,2% 7 14,9%
Для других людей 2 4,2% 16 34%
Преобладают желания: чтоб все были здоровы, чтобы был мир, чтобы у всех исполнялись желания.
Вывод: Значительно стали преобладать желания, направленные на других людей.
Критерием эффективности воспитания и развития является уровень воспитанности, под которым понимается степень сформированности качеств личности. Диагностику уровня воспитанности учителя начальных классов проводят по методике Н.П.Капустина. По этой методике ученик оценивает себя вместе с родителями, а ученика оценивает учитель и выводится итоговая оценка. Итак, какие получились у нас результаты?
Слайд 20
2011 – 2012 учебный год
Классы Уровень воспитанности учащихся
Высокий Средний Низкий
1А 9 40,9% 8 36,4% 5 22,7%
1Б 6 27,3% 15 68,2% 1 4,5%
15 34,1% 23 52,3% 6 13,6%
2012 – 2013 учебный год
Классы Уровень воспитанности учащихся
Высокий Средний Низкий
2А 7 46,7% 7 46,7% 1 6,7%
2Б 10 55,6% 8 44,4% 17 51,2% 15 45,5% 3,4%
Наблюдается положительная динамика уровня воспитанности.
В результате реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающиеся на ступени начального общего образования достигают определённых воспитательных результатов, т.е. получают знания о себе и окружающем мире, приобретают опыт самостоятельного действия через участие в различных мероприятиях. В итоге происходит развитие обучающегося как личности, формирование его компетентности, идентичности.
Слайд 21