Мастер-класс Разработка критериев эффективности системы духовно-нравственного воспитания обучающихся

Разработка критериев эффективности системы духовно-нравственного воспитания обучающихся. Мастер-класс
Нартикоева Евгения Викторовна

План мастер-класса
Мастер-класс

Тема
Разработка критериев эффективности системы духовно-нравственного воспитания обучающихся.


Общие  цели
 
Знать понятия «Критерии», «эффективность воспитания», «духовно-нравственное воспитание».
Уметь разрабатывать критерии эффективности системы ДНВ в соответствии с целью урока.
 

Результаты обучения 
 
 
1.Учителя знают понятия «Критерии», «эффективность воспитания», «духовно-нравственное воспитание».
2. Учителя разработают критерии эффективности системы духовно-нравственного воспитания обучающихся.
3.Учителя оценят значимость критериев эффективности системы духовно-нравственного воспитания обучающихся

Ключевые идеи
 
Обеспечение процесса формирования духовно-нравственного воспитания школьников невозможно без обоснованного и практичного критериально-оценочного аппарата. 

Задания
 
Задание 1 Объяснить понятия «Что такое критерий?», «Что подразумевается под эффективностью воспитания?» «На что направлена система духовно-нравственного воспитания?»
Задание 2. Перечислить сходства и различия суммативного оценивания и формативного оценивания.
Задание 3. Разработать критерии эффективности системы духовно-нравственного воспитания обучающихся
Задание 4. Обсуждение значимости  эффективности системы духовно-нравственного воспитания обучающихся

Ход мастер-класса
1. Приветствие. Добрый день, уважаемые коллеги! Очень рада, что, несмотря но мороз, вы все сегодня здесь собрались. Хочу пожелать хорошего настроения, творчества и позитива.  (позитивный ролик) 2 мин
2. Формирование групп (1 группа – критерии, 2 группа - эффективность, 3 группа – духовно-нравственное воспитание) 2 мин
3. Задание 1. Уважаемые коллеги, предлагаю вам дать определение понятиям «Критерий», «Эффективность воспитания» «Система духовно-нравственного воспитания». 3 минуты

Приведете на слайде (зачитывать не нужно)
Крите
·рий ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 
·
·
·
·
·
·
·
·
·  способность различения, средство суждения, мерило)  признак, основание, правило принятия решения по оценке чего-либо на соответствие предъявленным требованиям (мере).
Эффективность воспитания – степень соответствия результатов воспитательной деятельности поставленным целям. (Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика.  М.: НМЦ СПО. С.М. Вишнякова. 1999.
Духовно-нравственное воспитание - основа формирования культурной личности, способной к саморазвитию, адаптации в сложной окружающей действительности, умеющей совершенствовать и позитивно реализовать свой творческий потенциал в интересах личности, общества, государства. Система духовно-нравственного воспитания направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально-значимую деятельность обучающихся. Под содержанием воспитания понимают систему знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами. Умственное, физическое, трудовое, нравственное, эстетическое воспитание обеспечивают комплексность воспитывающих влияний на ребёнка и позволяют формировать всесторонне развитую личность.

Обменяемся мнениями. Каким образом эти понятия переплетаются?
Система ДНВ должна быть эффективной, для проверки эффективности системы необходимы чётко разработанные критерии.
4. Теоретический этап. Информация о системе ДНВ в МБОУ «Гимназия 12»
Среди воспитательных задач одной из основополагающих является задача духовно-нравственного воспитания. Духовно-нравственное воспитание - основа формирования культурной личности, способной к саморазвитию, адаптации в сложной окружающей действительности, умеющей совершенствовать и позитивно реализовать свой творческий потенциал в интересах личности, общества, государства.
         Эта система направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально-значимую деятельность обучающихся.
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.
Основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.
Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.
Каковы же наши традиционные источники нравственности? Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природаё человечество. Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности: (Рабочие материалы лежат у вас на столах)
На столах у учителей лежат рабочие материалы (РМ) «Базовые национальные ценности»
–      Патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;
–      гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;
–      социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
–      человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество,
–      наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
–      семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
–      труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
–      традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
–      искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
–      природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

Задание 2. Выделите 5 основных базовых национальных ценностей. Определите 5 нравственных качеств, соотнесенных с выделенными базовыми национальными ценностями.
Внедрение Федерального государственного стандарта образования предусматривает использование системно-деятельностного подхода и личностно-ориентированных технологий обучения. Большое значение уделяется интеграции содержания образования. 
Обеспечение процесса формирования духовно-нравственного воспитания школьников невозможно без обоснованного и практичного критериально-оценочного аппарата.
В основе структуры процесса духовно-нравственного воспитания лежат мотивы, обеспечивающие включение ученика в процесс познания духовных и культурных ценностей общества. В то же время духовно-нравственного воспитание рассматривается как комплекс знаний, полученных школьниками в общеобразовательной школе, а также осознанное проявление личности на уровне эмоций, которые способствуют совершению моральных поступков. Это позволил констатировать, что исследователи наполняют структуру понятия «духовно-нравственное воспитание» специфическим содержанием, обращая внимание на три основных компонента. Это: (раздаточный материал)

·  мотивационно-ценностный включающий, мотивы, вызванные потребностями личности, выполнение которых требует волевых усилий и эмоционально окрашены;

·  когниктивно-познавательный направленный, на усвоение теоретических знаний, овладение предметными умениями и навыками, способами и видами деятельности;

·  деятельностно-практический позволяющий подростку реализовать полученный опыт на практике.
5. Разработка критериев эффективности системы духовно-нравственного воспитания обучающихся
При определении критериев уровня сформированности духовно-нравственного воспитания школьников можно опираться на структуру исследуемого качества.
В качестве этих критериев мы рассматриваем следующую совокупность (таблица 1)
Уровни сформированности духовно-нравственной воспитанности школьников определяется как:
Высокий – качество проявляется всегда.
Средний – качество проявляется почти всегда, но под воздействием воспитателя.
Низкий – качество проявляется редко, или не проявляется совсем.

Оценка и коррекция развития личностных результатов образовательной деятельности обучающихся и воспитанников осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагогов, медицинского персонала, психолога и в тесном сотрудничестве с семьей ученика.
Только на слайде дайте (не проговаривайте)
Цели проведения такого мониторинга таковы:
1. Определить эффективность деятельности педагогов по конкретным результатам развития личности и индивидуальности учащихся
2. На основе теоретического анализа выявленных тенденций построить систему работы по эффективному обеспечению актуализации, развития и проявления учащимися своих личностных качеств, развитию их творческой индивидуальности, субъективности, способностей к самоопределению и самореализации.
Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:
- проследить динамику развития личности, начиная с младшего школьного возраста в соответствии с диагностируемыми параметрами;
- оценить «траекторию» развития личности и индивидуальности каждого ученика;
- сформировать информационную базу индивидуально-личностного роста учащихся;
- выявить возможные отрицательные тенденции в развитии личности и индивидуальности воспитанников, наметить пути их предупреждения и преодоления;
- определить благоприятные психолого-педагогические условия для развития личности и индивидуальности учащихся, их самопознания, самоопределения и саморазвития, наметить пути их реализации.

Задание 3. Вам дана таблица «Критерии эффективности системы духовно-нравственного воспитания школы». Произведите анализ предложенных данных по следующей схеме

Цель определения эффективности системы духовно-нравственного воспитания по данным, приведенным в таблице:


Алгоритм определения эффективности системы духовно-нравственного воспитания по данным, приведенным в таблице:



Риски и затруднения определения эффективности системы духовно-нравственного воспитания по данным, приведенным в таблице:



Замечания и дополнения по данным, приведенным в таблице




6. Обсуждение 5 мин (Как вы думаете, помогут ли критерии, разработанные нами в ходе мастер-класса, эффективно реализовывать систему ДНВ в учебных заведениях?
Итог (обратная связь)  «SMS»   Я знаю, Я умею., Я хочу узнать 2 мин.
Рефлексия
- Данный мастер-класс имеет для вас практическое значение?
- Какие критерии необходимо использовать для оценки эффективности системы ДНВ?
Желаю Вам успехов. Благодарю за внимание.

Источники, оснащение  и оборудование: Листы А4, маркеры, презентация «Разработка критериев эффективности системы духовно-нравственного воспитания обучающихся», РМ «Критерии оценивания», РМ «Базовые национальные ценности»









 Таблица 1
 Критерии эффективности системы духовно-нравственного воспитания школы

Критерии
эффективности
Показатели эффективности
 
Индикаторы (уровни)



1
2
3

1.  Содержательный
1.Ориентация на ценность отечества
2. Ориентация на ценность человека
3. Ориентация на ценность красоты
4. Ориентация на ценность семьи
5. Ориентация на ценность культуры




2.            Методический
1 .Соответствие содержания деятельности по духовно-нравственному воспитанию поставленной цели.
2.Подготовленность педагогов, учащихся и родителей
3.Программно-мтодичское обеспечение
4.Системность и преемственность в реализации системы духовно-нравственного воспитания




3 .Организационный
1. Отношения в коллективе (нравственно-психологический климат, комфортность в коллективе всех субъектов жизнедеятельности, творческая атмосфера, авторитет и степень привлекательности, образовательного учреждения).
2.Профессиональная позиция педагога (изучение профессиональных ориентиров педагогического коллектива в сфере воспитания, профессиональная позиция педагога как воспитателя). Базовые
ценности педагога. Адекватность избираемых форм, методов и средств воспитательной работы ценностям.
3.Интерграция взаимодействия со всеми субъектами жизнедеятельности (школа, семья, церковь, учреждения дополнительного образования и культуры и др.)




4. Оценочный
1.Системность в осуществлении контроля за ходом реализации программы духовно-нравственного становления личности.
2.Удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью в учебном заведении.




5.Аналитико-
рефлексивный
 
1. Уровень владения рефлексивными методиками
2. Своевременность коррекции деятельности и прогнозирования результатов деятельности.




 
 
Рабочий материал
«Базовые национальные ценности»
–      Патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;
–      гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;
–      социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
–      человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество,
–      наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
–      семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
–      труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
–      традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
–      искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
–      природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;











15