Конспект НОД по образовательной области Познание с элементами ТРИЗ Космическая карусель
Конспект НОД по разделу «Познание» для подготовительной группы «Космическая карусель»
Задачи: -образовательные:
Формировать представление о Солнечной системе, о месте Земли в ней,
Закрепить полученные знания о планетах Солнечной системы при выполнении практических заданий.
-развивающие:
развивать абстрактное мышление, умение выделять главное в информации и аргументировать свою точку зрения,
развивать интерес к исследовательской деятельности.
-воспитательные:
воспитывать уважение к чужому мнению,
воспитывать бережное отношение к окружающей действительности. воспитывать творчески активную личность со своей нравственной позицией
Технологии обучения:
Личностно - ориентированная, здоровье сберегающая, ИКТ, игровая, исследовательская.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
.Оборудование: фотографии космических спутников и ракет, проектор, плакат с изображением планет, модель солнечной системы на батарейках, лампа настольная, листы бумаги, запись: Бетховен «Лунная соната»
Создание проблемной ситуации:
«Солнце – монетка, - скупой проворчал, - Нет, сковородка! – обжора вскричал. - Нет, каравай, - хлебопек произнес. - Компас,- сказал убежденно матрос. - Солнце – звезда, - астроном объявил. - Нет, это сердце,- мечтатель решил.
Воспитатель: Вы внимательно слушали стихотворение? Скажите, почему его герои сравнивают солнце с такими разными предметами? Какое из этих определений правильное? (ответы с аргументацией).- Как вы думаете, о чём сегодня наше занятие? (ответы) Правильно, о Космосе.- Космос всегда интересовал человека, хотелось знать - есть ли жизнь где-нибудь ещё?. -Я приглашаю вас совершить виртуальную экскурсию в космическое пространство. Готовы? Тогда отгадайте мою загадку:
- Шла девица из Питера, просыпала кувшин бисера.Не соберет ни царь, ни царица, ни красная девица (Звезды на небе).
Воспитатель: Мы с вами уже говорили о Космосе, давайте вспомним об этом. Начнем с разминки. Кто помнит и знает ответы на вопросы – говорит с места, а кто забыл, вспоминает.
Разминка:
Прибор для изучения Вселенной? (Телескоп)
Что ближе к Земле: Солнце или Луна? ( Луна)
Луна – это … (Спутник)
Путь движения планеты вокруг Солнца? (Орбита)
По какой звезде можно ориентироваться ночью. (Полярная)
Самые горячие звезды по цвету? (Белые)
Что такое солнце? (Звезда)
Одежда для космонавтов. (Скафандр)
Звучит Бетховен «Лунная соната», показываем слайды с пейзажами Земли. Воспитатель: Единственная планета в Солнечной системе, на которой есть жизнь – это Земля, а мы ее жители! Наша Земля – третья от Солнца планета. На ней сложились благоприятные условия для жизни растений, животных и людей. Атмосфера, окутывающая Землю голубоватой дымкой, имеет пригодный для дыхания кислород и защищает Землю от перегрева, охлаждения и ударов небесных тел. Кроме этого, большую часть поверхности нашей планеты занимают водоемы. А вода необходима всему живому для существования. Но в Солнечной системе она не единственная (Музыка прекращается, слайд орбит планет СС) Посмотрите, сколько планет. –Вы можете назвать их? (ответы) - Угадайте, какая из планет могла бы так рассказать о себе ?:.
Я – самая горячая планета во Вселенной. Температура моей поверхности может достигать до +500 градусов. Названа женским именем (Венера)
Я – ближайшая к Солнцу планета. Я вращаюсь очень быстро вокруг Солнца за 88 дней. (Меркурий)
Я – очень стар, поэтому лежу на боку и очень мерзну. (Уран)
Рефлексия: Но на своих орбитах планетам в небе скучно,Блуждая по Вселенной всей, они нашли себе друзей.Какие это друзья? (Спутники) -Какой спутник у Земли? (Луна)
Воспитатель: - Наука развивалась, люди научились строить ракеты и летать в Космос. Кто построил первую ракету? ( Королев), - Кто стал первым космонавтом планеты? ( Юрий Гагарин). Позднее люди высадились на Луну, а сейчас мечтают полететь на Марс!!! Человечеству ещё многое предстоит понять и узнать, возможно, это делать придется Вам. Давайте рассмотрим карту звездного неба. На ней кроме звёзд много созвездий. Ребёнок читает стихотворение: (показ слайда с созвездиями):
Над Землёю ночью поздней,Если бросить в небо взгляд,Ты увидишь, словно гроздья,Там созвездия висят.Над Землёю ночью поздней,Только руку протяни,Ты ухватишься за звёзды:Рядом кажутся они.
. - Как вы думаете, видны ли на небе звезды днем и почему? (Звезд на небе днем не видно, потому что светит Солнце.)- Правильно, свет Солнца не дает возможность видеть звезды днем. Солнце – это большая-большая, просто огромная, очень горячая звезда, которая находится далеко от нас, но намного ближе других звезд к Земле. Поэтому ее лучи согревают нашу планету и освещают ее. Солнце, как и все звезды – раскаленный газовый шар, обладающий огромной энергией.
Физкультминутка:
На зарядку солнышко вызывает нас.Поднимаем руки мы по команде: «Раз!»А над нами весело шелестит листва.Опускаем руки мы дружно «Раз и Два!» Мы шагаем друг за другомЛесом и зеленым лугомРаз, два, три, четыре, пять,Будем весело шагать. Мы попрыгаем немножко, мы похлопаем в ладошки, Раз, два, три, четыре, пять, продолжаем изучать!- Молодцы! Чтобы понять, почему солнечный свет доходит до нашей планеты, а свет других звезд – нет, мы проведем небольшой опыт.
Опыт 1:
на стол ставится настольная лампа. Дети подходят к ней как можно ближе .- Хорошо ли виден свет лампы? (Хорошо.) А теперь отойдите в другой конец комнаты. - Что происходит со светом лампы? (Свет стал не таким ярким.) Так происходит и с солнечными лучами. Солнечный свет доходит до нашей планеты и мы хорошо видим Солнце, потому что оно находится близко к Земле. Остальные звезды мы можем видеть только на фоне темного неба, - Почему? (версии детей). Верно, т. к. они находятся очень далеко от Земли и их свет не способен превратить ночь в день. .-- Чем же Солнце удерживает все планеты вокруг себя? (ответы) – Как нам это доказать? Правильно, опытным путём.
Опыт 2 : Солнце – шар в центре, а 9 шариков - планеты. Что же помогает Солнцу удерживать всю солнечную систему? (включаем модель)- Правильно, Солнцу помогает вечное движение. Если солнышко не будет двигаться, вся система развалится, и не будет действовать.. Я предлагаю вам поработать на листах бумаги и составить карту планет (из наборов заранее подготовленных кругов или других дополнительных средств на выбор детей)
Зарядка для глаз
Глазки солнцу улыбнутся,Вниз посмотрят на травуИ обратно в высоту.Глаза по кругу побежали,Остановка, и опятьВ другую сторону бежать.А теперь посмотрим вдаль,На это времени не жаль,Что вблизи и что вдалиГлазки рассмотреть должны.Крепко глазки закрываем.1-2-3-4-5, будем глазки открывать.Жмуримся и открываем,Так игру мы продолжаем.Наши часики – глаза Водят взгляд туда – сюда,Ходят влево, ходят вправо,Не устанут никогда.Спасибо глазки скажут нам, а мы сядем по местам!
- Какие интересные карты наших будущих путешествий у нас получились. Давайте сделаем из них выставку. Наше виртуальное путешествие приближается к концу. Подумайте и скажите, что же такое Солнечная система? (ответы) Да, Солнечная система - это наш дом, который мы должны берем беречь и охранять. - А от кого охранять? (ответы). По большому счёту от людей и их разрушительной деятельности. Если мы будем относиться к планете так, как сейчас, то в скором времени у нас закончатся запасы питьевой воды и еды. – Как вы думаете, к чему это приведёт? (ответы)
-Что же можем сделать мы с вами, чтобы помочь планете остаться такой же красивой, как сейчас? (ответы детей: не рвать цветы, не убивать насекомых, не разрушать гнезда и муравейники, беречь воду, не разбрасывать мусор и т.д. )
Воспитатель: Верно. Вам понравилось путешествовать? (Да) В память о нём вы получите звёздные сувениры. Они ждут вас вот в этой прекрасной звёздной шкатулке (вручаем каждому ребёнку по звёздочке).
Звучит Бетховен «Лунная соната», показываем слайды с пейзажами Земли.
(Юпитер) – больше всех планет,Но суши на планете нет.Повсюду только водородИ лютый холод круглый год?
(Сатурн) – красивая планетаЖелто-оранжевого цвета.И кольцами камней и льдаОкружена она всегда.
Планета (Нептун) от Земли далеко,Увидеть ее в телескоп нелегко.От Солнца по счету планета восьмая,Царит на ней вечно зима ледяная.
Планируемые результаты:
осмысление представлений о мире, который окружает человека. осмысление взаимосвязи между человеком и окружающим миром.
умение отвечать на поставленный вопрос, взаимодействовать со сверстниками и педагогом.
формирование умения выполнять задание в соответствии с поставленной целью.
формирование личного отношения к окружающему миру.
Игра «Я начну, а вы кончайте, хором дружно отвечайте». (Слайд 10.)
По порядку все планетыНазовёт любой из нас:Раз … Меркурий,Два … Венера,Три … Земля,Четыре … Марс.Пять … Юпитер,Шесть … Сатурн,Семь … Уран,За ним … Нептун.Он восьмым идёт по счёту.
IV. Закрепление полученных знаний
1. Просмотр видеоролика «Планеты Солнечной системы». (Слайд 11.)
V. Рефлексия.
- Сегодня я узнал …
- Мне понравилось …
-Я могу использовать эти знания…
Учитель. Командиры получите задания и приступайте к работе. Желаю вам успехов!
1 группа. Космонавты
Задание. Расположите планеты по мере удаления их от Солнца.
(У детей: фотографии с названиями планет, план ответа, таблица расстояний планет от Солнца)
План ответа:
1. Сколько планет движутся, как и Земля вокруг Солнца? ___________________________2. Послушайте стихи и узнайте по описанию, какая это планета.
Стихи:
(Юпитер) – больше всех планет,Но суши на планете нет.Повсюду только водородИ лютый холод круглый год?
(Сатурн) – красивая планетаЖелто-оранжевого цвета.И кольцами камней и льдаОкружена она всегда.
Планета (Нептун) от Земли далеко,Увидеть ее в телескоп нелегко.От Солнца по счету планета восьмая,Царит на ней вечно зима ледяная.
(Марс) – таинственная планета.Она по размерам чуть меньше Земли.Из-за кроваво-красного цветаНазвали планету в честь бога войны.
2. В каком порядке?___________________________________________________________
Таблица 1
Название планеты Расстояние от Солнца в млн. км.
Юпитер 777
Уран 2 869
Венера 108
Земля 150
Меркурий 58
Марс 227
Сатурн 1 426
Нептун 4 496
2 группа. Исследователи
Задание. Прочитать описание всех планет Солнечной системы и выявить планеты похожие на Землю.
(У детей: фотографии всех планет, план ответа, тексты-описания планет, табличка заголовок – Планеты земной группы)
План ответа:
Из восьми планет Солнечной системы есть планеты, которые похожи на Землю, другие – очень сильно от нее отличаются. Мы исследовали все планеты, сравнили с Землей и пришли к выводу, что есть планеты похожие на Землю:
1. Перечислите планеты______________________________________________________
2. Что общего у этих планет?
– Размер (большой, небольшой)___________– Твердая поверхность (да, нет)_________– Атмосфера? (да, нет) _____________– Спутники (да, нет)____________кроме___________________________– Жизнь (да, нет)_________________3. Как такие планеты называются? ___________________________
4. Тексты-описания планет.
Каждый ученик группы должен по описанию двух планет выбрать планету, похожую на Землю.
1. Самая близкая к Солнцу планета – Меркурий. По размерам он меньше Земли, у него твердая, каменная поверхность. На этой планете очень жарко днем, а ночью ужасный холод. На Меркурии слабая атмосфера. Спутников нет. Меркурий очень быстро движется вокруг Солнца в 3 раза быстрее, чем Земля.
2. Пятая от Солнца планета – Юпитер. Это громадный шар, состоящий из жидкого водорода, самого легкого газа на свете, но его так много, что это самая тяжелая планета из всех. Очень много спутников – 63. Юпитеру достается немного тепла от солнца, и поэтому там царит вечная зима.
3. Вторая от Солнца планета – Венера. Поверхность Венеры каменистая. У этой планеты есть плотная атмосфера, но она состоит из углекислого газа, которым ни люди, ни животные дышать не могут. На Венере невыносимая жара, приблизительно 500. Спутников нет. На небе эта планета видна как самая яркая звездочка голубоватого цвета. Очень красивая и привлекательная.
4. Уран расположен за Сатурном. Эта планета вращается лежа на боку. Поэтому к солнцу обращен то один его бок, то второй. Размер этой планеты гораздо больше Земли. И она тоже состоит из газов, как ближайшие ее соседи. Удаленность от Солнца не позволяет нагреть эту планету. Спутников – 27.
5. Марс – четвертая планета. Он вдвое меньше Земли. Год на Марсе длится в два раза дольше земного. У Марса есть атмосфера, но состоит она в основном из углекислого газа. Ученым удалось установить, что твердая поверхность Марса покрыта оранжево-красной пылью, которая позволяет увидеть планету как красноватую звезду. Солнце греет хуже. Лето холоднее, чем на Земле, а зима суровее. На полюсах ледяные шапки. Бывают дни и ночи. Два спутника у Марса: Фобос (Страх) и Деймос (Ужас)
6. Шестая планета – огромный Сатурн. Он расположен далеко от Солнца, поэтому температура его очень низкая. Сатурн тоже газовая планета. Эта планета желтоватого цвета, ее окружают удивительные кольца, состоящие из ледяных глыб и камней, их видно в телескоп или сильный бинокль. Много спутников – 60.
7. Нептун – восьмая от Солнца планета Она кажется темно-голубой, потому что тоже состоит из газа, газа метана, который горит в наших газовых плитах. В телескопы астрономы замечают на Нептуне клочковатые белые облака. Вечная зима там царит. Спутников –13.
8. Самая близкая к Солнцу планета – Меркурий. По размерам он меньше Земли, у него твердая, каменная поверхность. На этой планете очень жарко днем, а ночью ужасный холод. На Меркурии слабая атмосфера. Спутников нет. Меркурий очень быстро движется вокруг Солнца в 3 раза быстрее, чем Земля.
3 группа. Исследователи
Задание. Прочитать описание всех планет Солнечной системы и выявить планеты непохожие на Землю.
(У детей: фотографии планет, план ответа, тексты-описания планет, табличка заголовок – Планеты-гиганты)
План ответа:
Мы исследовали все планеты, сравнили с Землей и пришли к выводу, что есть планетынепохожие на Землю:
1. Перечислите планеты _________________________________
2. Что общего у этих планет?
– Размер (большой, маленький) __________________– Твердая поверхность (да, нет) _________ Они состоят из ___________________________– Там царит (тепло, холод) почему? ____________________________– Планеты состоят из _______________________________– Спутники (много, мало) __________________– Жизнь (да, нет)_________________
3. Как такие планеты называются? ______________________
4. Тексты-описания планет те же, что и у второй группы исследователей.
Каждый ученик группы должен по описанию двух планет выбрать планету, непохожую на Землю.
4 группа. Наблюдатели
Задание. Прочитать описание небесных тел и найти иллюстрацию к каждому описанию.
(У детей фотографии: комета, астероиды, метеоритные тела; тексты-описания небесных тел; табличка-заголовок – Космические крошки)
Тексты
1. Они маленькие, возникают, когда крохотные космические частички или камешки с большой скоростью врезаются в земную атмосферу, разогреваются в ней и вспыхивают на высоте около 100 км. Некоторые падают на Землю, иногда оставляя след на поверхности Земли.
2. Многие эти космические тела по форме отличаются от шаров, они похожи на большие глыбы, мчащиеся вокруг Солнца. Они разместились двумя поясами:
1) между Марсом и Юпитером; 2) за планетой Нептун
3. Это не очень крупные объекты. Но, когда они находятся вблизи Солнца, их часто можно видеть с Земли невооруженным глазом. Обычно они выглядят как маленькие, тускло светящиеся пятнышки. Изредка появляются яркие объекты с длинными серебристым хвостом, прорезающим небо, словно прожектор. Давным-давно люди связывали появление этого объекта с войнами и стихийными бедствиями.
5 группа. Эксперты
Задание. Определите, какие планеты в Солнечной системе являются рекордсменами.
(У детей таблицы: диаметров планет, расстояний планет от Солнца, температур на поверхности планет, количества спутников. Каждый ученик получает задание и выполняет его.)1.
1. Самая далекая планета Солнечной системы? ________________2. Самая ближайшая к Солнцу планета? ______________________3. Планета, сравнимая по размерам с Землей?_________________
Таблица 2
№ Название планеты Диаметр планеты в кмРасстояние от Солнца в млн. км.
1. Меркурий 4 880 58
2. Венера 12 100 108
3. Сатурн 116 000 1 426
4. Марс 6 800 227
5. Юпитер 140 000 777
6. Земля 12 742 150
7. Уран 50 800 2 869
8. Нептун 48 600 4 496
2.
1. Самая большая планета Солнечной системы________________2. Самая маленькая планета?______________________________
Таблица 3
№ Название планеты Диаметр планеты в км1. Меркурий 4 880
2. Венера 12 100
3. Земля 12 742
4. Марс 6 800
5. Юпитер 140 000
6. Сатурн 116 000
7. Уран 50 800
8. Нептун 48 600
3.
1. Самая горячая планета2. Самая холодная планета3.У какой планеты больше всего спутников?
Таблица 4
№ Название планеты Температурана планете Кол-во спутников
1. Меркурий + 430 –
2. Венера + 500 –
3. Земля + 30 1
4. Марс – 23 2
5. Юпитер – 160 63
6. Сатурн – 150 60
7. Уран – 220 27
8. Нептун – 210 13
4.
1. Самая медлительная планета________________Подумайте, какой планете потребуется меньше всего времени для вращения вокруг Солнца. (Меркурий – 88 суток)2. Самая быстрая планета______________________________________Подумайте, какой планете потребуется больше времени для вращения вокруг Солнца? (Нептун – 165 лет)3. Эта планета ни самая маленькая, ни самая большая, но у нее есть то, чего нет ни у одной планеты Солнечной системы? (Земля)
Дети оформляют свои ответы у доски.
VI. Физкультурная пауза
Учитель. Все группы справились с заданиями, а теперь давайте отдохнем. Встаньте, пожалуйста, и сделайте два вращения вокруг своей оси, как это делает наша Земля. (Дети вращаются против часовой стрелки. Если кто-то ошибся, учитель сообщает, что так вращается планета – Венера)VII. Отчеты групп
VIII. Вывод
Учитель. Подводим итоги. Все справились с заданиями. Молодцы! Сегодня на уроке вы узнали, какие небесные тела входят в Солнечную систему.
Ответы детей. Солнечная Система – Солнце, Земля вместе с планетами и их спутниками, астероиды, кометы, метеорные тела.
Учитель. Единственная планета в Солнечной системе, на которой есть жизнь – это Земля, а мы ее жители! Наша Земля – третья от Солнца планета. На ней сложились благоприятные условия для жизни растений, животных и людей. Атмосфера, окутывающая Землю голубоватой дымкой, имеет пригодный для дыхания кислород и защищает Землю от перегрева, охлаждения и ударов небесных тел. Кроме этого, большую часть поверхности нашей планеты занимают водоемы. А вода необходима всем живым организмам.
От Солнца третья по счету планета,Наша Земля меньше звезды.Но ей хватает тепла и света,Чистого воздуха и воды.Жизнь на Земле – это разве не чудо?Бабочки, птицы, жучок на цветке…В самом далеком, глухом городке!
IX. Релаксация
1. Угадайте, какая из планет могла бы так сказать о себе.
Я – самая горячая планета во Вселенной. Температура моей поверхности может достигать до +500 градусов. Названа женским именем. В Древнем Риме являлась богиней любви. (Венера)
Я – ближайшая к Солнцу планета. Я получила свое название в честь римского вестника богов, бога торговли. Я вращаюсь очень быстро вокруг Солнца за 88 дней. (Меркурий)
Я – очень стар, поэтому лежу на боку и очень мерзну. (Уран)
2. Послушайте стихи и узнайте по описанию, какая это пл45Категория: КОНСПЕКТЫ УРОКОВ | Добавил: HYPERLINK "javascript://" admin | Теги: Поурочные планы, урок астрономии, открытый урок, педсовет, звезды, космос, конспект урока, в помощь учителю, планеты, вселеннаяПросмотров: 1221 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1