Конспект нод по познавательно-речевому развитию на тему Весенняя сказка в подготовительной группе
МАУДО "Центр развития ребёнка - Детский сад"
г.Ялуторовск
Воспитатель: Чуракова О.П.
Непосредственно образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе "Весенняя сказка"
Цель: формирование связной речи в процессе составления сказки.
Задачи:
1. Развивать представления детей об изменениях в неживой природе весной.
2. Развивать навыки творческого составления сказки по вопросам.
3. Совершенствовать умение выделять отличительные признаки весенних изменений в природе в музыке, живописи, литературе.
4. Развивать навыки коллективного взаимодействия детей.
5. Развивать навыки выражения в творческой деятельности своих впечатлений от увиденного, услышанного.
Материал: музыка Вивальди «Времена года. Весна», Эдвард Григ «Весной», картины: Саврасов «Грачи прилетели», Левитан «Март», «Весна. Большая вода», распустившаяся ветка тополя и берёзы в вазе на окне, солнышко, задействована развивающая среда группы: уголок природы, картины.
1. Мотивация
Воспитатель: Ребята, какая красивая музыка звучит! Что вы представили, слушая музыку?
Дети: В музыке слышен звон весенней капели, журчание ручьёв, лёгкое дуновение ветерка, пение птиц, как зима борется с весной.
Воспитатель: Как думаете, о чём мы с вами будем сегодня говорить?
Дети: О весне.
Воспитатель: Правильно, о весне, о весенних приметах, о пробуждении природы от зимнего сна.
А что ещё напоминает о весне в группе?
Дети: Ветка распустилась.
Воспитатель: О чём говорит распустившаяся ветка?
Дети: Что скоро на деревьях распустятся зелёные листочки.
Воспитатель: А в уголке природы, что вам напоминает о весне?
Дети: Первые цветы появились: мать и мачеха, подснежники, верба распустилась, в календаре погоды делаем отметки о погоде, альбом о весне, видим, что уже прилетели грачи, скворцы, картинки о весне.
Воспитатель: Поближе рассмотрим картины. Дети подходят к мольберту с картинами.
Воспитатель: Как называется эта картина?
Дети: Грачи прилетели.
Воспитатель: Кто её написал?
Дети: Саврасов.
Воспитатель: А кто автор этой картины и как он её назвал?
Дети: И.Левитан Весна. Большая вода.
Воспитатель: Почему художник так назвал свою картину?
Дети: Весной, когда тает снег, образуется много воды. Это явление природы называется разлив, половодье.
Воспитатель: Как художник назвал эту картину? Почему?
Дети: Март. Эта картина напоминает о начале весны, марте.
Воспитатель: Как фамилия этого художника?
Дети: И.Левитан.
Воспитатель: А что объединяет картины?
Дети: Радостное весеннее настроение, все картины о весне.
Воспитатель: Дети, откроем на секундочку окно и впустим весенний воздух в группу. Вдохнём воздух.
А что можете сказать о весеннем воздухе?
Дети: Чистый, свежий, холодный, ароматный и т. д.
Воспитатель: А можно оставить окно открытым? Что хорошего, а что плохого?
Дети: Хорошо, что в группе будет свежий воздух, а плохо, что мы можем простудиться и заболеть.
Воспитатель приглашает детей присесть на коврик кому как удобно.
Воспитатель: Какие признаки весны мы ещё не назвали, но вы их видели на улице?
Дети: Ярко светит и греет солнце, снег осел, стал грязным, мокрым, появились проталинки, первые лужи, световой день стал длиннее, с крыш свисают сосульки, поют синички, радостно чирикают воробьи.
Воспитатель: Назовите весенние месяцы.
Дети: Март, апрель, май.
Воспитатель: Какой первый месяц весны?
Дети: Март.
Воспитатель: Какой месяц предшествует маю?
Дети: Апрель.
Воспитатель: Назовите месяц, который находится между мартом и маем.
Дети: Апрель.
Воспитатель: А сейчас какой месяц?
Дети: Март.
Воспитатель: Как в народе называют месяц март?
Дети: Капельник, протальник.
Воспитатель: Почему?
Дети: Припекает солнышко и с крыш начинает капать капель. Появляются места, где стаял снег, и открылась земля.
Воспитатель: Как бы вы ещё назвали март? Попробуем придумать своё названье.
Дети: Солнечник, повелитель ручьёв, перворучейник, зимобор.
Воспитатель: Молодцы. Вспомнили приметы весны, как в народе называют месяц март.
Воспитатель: А с чего начинается приближение весны?
Дети: Начинает ярко светить солнце.
Воспитатель: Солнце разбросало свои лучики по группе, найдём их и соберём наше солнце. Кладём лучик и называем, какое оно.
Дети: Яркое, тёплое, лучистое, доброе, радостное, весёлое, весеннее, жаркое, долгожданное, ласковое.
Воспитатель: Вот мы и собрали солнышко. А на что похоже солнце?
Проводится игра «На что похоже солнце»
Воспитатель: Жёлтое, как?
Дети: Одуванчик.
Воспитатель: Круглое, как?
Дети: Мячик.
Воспитатель: Ласковое, как?
Дети: Мама.
Воспитатель: Румяное, как?
Дети: Блинчик.
Воспитатель: Горячее, как?
Дети: Огонь.
Воспитатель: Как ласково солнышко называет русский народ?
Дети: Солнышко - колоколнышко, солнышко-вёдрышко, солнышко -красное.
Воспитатель: Закроем глаза и представим, что было бы, если внезапно исчезло весеннее солнце?
Дети: Наступила тьма, всё замёрзло, весна не наступила.
Воспитатель: Солнечные лучики прикоснулись ко всем нам, и мы стали сказочниками и попробуем сочинить весеннюю сказку?
Дети: Да.
Воспитатель: А как будет называться сказка, вы узнаете, если отгадаете загадки.
У нас под самой крышей
Белый гвоздь растёт,
Но как солнышко взойдёт,
Гвоздь растает, упадёт (сосулька).
Он мохнатый, он большой,
Спит в берлоге он зимой,
Просыпается весной (медведь).
Воспитатель: Как называется наша сказка?
Дети: Сосулька и медвежонок.
Воспитатель: А где живут медведи?
Дети: В дремучей чаще.
Воспитатель: Что делают медведи зимой?
Дети: Спят в своей берлоге.
Воспитатель: А с кем мог жить медвежонок в берлоге?
Дети: Со своей мамой.
Воспитатель: А что он любил делать?
Дети: Играть, гулять.
Воспитатель: А в какое время года мог выйти медвежонок из берлоги?
Дети: Весной.
Воспитатель: А где могла поселиться прозрачная сосулька?
Дети: На крыше берлоги, на большом дереве.
Воспитатель: Что умела делать сосулька на солнышке?
Дети: Капать, блестеть, переливаться.
Воспитатель: А что мог спросить или сказать медвежонок сосульке?
Дети: Сосулька, здравствуй! А давай с тобой поиграем.
Воспитатель: А что сосулька могла ему ответить?
Дети: Кап! Кап! Привет медвежонок.
Воспитатель: В какую игру они могли играть?
Дети: Сосулька бросала свои капельки вниз, а медвежонок ловил их и считал.
Воспитатель: Что дальше могло случиться с сосулькой?
Дети: Она растаяла.
Воспитатель: Во что она могла превратиться?
Дети: В красивую лужицу.
Воспитатель: А сейчас вы все вместе обговариваете или разделитесь на группы, кто с кем хочет и сочиняете свою сказку.
Детям даётся время для составления сказки.
Воспитатель: А сейчас один начнёт сказку рассказывать, а вы по очереди будете её продолжать.
Дети рассказывают сказку.
В дремучей чаще жила-была медведица со своим медвежонком. Всю долгую зиму медвежонок вместе с мамой проспал в своей берлоге.
Но вот наступила тёплая и ласковая весна. Солнце стало припекать и весенний лучик скользнул по крыше берлоги, на которой поселилась прозрачная, блестящая сосулька.
Вышел однажды медвежонок погулять, да на солнышке погреться и вдруг ему что-то капнуло прямо на нос. Посмотрел он вверх и увидел блестящую сосульку. Сосулька так красиво блестела на солнышке, что медвежонку она сразу понравилась.
Сосулька, здравствуй - крикнул медвежонок!
Давай с тобой играть.
Кап! Кап! Привет медвежонок.
Ой! Я сейчас опять капну. Сосулька бросала свои капли вниз, а медвежонок ловил их и считал.
Но однажды он пришёл и увидел, что сосульки нет. Медвежонок расстроился и заплакал. Но тёплый солнечный лучик погладил его по спинке и сказал: Посмотри, в какую красивую лужу превратилась сосулька.
Лужа напоила щедрую землю, и из земли вырос подснежник.
Воспитатель: Умнички! Настоящие сказочники. Замечательная сказка получилась.
Воспитатель: Почему сосулька и медвежонок смогли подружиться, ведь они такие разные?
Дети: Они оба любили играть.
Воспитатель: Какая замечательная книга сказок получилась! Чего в ней не хватает?
Дети: обложки, иллюстраций.
Воспитатель: Приглашаю вас в творческую мастерскую и превратиться в художников.
Дети выбирают себе нужные материалы: краски, карандаши, мелки, фломастеры, гуашь, пластилин проходят за столы и рисуют иллюстрации к сказке.