Общее родительское собрание в ДОУ
МКДОУ «Детский сад «Сказка» г.Щигры Курской области
Заведующий – Дубина Ольга Анатольевна
Предлагаю Вашему вниманию конспект общего родительского собрания "Красна изба пирогами, а семья традициями"
Цель собрания:
Достижение оптимального уровня взаимодействия детского сада и семьи через созданную систему социального партнерства.
План собрания:
Презентация «Из опыта работы».
Вступительное слово заведующей МКДОУ «Детский сад «Сказка» Дубина О.А.
Выступление ст. воспитателя Меснянкиной Ю.И. «Семейные традиции».
Инсценирование семейной традиции «Званый ужин». (из опыта семьи Ампилоговых-Грицай).
Разное.
-Презентация «Из опыта работы»
-Слова на экране: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»
Ход собрания
1. Заведующая. Здравствуйте, уважаемые родители, гости и все присутствующие. Хочу начать нашу встречу словами Л.Н.Толстого:
У каждой семьи есть своя «живая душа», в которой есть и цветущий райский сад, и родники «живой» воды, и могучие дерева, уходящие ветвями высоко в небо, а корнями – глубоко в землю Добрые традиции подобные этим родникам укрепляют – животворят семью.
Сегодня наш разговор о семье и о взаимоотношении в ней, о семейных праздниках и традициях.
С давних пор о доме и семье всегда говорили с любовью и уважением. Из далеких времен до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки о семье.
Давайте попробуем их вспомнить. Я начинаю, а вы – заканчиваете.
В гостях хорошо, а (дома лучше).
Не красна изба углами, (красна пирогами).
Каково на дому, таково и (самому).
Дети не в тягость, а (в радость).
Когда семья вместе, и (сердце на месте).
Всякой матери свое (дитя мило).
На свете все найдешь, кроме (отца и матери).
Мать кормит детей, как (земля людей).
Нет человека добрее (отца с матерью).
Нет дороже (отца с матерью).
Семья – это (семь я).
А сейчас вы поподробнее узнаете какие же семейные традиции существуют.
2. Ст. воспитатель.
Семья – это громкое слово!Семья – это звонкое слово!Семья – это слово важное,Об этом вам скажет каждый.Семья – это солнце светит,Семья – это звезды на небе,Семья – это всё любовь.Любовь сыновей и отцов,Любовь дочерей и мам.Любовь свою дарим вам!...А.В. Сидорова
Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. Умеем ли мы пользоваться этой роскошью в своих семьях, в кругу друзей, учим ли мы этому своих детей?
Сегодня на нашем собрании нам предстоит обсудить это, поделиться опытом, поговорить о семейных традициях.
«Традиция» (от лат. tratitio - передача) - исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. Семья, как и другие социальные институты, существует, воспроизводя традиции, следуя определенным образцам деятельности, без которых немыслимо само ее развитие.
Основа традиций - ценность семьи, определяющая смысл традиционного поведения. Поэтому в традиции не дается детальная регламентация поступка, она не имеет конкретной «привязки» к определенной ситуации. Например, традиция гостеприимства, которой придерживаются многие современные семьи, воплощается по-разному: кто-то делает акцент на угощении, а для других главное - общение с гостем, необходимость найти в его лице эмоциональную поддержку или оказать ему таковую.
В традициях и обычаях отражаются этические, культурные, религиозные особенности семьи, профессиональная принадлежность ее членов. Основа традиций - какая-либо идея, ценность, норма, опыт семьи.
В настоящее время изучаются традиции, которые веками складывались в семьях, а в послереволюционный период оказались забытыми. Это традиции семейных праздников (буклеты с рекомендациями по проведения вы сегодня получили) семейного чтения, пения, рукоделия и иного совместного труда и творчества, игр взрослых и детей, составления своей родословной, семейного альбома, домашнего
театра, коллекционирования и многие другие. Некоторые из этих традиций начинают возрождаться. Так, в современных семьях появился интерес к своим корням, что выражается в традициях, связанных с экскурсом в родословную своей семьи (сбор и хранение семейных реликвий, создание фотоальбомов «Моя родословная», посещение мест, памятных для предков, и т.д.).
Значительно ценнее в воспитательном отношении организация деятельности детей и взрослых, инициирование активности, творчества детей. Вот, например, самый яркий ритуальный момент Новогоднего праздника в семье - елка, ее установка, украшение. Для совсем маленьких детей важен эффект красочности, необычности, целостности от восприятия украшенной елки. Поэтому им показывают уже наряженную взрослыми елку, а потом изо дня в день рассматривают с ними игрушки, вызывают эмоциональное восхищение, любование. С 4-5 лет дети принимают участие в установке, украшении лесной красавицы.
Проводя анкетирование на тему «Будем знакомы» одним из пунктов был вопрос «Традиции вашей семьи». Не многие родители ответили на этот вопрос (50% опрошенных поставили прочерк), но некоторые ответы хотелось бы зачитать.
« Каждую весну мы ждем, когда появятся настоящие тепличные огурчики. В этот день мы делаем обязательную окрошку и множество салатиков с огурцами и устраиваем зеленую вечеринку в честь первых овощей. Обычно получается очень весело и шумно. Мы радуемся, что зима позади и пришла весна. Как будто все просыпается после спячки».
« Эту традицию начал мой дедушка, большой любитель птичьего пения. Однажды в мае он вернулся пораньше с работы и сказал, что мы немедленно едем слушать соловьев. Мы стали возражать, мол, поздно, сыро... Но это было прекрасно: мама, папа, бабушка и мы с братом гуляли по цветущему лесу, сидели у костра и слушали птичий хор. Потом поездки за майскими трелями стали ежегодными. Обязательное условие: в этом должна участвовать вся семья».
А еще нас заинтересовала семейная традиция «Домашний театр», где все члены семьи перевоплощаются в сказочных героев, поют и танцуют. Пример такой традиции мы вас сегодня покажем.
Дорогие родители!
Создавайте свои семейные традиции и бережно храните их! А будут ли, это сложные для исполнения домашние спектакли, особое новогоднее блюдо, или « ваша» семейная песня, исполняемая за праздничным столом или под елкой, не столь важно. Главное, чтобы через много- много лет уже повзрослевший ребенок с
радостью и затаенной грустью вспоминал семейный Новый год и хотел в собственной семье возродить традиции родительского дома.
В заключении я хочу прочитать стихотворение А. Лопатиной «Дружите с детьми» Не жалейте время для детей,Разглядите взрослых в них людей ,перестаньте ссориться и злиться,Попытайтесь ними подружиться. Постарайтесь их не упрекать,Научитесь слушать, понимать.Обогрейте их своим теплом,Крепостью для них пусть станет дом.Вместе с ними пробуйте, ищите,Обо всем на свете говорите,Их всегда незримо направляйтеИ во всех делах им помогайте.Научитесь детям доверять – Каждый шаг не нужно проверять, Мненье и совет их уважайте,Дети – мудрецы, не забывайте. Взрослые, надейтесь на детейИ любите их душою всейТак, как невозможно описать.Вам тогда детей не потерять!
(Сказка)
Такая традиция существует в семье Анпилоговых - Грицай: и называется она «Званый ужин». Это творческая семья. Дедушка Егор Васильевич пишет стихи, музыку. Его дочь Инна Егоровна поет и танцует. А внук Лев является первым слушателем и советчиком творений деда.
И сегодня у нас в гостях этот замечательный человек, который принимал активное участие в нашем представлении.
«Званый ужин» (сценарий)
Ведущий: Есть традиция в семье-
Званый ужин на столе.
И приглашены соседи,
Родственники и друзья.
Вот знакомая картина
С детства нам она мила.
Спросите, ну что такого
Праздник вместе отмечать?
Это все уже не ново,
Креатива не видать.
Но мы все - же пригласили
Две знакомых нам семьи:
Три медведя в срок прибыли,
Бабка с дедом вслед пришли.
Колобок ваш где? Гуляет?
Бабка: Окаянный! Убежал!
Дед: Только мы из дома вышли, он бежать,
Я не догнал.
Ведущий: Замечательное средство в воспитании внучат:
Там, где детям интересно, убегать не захотят!
Медведь 1: Колобок ваш песни знает?
Наш Мишутка любит петь.
И мы с Михайло подпеваем,
Не всегда футбол смотреть.
(Песня)
Медведь 2: А играть люблю я в игры,
Чтобы были про еду.
Мишутка: Ни в машинки?
Медведь 2: Нет.
Мишутка: В пиратов? В прятки? Или чехарду?
Медведь 2: Нет! Мяч кидаешь, называешь, что съедобно, а что нет.
Медведь 1: Если ты еду готовил – не съедобен весь обед
(Игра «Съедобное – несъедобное)
Колобок: Ничего не понимаю.
Бабушка и дед мои!
А веселятся и играют
Словно дети малые.
Бабка: Колобок!
Дед: Внучок вернулся!
Колобок: Дед, я вас не знаю,
Без газеты и не в кресле
Песни они тут поют!
Баба: За домашними делами Мы, бывает, устаем. Сказку детям не расскажем, Вместе песню не споем.
Дед: Встаньте с кресла и газету отложите, Пусть лежит. Если вы в душе, как дети, Время медленней бежит.
15