Методическая разработка на тему: Психологическая подготовка допризывной и призывной молодежи к военной службе ГАОУ «Гимназия №1 г.Назрань» Номинация: Военно-патриотическое воспитание Учитель ОБЖ Газиков Мухарбек Дмитриевич
Методическая разработка на тему: Психологическая подготовка допризывной и призывной молодежи к военной службе
ГАОУ «Гимназия №1 г.Назрань»
Номинация: Военно-патриотическое воспитание
Учитель ОБЖ Газиков Мухарбек Дмитриевич
Психологическая подготовка допризывной и призывной молодежи к военной службе мыслится не как отдельный вид подготовки, а как неотъемлемая составная часть начального военного обучения и военно-патриотического воспитания. Иными словами, она входит органически в учебно-воспитательный процесс и осуществляется теми же путями, средствам и приемами, что и обучение, и воспитание.
Психологическая подготовка – это сложный непрерывный процесс. Хорошо известно, что психика – регулятор поведения человека. Всякое нарушение устойчивости психики воина отрицательно влияет на его действия и поступки, негативно сказывается на военной службе, на овладение боевым мастерством, что отражается на боевой готовности.
Мне эта тема близка и понятна, так как я служил на Черноморском Флоте в морской пехоте еще в 70- х годах XX столетия.
Служба юношей в армии и на флоте проходит в совершенно новой, необычной для них обстановки, в условиях строго уставного порядка, воинской дисциплины и единоначалия, где приказ командира – закон для подчиненного, он должен быть выполнен беспрекословно, точно в срок. А это требует от юношей психологической готовности, максимума боевых усилий, высокой дисциплинированности, организованности.
Известно, что в военных условиях воина постоянно подстерегает опасность. Естественно, это обстоятельство не может не оказать своего воздействия на психику воина, не вызвать отрицательные эмоции, психическую напряженность, а у некоторых страх.
Например, незнание характера и действительных размеров опасности, подлинного значения звуков боя и других раздражителей может вызвать беспокойство, чувство тревоги, сковать боевую активность воина. Поэтому воину нужны не только боевой умение и мастерство, но и психологическая подготовленность.
Все вышеназванное и позволяет утверждать, что без психологической подготовки ввод будущих воинов в боевые расчеты подразделений чрезвычайно затруднителен.
В связи с усложнением венного дела, и условий службы в армии роль психологической закалки будущих воинов непрерывно возрастает.
Следовательно, руководители основ военной службы, которые обучают учащихся допризывной подготовке совершенно четко должны знать, что военное обучение без одновременной психологической закалки дело мало перспективное.
Психика закаляется при ведущей роли идейно-политического и военно-патриотического воспитания будущих воинов и находит конкретное проявление, прежде всего в правильных взглядах на армейскую службу, в понимании ее общественной значимости, желании и готовности выполнить священный долг перед своим Отечеством.
Цель психологической подготовки допризывной и призывной молодежи состоит в том, чтобы обеспечить надежное функционирование психики будущего воина в период прохождения военной службы. Она конкретизируется в задачах. Какие же основные задачи решаются в процессе вне войсковой психологической подготовки?
У допризывной и призывной молодежи формируются стремление и психологическая готовность к военной службе. Это внутренняя установка на воинскую деятельность, настрой мыслей, чувств, воли на высоконравственное выполнение предстоящей почетной обязанности, патриотическое отношение к священному долгу по защите Отечества. Это способность сохранить самоконтроль над своим поведением при появлении непредвиденных трудностей, умение быстро перестроить свою психику с учетом требований военной службы и активных наступательных действий в случае внезапного возникновения войны. В основе внутренней готовности призывника лежит идейная убежденность в защите Отечества, а также уверенность в боевой технике, оружии и личной военной подготовке.
Руководителям основ военной службы необходимо знакомить юношей с характером будущей войны, факторами, которые будут влиять на психику воина и морально-психологическим обликом вероятного противника.
Развивать у юношей эмоционально-волевую устойчивость, функциональную надежность и выносливость психики в условиях военной службы и деятельности.
Важно, что юноши на занятиях по основам военной службы успешно постигли причины и сущности войн современной эпохи, об их характере, типах и возможных последствиях. Глубокое понимание этих и других положений создает непоколебимую уверенность в нашей победе в случае войны, помогает формированию позитивного отношения к военной службе.
Важно, чтобы будущие войны учинили особенности современной войны; получили четкое представление о поражающих факторах ракетно-ядерного оружия и способах защиты от него, уяснили, что в условиях боя на психику влияют не только отрицательные, но и положительные факторы; положительное воздействие коллектива, личного примера командира, товарищей и успех боя.
Чем четче организация и крепче дисциплина, тем эффективнее сам учебно-воспитательный процесс, в том числе и психологическая закалка будущих воинов.
Вот почему на занятиях по основам военной службы необходимо систематически поддерживать военно-уставной порядок, не допускать упрощенства и послаблений. Строгая регламентация ОВС прививает юношам точность, исполнительность, собранность, приучает ценить время, видоизменяет динамический стереотип, приспосабливая его к условиям военной службы. Очень многое для психологической закалки будущих воинов дают экскурсии в воинской части, знакомство с жизнью воинов, встречи с ними. Занятия по основам военной службы в классе и поле не следует превращать в шаблон, их нужно по возможности разнообразить, проводить на незнакомой местности, в различных погодных и временных условиях, создавать различного рода комплексные ситуации, благодаря которым перед юношами возникают проблемы из тактической, огневой, военно-технической подготовки и гражданской обороны; формировать познавательную и практическую активность учащихся, ставить их перед необходимостью сознательно и активно преодолевать трудности и препятствия аналогичных тем, которые могут быть в реальном бою. В противном случае будет бесполезное натаскивание.
Руководитель допризывной подготовки следует педагогически грамотно и последовательно реализовать на занятиях задачи психологической подготовки обучающихся, творчески использовать разнообразные методы, средства и формы учебно-воспитательной работы.
Если же всего этого не делать, то знания могут превращаться в жесткие стереотипы, которые не обеспечат должным образом решение задач психологической подготовки.
Подводя общие итоги сказанного, можно сделать вывод о том, что благодаря заботе Российского государства и правительства в нашей стране сложилась стройная система подготовки допризывной и призывной молодежи к службе в Вооруженных силах Российской Федерации. Она направлена на формирование у будущих воинов начальных военных знаний и навыков, идейно-патриотических, морально-боевых и физических качеств, а также потребности в готовности выполнять почетный конституционный долг российских граждан. Ведущая роль в этом многогранном процессе принадлежит преподавателям основ военной служб. Именно они его организаторы и педагогические творцы.
В связи с непрерывным развитием всех отраслей военного дела, ростом образовательного и культурного уровня молодежи, усложнением задач обучения и воспитания систематически возрастают педагогические требования к процессу основ военной службы юношей. Для того, чтобы быть на уровне современных требований и успешно решать учебно-воспитательные задачи, преподаватели ОВС должны непрерывно совершенствовать свое педагогическое мастерство, осмысливать и внедрять передовой опыт.