Опытно — экспериментальная деятельность в старшей группе Колокольчик Тема: Лекарственные и ядовитые растения
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение ЦРР детский сад "Улыбка "№34
Опытно - экспериментальная деятельность в старшей группе "Колокольчик "
Тема: "Лекарственные и ядовитые растения "
Воспитатель: Бирюкова Л.Г.
Цель: Формировать представление о съедобных и ядовитых растениях.
Задачи: - учить различать съедобные и ядовитые растения; - познакомить с тем, какую пользу могут оказывать лекарственные растения и какой вред могут нанести организму человека ядовитые растения.
Развивающая среда: предметные картинки с лекарственными и ядовитыми растениями и засушенные лекарственные растения, алгоритм описания растения , шарф, мишка.
Организационный момент
Ребята посмотрите сколько гостей сегодня. Давайте поздороваемся.
Придумано кем то просто и мудро
При встрече здороваться "Доброе утро "
Доброе утро солнцу и птицам
Доброе утро улыбчивым лицам . Я приготовила доску с изображением лекарственных трав. На столе лежат сухие пучки, брикеты, пакеты с травами
Раздается стук в дверь. Входит мишка с корзинкой (в ней лежат травы). Здоровается (горло завязано, рука перебинтована). Вздыхает.
Воспитатель : Здравствуй, Мишка, что же ты вздыхаешь. Что с тобой случилось.
Мишка : Как что? Прибирался я как-то в избушке и вот руку поранил, Пошел
трясти половики на улицу, да не оделся. Теперь вот горло болит, кашель
мучает. Лиса взялась меня лечить вот дала лекарственные травки. Да я
забыл, какие от чего, все перепутал.
Воспитатель. : Дети давайте поможем Мишке и назовем растения, которые дала ему Лиса(берет из корзинки растения, показывает, дети называют)
Игра «Опиши растение» (по схеме). - Давайте опишем эти растения и расскажем о них подробнее нашему гостю по схеме.
Рассказы детей (дети составляют рассказ )Схема описания:
1. Что это?
2. Цвет, величина.
3. Запах.
4. Время цветения.
5. Части растения.
6. Где растет?
(Затем предлагаю детям перейти на ковер, на котором разложены картинки с изображением лекарственных и ядовитых растений) .- Только ли зверобой и чабрец можно использовать для лечения простудных заболеваний?
- Назовите их. (Дети называют лекарственные растения)
- (обращается к Мишке ) : Ты запомнил, какими травами можно еще лечиться? Возьми эти картинки, чтобы не забыть эти растения и знать как они выглядят. (Дает соответствующие картинки Мишке ) .- Какие лекарственные растения вы видите здесь еще? Для чего они нужны?
- Как вы думаете, а где сейчас можно найти эти растения?
( Предлагаю детям подойти к столам, на которых разложены засушенные лекарственные растения, тряпичные узелки с растениями и аптечные упаковки растений).
- Какие лекарственные средства, в состав которых входят лекарственные травы, встречаются в наших аптеках? (настойки на травах, таблетки на травяной основе)
- Люди сами занимаются сбором трав на лугу, в лесу, в поле. Может быть, и ваши дедушки, бабушки, мамы, папы собирали лекарственные травы.
- А нужны ли людям знания о лекарственных травах?
- Вам они могут пригодиться?
- Мы с вами заготовили немного таких лечебных растений. Попробуем найти их среди душистых узелков, засушенных растений или среди аптечных коробочек.
Фитотерапия.
- У меня есть узелочки, а в них лежат цветочки.
Вы понюхайте, подержите, и название скажите.
Нахождение растений детьми.
(Сначала дети берут ароматные узелки (2 – 3 шт., вдыхают их аромат и пытаются выяснить, какие растения в них находятся. При затруднениях им предлагается сравнить аромат узелка с ароматом засушенных растений на тарелке или развязать узелки)- А будем ли мы с вами лечить нашего гостя? Как?
- Все ли лекарственные растения из тех, о которых мы говорили, могут помочь при простуде и кашле? Какие? Что мы можем сделать с ними?
Заваривание лекарственных растений.
(Дети насыпают чайными ложками растения в бокалы: каждое растение в отдельный бокал, воспитатель заливает кипятком, накрывают блюдцами) .- Пока травы завариваются, давайте вспомним правила сбора лекарственных растений:
1. Хорошо знать лекарственное растение и отличать его от ядовитых растений
2. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса. Нельзя собирать растения в сырую, мокрую погоду
3. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги, ж/д магистралей. Почему, как вы думаете?
4. Сушить растения нужно в тени, под навесом, чтобы не попадали прямые солнечные лучи, а не на солнце.
5. Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу. Почему?
6. Нельзя пробовать растения на вкус
7. Собирать лекарственные растения надо каждый вид отдельно
8. После сбора лекарственных растений надо тщательно вымыть руки. (Дети выходят, выставляют карточки, говорят правило и остаются стоять.)
- Все свои сокровища природа щедро отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее!
- Наши травы уже заварились. Пойдемте вдохнем ароматы заваренных трав.
- Отличаются ли они от запаха высушенных трав?
(Дети дышат ароматом лекарственных трав (высушенных и заваренных, сравнивают их, выделяют знакомые запахи, предлагают попробовать Мишке ) .- (обращается к Мишке) : Понравился ли тебе наш лечебный чай? Мишка, ты запомнил лекарственные растения, больше не перепутаешь. (Мишка благодарит за помощь, прощается с детьми и уходит.)
Беседа о ядовитых растениях.
- Ребята, у нас остались картинки с растениями, о которых мы не поговорили. Что это за растения? Чем они опасны? Можно ли их пробовать? К каким последствиям это может привести?
Если вдруг ты заболел, не спеши с таблетками,
Пригласи своих друзей с зелеными ветками.
Они и красивы, и очень лечебные,
Бывают и горькие, но очень полезные.
Помногу их пить тоже нельзя,
Бывают опасными эти друзья. (М. Киселева)
- Кто из вас знает о лекарственных растениях, употребление отвара которых в больших дозах опасно
для жизни?)
- Правильно, некоторые растения относятся к ядовитым растениям, но в малых дозах она безопасны и лечебны. Нужно помнить, что лечение травами не всегда полезно.
Итог.
- Что нового для себя вы сегодня узнали?
- Чай, с какими лекарственными растениями вы пьете дома всей семьей и для чего?
- Природа предоставляет человеку огромное разнообразие даров, лекарства от всех на свете болезней. Их надо только знать и уметь ими пользоваться. Давным-давно человек замечал, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Сотни лет люди передавали своим потомкам сведения о растениях. Вот и вы присоединились к тем, кто знает об этих растениях.
Столик, столик отзовись,
Что там прячешь, покажи! (под салфеткой чашки с чаем)
Лучше доктора любого
Лечит скуку и тоску
Чашка вкусного такого
Ароматного чайку.