В помощь тренеру. Подготовка высококвалифицированных дзюдоистов
Подготовка высококвалифицированных дзюдоистов left0Для подготовки высококвалифицированного спортсмена-дзюдоиста, нужен многолетний и многогранный процесс обучения, в течение которого наряду совершенствования спортивных навыков, совершенствуется и система воспитания спортсмена. Учебная программа подготовки дзюдоиста высокого класса составляется на несколько лет и состоит из этапов подготовки, в которых подробно прописан необходимый материал для обучения спортсмена.
Ниже приведен образец схемы построения многоэтапной подготовки дзюдоиста, которая рассчитанная на несколько лет тренировок. Образно ее, можно представить в виде многоэтажного дома, которое построено по определенной схеме, где каждый кирпичик от фундамента до кровли имеет определенное значение. Программу обучения дзюдоистов можно сравнить с многолетним обучением в институте, при этом тренер-преподаватель должен иметь подробный план по любому разделу, учитывая каждый этап подготовки.
По мнению ученых – психологов жизнь человека протекает в соответствии с возрастными этапами, в течение которых происходит как плавное изменение личности, так и резкие переходы на новые ступени развития. Например, достигнув 15 летнего возраста, человек имеет неполное среднее образование, определяется с профессией, поступает в техникум или училище, в 17-18 лет происходит повторный более осознанный выбор и человек поступает в ВУЗ. В 20 лет, когда парни отслужили в армии, они, как правило, начинают вести самостоятельную жизнь, у них проходит возрастное изменение мотиваций.
На протяжении всего периода взросления человек постоянно пересматривает свое отношение к спорту. Поэтому программа многолетнего обучения дзюдоистов составляется для каждого этапа с учетом возраста и стажа занятий спортсмена, а также его уровня физической и физиологической подготовки.
Начальный (предварительный) этап подготовки проходит в 10-12 лет. На данном этапе юные спортсмены осваивают дзюдо на начальном общем уровне, они изучают основы двигательных действий дзюдо.
На начальном этапе незнание базовой техники можно сравнить со свободными ячейками, куда постепенно тренером будет закладываться необходимая информация. Такую информацию в начале, нужно систематизировать, и только потом предлагать для изучения.
В 12-15 лет начинается второй этап начальной подготовки. На этом спортсмены начинают изучения важнейших технико-тактических действий дзюдо, а тренеры делают акцент на обучение классической технике. В конце данного периода учащиеся проходят экзамены, по результатам которых им присваивается классификационные категории (кю) и они получают право, носит пояс определенного уровня.
В 15-17 лет спортсмены переходят на учебно-тренировочный этап подготовки, на котором изучают технику дзюдо более углубленно. Дзюдоисты совершенствуют полученные на начальных этапах умения и навыки, осваивают неклассические технические действия, а также продолжают закладывать прочную базу для дальнейшего изучения технико-тактической подготовки.
С 17до 20 лет у дзюдоистов идет этап спортивного совершенствования, основная цель которого совершенствование индивидуального мастерства, широко применяя тактические приемы дзюдо. В период спортивного совершенствования закладывается база для дальнейшей соревновательной подготовки, потому что в этом возрасте дзюдоисты уже способны добиваться высоких результатов на соревнованиях. При этом объем нагрузок, даваемых на этом этапе, достигает своих максимальных размеров.
С 20 лет наступает этап наивысшей готовности дзюдоистов – высшего спортивного мастерства. Если все предыдущие этапы происходили без срывов, то спортсмен должен показать самые высокие результаты. В этом возрасте дзюдоисты выполняют нормативы, мастеров спорта и мастеров спорта международного класса.
Дальнейшая спортивная судьба дзюдоистов, ее стабильность и долголетие напрямую зависит от рационных и правильных применений всех открывающихся перед ним возможностей.
Схему подготовки дзюдоистов можно условно разделить на три раздела:
Планирование спортивной подготовки. Первый раздел характеризуется точной постановкой целей и определением основных задач, причем характеристики периодизации составляется поэтапно, с определением недельной и среднегодового объема нагрузки, процентного соотношение специальной и общефизической подготовки, с оценкой уровня интенсивности работы. Для этапа рассчитывается число тренировочных дней и часов. По отдельно взятым периодам в течение года составить план микро и макро циклов, а так же определить поэтапную сдачу контрольных тестов, проанализировав результаты которых можно сделать выводы по всем аспектам подготовки спортсменов.
Второй раздел - тактико-техническая подготовка.В данный раздел включена техническая и тактическая подготовка, основанная на общефизическом, теоретическом, психологическом и морально-волевом уровне. В течение данного периода дзюдоист должен освоить простейшие навыки единоборства, совершенствовать двигательную базу и усилить собственную мотивацию к спорту. Наряду с другими направлениями подготовки дзюдоистов, включаются восстановительные и оздоровительные мероприятия, после значительных физических нагрузок.
Третий раздел- развитие физических и функциональных качеств
Этот раздел включает в себя планирование на год и определенный период, применение эффективных средств и методов, направленных на развитие ловкости и гибкости, скоростно-силовой подготовки и выносливости. С учетом того что функциональная подготовка оказывает большое влияние на другие аспекты подготовки спортсменов-дзюдоистов, в данном разделе необходимо планировать основные пути энергообеспечения – аэробный и лактатный, смешанный и алактатный.
Если специалисты по каждому из перечисленных выше разделов разработают детальные программы и дадут подробные рекомендации по применению, то получиться комплексная программа многолетней подготовки дзюдоистов высокого класса.