Урок по окружающему миру для 3 класса (НРК) «Лекарственные растения Челябинской области»


Тема: «Лекарственные растения Челябинской области».
Цель: дать знания о лекарственных растениях Челябинской области.
Развивать умения различать лекарственные растения от ядовитых.
Воспитывать любовь к природе.
Личностные У.У.Д.
Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу.
Познавательные У.У.Д.
Самостоятельно выделять и формировать познавательную цель (отгадывать загадки, составлять мозайку цветов из разрезанных картинок, рассказывать о лекарственных растениях, Красной книге, разгадывать кроссворды.Регулятивные У.У.Д.
Формировать и удерживать учебную задачу.
Коммуникативные У.У.Д.
Умение слушать и вступать в диалог.
Продолжать работать на протяжении всего урока
С учителем и одноклассниками.
Оборудование:
Презентация к уроку, проектор, экран, пазлы.
Ход урока.
Организационный момент.
Эпиграф.
«Любите, почитайте,
Берегите природу, вечныйИсточник нашей жизни».
Сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие (слайд №1)
Учитель: Мы по ковру идём с тобой,
Его никто не ткалюОн разостлался сам собой,
Лежит у речки голубой
И жёлт, и синь, и ал!
Поутру росой умыт,
Раз в году косой побрит (луг.)
(Слайд №2) читает учитель.
Словно красивые драгоценные цветные камни-самоцветы рассыпались по лугу!
Бордовые, красные, синие, фиолетовые, жёлтые и серебристо-белые крапинки диких луговых цветов горят и сверкают среди травы.
Чем только ни замечательны эти цветы!
Одни из них - лекарственные.
(звучит музыка Чайковского «Ландыш»)
Ученик 1-читает стихотворение «Одуванчик» (слайд №2).
Ученик 2 - рассказ о ландыше (слайд №3)
Ученик 3 - рассказ о землянике (слайд №4)
Ученик 4 - рассказ о щавеле (слайд №5)

Молодцы ребята (поощрение).
А сейчас мы попробуем на практике узнать на сколько хорошо вы разбираетесь в растениях.
Практическая работа.
На столах лежат конверты. Каждая команда составляет из мозайки картинку лекарственного растения.
I-группа составила (рисунок крапивы.)(слайд №6).
Ученик рассказывает о крапиве.
Жалива, жгучка, стрекоза, огонь-трава-так называли на Руси это неприхотливое растение .В стрекательных волосках этого растения находится едкая жидкость-смесь муравьиной кислоты с другими жгучими веществами. Вершинка волоска очень хрупкая-как только человек до неё дотронется, она отламывается ,и острые края волоска ранят кожу. Сразу же в ранку выливается обжигающая жидкость.
Слайд №7.

II группа составила пазлы растения «Мать- и –мачеха».Что за странный цветок,
Цветик золотистый!
Вот головка, стебелёк…
Где же твои листья?
Будут, будут листья –
Большие, лопушистые,
Сверху гладкие,
Снизу пушистые…
Дети рассказывают рассказ о цветке «Мать-и-мачеха».
Это растение – первоцвет. Ещё не везде сошёл снег, а на глинистом пригорке красуются жёлтые головки. Все насекомые ждут –не дождутся появления маленьких жёлтых солнышек .
III группа собрала пазлы подорожника (слайд №8).
Рассказ детей о подорожнике.
Иду вдоль лесной опушки по жёлтой пыльной дороге. Солнце печёт. Жарко, душно…Смотрю под ноги и вижу скромное растение, раскинувшее свои листья вдоль дороги. Прохожу дальше и вновь встречаю его, как буд-то шагает вместе со мной. Куда ты шагаешь, упрямая травка, по большим и малым дорогам страны ?IV группа собрала пазлы ромашки (№9)
Рассказ детей о ромашке.
Её белые лепестки словно взялись за руки и повели хоровод вокруг жёлтого солнышка. Солнышка, собранного из маленьких- маленьких цветочков, которые после цветения дадут много семян этого красивого растения.
Учитель: Красная книга (слайд № 10).
Что такое Международная Красная книга? Что обозначает красный цвет книги?
Страницы в Красной книге разного цвета -
Красные - исчезнувшие виды,
Белые – редкие виды,
Жёлтые - сокращающиеся виды,
Серые-неопределённые, о состоянии этих видов нет чётких сведений.
Зелёные - виды, численность которых восстановлена.
Учитель: некоторые растения занесены в Красную книгу.
Кроссворд (ключевое слово поможет найти знания о растениях). Слайд №11.
«Кошачья травка»-
Больным поправка:
Корешок в аптечку, Чтоб помочь сердечку (валериана) (слайд №12)
2.Кто тебя не знает,
Полевой цветок:
Белые реснички,
Золотой глазок (ромашка) (слайд №13)
Ах, не трогайте меня,
Обожгу и без огня (крапива) (слайд №14)
Листочки - парные,
Цветки - янтарные,
Плоды – коварные,
И лечат, и колечат (зверобой) (слайд №15)
5. Сидит Алёнка
В красной рубашонке;
Кто мимо идёт –
Всяк поклонится (земляника.) (слайд №16)
6.Степной травы пучок простой,
Он и сухой благоухает.
И разом степи надо мной
Всё обаянье воскрешает…(полынь)

(слайд №17)
7. В лесу на болоте
Травку вы найдёте.
А на ней синеет гроздь-
Кисло-сладких ягод горсть (черника)

(слайд №18)
8. Путник часто ранит ноги-
Вот и лекарь у дороги (подорожник)

(слайд №19)
9. У реки на лугу,
Босиком на снегу
Первые цветочки-
Жёлтые глазочки (Мать-и-мачеха)
(слайд №20)

10. Коготок короток,
А сквозь землю прошёл-
Шапку золота нашёл (календула) (слайд №21)

11. Ягоды-не сладость,
Зато глазу – радость,
И садам - украшение,
И дроздам – угощение (рябина) (слайд №22)

Ключевая фраза: лекарственные растения.
- Изобретение растений.
Учитель: много новых растений выводят учёные, но лекарственных не придумал ещё никто. Попробуйте вы изобрести свои неизвестные ещё людям лекарственные растения, нарисуйте их и опишите (группы защищаются).
Рефлексия:
Давайте сейчас попробуем создать свой луг.
Если ты узнал для себя что-то новое, если тебе было интересно-возьми свой цветочек и приклей на луг.
Спасибо за урок.