Конспект урока по окружающему миру на тему: Растения Белгородской области (3 класс)

ТЕМА УРОКА: Растительный мир Белгородской области
ЦЕЛИ УРОКА:
расширить и уточнить знания учащихся о растительном мире Белгородской области;
учить распознавать и приводить примеры растений из окружающей среды, наблюдать за ними;
способствовать расширению кругозора детей, их знаний по окружающему миру;
развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы;
содействовать воспитанию нравственных качеств у учащихся, воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:
карта Белгородской области,
презентация «Растительный мир Белгородской области»,
рабочая тетрадь,
компьютер,
проектор.

Ход урока
I. Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста.

II. Определение темы, цели урока
Учитель: Ребята, чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока, необходимо отгадать загадки:

Нарядные сестрички Весь день гостей встречают, Медом угощают. (Цветы)

А осенью с бедняжки Сорвали все рубашки. Но зимние метели В меха его одели. (Дерево)

Учитель: Нашу Землю называют Зелёной Планетой. Кто подарил ей зелёный наряд?
-ответы детей

Учитель: Подумайте и попытайтесь сформулировать тему нашего урока?
-ответы детей
Учитель: Да, верно. Деревья и травы, цветы и кустарники. Они всюду вокруг нас. На крайнем севере и в жаркой пустыне. Высоко в горах, в лесу, на лугу и у самой воды. Тысячи видов, сотни тысяч названий. Но разговор наш будет о растениях нашего края, т.е. тех, которые встречаются в Белгородской области.

Слайд 1. Тема урока: «Растительный мир Белгородской области».
Откройте рабочую тетрадь на стр.___, прочтите и скажите что мы узнаем сегодня на уроке.
-ответы детей
Слайд 2.
Учитель: Верно! Узнаем о растениях, которые произрастают на территории Белгородской области и их роли в жизни человека.

III. Изучение нового материала
Учитель: Растительный мир области насчитывает 1 284 вида. Для нее характерно чередование лесов  (дубравы)  и степных лугов. Леса области состоят в основном из широколиственных пород. Самые крупные лесные массивы находятся в Шебекинском, Валуйском, Красногвардейском и Алексеевском районах. Обычно это многоярусный лесной массив, представленный разными древесными породами: ясенем, кленом, липой, черемухой, рябиной, дикой яблоней и грушей и подлеском из крушины ломкой и бересклета. Слайд 3.
Растительность луга представлена засухоустойчивыми луговыми и степными растениями: васильком луговым, таволгой обыкновенной, нивяником обыкновенным, мятликом луковичным и другими. Слайд 4.
В низинных болотах растут: тростник обыкновенный, рогоз, калужница болотная. На западе области в условиях наиболее влажного и прохладного климата сохранились болота, где произрастают сфагнум, багульник, клюква, кукушкин лен. Слайд 5.
В природе Белгородской области встречается много лекарственных растений и медоносов: зверобой, шалфей луговой, герань полевая, ромашка аптечная, терн, шиповник дикий и др. Слайд 6.
Учитель: Ребята, давайте вспомним правила работы в парах. Под иллюстрациями в рабочей тетради напишите названия природного сообщества (степь, луг, лес, водоём), в котором можно встретить эти растения. Затем выполним взаимопроверку.
Физкультминутка
Учитель: Дети, встаньте, расслабьтесь, закройте глаза. Представьте, что вы растение, которое выросло на лугу, среди других красивых растений. Подул лёгкий, ласковый ветерок, который слегка покачивает вас и наклоняет то вправо, то влево. Звучит запись “Звуки природы”.

Наши алые цветы, распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Учитель: Молодцы! Давайте выполним следующее задание. Посмотрите, слова перепутались и нам нужно собрать пословицу правильно. Подумайте, какая пословица здесь рассыпалась. (Много леса - не губи, мало леса - береги.) Объясните как вы её понимаете. Слайд 7.
-ответы детей
Учитель: Давайте рассмотрим карту в рабочей тетради. Ребята, ознакомьтесь с условными обозначениями. Поработаем в парах. Найдите и покажите друг другу территории, занятые лесом на карте Белгородской области.
Леса – это природные сообщества, в составе которых преобладают деревья. В нашем крае выделяются широколиственные, мелколиственные и хвойные леса. На территории области леса занимают площадь 241 тыс.га.
Давайте рассмотрим в тетради основные виды деревьев, которые образуют леса Белгородской области.
Широколиственные леса состоят из таких видов деревьев как дуб, ясень, липа, вяз, клён. Мелколиственные леса представлены берёзой, осиной, тополем. Хвойные леса в основном образую сосна и ель.
Какое из этих деревьев вам знакомо и что о нём можете рассказать?
-ответы детей
Учитель: А как вы думаете, какую роль в жизни человека играет лес?
-ответы детей
Более 800 га Белгородских лесов относятся к особо охраняемым территориям, т.к. там произрастают редкие виды растений и обитают животные, занесенные в Красную Книгу.  Некоторые виды раннецветущих растений вы можете увидеть на экране. Слайд 8.
В Старооскольском районе находится охраняемый участок разнотравно-луговой степи «Ямская степь». Этот участок входит в Центральночерноземный заповедник имени В.В. Алехина. В Борисовском районе находится охраняемый заказник «Лес на Ворскле» - участок корабельного леса, сохраняемого со времен Петра I.  Под государственной охраной также находятся реликтовые меловые боры «Стенки - Изгорья» в Новооскольском районе и «Бекарюковский бор» в Шебекинском районе.

Учитель: Почему многие виды дикорастущих растений становятся редкими?
Предполагаемый ответ учащихся: Из-за хозяйственной деятельности людей: строят заводы, роют карьеры на месте леса, на месте луга устраивают фермы, много рвут растений для букетов, вытаптывают растения.

Учитель: Как мы с вами можем охранять растения?
Предполагаемый ответ учащихся: Соблюдать правила поведения в природе.

Учитель: Давайте попробуем сформулировать правила поведения в природе по охране растений.
Предполагаемый ответ учащихся: 1. Находясь в природе, не будем срывать растения для букетов.
2. Собирать лекарственные растения будем только в тех местах, где их много. 3. В лесу будем стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибали от вытаптывания.

IV. Обобщение изученного
Учитель: Чему же был посвящен наш урок?
Что мы узнали о растительном мире родного края?
Предполагаемый ответ учащихся: Растительный мир Белгородской области очень богат. Существуют растительные сообщества леса, луга, степи, водоёма. На территории края много лесов. Многие растения нуждаются в охране. Для сохранения видового разнообразия растений созданы заповедники.
Учитель:
- К какой природе принадлежат растения (живой или неживой)?
- Какие деревья, кусты, травы, произрастающие в нашем крае вы знаете?
- Какие растения растут в лесу? На лугу? На воде?
- Что дают растения людям?
Учитель: Верно всё, что вы сказали. Закончить наш разговор мне хочется словами: “Я сорвал цветок – и он увял. Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем”. Кто согласен с этими словами и почему?
-ответы детей

VI. Домашнее задание (на выбор)
Выполнить понравившееся задание из рабочей тетради.
Составить кроссворд «Растительный мир Белгородской области»
Составить «Правила друзей леса», «Правила друзей луга», «Правила друзей водоёма».

V. Рефлексия (способность познавать себя и других с помощью логического анализа). Слайд 9.
Посмотрите на слайд, выберите любую строчку и продолжите предложение.
- «Моё внимание на уроке привлекло »
- «На уроке мне запомнилось »
- «Мне удалось на уроке »
- «Захотелось ещё узнать о »

VI. Итог урока
Урок понравился?
Оценивание.
Слайд 10.


Литература:
Белгородоведение: Учебник для общеобразовательных учреждений/ Под.ред. В.А.Шаповалова. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2002.-410с., ил.

География Белгородской области: Учеб.пособие. Часть первая: Природа; Часть вторая: Население и хозяйство/3-е изд., испр. И доп. – М.: Изд-во МГУ, 2008.-136 с.

Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселева Т.В. Классные часы по эстетическому и этическому воспитанию: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2007. – 208 с.

Учебно-воспитательные занятия в группе продленного дня: конспекты занятий, занимательные материалы, рекомендации. Вып.2/авт.сост. Н.А.Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2005. – 382 с.













13PAGE 15


13PAGE 14115




Заголовок 115