Научно-методическая разработка Методика воспитания волевых качеств юных дзюдоистов
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Детско-юношеская спортивная школа»
ГО Поронайский Сахалинской области
научно - методическая разработка
Методика воспитания
волевых качеств юных дзюдоистов
Поронайск 2015
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......3
ГЛАВА I. Теоретические основы воспитания волевых качеств юных дзюдоистов....4
Характеристика волевых качеств личности..4
Характеристика дзюдо как вида спорта..5
Средства и методы воспитания волевых качеств дзюдоиста5
ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ...7
2.1. Задачи исследования...7
2.2. Методы исследования7
2.3.Организация исследования..7
ГЛАВА III. ОЦЕНКА эффективности реализации программы воспитания волевых качеств дзюдоистов группы начальной подготовки 3-ого года обучения детско-юношеской спортигвной школы г. поронайск8
3.1 Оценка эффективности реализации экспериментальной программы воспитания волевых качеств дзюдоистов ..8
3.2. Результаты исследования и их обсуждение.10
ВЫВОДЫ.....14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ....15
ПРИЛОЖЕНИЕ...17
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования: одна из важнейших проблем педагогической науки – проблема всестороннего воспитания подрастающего поколения.
В национальной образовательной инициативе "Наша новая школа" говорится, что «В условиях решения стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства»
Спорту принадлежит важная роль в воспитании физически крепкого молодого поколения с гармоническим развитием физических и духовных сил (Е.М.Чумаков, 1998; Ю.Ф. Курамшин, 2003; В.Э. Жердев, И.Д. Свищев, 2003; А.А. Деркач, А.А. Исаев, 1985). « Здоровье человека - важный показатель его личного успеха. Если у молодёжи появится привычка к занятиям спортом, будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность. (Национальная образовательная инициативе "Наша новая школа").
Борьба дзюдо является олимпийским видом спорта. Большая популярность дзюдо объясняется его зрелищностью, высоким эмоциональным накалом спортивной борьбы и разносторонним воздействием на двигательные, психические и волевые качества человека (Хеин Эссинк, 1974).
В борьбе, кроме технической подготовки не менее важной является волевая подготовка, так как спортсмен со слабо выраженными волевыми качествами не сможет быть конкурентно способным в соревновательной деятельности.
Цель исследования: совершенствование учебно-тренировочного процесса дзюдоистов.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс юных дзюдоистов.
Предмет исследования: средства и методы воспитания волевых качеств дзюдоистов группы начальной подготовки 3 года обучения детско-юношеской спортивной школы г. Поронайска.
Гипотеза: предполагаем, что реализация экспериментальной программы в учебно-тренировочном процессе дзюдоистов, основанной на формировании у спортсменов интеллектуального, исполнительного и эмоционального компонентов, будет способствовать формированию волевых качеств личности дзюдоистов.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в учебно-тренировочном процессе по борьбе дзюдо в детско-юношеских клубах физической подготовки, ДЮСШ, федерациях Сахалинской области.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, выводов, списка литературы, 1 таблицы, 5 рисунков, 7 приложений.
ГЛАВА I. Теоретические основы воспитания
волевых качеств дзюдоистов
Характеристика волевых качеств личности
Проявление воли в различных специфических ситуациях заставляет говорить о волевых качествах (свойствах) личности. При этом само понятие «волевые качества», так и конкретный набор этих качеств остаются весьма неопределёнными, что заставляет некоторых учёных сомневаться в действительном существовании этих качеств.
До сих пор имеются большие трудности в разведении или идентификации понятий, обозначающих волевую активность.
В одной из своих работ В.А. Иванников (1985) пишет, что все волевые качества могут иметь различную основу и лишь феноменологически объединяются в единое целое – волю. «Анализ показывает, - пишет он, - что все эти качества выводятся из других источников и, по крайней мере, связаны не только с волей, а значит, не могут претендовать на роль отличительных признаков воли». Кроме того, в одной ситуации человек демонстрирует волевые качества, а в другой ситуации проявляет их отсутствие. Поэтому он говорит о так называемых волевых качествах, хотя и не отрицает, что они отражают психические реальности.
Однако через несколько лет В.А. Иванников меняет свою позицию. В работе В.А. Иванникова и Е.В. Эйдмана (1990) уже утверждается, что имеются волевые качества как частные (ситуативные) характеристики волевого поведения и волевые качества как постоянные (инвариантные) характеристика волевого поведения, т.е. как личностные свойства. Эта позиция близка той, которую ранее изложил В.И. Селиванов (1981). Наличие ситуативных проявлений силы воли создаёт известные трудности в диагностике волевых качеств. Ведь о выраженности того или иного волевого качества мы судим с учётом того, как успешно человек справляется с трудностями А.Л. Попов (2002).
А.И. Высоцкий (1974), изучая проявление упорства (называемого им настойчивостью) выявил целый ряд внутренних причин, которые побуждали испытуемых продолжать решать поставленную в эксперименте задачу: наличие интереса, стремление быть не хуже других; стремление доказать себе, что может решить эту задачу, осмысленный подход к решению задачи (работа по определённой системе).
А.Ц. Пуни (1979) полагает, что структура волевого качества соответствует структуре воли и включает интеллектуальные и моральные компоненты, а также умение преодолевать препятствия. О волевых качествах как способностях он предпочитает не говорить.
Мне представляется, что различное понимание сущности волевых качеств связаны с тем, что разные авторы выделяют различные составляющие этих качеств. Любое качество, в том числе и волевое, я рассматриваю как фенотипическую характеристику наличных возможностей человека, как сплав врождённого и приобретённого (Ильин 1981). Проявление каждого волевого качества - это реализация способности к волевому усилию, и умение его проявлять.
Характеристика дзюдо как вида спорта
В дзюдо есть два основных аспекта занятия: развитие тела и занятия в форме выполнения атаки и защиты. Основной формой занятия для любого из них являются: «ката» и «рандори» (Хеин Эссинк,1974).
Ката, означающее «образец», - это система заранее определённых движений, которые обучают основам атаки и защиты. В дополнение к броскам и удержаниям (выполняемые также и в «рандори»), она включает удары руками и ногами, тычковые и рубящие удары и множество других техник. Последнее выполняется только в ката потому, что только в них движения заранее известны и каждый партнёр знает, что будет делать другой.
Рандори означает «свободная практика». Партнёры объединяются парами и соревнуются друг с другом, как если бы они участвовали в реальных соревнованиях. Главное условие рандори состоит в том, что участники следуют этикету дзюдо и заботятся, чтобы не нанести травму друг другу, - это является обязательным для получения максимальной пользы от рандори (Дзигоро Кано, 2000).
Кроме того, и ката и рандори являются формой развития духа, но рандори более эффективно (Хеин Эссинк, 1974).
Занятия рандори делают учеников серьёзными, искренними, внимательными, осторожными и осмотрительными в своих действиях. В то же время они учатся оценивать, принимать быстрые решения и точно действовать, так как в рандори нет место нерешительности – и при атаки, и при защите.
Занятия дзюдо чрезвычайно полезны тем, кому не хватает уверенности в себе из-за прошлых неудач. Дзюдо учит нас искать наилучший способ действовать в любых ситуациях, и помогает нам понять, что волнение – трата энергии.
Занятия дзюдо приносит много удовольствие: радостное чувство от упражнений передаётся мышцам и нервам, принося и удовлетворение от овладения движениями, и радость от победы в соревнованиях.
Тренировка дзюдо в, целом, требует от спортсмена большой волевой активности. Большинство упражнений и двигательных действий направлены на преодоление сопротивления соперника, от этого зависит успех спортсмена в поединке.
Средства и методы воспитания волевых качеств дзюдоистов
Основным путём воспитания решительности является тренировка с многократным повторением проблемных ситуаций, т.е. таких, когда необходимо принять решение в условиях выбора, при недостатке информации и т.п. Она способствует развитию решительности и выполнение опасных упражнений, например тех, которые используются для развития смелости Ю.Ф. Байлина, Ю.Ф. Курамшин (1981).
И.П. Петяйкиным (1979) было испробовано два варианта адаптации к «опасным» упражнениям – со страховкой преподавателя и без страховки. Как
младшие, так и старшие школьники быстрее и в большей степени развивали решительность в тех случаях, когда страховка не использовалась.
Воспитанию решительности способствует создание соревновательной обстановки на занятиях. Однако слишком большая значимость действий и ответственность снижают решительность.
В борьбе, для развития решительности чаще всего используются следующие методы спортивной тренировки:
- проведение поединков с моделированием реальных ситуаций;
- проведение поединков на проведение контрприёмов;
При этом проводятся беседы, целью которых являются сформировать в воспитанниках должное представление о предстоящем двигательном действии, используя наглядный и словесный методы.
Самое главное – научить ребёнка не прекращать целенаправленных усилий при возникновения препятствий.
С учётом всего выше сказанного мы можем предложить следующие средства развития волевых качеств: «настойчивости, упорства и целеустремлённости»:
- выполнения не удающихся с первой попытки приёмов;
- проведение поединков с односторонним сопротивлением:
- проведение поединков с сильным или более опытным соперником;
- выполнение предельных контрольных нормативов по физ. подготовке;
- в условиях одностороннего сопротивления, нарастающего, полного сопротивления постановка и выполнение следующих задач: опрокинуть, перевернуть противника различными способами в течение 20 – 40 сек.; вынудить противника сдаться по средствам болевого, удушающего.
- проведение поединка с неудобным, непривычным противником;
- преодоление болевого рефлекса, преодоление усталости;
- работа в четвёртой зоне (лактатно-анаэробной).
Для развития у борцов волевого качества «смелости» чаще всего используют следующие методы спортивной тренировки.
- поединки с более сильным соперником (выполняя посильные задачи – не позволить противнику выиграть болевым приёмом; как можно дольше не давать противнику выполнить технического действия; проиграть с минимальным разрывом в счёте; окончить поединок с равным счётом; выиграть противника);
- броски и ловля предметов (гирь, гантель и т.д.) в парах;
- кувырки вперёд назад с высоты стула, скамейки, через них.
ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Задачи исследования
Изучить теоретические основы воспитания волевых качеств дзюдоистов.
Сравнить результаты экспериментальной программы воспитания волевых качеств дзюдоистов учебно-тренировочной группы 2-го года обучения детско-юношеского клуба физической подготовки г. Поронайска Сахалинской области. 2005-2006 годов с результатами, проведенными в 2010-2011 годах в группе начальной подготовки 3 года обучения ДЮСШ г.Поронайска..
Обосновать эффективность реализации экспериментальной программы воспитания волевых качеств в учебно-тренировочный процесс дзюдоистов.
2.2 Методы исследования
1.Анализ научно – методической литературы.
2.Методы опроса (анкетирование, беседа).
3.Тестирование.
4.Педагогический эксперимент.
5.Методы математической статистики.
2.3.Организация исследования
Исследование было организовано на базе детско-юношеской спортивной школы г. Поронайск с октября 2010 по май 2011 года. Для решения задач исследования был организован педагогический эксперимент в группе начальной подготовки 3 года обучения Для сравнения результатов, полученных в экспериментальной группе, были использованы данные педагогического эксперимента 2005-2006 годов. Ход эксперимента был раскрыт в дипломной работе., где дана оценка эффективности внедрения программы воспитания волевых качеств дзюдоистов.
Экспериментальную группу тренирует педагог дополнительного образования автор настоящей работы Кибирев Василий Николаевич, имеющий высшую квалификационную категорию и стаж работы шесть лет. За время работы в данной должности его воспитанники неоднократно становились чемпионами и призёрами Сахалинской области по борьбе самбо и дзюдо, выполняя нормативы спортивных разрядов. В период с 2005 по 2006 ученый год в учебно-тренировочной группе 2-ого года обучения на отделении борьбы самбо, дзюдо г. Поронайска числилось 3 спортсмена имеющих 1 спортивный разряд, это Капитунов Александр, Евстегнеев Роман и Тимков Алексей, а так же 10 спортсменов имеющих 2 спортивный разряд.
ГЛАВА III. ОЦЕНКА эффективности реализации программы воспитания волевых качеств дзюдоистов группы начальной подготовки 3-ого года обучения детско-юношеской спортигвной школы
г. поронайск
3.1. Оценка эффективности реализации экспериментальной программы воспитания волевых качеств дзюдоистов.
Смена поколения, занимающихся дзюдо, заставила меня вновь обратиться к методике воспитания волевых качеств, так как вновь прибывшие дети отличаются от предыдущего выпуска значительно ослабленными показателями как физической, так и волевой подготовки.
В ходе исследования 2005-2006 годов целесообразность разработки программы была подтверждена результатами анкетирования тренеров ДЮКФП и федерации борьбы самбо и дзюдо Сахалинской области в период проведения V традиционного турнира по борьбе дзюдо на призы рыболовецкого колхоза «Дружба» 9-11 мая 2006 года в г. Поронайск. Результаты анкетирования представлены в таблице 3. Бланк анкеты представлен в приложении 1.
Таблица 1
Результаты анкетирования
тренеров ДЮКФП и федерации борьбы самбо и дзюдо
Сахалинской области.
№
п/п
Содержание вопроса
Да
Нет
Кол-во
%
Кол-во
%
1.
Волевые качества необходимо формировать у спортсменов-дзюдоистов?
10
100
0
0
2.
В практической деятельности воспитанию волевых качеств Вы уделяете столько же внимания, сколько физической и технической подготовке?
7
70
3
30
3.
В учебных программах по борьбе дзюдо в достаточной мере для тренировочных занятий раскрыта волевая подготовка?
1
10
9
90
4.
Хотели бы Вы приобрести учебную программу по дзюдо с более детализированным содержанием волевой подготовки?
10
100
0
0
5.
Волевой дзюдоист более эффективен в соревновательной деятельности?
10
100
0
0
На вопрос: «Волевые качества необходимо формировать у спортсменов-дзюдоистов?» количество ответивших тренеров «Да» = 100%, тех, кто бы ответил «Нет» среди тренеров ДЮКФП и федерации борьбы самбо и дзюдо Сахалинской области не оказалось. Мы считаем, что на поставленные нами вопросы тренеры по борьбе самбо и дзюдо ответили именно таким образом, руководствуясь спецификой выбранного вида спорта и личным опытом.
На вопрос «В практической деятельности воспитанию волевых качеств Вы уделяете столько же внимания, сколько физической и технической подготовке?» мнения тренеров разделились, большинство (70 %) тестируемых; ответили «Да», не согласились с этим 30%. Свой ответ они мотивировали тем, что волевые качества в основном формируются в процессе специально-физической подготовки и соревновательной практики, а это значит, что внимание необходимо акцентировать именно на эти аспекты спортивной тренировки, а волевые качества воспитываются сопряженно.
На вопрос «В учебных программах по борьбе дзюдо в достаточной мере для тренировочных занятий раскрыта волевая подготовка?» большинство тренеров (90 %) не согласились с мнением, что волевой подготовке борца в программах уделяется достаточное внимание, лишь 10 % тренеров удовлетворяет объем содержания волевой подготовки, представленный в действующих программах по борьбе дзюдо; На наш взгляд тренера ДЮКФП и федерации борьбы самбо и дзюдо Сахалинской области дали именно такой ответ, потому что большинство программ по борьбе дзюдо лишь обозначают, в каких направлениях следует воспитывать волевые качества личности, избегая деталей или конкретных примеров.
На поставленный нами вопрос «Хотели бы Вы приобрести учебную программу по дзюдо с более детализированным содержанием волевой подготовки?» все тренера единогласно ответили «Да» (100%). Такое единодушие вызвано личным интересом каждого тренера в деле воспитания волевых качеств личности в своих воспитанниках, а так же пополнения своей методической базы.
На заданный нами вопрос «Волевой дзюдоист более эффективен в соревновательной деятельности?» 100% тестируемых ответили «Да». Так как каждый из тренеров ДЮКФП и федерации борьбы самбо и дзюдо Сахалинской области имеет богатый педагогический опыт и стаж работы, исходя, из которого мы получили такой ответ.
Диаграмма результатов анкетирования тренеров ДЮКФП и федерации борьбы самбо и дзюдо Сахалинской области представлена в рисунке 1.
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Рис. 1. Динамика ответов тренеров ДЮКФП и федерации борьбы самбо и дзюдо Сахалинской области.
Поэтому в ходе нашего эксперимента мы изучали влияние содержания программы на воспитание волевых качеств юных дзюдоистов в учебно-тренировочных группах 2-го года обучения детско-юношеского клуба физической подготовки г. Поронайск. Отслеживая формирование волевых качеств, а именно: смелости, решительности и настойчивости, так как именно эти волевые качества, по мнению доктора наук А.Ц. Пуни, 1979, являются ведущими в спортивной деятельности борцов.
Развитие этих волевых качеств, проходит параллельно с ростом технико-тактического мастерства спортсмена (С.А.Новик, С.Е.Табаков, 2001).
Из этого следует, что для повышения волевых качеств юных дзюдоистов необходимо выполнять упражнения схожие по структуре с соревновательными упражнениями или в процессе собственно соревновательной деятельности (в поединках) варьировать нагрузку, тем самым решать поставленные задачи спортивной тренировки.
3.2. Результаты исследования и их обсуждение
В соответствии с программой исследования была создана группа детей для проверки эффективности реализации экспериментальной программы по воспитанию волевых качеств дзюдоистов. Результаты сравнивались с показателями эффективности внедрения экспериментальной программы воспитания волевых качеств дзюдоистов 2005 – 2006 годов.
На начальном этапе эксперимента было проведено начальное тестирование юных дзюдоистов экспериментальной группы. Их результаты представлены в приложении 4; 5
На заключительном этапе было проведено заключительное тестирование экспериментальной групп, результаты тестирования представлены в приложении 6; 7
По результатам тестирования на начальном этапе экспериментальной группы по методике Н.Д. Скрябина (1976). (определение смелости), в показателях групп разных лет видна разница. Это можно увидеть на диаграмме представленной в рисунке 2.
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415 Рис. 2. Результаты тестирования контрольной и экспериментальной группы по методике Н.Д. Скрябина (1976). до эксперимента.
В конце педагогического эксперимента было проведёно повторное тестирование экспериментальной группы по методике Н.Д. Скрябина (1976) (определения смелости). Результаты тестирования представлены в приложении 6, 7 а так же в рисунке 3.
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Рис. 3. Результаты тестирования контрольной и экспериментальной группы по методике Н.Д. Скрябина (1976). после эксперимента.
Согласно данным проведенного эксперимента можно сделать следующий вывод, что современные дети отличаются от предыдущего выпуска значительно ослабленными показателями как физической, так и волевой подготовки, и методика реализации программы воспитания волевых качеств экспериментальной группы дзюдоистов является эффективной, так как она планомерно воздействует на формирование интеллектуального, эмоционального, исполнительного компонентов занимающихся, что позволяет сформировать в воспитанниках сознательную мотивацию двигательной активности, которая перерастает в волевые качества личности спортсмена. В результате чего, мы можем говорить о целесообразности использования экспериментальной программы в учебно-тренировочном процессе в детско-юношеских спортивных школах.
В ходе педагогического эксперимента для выявления у занимающихся волевого качества личности «настойчивость» использовался динамометрический методе изучения настойчивости, упорства М.Н. Ильина (1976).
По результатам тестирования на начальном этапе, контрольной и экспериментальной группы по данной методике была обнаружена разница в показателях этих групп, это можно увидеть на диаграмме представленной в рисунке 4.
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Рис. 4. Результаты тестирования контрольной и экспериментальной группы в динамометрическом методе изучения настойчивости, упорства
М.Н. Ильина (1976). до эксперимента.
Как видим, по окончанию педагогического эксперимента было проведёно повторное тестирование экспериментальной группы по динамометрическому методу изучения настойчивости, упорства М.Н. Ильина (1976). Результаты тестирования представлены в приложении 6, 7, а так же в рисунке 5.
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Рис. 5. Результаты тестирования контрольной и экспериментальной группы в динамометрическом методе изучения настойчивости, упорства
М.Н. Ильина (1976). после эксперимента
Проанализировав результаты исследования можно сделать следующий вывод, что методика воспитания волевого качества «настойчивости» и «упорства» используемых в экспериментальной группе является эффективной, так как в группах 2005-2006 годов (контрольная) и группа 2010-2011 годов (экспериментальная) была зафиксирована динамика роста показателей. Но в сравнении с показателями роста в процентном соотношении наблюдается разница в результатах, это объясняется тем, что изначально дети в группах различались возрастом и длительностью подготовки. Тем не менее, проведённые исследования доказывают эффективность реализации экспериментальной программы воспитания волевых качеств юных дзюдоистов.
Такого результата экспериментальная и контрольная группа достигла в результате планомерного воздействия на формирование интеллектуального, эмоционального, исполнительного компонентов занимающихся. Данное воздействие позволило сформировать в воспитанниках сознательную мотивацию двигательной активности, что в свою очередь способствовало в преодолении препятствий, вызывающих у занимающихся различные по содержанию и степени трудности, которые им приходится преодолевать, тем самым, формируя положительную ответную реакцию волевых качеств личности на схожие по структуре ситуации.
А это значит, что мы можем говорить о целесообразности использования экспериментальной программы в учебно-тренировочном процессе в детско-юношеских клубах физической подготовки.
ВЫВОДЫ
1. В ходе исследования были изучены теоретические основы воспитания волевых качеств личности, проведены сравнительные исследования групп 2005 – 2006 и 2010-2011 годов. В процессе исследования было выявлено, что на данном этапе наиболее целесообразно использовались следующие средства спортивной тренировки: соревновательные упражнения; специально подготовительные упражнения, а так же выполнение предельных нормативов по физической подготовке. Эти средства спортивной тренировки использовались в следующих методах: игровом методе, который позволяет в комплексе воспитывать физические и психологические качества личности; соревновательном методе, который способствует воспитанию волевых качеств в соревновательных условиях; методом строго регламентированного упражнения, в котором дается строгая дозировка и характер выполнения упражнения.
2. В результате исследования был сделан вывод о необходимости реализации экспериментальной программы по воспитанию волевых качеств юных дзюдоистов в ДЮСШ г.Поронайска, так как в ней осуществлен подбор средств и методов, направленных на воспитание смелости, настойчивости и решительности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Акопян А.О., Кашевцев В.В. Дзюдо: Примерная программа для системы дополнительного образования детей: детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. / А.О. Акопян, В.В.Кашевцев // – М.: Советский спорт, 2003. – С.96 .
Байлина Ю.Ф., Курамшин Ю.Ф. Теоретическая подготовка юных спортсменов. / Ю.Ф.Байлина, Ю.Ф. Курамшин //- М.: Физкультура и спорт, 1981. – С.94.
Богословский В.В.Общая психология. / В.В. Богословский. // – М.: - 1973.
Высоцкий А.И. Проблемы психологии воли. / А.И. Высоцкий //– Рязань, 1974.
Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта. / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов // – М.: «ACADEMIA», 2002. – С.189.
Гоноболин Н.Ф. Психология. / Н.Ф. Гоноболин // – М., 1973.
Гулевин Д.И., Звягинцев Г.Н. Борьба самбо методическое пособие. / Д.И. Гулевин, Г.Н. Звягинцев // – М.: Военное издательство министерства обороны СССР, 1973. – С.128.
Деркач А.А., Исаев А.А. «Педагогика и психология деятельности организатора детского спорта». / А.А. Деркач, А.А. Исаев // - М.: Просвещение, 1985. - С.147.
Дзигоро Кано «Кодакан Дзюдо». / Дзигоро Кано //Ростов на Дону.: «Феникс», 2000. – С. 8.
Жердев В.Э., Свищев И.Д. Дзюдо: Учебная программа для учреждений дополнительного образования. / В.Э. Жердев, И.Д. Свищев // – М.: Советский спорт, 2003. – С.100.
Иваников В.А. К сущности волевого поведения // Психологический журнал. / В.А. Иваников // – 1985. - №3.
Иваников В.А., Эйдман Е.В. Структура волевых качеств по данным самооценки // Психологический журнал. / В.А. Иваников, Е.В. Эйдман // – 1990. - №3.
Ильин Е.П. «Психология воли». / Е.П. Ильин // – Санкт-Петербург, - 2000.
Ильина М.Н. Психомоторика. / М.Н. Ильина //- Л., 1976.
Калин В.К. На путях построения теории воли // Психологический журнал. / В.К. Калин // – 1989. - №2.
Коркин Д.П. Подготовка борцов вольного стиля. / Д.П. Коркин // – Якутск, 1973, - С. 47.
Корнилов К.Н. Воля и её воспитание. / К.Н. Корнилов // – М., 1957.
Крутетцкий В.А. Воспитание воли. / В.А. Крутетцкий // – М.: – 1957.
Купцов А.П. «Юношам о борьбе» (борьба вольная, классическая) пособие для тренерской работы с юношами. / А.П. Купцов // –М.: ФиС, 1966.- С.76.
Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. / Ю.Ф. Курамшин // – М.: Советский спорт, 2003. – С.17, 392.
Миндиашвили Д.Г., Подливаев Б.А. Борьба вольная: Примерная программа для система дополнительного образования детей: детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и училищ олимпийского резерва. / Д.Г. Миндиашвили, Б.А. Подливаев // – М.: Советский спорт, 2003. – С.116.
Немов Р.С. Психология. / Р.С. Немов // – М.: «Владос», 1999. – С.424.
Новик С.А., Табаков С.Е. «Спортивные единоборства на рубеже столетий: пути и перспективы развития // Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная 80-летию профессора кафедры борьбы Е.М. Чумакова Москва 16-18 февраля 2001г. / С.А. Новик, С.Е. Табаков //– М.: «Блок», 2001. – С.167.
Питяйкин И.П. Психофизиология. / И.П. Питяйкин // – Л.: - 1979.
Платонов К.К. Психология. / К.К. Платонов // – М., 1973.
Попов А.Л. Психология. / А.Л. Попов // – М.: Издательство «Флинта», «Наука», 2002. – С.235.
Пуни А.Ц. Некоторые вопросы теории воли и волевая подготовка в спорте // Психология и современный спорт. / А.Ц. Пуни // – М.: 1973.
Пуни А.Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте. / А.Ц. Пуни // – М.: - 1979.
Рудик П.А. Проблемы психологии спорта. / П.А. Рудик // – М., 1962.
Самошин А.И. Психологическая характеристика настойчивости. / Самошин А.И. // – М.: - 1967.
Свищев И.Д. Дзюдо. Учебная программа для учреждений дополнительного образования. / И.Д. Свищев // – М.: Советский спорт 2003г. – С.112.
Свищёв И.Д. «Особенности соревновательного поединка дзюдоистов». Теория и практика физической культуры. / И.Д. Свищёв // – 1990.- №12. – С.31.
Свищев И.Д. Повышение уровня физических возможностей и совершенствование координационных способностей дзюдоистов (Научно-методические рекомендации). / И.Д. Свищёв // – М.: 2001. -С.4.
Селиванов В.И. Волевая регуляция активности личности // Психологический журнал. / В.И. Селиванов // – 1981. - №4.
Скрябин Н.Д. Психофизиологические вопросы изучения личности спортсмена. / Н.Д. Скрябин // – Л., 1976.
Смирнов Б.Н. Психология. Учебник для техникумов физической культуры. / Б.Н. Смирнов// – М.: - 1984.
Теплов Б.М. Психология. / Б.М. Теплов // – М., 1954.
Харлампиев А.А. «Борьба самбо». / А.А. Харлампиев // - М.: ФиС. – 1957.- С.56.
Хейн Эссинк «Дзю-до». / Хейн Эссинк // – М.: «ФКиС», 1974. – С.14.
Чумаков Е.М. Сто уроков самбо. / Е.М. Чумаков // – М.: «ФАИР ПРЕСС», 1998. – С.98.
Приложение 1
АНКЕТА
Для тренеров по борьбе самбо и дзюдо
ДЮКФП и федераций Сахалинской области
Уважаемый коллега!
Отделение физической культуры и спорта проводит научное исследование по вопросам спортивной подготовки борцов.
Ваши ответы позволят нам определить целесообразность разработки экспериментальной программы воспитания волевых качеств юных дзюдоистов. Прочитайте, пожалуйста, внимательно вопросы и выберите вариант ответа, соответствующий Вашему мнению.
По Вашему мнению, волевые качества необходимо формировать у спортсменов-дзюдоистов?
Да ________
Нет _______
В практической деятельности воспитанию волевых качеств Вы уделяете столько же внимания, сколько физической и технической подготовке?
Да ________
Нет _______
В учебных программах по борьбе дзюдо в достаточной мере для тренировочных занятий раскрыта волевая подготовка?
Да ________
Нет _______
Хотели бы Вы приобрести учебную программу по дзюдо с более детализированным содержанием волевой подготовки?
Да ________
Нет _______
Волевой дзюдоист более эффективен в соревновательной деятельности?
Да ________
Нет _______
Приложение 2
Общие данные контрольной учебно-тренировочной группы 2-го года обучения ДЮКФП г.Поронайска. 2005-2006 г.
№
п/п
Фамилия, имя
Дата
рождения
Спортивный
разряд
Спортивная
организация
1
Кобылин Никита
16.03.1992
2-сп.
ДЮКФП
2
Зыбин Владислав
8. 06.1992
2-сп.
ДЮКФП
3
Медведев Сергей
18.09.1992
2-сп.
ДЮКФП
4
Семёнов Артём
23.06.1993
2-сп.
ДЮКФП
5
Ковалевич Артём
17.04.1992
2-сп.
ДЮКФП
6
Шаршов Александр
3.02.1992
2-сп.
ДЮКФП
7
Нам Евгений
7.11.1993
2-сп.
ДЮКФП
8
Тригубко Александр
29.07.1992
2-сп.
ДЮКФП
9
Евстегнеев Роман
4.10.1991
1-сп.
ДЮКФП
10
Ким Дима
18.01.1992
2-сп.
ДЮКФП
11
Кожемякин Никита
15.11.1992
2-сп.
ДЮКФП
12
Капитунов
Александр
26.10.1990
1-сп.
ДЮКФП
Приложение 3
Общие данные экспериментальной группы начальной подготовки 3-го года обучения ДЮСШ г. Поронайска 2010-2011 г.
№ п/п
Фамилия, имя
Дата
рождения
Спортивный
разряд
Спортивная
организация
1
Назаров Никита
15.02.2001
-
ДЮСШ
2
Тарасов Даниил
10.10.2000
-
ДЮСШ
3
Ким Тимур
07.07.2000
-
ДЮСШ
4
Бойцов Фёдор
18.05.1999
-
ДЮСШ
5
Самутин Артём
23.03.1999
-
ДЮСШ
6
Герман Дмитрий
13.03.2000
-
ДЮСШ
7
Страхов Максим
03.10.1999
-
ДЮСШ
8
Ли Никита
31.03.2001
-
ДЮСШ
9
Роголёв Владислав
16.12.2000
-
ДЮСШ
10
Ян Никита
05.02.2002
-
ДЮСШ
11
Киселёв Виталий
30.01.2001
-
ДЮСШ
12
Кутушев Ильяс
20.10.1999
-
ДЮСШ
Приложение 4
Начальное тестирование экспериментальной группы начальной подготовки 3-го года обучения ДЮСШ
г. Поронайска в динамометрическом методе изучения настойчивости, упорства М.Н. Ильина (1976). до эксперимента.
№ п/п
Фамилия, имя
Максимальная физическая сила, кг.
Среднее значение максима-льной силы, кг.
Сила равная 50% максима-льной, кг.
Время появления чувства усталости в сек.
Общее время работы в сек.
Время волевого усилия в сек.
Время волевого усилия в %
Значе-ние воле-вого усилия
1
2
3
1
Назаров Никита
16
16
16
16
8
15
45
30
66,6
высокое
2
Тарасов Даниил
15
14
15
15
7,5
20
39
19
48,7
среднее
3
Ким Тимур
18
18
17
18
9
17
40
23
57,5
среднее
4
Самутин Артём
17
17
17
17
8,5
16
38
22
57,8
средне
5
Бойцов Фёдор
16
15
14
15
7,5
16
26
10
38,4
низкое
6
Герман Дмитрий
16
16
16
16
8
20
46
26
56,5
среднее
7
Страхов Максим
15
14
15
15
7,5
13
28
15
53,5
среднее
8
Ли Никита
10
10
10
10
5
15
36
21
58,3
среднее
9
Роголёв Владислав
12
11
11
11
5,5
15
28
13
46,4
среднее
10
Ян Никита
8
7
7
7
3,5
12
18
6
33,3
низкое
11
Киселёв Виталий
8
8
8
8
4
17
34
17
50
среднее
12
Кутушев Ильяс
14
15
14
14
7
16
26
10
38,4
низкое
Приложение 5
Начальное тестирование контрольной учебно-тренировочной группы 2-го года обучения ДЮКФП г. Поронайска в динамометрическом методе изучения настойчивости, упорства М.Н. Ильина (1976). до эксперимента.
№ п/п
Фамилия, имя
Максимальная физическая сила, кг.
Среднее значение максима-льной силы, кг.
Сила равная 50% максима-льной, кг.
Время появления чувства усталости в сек.
Общее время работы в сек.
Время волевого усилия в сек.
Время волевого усилия в %
Значе-ние воле-вого усилия
1
2
3
1
Кобылин Никита
33
32
32
32,3
16,1
12
40
28
70
высокое
2
Зыбин Владислав
38
38
38
38
19
16
37
21
56,7
среднее
3
Медведев Сергей
30
31
29
30
15
13
28
15
53,5
среднее
4
Семёнов Артём
35
36
35
35,3
17,6
19
40
21
52,5
средне
5
Ковалевич Артём
42
40
40
40,6
20,3
15
32
17
53,1
средне
6
Шаршов Александр
62
65
64
63,6
31,8
18
60
42
70
высокое
7
Нам Евгений
54
54
54
54
27
14
36
20
55,5
среднее
8
Тригубко Александр
52
48
53
51
25,5
16
44
28
63,6
высокое
9
Евстегнеев Роман
68
70
69
69
34,5
20
55
35
63,6
высокое
10
Ким Дима
34
33
33
33,3
16,6
14
36
22
61,1
высокое
11
Кожемякин Никита
30
33
32
31,6
15,8
12
18
6
33,3
низкое
12
Капитунов
Александр
46
46
45
45,6
22,8
15
28
13
46,4
среднее
Приложение 6
Заключительное тестирование контрольной учебно-тренировочной группы 2-го года обучения ДЮКФП г. Поронайска в динамометрическом методе изучения настойчивости, упорства М.Н. Ильина (1976). после эксперимента.
№ п/п
Фамилия, имя
Максимальная физическая сила, кг.
Среднее значение максима-льной силы, кг.
Сила равная 50% максима-льной, кг.
Время появления чувства усталости в сек.
Общее время работы в сек.
Время волевого усилия в сек.
Время волевого усилия в %
Значе-ние воле-вого усилия
1
2
3
1
Кобылин Никита
60
62
62
61,3
30,6
20
69
49
71
высокое
2
Зыбин Владислав
32
30
32
31,3
15,6
18
42
24
57,1
среднее
3
Медведев Сергей
35
35
35
35
17,5
19
50
31
62
высокое
4
Семёнов Артём
36
34
35
35
17,5
16
43
27
62,7
высокое
5
Ковалевич Артём
48
46
45
46,3
23,1
17
30
13
43,3
среднее
6
Шаршов Александр
45
43
46
44,6
22,3
20
60
40
66,6
высокое
7
Нам Евгений
34
32
33
33
16,5
15
42
27
64,2
высокое
8
Тригубко Александр
37
37
36
36,6
18,3
16
45
29
64,4
высокое
9
Евстегнеев Роман
65
65
65
65
32,5
19
65
46
70,7
высокое
10
Ким Дима
50
53
54
52,6
26,3
21
53
32
60,3
высокое
11
Кожемякин Никита
48
48
46
47,3
23,6
19
50
31
62
высокое
12
Капитунов Александр
70
68
71
69,6
34,8
20
60
40
66,6
высокое
Приложение 7
Начальное тестирование экспериментальной группы начальной подготовки 3-го года обучения ДЮСШ
г. Поронайска в динамометрическом методе изучения настойчивости, упорства М.Н. Ильина (1976). после эксперимента.
№ п/п
Фамилия, имя
Максимальная физическая сила, кг.
Среднее значение максима-льной силы, кг.
Сила равная 50% максима-льной, кг.
Время появления чувства усталости в сек.
Общее время работы в сек.
Время волевого усилия в сек.
Время волевого усилия в %
Значе-ние воле-вого усилия
1
2
3
1
Назаров Никита
16
17
16
16
8
15
46
31
67,3
высокое
2
Тарасов Даниил
16
15
16
16
8
17
40
23
57,5
среднее
3
Ким Тимур
18
18
18
18
9
15
35
20
57,1
среднее
4
Самутин Артём
17
18
18
18
9
21
41
20
48,7
средне
5
Бойцов Фёдор
16
15
16
16
8
16
26
10
38,4
низкое
6
Герман Дмитрий
16
16
16
16
8
22
74
52
70,2
высокое
7
Страхов Максим
15
15
15
15
7,5
16
42
26
61,9
высокое
8
Ли Никита
11
11
10
11
5,5
19
55
36
65,4
высокое
9
Роголёв Владислав
12
11
12
12
6
20
60
40
66,6
высокое
10
Ян Никита
8
8
7
8
4
15
28
13
46,4
среднее
11
Киселёв Виталий
8
8
9
8
4
15
29
14
48,2
среднее
12
Кутушев Ильяс
14
14
14
14
7
17
37
20
54
среднее
13PAGE 15
13PAGE 142215
Тренер-преподаватель отделения борьбы «Дзюдо» Кибирев Василий Николаевич
Root EntryArial CyrЙ Й 1 вопрос52 вопрос53 вопрос54 вопрос55 вопрос5_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-1"
·
·Arial Cyr1"
·
·Arial Cyr1"Г
·
·Arial Cyr1"ж
·
·Arial Cyr1"ж
·
·Arial Cyr1"И
·
·Arial Cyr=
·
·
·
·2 вопрос