Доклад к презентации Создание в школе модели формирования и оценивания метапредметных результатов освоения обучающимися основной образовательной школы
Создание в школе модели формирования и оценивания
метапредметных результатов освоения обучающимися
основной образовательной программы
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня мы поговорим о Модели формирования и оценивания метапредметных результатов. Надеюсь эта встреча будет для вас полезна и интересна.
Когда- то очень давно английский философ Герберт Спенсер сказал «Великая цель образования - это не знания, а действия». Это высказывание чётко определяет важнейшую задачу современной системы образования: формирование системы универсальных учебных действий (УУД), которые выступают в качестве основы образовательного и воспитательного процесса в школе и дают возможность ученику самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.
Внедрение Федерального государственного стандарта второго поколения в процесс обучения, требует уделять большое внимание развитию у обучающихся умения самооценки собственных универсальных действий.
В современной начальной школе существует система контрольно-измерительных материалов, способствующих оценке метапредметных результатов обучающихся. Уровень сформированности данных результатов конкретного ребенка зависит не только от его способностей к обучению, но и от степени сформированности самого умения учиться. Для более эффективного процесса обучения и совершенствования умений учиться необходимо определить на каком уровне метапредметных результатов находится конкретный обучающийся. Для решения данной проблемы предлагается программа инновационной площадки «Создание в школе модели формирования и оценивания метапредметных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы».
Цель работы школы в рамках инновационной площадки – разработка диагностического инструментария для формирования и оценивания метапредметных результатов обучающихся 5- 9-х классов.
Так же как и в начальной школе, в основе развития УУД в основной школе лежит системно-деятельностный подход. В соответствии с ним именно активность обучающегося признаётся основой достижения развивающих целей образования — знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности.
(Прием1 «Что у меня на сердце»: Иногда мы можем услышать в общении друг с другом такие слова «у меня легко на сердце» или «у меня тяжело на сердце». Начиная любое дело, человек имеет ожидания и опасения. Ожидания напоминают нам что-то лёгкое, воздушное, а опасения – тяжёлое. Я Вам раздам сердечки, с одной стороны вы напишите ожидания, а с другой – реальность, от данной темы. В конце занятия мы вернёмся к этим сердечкам и узнаем, подтвердились ли ваши ожидания. )
Давайте для начала пройдемся по основным понятиям. Я думаю вы все помните и знаете, что Планируемые результаты достижений обучающегося бывают (Далее по слайду, по УУД)
Прием2 : распределить задания по УУД.
Среди технологий, методов и приёмов формирования и развития УУД в основной школе особое место занимают учебные ситуации, которые специализированы для развития определённых УУД. Типология учебных ситуаций в основной школе может быть представлена такими ситуациями, как:
• ситуация-проблема
• ситуация-иллюстрация
• ситуация-оценка
• ситуация-тренинг
Задачи на применение УУД могут строиться как на материале учебных предметов, так и на практических ситуациях, встречающихся в жизни обучающегося.
1. Задачи, формирующие коммуникативные УУД:
учет позиции партнера;
организация и осуществление сотрудничества;
передача информации и отображение предметного содержания;
тренинги коммуникативных навыков;
ролевые игры.
Приёмы, формирующие данные УУД: «Толстые и тонкие вопросы», «Доклад», «Опрос по цепочке», « Да-нетка» и др.
2. Задачи, формирующие познавательные УУД:
проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач;
задачи на сравнение, оценивание;
проведение эмпирического исследования;
проведение теоретического исследования;
смысловое чтение.
Приёмы, формирующие данные УУД: «Ассоциация», «Мозговой штурм», «Фишбоун», «Кластер» и др.
Сегодня мы рассмотрим прием (3) Фишбоун. Дословно он переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы» и направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме. Суть данного методического приема — установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы.
Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.
Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.
Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) — на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.
Нижние косточки (изображаются напротив) — факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.
Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.
3. Задачи, формирующие регулятивные УУД:
планирование;
Ориентировка в ситуации;
прогнозирование;
целеполагание;
принятие решения;
самоконтроль.
Приёмы, формирующие данные УУД : «Перепутанные логические цепочки», «Светофор», «Лови ошибку», «Лист решения проблем», «Листы самооценки» и др.
Методы и приемы на этапе рефлексии:
Прием 4 Синквейн -это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний.
Правила написания синквейна таковы:
Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:1 строка – тема или предмет (одно существительное);2 строка – описание предмета (два прилагательных);3 строка – описание действия (три глагола);4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету;5 строка – одно слово, на философско-обобщённом или эмоционально-образном уровне повторяющее суть темы (одно слово).
Прием 5 ХОККУ (хайку) – «начальные стихи», жанр японской поэзии, нерифмованное трёхстишие из 17 слогов (5+7+5). Отличается простотой поэтического языка, свободой изложения. Принцип их создания достаточно прост и, в то же время, сложен.Стихотворение состоит из трех коротких строчек, первая из которых содержит исходную информацию о месте, времени и сути события. В свою очередь, вторая строка раскрывает смысл первой, наполняя мгновение особым очарованием. Третья же строка представляет собой выводы, которые очень часто отражают отношение автора к происходящему, поэтому могут быть весьма неожиданными и оригинальными. Таким образом, первые две строчки стихотворения носят описательный характер, а последняя передает ощущения, которые навеяло на человека то, что он увидел.
Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов:
Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы предполагает комплексный подход к оценке результатов образования: личностных, метапредметных, предметных.
Основными принципами системы оценки, форм и порядка промежуточной аттестации обучающихся являются:
критериальность:
уровневый характер
комплексность оценки
приоритет самооценки:
гибкость и вариативность форм оценивания результатов:
открытость:
В соответствии с Положением у нас три вида оценивания – стартовая диагностика (Цель: зафиксировать начальный уровень подготовки ученика, имеющиеся у него знания, умения и универсальные учебные действия, связанные с предстоящей деятельностью), текущее оценивание (для наблюдения динамики роста учащихся), итоговое оценивание.
Оценка личностных результатов освоения ООП ООО
Личностные результаты, в соответствии с требованиями ФГОС не подлежат итоговой оценке. Для оценки личностных результатов в ходе освоения учащимися ООП ООО применяется методика Шиловой М.И. «Диагностика личностного роста».
Оценка метапредметных результатов освоения ООП ООО – это оценка уровня сформированности у учащихся регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД. Она предусматривает выявление индивидуальной динамики учебных достижений обучающихся и осуществляется в ходе текущего контроля в рамках предметного обучения и посредством комплексных диагностических работ на межпредметной основе.
Показать слайды Листов Самооценки!!!
(Раздать Листы самооценки 6) Оцените свою работу.
Прием «Что у меня на сердце». Вернемся к нашим сердечкам подтвердились ли ваши ожидания?
Прием 7. «Светофор» .Выбирают карточку того цвета, который, по вашему мнению соответствует оценке семинара.Зеленый – позитивно, желтый – нейтрально, красный – негативно.
Спасибо за внимание!