Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы как условие реализации ФГОС


Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы как условие реализации ФГОС
Изучив материал по системе оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, я выделила для себя следующее: система оценки ориентирует образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение ими планируемых результатов освоения содержания учебного предмета и формирование у них универсальных учебных действий
Все мы знаем, что по требованиям ФГОС три группы результатов образования: личностные, метапредметные и предметные подлежат оценке. При этом личностные результаты в соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке.
Объектом оценки метапредметных результатов служат УУД, содержание которых регулируется по классам.
Оценка предметных результатов-это оценка планируемых результатов по отдельным предметам. Поэтому объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.
Новая система оценивания снимает тревожность детей, повышает учебную мотивацию, отслеживает динамику школьной успешности. Система контроля ставит важные социальные задачи: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения. Оценка и отметка должны фиксировать достижения ученика.
Оценочную деятельность я строю на основе следующих принципов:
Оценивание является постоянным процессом.
Оценивание может быть только критериальным. Эти критерии прописаны в программе школы. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям. Критерии должны быть однозначными и четкими.
Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка.
Систему оценивания выстраиваю таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке. Самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя.
В системе оценивания в начальной школе используется:
преимущественно внутренняя оценка-это оценка самой школы (учителя, ребенка, школьного психолога);
внешняя оценка, проводимая различными независимыми службами.
Использую три вида оценивания:
стартовая диагностика. Осуществляется в начале года или перед изучением новых крупных разделов;
текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения;
итоговое оценивание. Предполагает комплексную проверку образовательных результатов в конце учебной четверти и учебного года.
В текущем оценивании я использую следующие методы:
наблюдение, самооценка, самоанализ и методы, основанные на анализе письменных ответов и работ учащихся:
устный опрос, письменная самостоятельная работа, диктант, контрольное списывание, тестовые задания, доклад, изложение, творческая работа.
Формирование учебного действия оценки –необходимое условие становления полноценной учебной деятельности школьника. Сформированное действие оценки-это способность ученика точно знать о своем знании и незнании, умении отличать то, что известно, от того, что неизвестно, умение спросить о недостающем знании не в форме призыва «я не знаю, что делать, помогите!», а в форме «что еще нужно узнать, чтобы решить эту задачу?»
С самооценки начинается учебная самостоятельность младшего школьника. Поэтому в своей работе одной из главных задач я ставлю формирование у детей умения оценивать результат своей учебной деятельности.
В 1 классе на уроках мы обозначали смайликами в дневнике каждый урок. Я давала возможность детям эмоционально оценить прошедший урок или показать доволен ты своей работой или нет. Применяла методику светофора. Красная карточка- я не знаю, желтая карточка- я сомневаюсь, зеленая карточка- я знаю и могу ответить. Дети
Также мои ученики осваивали алгоритм самооценки.
Я получил задание… (учимся вспоминать цель работы)
Какова была цель задания? (учимся сравнивать результат с целью)
Удалось получить результат?
Правильно выполнил или с ошибкой? (учимся находить и признавать ошибки)
Самостоятельно выполнил или с чьей-то помощью? (учимся оценивать процесс)
На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по алгоритму самооценки и определяет отметку.
В этом учебном году планирую «волшебные линеечки», предложенные Г.А. Цукерманном. Инструментом оценивания выступает линеечка-вертикальная линия, на которой ученик отмечает свой уровень знаний и умений знаком х. Эту самооценку потом можно сравнить с оценками, данными ученику его одноклассниками и учителем. Я отмечаю на линеечке свою оценку, которая может быть выше ученической, ниже ее или совпадать с ней. Тогда она обводится кружком.
Во 2 классе я предлагаю записать слова с изученными орфограммами. После записи слов мы выбираем критерий, по которому можно оценить работу. Дети предлагают варианты: я умею писать слова, я записываю слова аккуратно, я умею писать слова с орфограммами. После обсуждения мы выбираем критерий «я умею писать слова с орфограммами». Дети чертят шкалу. Затем я подвожу детей к тому , чтобы оценить работу по каждой орфограмме отдельно.
Учебное действие оценки неразрывно связано с учебным действием контроля. Ученик не только выполняет определенные действия, которые приводят к конечной цели, но и оценивает, насколько эти действия были верны.
В конце четверти ученики 1 кл. заполняли контрольные листы. Здесь нужно было обозначить значками звуки, составить схему предложения, звуковую схему и прописать буквы. А в конце полугодия ученики читали письмо-обращение к себе, выполняли задания, проверяли по эталону, а затем раскрашивали определенными цветами снеговиков.
Ученики 2 класса заполняли листы индивидуальных достижений. Закрашивание определенной клетки на листе индивидуальных достижений фиксирует формирование определенного навыка на данном этапе и показывает динамику обучения учащегося.
Иногда на уроках я использую поурочный лист учета знаний-таблицу, в которой указаны основные виды деятельности учеников на уроке и отметки.
В листе учета может быть несколько отметок, полученных учащимися в течение урока при работе в группе или индивидуально. Отметка, выставляемая за урок,- это средний балл полученных отметок.
Одним из важных умений, способствующих успешному освоению предметного содержания является умение читать. Для фиксирования результатов я использую таблицу, в которой отражены способ чтения, правильность чтения, темп, выразительность, сознательность. Таблица позволяет иметь представление о состоянии каждого критерия в целом по классу и у каждого ученика.
На уроках чтения использую методику дополнения. Цель: заполнить пропуски в тексте, в котором некоторые слова заменены точками. Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные.
За каждое правильно вставленное слово ставится 2 балла.
71-100% баллов от общего числа возможных-высокий уровень,
36-70%-средний уровень,
0-35%-низкий уровень.
В качестве обобщения учебных достижений ребенка в конце года у нас приготовлены оценочные листы. В нем отражаются уровни овладения ключевыми умениями по предмету. Здесь ребенок оценивает себя сам, оценивает родитель и учитель.
Итоговое оценивание на конец учебного года мы проведем с помощью итоговых проверочных работ по предметам и комплексной работы на межпредметной основе.
Еще одним средством предъявления собственных достижений ученика для их оценки является «Портфолио». Он представляет собой подборку личных работ ученика, в которую могут входить творческие работы, доклады, сообщения, листы достижений и т.д.
Умелое использование «Портфеля достижений ученика» предоставляет учителю богатую информацию об индивидуальном развитии ребенка и способствует участию детей в оценке своей работы.
Оценка должна быть проявлением чуткости и доброжелательности. Ведь незнание- это не порок, а стимул к познанию, поэтому важно стимулировать ученика к познанию через похвалу, одобрение, поддержку, создание ситуации успеха. Ведь младший школьник стремится учиться не только потому, что узнает новое, но и потому, что учитель тоже радуется его успехам и огорчается в случае неудачи.