Организация совместной проектной деятельности взрослых и детей дошкольного возраста 
Организация совместной проектной деятельности
взрослых  и  детей дошкольного возраста
Мордовина Ольга Николаевна
Государственное  бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края  «Усть-Лабинский социально-педагогический колледж»  г.Усть-Лабинск
В современной жизни к ребенку-дошкольнику поступает много разнообразной информации. Задача взрослых (родителей, педагогов, воспитателей) – научить ребенка находить необходимую информацию, усваивать ее в виде новых знаний. Использование современных педагогических  и информационных технологий в работе воспитателя детей дошкольного возраста открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников. Метод проектов и организация совместной проектной деятельности взрослых и детей является одной из эффективных технологий в работе современных детских садов.
Технология проектной деятельности – это целенаправленная деятельность взрослых и детей реализуемая по определенному плану  для решения поисковых, исследовательских и практических задач по выбранному  направлению содержания образования. Целью проектной деятельности является развитие свободной творческой личности ребенка. В основе проектной деятельности лежит организация совместной и самостоятельной деятельности детей и взрослых.  Слово «проект» происходит от латинского слова projects, что означает брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперед, а в переводе с греческого языка данное слово обозначает путь исследования. Проект – это замысел, идея, образ, воплощенные в форму описания, обоснования расчетов, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации.
Проектный метод в деятельности дошкольных образовательных учреждений подробно рассмотрен в научных трудах Т.А. Данилиной, Л.С. Киселевой, Т.С. Ладоги, Е. С. Евдокимовой, М. Б.Зуйковой, Е. П. Панько, Ю. В. Атемаскиной, В. Н. Буркова, В. Т. Монахова и др. 
В исследованиях отечественных ученых данный метод понимается как:
вариант интеграции обучения  и воспитания дошкольников;
как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога, воспитанника и родителей;
как поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Сегодня термин «проектный метод» связывают с понятием «проблема», в связи с этим под методом проекта понимают совокупность учебно-познавательных приемов, с помощью которых можно решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и совместных действий дошкольников, с обязательной презентацией этих результатов. 
          В исследованиях отечественных ученых Л.В. Киселевой, Е. П. Панько, В. Н. Буркова, В. Т. Монахова приводится классификация проектов:
типы – исследовательские, творческие, поисковые,  информационные, игровые,  практико-ориентированные;
масштаб – краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочный;виды – индивидуальный, групповой, подгрупповой, парный
Эти научно обоснованные подходы к классификации совместных  проектов детей и взрослых помогают педагогам-практикам в их организации.
По мнению Е. Евдокимовой можно выделить три этапа в процессе вовлечения  дошкольников в проектную деятельность 
3,5 - 5 лет - первый этап,  который  автор Е. Евдокимова обозначает как подражательско-исполнительский.  На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняют действия по прямому предложению взрослого или путем подражания ему, что не противоречит природе маленького ребенка
5-6 лет - второй этап,  характерен тем, что дошкольники уже имеют первоначальный опыт  проектной деятельности и разнообразной совместной деятельности. Дети могут согласовывать действия, активнее организует совместную деятельность со сверстниками, они способны достаточно объективно оценивать свои собственные поступки  и поступки сверстников,  проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы, являющиеся отправной точкой творческих, исследовательских, опытно-ориентировочных проектов. 
6-7 лет - третий этап, творческий, на этом этапе взрослый может развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать ее. 
Подход Е. Евдокимовой в большей степени учитывает возрастные особенности  вовлечения дошкольников в проектную деятельность.    
          Организация  проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении предусматривает определенную последовательность и этапы:
Организационный 
Информационно-содержательный (основной)
Заключительный
Каждый этап имеет конкретное содержание и последовательность  действий., определены функции основных участников  выбранного проекта
Организационный этап проектной деятельности.
Педагог (воспитатель)- определяет проблемной поле и общий план действий
Родители – привлекаются к обсуждению проблемы, определяют тему и содержание работы, совместно с воспитателем намечают задачи для реализации поставленной цели, определяют «домашнее задание» для родителей и организацию совместную самостоятельную деятельность в домашних условиях
Дети – знакомство с темой и вхождение в проект.
Информационно-содержательный (основной)
этап проектной деятельности.
Воспитатели (специалисты ДОУ, педагоги) планируют совместную деятельность с детьми в  образовательном процессе: 
изготовление наглядных пособий, иллюстраций, раздаточных материалов; - разработка содержания беседы  с детьми по теме проекта;
подбор или изготовление  дидактических игр; подбор подвижных, пальчиковых игр, стихов, рассказов, загадок;
организация образовательной деятельности, занятий,  практической, проектной и экспериментальной деятельности, экскурсий, и т.д;
организация продуктивной деятельности(рисование, лепка, КТД и др)
организация работы  с детьми по развитию речи: чтение книг и рассказов, разучивание стихов, рассматривание иллюстраций и картин;
взаимодействие с родителями, педагогами и  специалистами ДОУ, оформление  информационной карты проекта, изготовление  буклета, памятки или паспорта проекта.
Дети – активные участники в образовательном процессе и в совместной деятельности, эксперты в  поиске с родителями и педагогами новых знаний выбранного проекта.
Родители организуют совместную деятельность с детьми в домашних условиях, занимаются поиском и анализом интересной информации. в детской комнате ребенка может быть создан мини-центра активности по проблеме проекта. Родители принимают участие в создании  развивающей среды группы (по заданиям воспитателей), в изготовление с детьми газет, листков, детских книжек, альбомов, в разучивании и сочинении стихов, песенок, историй и др.
Заключительный этап проектной деятельности
Заключительный этап совместной проектной деятельности взрослых и дошкольников предполагает  результат  и продукт деятельности. В результате проектной деятельности выполнены поставленные цели и задачи выбранного проекта. Продуктом проекта может быть  альбом, книга, газета или видео ряд слайдов, история выбранной темы. На заключительном этапе обязательным должна быть презентация темы и содержания проекта, а так же  демонстрация   продукта детской и совместной деятельности.
           Организую совместную  проектную деятельность взрослых и детей воспитатель в полной мере  должен учитывает современные подходы к организации образовательного процесса.  В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования  в работе воспитателя выделяют пять основных образовательных областей:  социально-коммуникативное развитие;  физическое развитие; познавательное развитие; речевое развитие;  художественно-эстетическое развитие, которые  помогают взрослым в выборе направления и темы проекта, в определении его содержания.  Ведущим принципом в работе воспитателя современного детского сада выступает принцип интеграции, т.е. взаимовлияния, взаимопроникновения и межпредметных связей в  организации образовательного процесса.
Опыт  совместной работы воспитателей и педагогов  по проектной деятельности  имеет важные положительные моменты.
1. Изменение позиции воспитателя. Из носителя готовых знаний воспитатель выступает организатором познавательной, исследовательской деятельности  дошкольников и их родителей.
2. Изменение  психологического  климата в  возрастной группе. Информация и знания, приобретаемые в ходе разработки и реализации проекта, становятся достоянием личного детского опыта и совместной деятельности с родителями. Родители участвуют в получении интересных и нужных знаний  для своего ребенка.
3. Участники проекта приобретают умения анализировать, выбирать  и рассуждать. Дети учатся ставить цель, подбирать средства для ее достижения, оценивать результаты.
4. В реализации совместной проектной деятельности происходит развитие социально-коммуникативных навыков: умение договариваться, принимать или не принимать другую точку зрения, умение откликаться на идеи, выдвигаемые другими, умение сотрудничать, оказывать содействие - иначе цель, к которой дети стремятся, не будет достигнута. 
Таким образом, педагогическая ценность совместной проектной деятельности заключается в стимулировании интереса детей к исследованию определенных проблем, для решения которых необходимо владеть знаниями. Через совместную проектную деятельность взрослые могут показать детям  применение различных знаний  и информации на практике. Это позволяет рассматривать проектный метод как инновацию в дошкольном образовании. Организованная деятельность между педагогами, родителями и дошкольниками носит характер сотрудничества, где участие могут принимать и другие субъекты образовательного процесса.
 Следовательно, совместная проектная деятельность делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия детей и их родителей, а основной его целью является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей, где взрослые являются помощниками  и активными участниками образовательного маршрута своего ребенка. В результате именно такой совместной работы и развивается самостоятельная, инициативная, активная личность ребенка.